услуг необходима связь с учреждениями высшего профессионального образования.
Таким образом, на наш взгляд, вырисовывается наиболее эффективная модель образовательного учреждения довузовской подготовки это колледж университета (технического, аграрного, гуманитарного и т.д.). Эти тенденции носят по мнению специалистов прогрессивный характер.
Во-первых, преподавание целого ряда дисциплин СПО И НПО преподавателями вуза в целом способствуют повышению качества учебного процесса, да и само включение преподавателей программ СПО, НПО в состав вузовских кафедр также может способствовать повышению уровня соответствующего преподавательского состава.
Во-вторых, объединение учреждений профессионального образования способствует повышению его результативности (на основе повышения эффективности использования материально-технической и учебно-лабораторной базы, трудовых ресурсов, а также путем оптимизации управленческих расходов и структуры подготовки специалистов).
В-третьих, такая организация учебного процесса стимулирует учащихся НПО и студентов СПО лучше учиться, ибо у них есть возможность продолжить свое обучение в вузе. Европейская система профессионального образования развивается по этому направлению. Колледжи готовят кадры по рабочим профессиям, средне-техническим специальностям по 30-50 образовательным программам с контингентом 8-11 тыс. студентов и получением на высшей ступени диплома бакалавра.
Экономика такого колледжа построена на максимальном привлечении финансовых средств из всех источников, заинтересованных в подготовке кадров, что дает возможность поддерживать на высоком уровне материально-техническую базу колледжа и уровень оплаты преподавательского состава.
Применяемая «дуальная система» профессионального образования в Германии, позволяет совмещать практическое обучение на предприятиях и
теоретическое в училищах и колледжах, также используется база предприятия для практического обучения студентов, это позволяет сокращать затраты на материальную базу колледжей и добиваться качественной подготовки специалистов для заказчика с его конкретной технологией и оборудованием.
Структура существующих учебных заведений области профессионального образования при введении нормативного подушевого финансирования к 2012 г. вызывает сомнения в возможностях повышения материально-технического уровня учреждений профессионального образования и повышения оплаты труда их работников как основных условий высококачественной подготовки кадров. На наш взгляд, в Воронежской области на базе существующей системы профессионального образования необходимо разработать комплексный системный подход к развитию новой структуры образовательных учреждений профессионального образования. Мы предлагаем объединение учреждений НПО и СПО вне зависимости от ведомственной принадлежности на основе многоучредительства с вхождением в структуру. Такая система предусматривает создание на базе существующих учреждений НПО и СПО многофункциональных, многоуровневых учебных заведений с максимальным сохранением материально-технической базы и персонала, приближением услуг довузовской профессиональной подготовки к потребителю с активным развитием социального партнерства с муниципальными органами власти, работодателями на территориях, где расположены существующие учреждения НПО и СПО (транспортная доступность до учебного заведения до 80 км.).
При этом создание таких центров предполагает многоучредительство (Федеральное агентство по образованию, администрация области, администрация муниципальных образований, работодатели) и многоканальное финансирование за счет разных источников в зависимости от заказчика: федерального, областного, муниципального бюджетов, средств работодателя, собственных средств.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА ВСЕРОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА АГРАРНЫХ ПРОБЛЕМ И ИНФОРМАТИКИ им. А.А. НИКОНОВА
Е.Н. Тимошкина, к.пед.н., зав. информ.-библ. центром Всероссийского института аграрных проблем и
информатики им. А.А.Никонова
Без соответствующего информационного обеспечения невозможно проведение научных исследований и разработок. В этом процессе главной задачей научной библиотеки НИИ является оперативное нахождение релевантной информации с применением необходимого инструментария новых информационных технологий (НИТ).
Внедрение компьютерных технологий, создание информационно-телекоммуникационной сети для доступа к отечественным и мировым базам данных (БД) привело к преобразованию научных библиотек в информационно-библиотечные центры, деятельность которых отличается разнообразием предоставляемых услуг, как традиционных, так и связанных с применением телекоммуникаций. Изменения коснулись всех направлений деятельности научных библиотек (в данном случае информационно-библиотечного центра - ИБЦ): информационнобиблиотечное обслуживание, формирование комплекса информационных ресурсов, информационнобиблиотечные технологии.
Автоматизированная форма обслуживания ученых включает: информационное обслуживание с помощью электронного каталога (ЭК); локальные БД собственной генерации; работа в режиме «запрос-ответ»; удаленные БД (в том числе зарубежные); электронная доставка документов; электронные издания (в том числе реферативные журналы); индивидуальное информирование в автоматизированном режиме; консультации-обучения. Подробнее рассмотрим информационное обслуживание научных работников с использованием ЭК.
Состав фонда научной библиотеки (ИБЦ) должен раскрываться в электронном каталоге (ЭК) в виде набора метаданных библиографической записи, включающего ссылку на полный текст документа.
