Научная статья на тему 'Модель довузовского профессионального образования'

Модель довузовского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтунова С. А.

В статье автор доказывает, что создание эффективной модели развития профессионального образования, превращение его в ресурс социально-экономического развития области на основе сотрудничества системы образования, власти, бизнеса и местного сообщества является основной стратегической целью системы профессионального образования Владимирской области.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author proves that creation of effective model of development of vocational training, its transformation into a resource of a social and economic development of the region on the basis of cooperation of an education system, the power, business and local community is the basic strategic target of system of vocational training of Vladimir region.

Текст научной работы на тему «Модель довузовского профессионального образования»

МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

БОЛТУНОВА С.А.

В статье автор доказывает, что создание эффективной модели развития профессионального образования, превращение его в ресурс социальноэкономического развития области на основе сотрудничества системы образования, власти, бизнеса и местного сообщества является основной стратегической целью системы профессионального образования Владимирской области.

Создание модели развития профессионального образования будет способствовать повышению эффективности образования для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала региона, создания экономики, основанной на знаниях.

Система довузовского профессионального образования области не может не учитывать складывающуюся в стране социально-экономическую ситуацию. Достижения довузовского профессионального образования связаны, прежде всего, с демократическими и экономическими преобразованиями, заложившими основы содержательных и структурных изменений в системе профессионального образования Владимирской области.

За период с 01 января 2005 года система довузовского профессионального образования области претерпела значительные изменения, что связано, в первую очередь, с принятием ряда федеральных нормативных правовых документов (федеральные законы № 122-ФЗ, № 95-ФЗ и № 131-ФЗ), на основании которых распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 № 1565-р с 01 января 2005 года осуществлена передача федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ со всем имущественным комплексом в государственную собственность Владимирской области.

В результате, основным событием последних лет стал процесс регионализации профессионального образования и следующая за этим оптимизация сети областных учреждений профессионального образования с учетом демографических и социально-экономических условий.

Для дальнейшего развития сети учреждений довузовского профессионального образования была разработана региональная программа ее реструктуризации, в основу которой базе: НПО+СПО, НПО+ВПО, СПО+ВПО; НПО+СПО+ВПО;

- создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня, в том числе подготовки и переподготовки взрослого населения, мигрантов при взаимодействии с органами по труду и занятости населения; переобучение и повышение квалификации педагогических кадров, а также дифференциация учреждений по уровням финансирования и собственности с переходом на смешанную систему финансирования из бюджетов различных уровней;

- своевременное освобождение образовательных учреждений от ветхих и аварийных зданий и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения, не имеющих отношения к образовательному процессу;

- создание филиалов («кампусов», «территорий») учреждений начального и среднего профессионального образования в тех территориях, где молодежь, взрослое население не

In the article the author proves that creation of effective model of development of vocational training, its transformation into a resource of a social and economic development of the region on the basis of cooperation of an education system, the power, business and local community is the basic strategic target of system of vocational training of Vladimir region.

имеют возможности получить или продолжить профессиональное образование из-за его транспортной недоступности;

- создание многопрофильных образовательных учреждений, в том числе ресурсных центров как подразделений региональной сервисной службы профессионального образования (по отраслевому и территориальному принципам) с разработкой механизма эффективного совместного использования учебно-материальной базы ресурсных центров;

- расширение возможности получения образования особыми категориями граждан - инвалидами, сиротами, выпускниками коррекционных образовательных учреждений, подростками с социальными проблемами, подростками с девиантным поведением;

- использование части высвобождаемых помещений под общежитие в территориях, где отсутствуют общежития, рациональное использование имеющихся общежитий;

- реорганизация образовательных учреждений с целью решения вопросов собственности;

- избавление от инфраструктуры (для сельских учреждений), обеспечивающей жизнедеятельность села и не связанной с организацией образовательного процесса.

Первичный анализ опыта региональных систем довузовского профессионального образования, участие в проводимых Министерством образования и науки РФ, Национальным фондом подготовки кадров семинарах и конференциях по проблемам реформирования системы профессионального образования показал, что перевод системы начального и среднего профессионального образования на региональное управление обусловил как структурные изменения самой системы управления образованием, так и привнес новые качественные изменения в институциональность этой системы, перераспределив полномочия и ответственность социальных партнеров за развитие образовательных учреждений и кадрового потенциала региона.

