Научная статья на тему 'Современные информационные технологии управления в подготовке менеджеров'

Современные информационные технологии управления в подготовке менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ОБЛАЧНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репецкая Наталья Викторовна

Рассмотрены вопросы обучения менеджеров использованию современных информационных технологий управления в профессиональной деятельности с целью удовлетворения требований работодателей. Проведен анализ рынка информационных технологий управления и «облачных» сервисов в России. Обоснован выбор информационных технологий управления, которым необходимо обучать будущих менеджеров. Проанализирован опыт использования «облачных» технологий для обучения студентов в пилотном проекте компании «1С» для учебных заведений. Выявлены преимущества использования программного обеспечения на «облачных» технологиях в учебном процессе по сравнению с локальным программным обеспечением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN TRAINING MANAGERS

The article reviews the problems of training managers in using modern information technologies in management in order to cater for employers' requirements. The market of information technologies in management and «cloud» services in Russia has been studied. The choice of information technologies in management which future managers should be taught has been substantiated. The experience of using «cloud» technologies for training students within «1C» pilot project for universities has also been analyzed. The advantages of using software in the «cloud» technologies over the local software in the learning process have been identified.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии управления в подготовке менеджеров»

УДК 004

НВ. Репецкая СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. Рассмотрены вопросы обучения менеджеров использованию современных информационных технологий управления в профессиональной деятельности с целью удовлетворения требований работодателей. Проведен анализ рынка информационных технологий управления и «облачных» сервисов в России. Обоснован выбор информационных технологий управления, которым необходимо обучать будущих менеджеров. Проанализирован опыт использования «облачных» технологий для обучения студентов в пилотном проекте компании «1С» для учебных заведений. Выявлены преимущества использования программного обеспечения на «облачных» технологиях в учебном процессе по сравнению с локальным программным обеспечением.

Ключевые слова: менеджер, обучение, информационные технологии, «облачные» технологии, рынок труда.

NaMm Repe^kaya MODERN INFORMATION MANAGEMENT

TECHNOLOGIES IN TRAINING MANAGERS

Annotation. The article reviews the problems of training managers in using modern information technologies in management in order to cater for employers' requirements. The market of information technologies in management and «cloud» services in Russia has been studied. The choice of information technologies in management which future managers should be taught has been substantiated. The experience of using «cloud» technologies for training students within «1C» pilot project for universities has also been analyzed. The advantages of using software in the «cloud» technologies over the local software in the learning process have been identified. Keywords: manager, training, information technologies, «cloud» technologies, job market.

На современном этапе развития информационного общества происходит его все большая информатизация, в процессе которой совершается насыщение средствами информатики различных сфер деятельности, развиваются и внедряются новые виды информационных технологий, предназначенные для оптимизации различных видов информационных процессов, создаются автоматизированные банки данных и знаний по различным видам человеческой деятельности. Информация играет все большую роль в жизни общества, так как от ее эффективного использования зависит не только развитие науки, образования и культуры, но также и экономическое могущество государства, его национальная безопасность. В управлении предприятиями роль информационных технологий приобретает решающее значение. Современные информационные технологии являются той базой, которая реализует любые информационные процессы в целях эффективного управления предприятием. Стратегические цели информационных технологий - обеспечить развитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность и снижение стоимости выполнения бизнес-процессов.

Информационные технологии являются основой управленческой деятельности организации и представляют собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия - выпуском готовой продукции с целью получения прибыли от реализации этой продукции. Максимально эффективна та автоматизированная система, которая охватывает все взаимосвязанные многогранные бизнес-процессы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому одним из важнейших инструментов обеспечения эффективности деятельности организаций в условиях конкурентной среды в настоящее время являются корпоративные информационные системы, спо-

© Репецкая Н.В., 2014

собные обеспечить поддержку всех ключевых бизнес-процессов организации таких, как планирование, учет, контроль и анализ по всем направлениям основной и вспомогательной деятельности.

