Научная статья на тему 'Совершенствование и использование образовательных технологий для подготовки конкурентоспособных кадров АПК'

Совершенствование и использование образовательных технологий для подготовки конкурентоспособных кадров АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и использование образовательных технологий для подготовки конкурентоспособных кадров АПК»

Таблица 6 - Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств

Годы Хозяйства в том числе

всех сельскохозяйственные хозяйства К(Ф)Х и индивиду-

категории организации населения альные предприниматели

Продукция сельского хозяйства

2008 104,5 112,8 94,3 129,1

2009 107,2 111,7 101,4 114,8

2010 73,0 77,1 70,8 39,6

2011 143,6 148,7 135,0 в 2,3р.

2012 99,4 100,2 97,8 108,7

2013 100,3 104,4 95,3 93,3

Продукция растениеводства

2008 108,5 122,0 92,6 135,1

2009 110,5 110,5 108,9 124,8

2010 37,2 35,6 40,9 19,3

2011 в 2,4р. в 2,7р. в 2,1р. в 4,1р.

2012 95,1 87,9 102,9 97,0

2013 93,9 92,3 96,4 88,0

Продукция животноводства

2008 101,1 105,5 95,8 116,8

2009 104,0 112,9 94,1 90,1

2010 103,0 111,0 94,8 95,4

2011 106,3 111,1 100,5 108,2

2012 102,8 108,9 93,6 135,9

2013 105,2 112,0 94,2 105,2

Источник: Составлено по: Мордовия: Стат. ежегодник/Мордовиястат. - Саранск, 2012. С. 285; 2013. С. 251; 2014. С. 251.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРОВ АПК

Зонова Н.С., к.э.н, доц. ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА

Сегодня агропромышленный комплекс как никогда нуждается в высокопрофессиональных и компетентных специалистах.

Не смотря на то, что почти 60 сельскохозяйственных вузов выпускают ежегодно около 80 тысяч специалистов, фактически лишь каждый третий выпускник идет работать по специальности, устраивается на работу в отрасль АПК. Далее, как показывает практика даже те выпускники, которые пришли работать в аграрное производство по специальности, не смотря на высокие подъемные, которые им выплачиваются на обустройство, предоставляемое жилье, уходят из отрасли, переходя на более оплачиваемую и комфортную работу. При этом отрасль с каждым годом все больше и больше испытывает кадровый дефицит. Такая ситуация может быть обусловлена многими причинами: непрестижность профессии, трудности адаптации к сельскому укладу, низкое качество обучения, профессиональная незрелость и многие другие. При анализе кадро-

вой политики в АПК можно выделить следующие проблемы: слабая профессиональная подготовка кадров, "старение" кадров, сопровождающееся нежеланием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве; высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе, несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК; нехватка финансовых ресурсов и другие. Текучесть рабочих кадров, как и сменяемость руководителей предприятий, продолжает оставаться высокой. При этом органы управления АПК не вовлечены ни в вопросы набора, ни в трудоустройство выпускников. Такая ситуация объясняет двукратное расхождение показателей отчетности вузов о получивших направления на предприятия АПК - 50- 55 % и отчетности органов управления АПК субъектов Федерации о прибытии на предприятия АПК молодых специалистов 2325 %.

Разумеется, в решении этой проблемы важную роль играет аграрная политика государства, в которой одним из приоритетных направлений является кадровая политика. Реализация аграрных реформ в АПК потребует перестройки не только технологической и экономической сферы, но и образовательной среды сельскохозяйственных вузов.

Следует отметить, что в последние годы многие аграрные вузы существенно укрепили материальную базу за счет внебюджетной деятельности. В распоряжении студентов в достаточном количестве компьютерный парк, библиотечный фонд, современные приборы, машины и оборудование. Но система обучения, подходы к образовательным технологиям остались старыми и нуждаются в кардинальной перестройке.

Во-первых, реформа высшей школы и переход на двухуровневую подготовку потребовали кардинально пересмотреть концепцию образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов третьего поколения;

Во-вторых, повышаются требования к качеству подготовки выпускника, его способности и готовности к адаптации в быстро меняющихся социально-экономических и технологических условиях на селе.

В-третьих, ощущается потребность в подготовке высококонкурентного выпускника, способного работать в различных сферах АПК.

В-четвертых, чтобы обеспечить выпускнику возможность трудоустройства, необходимо ему дать такой набор базовых знаний, который позволил бы быстро и эффективно наращивать знания и применять их в условиях быстро меняющихся технологий и бизнес-процессов.

Разумеется, перестройка образовательных технологий должна осуществляться по многим направлениям, из которых нам хотелось бы остановиться лишь на некоторых.