Можно смело утверждать о появлении и развитии инноваций по всем направлениям деятельности системы НПО: управление и планирование, нормативное финансирование, реструктуризация образовательных учреждений, развитие социального партнерства и пр.

Изменения федерального законодательства, определившего уровни компетенций различных уровней власти, оптимизация сети учреждений потребовали разработки новой нормативно-правовой базы регионального профессионального образования. Изучив опыт создания региональной сети учреждений профессионального образования (Чувашия, Саратовская, Нов-городвская. Воронежская, Ленинградская области), департаментом образования было подготовлено 23 постановления и распоряжения Губернатора области, внесены изменения в ранее принятые нормативные акты, в том числе в областную целевую программу «Развитие системы профессионального образования Владимирской области» и областной Закон «Об образовании».

В условиях регионализации задачами региональной системы довузовского профессионального образования обозначены следующие:

1) обеспечение равного доступа граждан к получению качественного профессионального образования;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

3) совершенствование содержания, создание эффективных механизмов управления качеством профессионального образования;

4) разработка и реализация территориальных моделей образовательной сети (оптимизация сети) учреждений довузовского профессионального образования;

5) обеспечение устойчивого финансирования учреждений профессионального образования.

В связи с поставленными задачами в качестве приоритетных направлений развития довузовского профессионального образования Владимирской области на среднесрочную перспективу рассматриваются:

- повышение качества образования, создание независимой системы оценки качества профессионального образования;

- реструктуризация сети учреждений путем их укрупнения, кооперации и интеграции с целью реализации профессиональных образовательных программ разного уровня и профиля;

- развитие системы непрерывного профессионального образования;

- оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с отраслевым заказом;

- формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда;

- актуализация содержания образования через переход на модульные профессиональные образовательные программы.

Достижение указанных тактических задач системой профессионального образования в 2007-2008 учебном году было обеспечено реализацией Основных направлений модернизации образования Владимирской области, утвержденных постановлением Губернатора области от 09.11.2004 № 600, целевой программы «Развитие профессионального образования Владимирской области на 2003-2007 годы», утвержденной Законом от 02.09.2002 № 91-ОЗ (с изменениями и дополнениями), Концепцией организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, утвержденной постановлением Губернатора области от 02.12.2004 № 635, которая определила основные приоритеты развития сети, формирования единого регионального профессионально-образовательного пространства.

Конечным результатом реализации Концепции должно стать создание региональной сети учреждений довузовского профессионального образования, отвечающей образовательным потребностям населения и изменениям квалификационной структуры подготовки кадров для различных отраслей экономики области.

Концепция организации региональной сети учреждений профессионального образования рассматривает реструктуризацию сети в качестве основного направления повышения эффективности функционирования учреждений довузовского профессионального образования. Реструктуризация предусматривает три этапа (2005 - 2010 годы):

1 этап - 2005 - 2006 гг.

2 этап - 2007 - 2008 гг.

3 этап - 2009-2010 гг.

Первый и второй этапы - приведение в соответствие мощностей и потребностей в получении довузовского профессионального образования, создание оптимальной сети и отработка новых моделей учреждений профессионального образования.

Третий этап - реструктуризация системы как двухуровневой с использованием ресурсов и возможностей довузовских учреждений профессионального образования федерального подчинения.

1 этап реструктуризации сети завершен, его итоги одобрены коллегией администрации области (постановление Губернатора области от 01.08.2006 года № 547 «О ходе выполнения постановлений Губернатора области о реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования»).

В настоящее время ведется практическая работа по завершению 2 этапа реструктуризации сети учреждений профессионального образования.

В результате проделанной работы (2005 - 2007 гг.) были реорганизованы 20 учреждений начального и среднего профессионального образования (УНПО и УСПО) или 50 % существующей областной сети учреждений довузовского профессионального образования, создано 3 многоуровневых учреждения, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (г. Вязники, г. Александров, г. Гороховец) и 6 одноуровневых многопрофильных укрупненных учреждения начального профессионального образования (г. Александров, г. Гусь-Хрустальный, г. Владимир, г. Кольчугино, г. Киржач). По состоянию на 01.01.2008 года сеть областных учреждений профессионального образования оптимизирована на 12 учреждений и составляет 31 учреждение начального профессионального образования и 7 учреждений среднего профессионального образования, с общим контингентом обучающихся 10586 человек и 3990 человек соответственно.