Важно понимать, что развитие информационных технологий есть составная часть развития организации. Применение современных информационных технологий для решения управленческих задач возможно, если организация обеспечена соответствующими ресурсами для этой деятельности: персоналом (знание и навыки), инструментарием (методики и программное обеспечение), информацией (внешнее и внутреннее окружение, потребители, поставщики, конкуренты). Применение новых информационных технологий в управлении подразумевает новые методы работы с информацией, требует профессиональных знаний и навыков работы. Информационные технологии обеспечивают внедрение новых методов в управление документооборотом, создают менеджерам реальные условия для управления персоналом, снабжением, сбытом, финансами, а работникам учетных служб обеспечивают ведение в реальном времени оперативного и бухгалтерского учета в аналитических и синтетических разрезах, составление необходимой отчетности.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена в любых организациях, нужно отметить, что его эффективная работа всецело зависит от уровня оснащения предприятия электронным оборудованием, используемого общего и специального программного обеспечения, а главное - от уровня профессиональной подготовки и способности быстрого освоения новых информационных технологий. Большую роль здесь играет уровень качества подготовки специалистов в области управления. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» профессиональная деятельность менеджера включает организационно-управленческую, информационно-аналитическую и предпринимательскую деятельность, для реализации которой бакалавры должны обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью эффективно использовать корпоративные информационные системы и применять информационные технологии для решения управленческих задач, умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности [1].

Работодатель в условиях возросшей конкуренции желает получить высококвалифицированного специалиста, способного адаптироваться к меняющимся условиям труда, уметь решать профессиональные задачи с помощью современных информационных технологий и быстро обучаться. При достаточном количестве вузов и выпускников существует дефицит квалифицированных специалистов, способных осуществлять эффективную трудовую деятельность. Выпускники образовательных учреждений зачастую не удовлетворяют требованиям работодателей и оказываются невостребованными, несмотря на наличие вакансий [10].

Задача удовлетворения потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах является важнейшей для высшего профессионального образования. Применение новых информационных технологий в экономике и управлении предприятиями ставит перед образовательными организациями задачу подготовки специалистов высокой квалификации, владеющих практическими навыками работы с современными информационными технологиями управления.

Для эффективного решения профессиональных задач в области управления современные менеджеры должны обладать навыками работы с информационными технологиями автоматизации офисных задач, корпоративными информационными системами и справочно-правовыми информационными системами. В основе обучения менеджеров должно быть освоение информационных технологий автоматизации офисных задач (обработка входящей и исходящей информации, сбор и последующий анализ данных, создание отчетов, поиск информации и др.). Наиболее популярным и широко используемым в этой сфере является интегрированный пакет прикладных программ

Microsoft Office, основу которого составляют текстовый редактор, электронная таблица, система управления базами данных, средства телекоммуникаций, графический редактор.

Для выполнения профессиональных задач менеджер должен знать структуру и принципы работы в локальных и интегрированных информационных системах, позволяющих автоматизировать функции управления организацией. Рынок программных продуктов предлагает большое количество разнообразных прикладных программ для автоматизации оперативного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий («1С», «Галактика», «Парус», «Scala», «Axapta» и др.). Большинство малых и средних предприятий используют для автоматизации программные продукты компании «1С», позволяющие автоматизировать функции предприятия как локально, так и интегрировано в комплексной корпоративной информационной системе. Крупные предприятия выбирают для автоматизации корпоративные информационные системы, такие как «Oracle», «R/З» («SAP») и др. Согласно данным IDC (International Data Corporation) три четверти российского рынка занимают производители ERP-систем «SAP» (47,8 %) и «1С» (31,6 %) (см. рис. 1) [4].

□ SAP

□ 1C

47,8 И Oracle

□ Microsoft

□ Галактика Другие

Рис. 1. Доли поставщиковинформационных систем управления предприятием на российском рынке, % (Источник: IDC)

Использование программных продуктов этих производителей требует соответствующих знаний и навыков работников. По данным о вакансиях порталов Superjob.ru, Rabota.ru отрос на специалистов, умеющих работать с программными продуктами «1С», «SAP» растет. Следовательно, учитывая требования работодателей, бакалавров необходимо обучать в первую очередь работе с программными продуктами этих компаний. В линейке программных продуктов компании «1С» для обучения менеджеров наиболее целесообразно использовать следующие: «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление небольшой фирмой», «1С:Документооборот», «1С:Зарплата и Управление персоналом», «1С:Управление производственным предприятием». Использование в обучении программных продуктов, которыми пользуются работодатели, позволит наглядно показать студентам практическое применение информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности, а сформированные профессиональные компетенции в области использования информационных технологий у выпускников вуза позволят значительно облегчить процесс профессиональной адаптации молодых специалистов.

