Научная статья на тему 'Комплексный подход к подготовке кадров для АПК развития сельских территорий'

Комплексный подход к подготовке кадров для АПК развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к подготовке кадров для АПК развития сельских территорий»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АПК РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Н.Н. Дегтярев, дир. Павловского сельскохозяйственного техникума Воронежской области, Засл. учитель Российской Федерации, А.А. Боева, к.э.н., доц. Воронежского государственного технического университета, А.А. Мордовцев, к.э.н., доц. Воронежского Государственного аграрного

университета им. К.Д. Глинки

Современная система профессионального образования в России, разделена на три уровня: начальное, среднее и высшее профессиональное образование (НПО, СПО, ВПО). Эти три уровня профессионального образования находятся в слабой зависимости друг от друга, зачастую относятся к разным ведомствам. Более того, действующие государственные образовательные стандарты по уровням образования очень мало связаны между собой, что подтверждается сроками обучения на более высоком уровне образования вне зависимости от профессиональной подготовки предыдущего уровня. Например, если по всем уровням обучения (НПО, СПО, ВПО) взять исходный возраст 17 лет, то продолжительность дневного обучения для пол учения профессионального образования в соответствии с действующими стандартами складывается следующей: НПО - на базе 9 классов - 2 года и возраст 19 лет; 11 классов - 1 год и возраст тоже 19 лет; СПО -на базе 9 классов - 3 года и возраст 20 лет; на базе 11 классов - 3 года и возраст 21 год; на базе НПО -4-5 лет и возраст 22 года; ВПО - на базе 11 классов - 5 лет и возраст 23 года; на базе НПО - 6-7 лет и возраст 24 года. Если учащийся получил высшее профессиональное образование (ВПО), но до этого получил начальное профессиональное образование (НПО), затем среднее профессиональное образование (СПО), его возраст и длительность учебы складываются следующими: на базе 9 классов - 8 лет и 25 лет; на базе 11 классов - 8 лет и 26 лет; на базе НПО - 9-10 лет и возраст 27 лет. Такой длительный путь к высшему профессиональному образованию через начальное и среднее профессиональное образование, становится существенным препятствием не только из-за возрастного уровня, когда уже необходимо создавать семью, решать жилищные проблемы, а также из-за длительности обучения от 5 до 9-10 лет и неудовлетворенности зачета предыдущей подготовки, что не является стимулом повышения профессионального уровня. Согласно комплексной программы перспективного развития на 2006-2010 гг. ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум» целью в своей основной деятельности определяет подготовку конкурентоспособных кадров среднего звена для малого и среднего бизнеса в сельскохозяйственном производстве, социальной сфере, обеспечения кадрами местного самоуправления для устойчивого развития сельских территорий.

В этой связи за последние годы в техникуме значительно расширена сфера представляемых образовательных услуг в первую очередь для сельской молодежи :

- 1991 г. - открыта специальность 030503 Правоведение;

- 1992 г. - специальность 120301 Землеустройство;

- 1994 г. - специальность 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

- 1999 г. - специальность 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

- 2001 г. - открыта подготовка по специальности 080114 Земельно-имущественные отношения;

- 2004 г. - в техникум приняты первые студенты по специальности 280401 Мелиорация, рекультивация и охрана земель;

- 2008 г. - открыты специальности: 230101 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей; 100106 Организация обслуживания в общественном питании.

Преодоление недостатков в рамках действующей системы профессионального образования возможно путем интеграции на основе договоров о совместной деятельности с учреждениями общего образования, НПО, СПО и ВПО Воронежской области. Такие договоры имеет техникум со школами для ведения предпрофильной и профильной подготовки в рамках общего образования. В 2008 г. были приняты выпускники Лосевской школы не на 2 курс, а сразу на 3 курс по техническим специальностям с учетом освоения ими на старшей ступени общеспециального курса по избранными специальностям.

С 2005 г. Павловский сельхозтехникум заключает договоры о совместной деятельности с семью учреждениями НПО окружающих районов на сокращенную подготовку на 1 год их выпускников по специальности «Механизация сельского хозяйства», уже выпущено 76 специалистов. Им трудно дается общетехническая подготовка, но зато они преуспевают в спецподготовке.

Длительное время шли переговоры о сокращенных сроках получения ВПО для выпускников техникума. В 2002 году эта работа по взаимному совмещению образовательных программ была завершена подписанием договора о совместной деятельности в этом направлении с Воронежским государственным агроуниверситетом им. К.Д.Глинки. В настоящее время по сокращенным программам до четырех лет на платной основе получают высшее образование по своему профилю более 700 выпускников техникума. Это подтверждает востребованность совершенствования своего профессионального уровня выпускниками техникума и доступность его получения по заочной форме. Существующая интеграция профессионального образования на основе договоров о совместной деятельности между учреждениями всех уровней образования носит временный характер выхода из ситуации при действующих госстандартах в более короткие сроки предоставления молодому поколению получения высшего уровня профессионального образования, позволяющее ему обеспечивать более высокое качество жизни.