В результате осуществления организационно-управленческих мероприятий за весь период реструктуризации было высвобождено 23047,9 кв.м. (10,1 %) учебных площадей. Кроме этого, учреждения передавали объекты соцкультбыта, жилфонда и инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность села и напрямую не связанной с организацией образовательного процесса, производили отчуждение земель, не пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве, передавали часть недвижимого имущества в виде тепловых сетей и линий электропередач, трансформаторных подстанций, жилого фонда с общей площадью —7974,8 кв.м. Ряд объектов недвижимого имущества включены в Программу приватизации на 2008-2009 годы, утвержденную постановлением Губернатора области от 07.11.2007 № 820.

За период реструктуризации удалось дополнительно привлечь к финансированию профессионального образования около 49,3 млн. рублей. Эти средства были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений, на повышение стипендиального обеспечения обучающихся, на увеличение фонда оплаты труда, на повышение заработной платы и материальное стимулирование мастеров производственного обучения. За последние два года в целом наметилась положительная динамика структуры затрат в системе довузовского профессионального образования как по бюджетным, так и по внебюджетным средствам.

Оптимизация сети областных учреждений достаточно эффективна, что подтверждается сохранением социальной и территориальной доступности профессионального образования и повышением качества образовательных услуг. Процент охвата выпускников школ профессиональным образованием в течение двух лет остается стабильным: в системе НПО - 29-30 %; в системе СПО - 42-43 %.

За 2005 - 2007 годы удалось увеличить подготовку кадров в рамках отраслевого заказа по профессиям: «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» с 225 чел. до 264 чел. (117 %), «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» - с 47 до 54 чел. (115 %), «Станочник» - с 132 до 136 чел. (103 %), «Слесарь» - с 173 до 203 (117 %), «Сварщик» - с 352 до 385 чел. (109%); успешно осуществить выпуск в 2007 году обучающихся по профессиям «Мастер по ремонту в ЖКХ», «Оператор текстильного производства», «Монтажник связи». Подготовка рабочих кадров по отраслевому заказу позволила стабилизировать трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (62 %) и снизить число выпускников, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных (2007 г. - 2,5 %, 2006 г. - 2,6 %, 2005 г. - 2,7 %). Растет количество выпускников УНПО, получивших повышенные квалификационные разряды (26 %) и число выпускников УСПО, получивших дипломы с отличием (23 %).

В 2007 году два учреждения профессионального образования (ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» пос. Никологоры, ОГОУ СПО «Александровский промышленногуманитарный техникум» победили в приоритетном национальном проекте «Образование».

Реализация первых этапов создания региональной модели довузовского профессионального образования и опыт, накопленный департаментом образования в направлении оптимизации сети учреждений позволяет нам сделать вывод, что главными задачами региональных органов исполнительной власти в области управления довузовским профессиональным образованием на современном этапе его развития являются следующие: реализация эффективной государственной политики в сфере довузовского профессионального образования; осуществления контроля исполнения федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО; повышение качества профессионального образования; расширение перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в регионе; разработка и осуществление комплекса мер по социальной защите и охране здоровья обучающихся и педагогических коллективов учреждений; реализация эффективной кадровой политики и повышение социального статуса работника учреждения профессионального образования.

В основу развития довузовского профессионального образования в регионах на наш взгляд должны быть заложены принципы:

- формирования эффективных форм государственно-общественного управления на основе складывающихся форм собственности;

- преемственности начального, среднего и высшего профессионального образования;

- глубокой демократизации управления и организации учебно-воспитательного процесса;

- постоянного развития и обновления педагогических систем и самого образовательного комплекса в соответствии с динамикой изменений в обществе;

- обеспечение различных уровней профессионального образования;

- вариативности, гибкости в выборе содержания, форм, методов, средств обучения с учетом специфики предприятий и организаций;

- создания многоуровневых образовательных учреждений, соответствующих особенностям производства регионов;

- опережающего профессионального образования;

- развития внебюджетной деятельности.

Практические шаги по реализации указанных направлений и принципов уже осуществляются департаментом образования и получат дальнейшее развитие при принятии закона области «О начальном и среднем профессиональном образования Владимирской области» и разработке Комплекса мер по поддержке областных учреждений начального и среднего профессионального образования на 2009-2011 годы.