1,8

7,5

31,6

Для выполнения своих профессиональных обязанностей менеджер должен ориентироваться в системе законодательства и использовать нормативные правовые акты, регламентирующие сферу профессиональной деятельности. Ввиду того, что законодательство РФ постоянно совершенствуется, необходимо своевременно отслеживать происходящие изменения. Помогают в этом информационные справочно-правовые системы, такие как «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др. Лидер этого направления, доля которого на рынке справочно-правовых систем России составляет более 70 %, - «КонсультантПлюс» - аналитическая справочно-правовая система, предоставляющая широкий перечень дополнительных сервисных услуг [6]. В этой системе содержится весь объем актуальной правовой информации, необходимой для обеспечения эффективной деятельности предприятия начиная от федеральных законов и заканчивая формами бухгалтерской и налоговой отчетности.

Реализация компетентностного подхода к обучению бакалавров согласно ФГОС ВПО должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения [1]. Одной из таких форм обучения является деловая игра - современная интерактивная форма обучения, в основе которой лежит имитация производственных ситуаций на различных этапах работы. Как показывает опыт, изучение профессиональных дисциплин с применением информационных технологий при организации обучения в форме деловых игр, в ходе которых студенты решают практические задачи профессиональной деятельности, происходит более эффективно.

Крупные разработчики программного обеспечения для автоматизации управленческой деятельности («1С», «SAP», «КонсультантПлюс») активно сотрудничают с образовательными организациями. Для обучения студентов эти компании разрабатывают методическое обеспечение, в которое входят деловые игры, конкретные практические ситуации из «хозяйственной жизни» организаций. Анализ практических ситуаций реализует междисциплинарный подход в обучении, позволяет студентам обеспечить более прочное усвоение изучаемого материала и погрузиться в контекст будущей профессии. Для более глубокого изучения программных продуктов и привлечения интереса к автоматизации управленческой деятельности компании-разработчики программного обеспечения сотрудничают с образовательными организациями и проводят олимпиады и конкурсы для студентов образовательных организаций. Компания «1С» ежегодно проводит «Всероссийский студенческий конкурс по использованию «1С:Бухгалтерии 8», «Конкурс дипломных проектов», «Олимпиаду по 1С-программированию» и другие проекты [9]. Компания «КонсультантПлюс» проводит ежегодные Межвузовские олимпиады, проект «Даем старт профессионалам!» [5; 8]. Участие в конкурсах и проектах этих крупных компаний позволяет студентам получить профессиональный опыт и адаптироваться к требованиям, предъявляемым потенциальными работодателями. С целью методической поддержки обучения программным продуктам компании «1С», «SAP», «КонсультантПлюс» проводят ежегодные конференции и для преподавателей образовательных организаций [3; 8; 9].

На современном этапе развития информационных технологий наиболее динамично развивающимся направлением являются «облачные» технологии. Они позволяют использовать приложения без установки на локальных компьютерах, работать с системой удаленно из любого места, где есть доступ к сети Интернет, сократить затраты на программное обеспечение, оборудование и администрирование системы. Среди «облачных» технологий различают три уровня «облачных» сервисов: приложение как сервис (SaaS), платформа как сервис (PaaS), инфраструктура как сервис (IaaS). Темп роста рынка «облачных» сервисов опережает темп роста рынка информационных технологий в целом. Согласно исследованиям и прогнозам J'son & Partners Consulting российский рынок «облачных» сервисов к 2017 г. может вырасти в три раза по сравнению с 2012 г. и составить 32,3 млрд руб. (см. рис. 2) [7].