1. Изменение дидактических и методических приемов работы со студентами. Традиционный учебный процесс, построенный по лекционно- семинарскому принципу, формализованный по времени и месту ориентирован на экстенсивный, пассивный тип подготовки. Объектом изучения при этом часто является прошлый опыт. В современных условиях при средней продолжительности жизненного цикла бизнес-технологий 5-7 лет, мы будем готовить специалиста способного работать во вчерашнем дне, а для того чтоб работать сегодня и завтра, потребуются значительные затраты

на дополнительную подготовку и возможно переподготовку. На смену авторитарной системе преподавания с изложением уже достигнутых знаний должна прийти творческая, креативная педагогика. Суть этой педагогики, на наш взгляд, сводится не к передаче студентам готовых знаний, а перенос акцента в работе преподавателя на управление познавательной деятельностью студента. Важная роль при этом отводится самостоятельной работе студентов и личностно-ориентированному подходу к обучению. Это реализуется посредством вариативной составляющей образовательной программы и в частности дисциплин по выбору и специализации. Для того, чтобы усилить практическую подготовку бакалавра к разработке образовательной программы следует активнее привлекать работодателей, т.к они в большей степени заинтересованы в высококвалифицированных кадрах.

2. Одной из главных инновационных идей в перестройке образования является- создание информационной образовательной среды, построенной на основе новых подходов к электронным технологиям обучения. Это совокупность электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) учебных дисциплин интегрированных в учебные модули. Каждый ЭУМК представляет компьютерную обучающую программу учебных, методических и справочных материалов систему тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную работу студента и возможность прямого взаимодействия с преподавателем. Организационно-технологической основой информационной образовательной среды являются информационно -коммуникационные технологии, обеспечивающие хранение, обновление учебных материалов и интерактивное взаимодействие студента и преподавателя. Интегрированная компьютерно-обучающая среда позволяет перенести часть второстепенных, обеспечивающих функций преподавателя на обучающие программы и высвободить преподавателя для творческой деятельности, углубления знаний, интеграции их с профессиональным опытом.

3. Новый подход к подготовке выпускника, умеющего действовать активно и конструктивно, состоит в развитии компетентност-ного подхода при формировании образовательных систем. Современная практика показывает, что востребованность выпускника, овладение им приемами и методами работы на практике, зависят не только от уровня знаний по специальности, а почти на половину от умения работать в коллективе, ориентировать-

ся в обстановке, от понимания социально-экономической обстановки в целом, от усилий по продолжению своего образования, от приобретенных навыков работы с информацией, от ответственности за принятые решения.

4. Создание современной системы менеджмента качества образования. В ней можно выделить такие центры:

> Мониторинга качества образования;

> Тестирования;

^ Информационно-аналитический.

Качество образования и подготовки выпускника оценивается с двух сторон: самим вузом и работодателем. При этом очень часто критерии оценки не совпадают. Контроль качества внутри вуза реализуется в соответствии со шкалой оценок (зачеты, экзамены, контрольные и курсовые работы и др.). Обобщающими показателями выступают рейтинги, графики движения успеваемости и т.п. При этом не всегда уделяется должное внимание анализу качественного набора абитуриентов, качественного состава кафедр, качества методического обеспечения.

Внешняя среда контроля качества выпускника со стороны работодателя может быть

оценена вузом с помощью показателей: % трудоустройства выпускников, количество заявок на выпускников, % выпускников, занимающих высокие должности.

5. Использование технологий непрерывного образования на основе единых образовательных комплексов, которые включают в себя профессионально-техническое, средне-специальное, высшее , послевузовское образование. Главным преимуществом единого образовательного комплекса будет концентрация ресурсов, скоординированность и преемственность учебных программ, большая привязка содержания образования к реальным потребностям рынка труда.

Таким образом, высшее аграрное образование в России находится на достаточно сложном, переходном этапе и от того, на сколько сумеют вузы перестроить образовательный процесс и адаптировать новые образовательные технологии к своим образовательным программам, будет зависеть конкурентоспособность и вузов и выпускников.

Раздел 11. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТУПИК В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Меденников В.И., д.т.н., зав. отд., ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова»

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с примерами информационной интеграции различных услуг. Например, оплата стоянки автомобиля с мобильного телефона, услуг ЖКХ, заказ и бронирование билетов, гостиниц и т.д. в Интернете. Данные тенденции связаны как с возросшими возможностями программно-технических средств, типизацией их, так и с выработкой стандартов, протоколов передачи и обработки данных, например, единых классификаторов.

Также стихийно создаются различные базы данных (БД), преследующие свои цели и имеющие довольно большое количество пользователей. Например, «Прайс» (Рамблер), «Маркет» (Яндекс), «Спарк» (Интерфакс), «Учет результатов научно-технических достижений (НТД)», «Научная электронная библиотека (E-library.ru [1])» и др.

Однако, в территориальной и отраслевой информатизации успехов в интеграции

различных информационных ресурсов почти не наблюдается.

Рассмотрим возможность перехода процесса информатизации сельского хозяйства России на инновационный путь, значительно удешевляющий к тому же этот процесс, который заключается как раз в интеграции различных информационных ресурсов, как указывалось выше, на базе типизации программно-технических средств, выработки стандартов, протоколов передачи и обработки данных, например, единых классификаторов.

Хотя много говорится о важности информатизации сельского хозяйства (по мере развития и возрастания сферы применения информационных технологий они все чаще рассматриваются в качестве ключевого фактора успеха), на практике глубокие преобразования последних лет не стимулировали внедрение в сельскохозяйственное производство новейших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.