Вместе с тем, несмотря на значительные успехи, достигнутые учреждениями довузовского профессионального образования Владимирской области за последние годы, они не решили главной задачи - опережающего ресурсного обеспечения экономического развития региона, восполнение недостатка квалифицированных кадров, вызванного несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования.

В целях разрешения указанной актуальной в настоящее время для многих регионов проблемы мы выделяем основные преимущества развития системы довузовского профессионального образования Владимирской области на ближайшую перспективу. С учетом этих преимуществ за период 2005 - 2008 годы департаментом образования администрации Владимирской области, руководителями областных учреждений довузовского профессионального образования осуществлены необходимые организационно-управленческие мероприятия по созданию региональной модели довузовского профессионального образования.

Преимущества Действия по их реализации

Повышение качества подготовки через объединение кадровых и материально-технических ресурсов разноуровневых учреждений профобразования. Организация гибкой, динамичной, целевой, разноуровневой подготовки рабочих кадров и специалистов в условиях одного образовательного учреждения. Возможность подготовки квалифицированных кадров в сокращенные сроки по интегрированным учебным планам и программам с использованием современных образова-тельн ых технологий. Создано 3 многоуровневых учреждения, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (г. Вязники, г. Александров, г. Гороховец) и 6 одноуровневых многопрофильных укрупненных учреждения начального профессионального образования. Доказали свою эффективность созданные на базе Александровского промышленно-гуманитарного техникума и Вязниковского механикотехнологического техникума многоуровневые и многопрофильные учреждения - комплексы, центры для профессионального образования и профессиональной подготовки территорий. Заключены договоры о сотрудничестве между разноуровневыми учреждениями профессионального образования на реализацию сокращенных сроков подготовки специалистов. Открыты филиалы учреждений СПО на базе учреждений НПО, филиалы вузов на базе УСПО и УНПО.

Мобильное реагирование на рынок труда области, учет его специфики в количественном и профессиональноквалификационном разрезах. Департаментом по труду и занятости формируется отраслевой заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов. Ежегодно постановлением Губернатора области утверждается перечень остродефицитных профессий. Постоянно обновляется Региональный перечень профессий начального профессионального образования с учетом потребностей рынка труда, отраслевой занятости населения и гендерных особенностей региона. Открыта подготовка по новым профессиям и специальностям, востребованным рынком труда области (за 2006 - 2007 годы открыто в НПО - 13, в СПО - 4).

Создание условий для получения профессионального образования различным категориям граждан. Сохранена и расширена за счет высвободившихся площадей база общежитий учреждений довузовского профессионального образования. Создана областная нормативная правовая база для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Успешно обучаются и социализируются в учреждениях довузовского профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (около 6 % от общего контингента обучающихся). Активно развивается новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - патронат. В целях создания оптимальных условий обучения и воспитания социально незащищенных категорий обучающихся на базе ОГОУ СПО «Вязниковский механико-технологический техникум» создан Центр социально-педагогической поддержки «Надежда», в котором воспитыва-

ются 80 детей-сирот и опекаемых. На базе ПУ № 33 г. Владимира открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Система профилактики и коррекции асоциального и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях начального профессионального образования», готовится к открытию в ПУ № 55 г. Киржач опытно-экспериментальная площадка по теме «Организационно-педагогические условия личностного становления подростков, не имеющих основного общего образования». В целях активизации межведомственного взаимодействия по профилактике негативных проявлений в поведении обучающихся в 16 учреждениях начального профессионального образования области введены должности «школьных инспекторов». Учреждения НПО активно сотрудничают с Владимирской областной общественной организацией «Владимирская Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет».

Значительное увеличение подготовки взрослого населения, в том числе мигрантов по программам дополнительного профессионального образования. Созданы межрегиональный Центр переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов и Центр обучения военнослужащих на базе Владимирского государственного университета. Ежегодно более 5-ти тысяч человек из числа взрослого населения области проходят на базе областных учреждений профессиональную подготовку, переподготовку и повышении квалификации по прямым договорам.