2012А 2013F 2014F 2015F 2016F 2017F Рис. 2. Российский рынок XaaS в 2012-2017 гг. (прогноз)

Лидеры программного обеспечения для автоматизации управленческой деятельности («1С», «SAP», «КонсультантПлюс») предоставляют своим клиентам возможность использования современных информационных технологий и разрабатывают «облачные» версии своих программных продуктов. Программные продукты на «облачных» технологиях проникают и в образовательный процесс. Компания «SAP» в рамках проекта «Университетский Альянс SAP» предоставляет для обучения целый спектр программных продуктов, среди которых отраслевые решения, решения для бизнес-аналитики [3]. Компания «1С» в настоящее время для обучения студентов в «облачном» сервисе предоставляет программы «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Управление небольшой фирмой» [2].

Апробация «облачного» сервиса компании «1С» для обучения студентов проходила с апреля по июнь 2013 г. в форме пилотного проекта «Использование сервиса «1С:Предприятие 8 через Интернет для Учебных заведений» в учебном процессе». В рамках пилотного проекта использовалась программа «1С:Бухгалтерия 8» (редакция 3.0) и методическое пособие Д.В. Чистова и С.А. Харитонова «Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерии. Задачи, решения, результаты. Учебное пособие». Филиал ГУУ в г. Обнинске принимал участие в этом проекте в числе 65 вузов. Обучение проводилось в рамках дисциплин «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Учет и анализ» параллельно в нескольких группах на локальном программном обеспечении и на «облачных» технологиях, что позволило сравнить использование разных условий работы с программным обеспечением.

Участие в пилотном проекте компании «1С» выявило преимущества, получаемые при использовании «облачных» технологий в обучении, перед локальным программным обеспечением. Благодаря использованию «облачных» технологий появилась возможность работать с актуальной версией программного обеспечения, иметь неограниченный рамками занятий доступ к своей информационной базе. Преподаватель также получил возможность подключаться к базам студентов, не прерывая их работу, контролировать активность работы студентов в течение всего курса обучения, устанавливать параметры использования сервиса, не дающие возможности загрузки чужих информационных баз, что заставляет студентов работать самостоятельно и повышает качество знаний студентов.

Следует отметить, что использование в обучении современных информационных технологий, применяемых работодателями, деловых игр, основанных на практических ситуациях из «хозяйственной жизни» предприятий, в сочетании с программным обеспечением на «облачных» технологиях повышает качество обучения и мотивацию студентов, поскольку знание современных информационных технологий профессиональной деятельности оказывает решающее значение при трудоустройстве выпускников.

Обучение студентов в системе высшего профессионального образования должно осуществ-

ляться с опережением времени. Использование актуального программного обеспечения для обучения студентов, возможное при использовании «облачных» сервисов, позволит сократить время на адаптацию выпускников вуза к новым программным продуктам. Изучение современных информационных технологий позволяет студентам не только получить новые знания, умения и навыки, но и получить конкурентное преимущество на рынке труда, что, несомненно положительно скажется и на положительном имидже образовательной организации. Это позволит повысить качество высшего профессионального образования, увеличить востребованность и трудоустроенность выпускников вузов, снизить затраты работодателей на послевузовскую адаптацию специалистов и ускорить включение выпускников в полноценную профессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки РФ № 544 от 20 мая 2010 г. (ред. от 31 мая 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 7.06.2014).

2. 1С:Предприятие 8 через Интернет для Учебных заведений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.1cfresh.com (дата обращения: 3.06.2014).

3. Академический центр компетенции SAP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acc-sap.ru (дата обращения: 3.06.2014).

4. Грамматчиков А. Российские ERP наступают // Эксперт. - 2013. - № 37(867).

5. Конкурс «Даем старт профессионалам!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zemser.m/about/olimpiada (дата обращения 11.06.2014).

6. Краткая история системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strana-prava.ru/analiz/konsultant-plus/konsultant-plus-history (дата обращения 10.06.2014).

7. Облачные сервисы (рынок России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.m/index.php/Сгатья:Облачные_сервисы_ %28рынок_России %29 (дата обращения: 2.06.2014).

8. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.06.2014).

9. Официальный сайт компании «1С» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1c.ru (дата обращения 3.06.2014).

10. Садченкова Ю.П., Репецкая Н.В. Подготовка квалифицированных кадров, адекватных требованиям регионального рынка труда Калужской области - территории инновационного развития // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН РАН, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.