Для стабильной связи всех уровней профессионального образования необходимо создавать на территории области новые модели образовательных учреждений, в Уставах которых будет заложена доступность получения любого уровня профессионального обучения путем перехода с одной ступени на другую в рамках одного учреждения. Такой действующей моделью учреждения профессионального обучения довузовской подготовки является колледж, высшей ступенью полученного в нем образования является бакалавр. А чтобы уровень бакалавриата был более доступен получателю образовательных

услуг необходима связь с учреждениями высшего профессионального образования.

Таким образом, на наш взгляд, вырисовывается наиболее эффективная модель образовательного учреждения довузовской подготовки это колледж университета (технического, аграрного, гуманитарного и т.д.). Эти тенденции носят по мнению специалистов прогрессивный характер.

Во-первых, преподавание целого ряда дисциплин СПО И НПО преподавателями вуза в целом способствуют повышению качества учебного процесса, да и само включение преподавателей программ СПО, НПО в состав вузовских кафедр также может способствовать повышению уровня соответствующего преподавательского состава.

Во-вторых, объединение учреждений профессионального образования способствует повышению его результативности (на основе повышения эффективности использования материально-технической и учебно-лабораторной базы, трудовых ресурсов, а также путем оптимизации управленческих расходов и структуры подготовки специалистов).

В-третьих, такая организация учебного процесса стимулирует учащихся НПО и студентов СПО лучше учиться, ибо у них есть возможность продолжить свое обучение в вузе. Европейская система профессионального образования развивается по этому направлению. Колледжи готовят кадры по рабочим профессиям, средне-техническим специальностям по 30-50 образовательным программам с контингентом 8-11 тыс. студентов и получением на высшей ступени диплома бакалавра.

Экономика такого колледжа построена на максимальном привлечении финансовых средств из всех источников, заинтересованных в подготовке кадров, что дает возможность поддерживать на высоком уровне материально-техническую базу колледжа и уровень оплаты преподавательского состава.

Применяемая «дуальная система» профессионального образования в Германии, позволяет совмещать практическое обучение на предприятиях и

теоретическое в училищах и колледжах, также используется база предприятия для практического обучения студентов, это позволяет сокращать затраты на материальную базу колледжей и добиваться качественной подготовки специалистов для заказчика с его конкретной технологией и оборудованием.

Структура существующих учебных заведений области профессионального образования при введении нормативного подушевого финансирования к 2012 г. вызывает сомнения в возможностях повышения материально-технического уровня учреждений профессионального образования и повышения оплаты труда их работников как основных условий высококачественной подготовки кадров. На наш взгляд, в Воронежской области на базе существующей системы профессионального образования необходимо разработать комплексный системный подход к развитию новой структуры образовательных учреждений профессионального образования. Мы предлагаем объединение учреждений НПО и СПО вне зависимости от ведомственной принадлежности на основе многоучредительства с вхождением в структуру. Такая система предусматривает создание на базе существующих учреждений НПО и СПО многофункциональных, многоуровневых учебных заведений с максимальным сохранением материально-технической базы и персонала, приближением услуг довузовской профессиональной подготовки к потребителю с активным развитием социального партнерства с муниципальными органами власти, работодателями на территориях, где расположены существующие учреждения НПО и СПО (транспортная доступность до учебного заведения до 80 км.).

При этом создание таких центров предполагает многоучредительство (Федеральное агентство по образованию, администрация области, администрация муниципальных образований, работодатели) и многоканальное финансирование за счет разных источников в зависимости от заказчика: федерального, областного, муниципального бюджетов, средств работодателя, собственных средств.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА ВСЕРОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА АГРАРНЫХ ПРОБЛЕМ И ИНФОРМАТИКИ им. А.А. НИКОНОВА

Е.Н. Тимошкина, к.пед.н., зав. информ.-библ. центром Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А.Никонова

Без соответствующего информационного обеспечения невозможно проведение научных исследований и разработок. В этом процессе главной задачей научной библиотеки НИИ является оперативное нахождение релевантной информации с применением необходимого инструментария новых информационных технологий (НИТ).

Внедрение компьютерных технологий, создание информационно-телекоммуникационной сети для доступа к отечественным и мировым базам данных (БД) привело к преобразованию научных библиотек в информационно-библиотечные центры, деятельность которых отличается разнообразием предоставляемых услуг, как традиционных, так и связанных с применением телекоммуникаций. Изменения коснулись всех направлений деятельности научных библиотек (в данном случае информационно-библиотечного центра - ИБЦ): информационно-библиотечное обслуживание, формирование комплекса информационных ресурсов, информационно-библиотечные технологии.

Автоматизированная форма обслуживания ученых включает: информационное обслуживание с помощью электронного каталога (ЭК); локальные БД собственной генерации; работа в режиме «запрос-ответ»; удаленные БД (в том числе зарубежные); электронная доставка документов; электронные издания (в том числе реферативные журналы); индивидуальное информирование в автоматизированном режиме; консультации-обучения. Подробнее рассмотрим информационное обслуживание научных работников с использованием ЭК.

Состав фонда научной библиотеки (ИБЦ) должен раскрываться в электронном каталоге (ЭК) в виде набора метаданных библиографической записи, включающего ссылку на полный текст документа.

Именно поэтому попытке создания ЭК в информационно-библиотечном центре ВИАПИ им. А.А.Никонова, предшествовало приобретение в 2008 г. автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК-Э01_» версия 1.10 (АИБС «МАРК»). Разработчиком является НПО «Информ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.