Значительный рост эффективности социального партнерства с работодателем, заинтересованным в высококвалифицированных кадрах. Разработан Типовой договор о сотрудничестве между предприятиями (организациями) области и учреждениями профессионального образования (в настоящее время учреждениями довузовского профессионального образования заключено более 1200 таких договоров с предприятиями различных форм собственности). Заключены Соглашения между департаментом образования администрацией области, Торгово-промышленной палатой Владимирской области и Ассоциацией работодателей и товаропроизводителей области. Успешно реализуются пилотные проекты «Разработка и апробация модели адаптивной образовательной профессиональной среды на основе взаимодействия учреждения начального профессионального образования и производственного предприятия» на базе ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» г. Владимир совместно с ОАО «Завод «Автоприбор» и на базе ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 33 г. Владимир и ОАО «Владимирский химический завод». В направлении углубления отношений социального партнерства следует отметить работу областных учреждений начального профессионального образования: ПУ № 10 г. Муром (А.А. Чернышев) и ОАО «Муромтепловоз» (В.Ф. Харитонов), ПЛ № 35 г. Ковров (Н.Л. Персидская) и ОАО «Ковровский электро-механический завод» (В.В. Лебедев), ПУ № 1 г. Ковров (Н.М.Карев) и ОАО «Завод имени Дегтярева» (А.В. Тменов), ПУ № 47 г. Гусь-Хрустальный (Ю.А. Фильчаков) и ОАО «Стеклохолдинг» (Ю.Д. Клегг), ПЛ № 3 г. Владимир (Л.Н. Муравьев) и Ассоциация строителей Владимирской области (Ю.Ю. Козырев), ПУ № 40 г. Владимир (З.М. Шумкина) и ООО «Спар-Владимир».

Дальнейшее развитие Ресурсных центров профессионального образования, в которых концентрируется не только кадровый и методический потенциал, но также информационный банк и средства телекоммуникационной связи. Создано 8 ресурсных центров профессионального образования по наиболее востребованным экономикой области отраслям: машиностроение и металлообработка, строительство, транспорт, сельское и лесное хозяйство, туризм (г. Владимир, г. Александров, г. Суздаль, г. Муром, пос. Никологоры).

Развитие и повышение эффективности использования программноцелевого метода управления системой профессионального образования. Приняты и реализуются областные целевые программы: Развития образования до 2010 года, Безопасность образовательного учреждения, Повышение правовой культуры населения Владимирской области на 2006-2010 годы, Комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во Владимирской области, Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному товарообороту на 2005-2009 годы», Развитие Русского языка и др. Разрабатывается Комплекс мер по поддержке областных учреждений начального и среднего профессионального образования на 2009-2011 годы. Для оценки деятельности учреждений начального профессионального образования разработаны критерии оценки деятельности учреждений начального профессионального образования (лидерами рейтинга стали в 2006 году ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 2 г. Ковров, в 2007 году - ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 40» г. Владимир, в 2008 году - ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» пос. Никологоры).

Одним из наиболее эффективных механизмов использования основных преимуществ развития системы довузовского профессионального образования области мы определяем консолидацию усилий заинтересованных сторон в развитии ресурсного обеспечения экономики и создание перспективной организационной формы его дальнейшего развития - образовательный кластер Владимирской области.

Немногим более года 2-х лет слово «кластер» прочно вошло в обиход. Его активное употребление началось после приема Президентом страны в Кремле команды ИТМО (Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики). Во время этой встречи главным предметом обсуждения стала тема соединения науки, образования и бизнеса.

Стоит отметить, что само по себе английское слово «кластер» переводится как пучок, цепь или связыватель, способный выступать в качестве организационного и объединяющего принципа. Но если изначально он употреблялось лишь для характеристики сети компьютеров, то позже, благодаря американскому экономисту Майклу Портеру, этот удачный технический термин приобрел и политико-экономический оттенок. Так, по М. Портеру, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга».

Изучение теории и практики применения кластерной политики в зарубежных странах, приводит нас к убеждению, что создание и развитие кластеров может стать одним из ключевых направлений диверсификации и развития образования, прежде всего профессионального, в условиях рыночной экономики.

Кластерную политику проводят сегодня во многих развитых и развивающихся странах, в том числе в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Германии, Финляндии, Франции, Канаде, США и других. Безусловно, их опыт должен изучаться и то, что приемлемо для нашей страны, должно использоваться.

В качестве примеров можно назвать Францию, где правительство страны в прошлом году приняло конкретную программу развития 60 кластеров на три года стоимостью 1,5 млрд. долларов. В Великобритании создан специальный фонд с государственным финансированием для развития инновационных кластеров. Правительство Казахстана с прошлого года осуществляет проект диверсификации экономики именно через создание кластеров. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориально-производственных кластеров реализуется в инициативном порядке.

Кластер, согласно одному из синтетических определений, есть высокопродуктивная, ориентированная на современные технологии форма кооперации (cluster, буквально — «расти вместе»), объединяющая для достижения единой цели в гибкую систему производственные компании, научно-исследовательские и образовательные учреждения, поставщиков комплектующих, оборудования и услуг, финансовые институты, государственные органы, а также организации по сотрудничеству.

Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместные усилия бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роли, которую играют бизнес и власть при создании и развитии региональных кластеров, различны, но взаимодополняющих. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации.

Создание на территории области образовательного кластера (научно-образовательного) определено стратегией развития области.

Основное содержание «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», подготовленной МЭРТ РФ в марте 2007 года, и содержание выступления Президента РФ Путина В.В. на расширенном заседании Государственного совета в начале февраля текущего года, известное под названием «О стратегии развития России до 2020 года», а также результаты анализа ситуации во Владимирской области и за ее пределами, полученные Институтом социально-экономического развития ЦФО, свидетельствуют о том, что ядром стратегии развития Владимирской области должно стать развитие человеческого потенциала.

Стратегия Владимирской области: стратегия интегрированного роста за счет создания сети кластеров на основе приращения человеческого капитала и динамичного притока сторонних и внутренних инвестиций, направляемых на инновационное замещение основного капитала существующего и вновь создаваемых бизнесов, что обеспечит выпуск конкурентоспособной продукции и бурный рост доходов населения.

Одной из стратегических целей развития Владимирской области является следующая - к 2010 году заложить основу системы кластеров (агропромышленного, энергетического, транспортного, образовательного, деревообрабатывающего, туристского, военно-промышленного, автомобильного, стекольного, лекарственного, строительного и т.д.), связи между которыми должны образовывать гибкую сеть управления экономикой региона.

Человеческий потенциал определяет два других стратегически значимых направления развития - инновационность и конкурентоспособность, поскольку люди - это главный ресурс, который перерабатывает (трансформирует) все остальные виды ресурсов: информационные, материальные, финансовые, энергетические. Именно человеческий потенциал определяет эффективность использования такого специфического ресурса как время.

Учитывая изложенное, направления развития Владимирской области стратегически выглядят так, что инновационность требует внесения институциональных изменений, а для роста конкурентоспособности, с одной стороны, необходима модернизация существующей экономики области, а с другой стороны, необходима ее трансформация за счет создания сети региональных кластеров.

Намеченный многократный рост производительности труда требует создание областной системы непрерывного образования работников всех отраслей, всех форм собственности и всех специальностей и профессий. И здесь в первую очередь инновационным должно стать сама система образования в области. Мобильность и творчество в деятельности отмеченной системы возможны в случае создания саморегулируемых организаций (СРО)1 учебных заведений (например, СРО учителей, СРО преподавателей вузов и т.п.), но приоритет следует отдать формированию образовательного кластера или нескольких кластеров.

Региональная инновационная система будет представлять собой сеть кластеров связанных между собой отношениями кооперации и объединенные одним центральным кластером

- научно-образовательным кластером Владимирской области.

В статье «Стратегические сети региональных кластеров» профессор Ю.Н. Лапыгин определяет «кластеры, как цепь технологически связанных между собой предприятий, расположенных на одной территории, обладающих преимуществами как в части снижения издержек, так и в части сохранения качества исходных ресурсов, из которых изготавливается конечный продукт». Автор статьи отмечает, что «в кластере реализуется закон синергии, который в данном случае может звучать так: потенциал кластера существенно больше суммы потенциалов предприятий, входящих в него».

Научно-образовательный кластер, построенный на базе классического университета (г. Владимир), вошедшего в число 40 инновационных вузов страны, и включающего всю цепочку образовательных учреждений, в том числе учреждения довузовского профессионального образования, технопарк и научно-образовательные центры (НОЦ), расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий региона, а также вновь созданный Владимирский институт инновационного развития.

НОЦ следует ориентировать на оказание предприятиям комплексных услуг: консультационных, образовательных, исследовательских. В итоге будет сформирована региональная производственно-научно-учебная сеть. Юридические лица, входящие в сеть будут усиливать потенциал друг друга. НОЦ должны представлять собой не только учебные помещения, пригодные для интерактивных форм обучения, но и Интернет-классы для общения в чат, консультаций с тьюторами и самообучения в удаленном доступе по информационным ресурсам электронной библиотеки университета. НОЦ может обслуживать интересы не только предприятий, на базе которых они расположены, но и частных предпринимателей, предприятий малого бизнеса и органы местного самоуправления на территории.

Технопарк, включает специфические функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка (консалтинговое агент-

1 По определению, саморегулируемая организация создается путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеет своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.

ство, инвестиционная компания, страховая компания, кадровое агентство, агентство по оценке и аудиту, рекламное агентство, агентство по 1Т-технологиям, инжиниринговая фирма, институт повышения квалификации и т.д.) и юридические лица (научно-исследовательские институты и лаборатории) составят ядро технопарка. Предполагается создать консорциум по формированию технопарка на землях университета: предприятия вносят прямые инвестиции, университет входит правом пользования земельным участком.

Существующий «Инновационнно-технологический центр», созданный при участии администрации области, сохранив свой статус, вольется в технопарк и получит свое новое развитие.

По мере раскрутки технопарка консорциум ликвидируется, а бразды правления будут переданы управляющей компании, где университет будет занимать доминирующее положение.

Как самостоятельные игроки региональной инновационной системы будут выступать учреждения довузовского профессионального образования, наиболее крупные и перспективные организации и предприятия различных форм собственности, торгово-промышленная палата Владимирской области, Ассоциация работодателей и товаропроизводителей области, отраслевые НИИ и КБ, а также инновационные подразделения самих региональных отраслевых кластеров.

В этом случае государственные ресурсы, направляемые на образование и науку, будут использоваться эффективно и сосредотачиваться на прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, появится возможность активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. Возрастет эффективность системы непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, а условия для занятия малым бизнесом станут более комфортными особенно на старте.

Таким образом, под образовательным кластером мы понимаем сеть учебных заведений, расположенных на территории области, прежде всего образовательных учреждений довузовского профессионального образования (училища и лицеи, техникумы и колледжи), вузов, учреждений дополнительного профессионального образования), а также научноисследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм. Естественно, что центральное место в данной сетевой структуре должно принадлежать высшему учебному заведению (университету).

Результаты исследований авторитетных отечественных ученых свидетельствуют о том, что успешное решение задачи по обеспечению экономического роста в экономике России, в общем, и субъектов Российской Федерации в частности требует проникновения образования в экономику и слияние академической науки с практикой ведения бизнеса и технологических укладов2.

Данная особенность определяется следующими факторами:

1. Общемировой тенденцией повышения востребованности персонала с высшим образованием;

2. Происходящими глобальными изменениями структуры источников финансирования высшей школы, проявляющимися в снижении доли государственных расходов и увеличении удельного веса корпоративных источников финансирования деятельности высших учебных заведений (вузов);

3. Формированием вузами и корпорациями специализированных структур (технопрарков, бизнес-центров, научно-производственных объединений), направленных на внедрение в производство результатов научных исследований;

2 Винислав Ю.Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактологоия, теория, предложения) // Российский экономический журнал. - 2005. - № 7-8. - С. 55-71.

4. Высокой скоростью устаревания информации (знания, полученные студентом на 1 курсе, к моменту окончания вуза устаревают примерно на 50 %).

Перечисленные общемировые тенденции в России дополняются сменой централизованной экономики на региональную. Региональная экономика находится в настоящее время в стадии формирования региональных альянсов и кластеров. На основе изложенного можно заключить, что формирование образовательного кластера представляет собой проблему, решение которой актуально и значимо для всех регионов страны.

Библиографический список

1. Винислав Ю.Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактологоия, теория, предложения) // Российский экономический журнал. - 2005. -№ 7-8. - С. 55-71.

2. Лапыгин Ю.Н. Стратегические сети региональных кластеров. Стратегический выбор развития региона: Методология и функциональные подходы развития. Книга первая. Учебное пособие под общей ред. Илларионова А.Е. и Кретинина В.А. - Владимир, Собор, 2007. - 512 с. ISBN 594002-707-2

3. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А.Г. Гранберг; Гос. ун-т - Высшая школа экономики.- 4-е изд.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004

4. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. http://subcontract.ru/Docu m/Docu mShow_DocumID_17. html.

(Кластерный подход к экономическому развитию территорий. Дранев Я.Н. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.