Именно поэтому попытке создания ЭК в информационно-библиотечном центре ВИАПИ им. А.А.Никонова, предшествовало приобретение в 2008 г. автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК-Б01_» версия 1.10 (АИБС «МАРК»). Разработчиком является НПО «Информ-
система» г. Москва. АИБС «МАРК-Б01_» относится к системе третьего поколения и является продолжением развития АИБС семейства под общим названием «МАРК». Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение ЭК, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, учет библиотечного фонда и обслуживание пользователей.
АИБС «МАРК-Б01_» имеет несколько модулей: администратор, каталогизация, поиск, комплектование, книгообеспеченность, абонемент. Информационно-библиотечный центр ВИАПИ им. А.А.Ни-конова приобрел два главных модуля: администратор и каталогизацию. Модуль «Администратор» -это подсистема, которая осуществляет администрирование системы и БД и выполняет функции по адаптации системы к нуждам пользователей. Подсистема реализована внутри локальной сети.
Модуль «Каталогизация» - подсистема, с помощью которой осуществляется создание и ведение электронного каталога (ЭК), научная и техническая обработка поступивших документов, ведение инвентарного и без инвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм, проверка на дублетность и др. Доступ к подсистеме осуществляется внутри локальной сети.
Совместно с ЦНСХБ РАСХН было проведено обучение по использованию АИБС «МАРК-Б01_», а
также работа по наполнению электронного каталога информационно-библиотечного центра ВИАПИ им. А.А. Никонова. Общий фонд ИБЦ насчитывает 6668 тыс. экземпляров, который содержит отечественные и иностранные книги, диссертации, авторефераты диссертаций, научно-техническую документацию, периодические и продолжающиеся издания и др. документы по актуальным проблемам АПК. На сегодняшний день работа по наполнению ЭК продолжается, количество записей составляет более 3 тыс. названий.
В ходе реализации работы по автоматизации всех библиотечных процессов в ИБЦ ВИАПИ им. А.А.Никонова рассматривается задача о создании сервера для программы «МАРК-Б01_» - это позволит каждому научному сотруднику института осуществлять информационный поиск в библиотечном фонде по интересующей теме исследования со своего рабочего места.
Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что автоматизация библиотечных процессов научных сельскохозяйственных библиотек НИИ и работа по совершенствованию информационного обеспечения научных работников должна проводиться в тесной координации с головной библиотекой отрасли ЦНСХБ РАСХН, которая в свою очередь должна эффективно осуществлять функции центрального звена отраслевой системы информационного обеспечения АПК.
ЗАРУБЕЖНАЯ СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ О.А. Александрова, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета
«Если трудно дается учеба, то нужно подумать, стоит ли ее продолжать сразу. Может, лучше поработать на производстве, набраться опыта, а потом прийти учиться на магистра?».
Нередко в резюме зарубежных специалистов можно встретить биографические данные авторов: степень бакалавра получил в одном учебном заведении, степень магистра - в другом, иногда даже по разным направлениям. Зарубежная система двухуровневой подготовки дает свободу маневра.
Уже более пяти лет российские вузы присоединяются к европейским стандартам образования. Болонское соглашение воплощается постепенно: у него хватает и сторонников, и противников.
Англосакская система высшего профессионального образования считается одной из эффективных в мире. Отличительной особенностью подготовки специалистов по данной системе является тесная взаимосвязь предприятий, университетов, исследовательских центров и независимых профессиональных ассоциаций и сообществ.
Англосакская система высшего образования состоит из ступеней:
- степень бакалавра (BS - Bachelor of Science или BA - Bachelor of Arts) - примерно соответствует незаконченному высшему образованию. Для получения этой степени нужно учиться в университете 4 года;
- степень магистра (MS - Master of Science или MA - Master of Arts) - несколько более высокий уровень, чем стандартное пятилетнее высшее образование в России. Получение степени магистра занимает, в среднем, два года после получения диплома бакалавра, т.е. в общей сложности 6 лет обучения в университете;
- магистр управления в области бизнеса (MBA - Master of Business Administration), а также другие степени в области бизнеса (MIM, MMS). Бизнес-образование является отдельной строкой в иерархии зарубежных дипломов. Степень MBA является не ученой, а скорее «профессиональной», она подтверждает наличие определенных практических навыков в области бизнеса;
- ученая степень Ph.D (Doctor of Philosophy) - «нечто» среднее между кандидатом и доктором наук. Обучение требует от 4 до 6 лет после завершения первого этапа образования, т.е. получения диплома бакалавра. Аналогичная степень присуждается и в области бизнеса - DBA (Doctor of Business Administration).
Абитуриенты за рубежом, решившие получить высшее образование, обычно подают документы в несколько университетов одновременно, затем выбирают из тех вузов, которые готовы их принять. Зачисление в университет происходит на основании следующих факторов: средний балл в школе, место в «академической иерархии» класса (т.е. соотнесение среднего балла будущего студента и его одноклассников), рекомендации учителей и результаты национальных стандартизированных тестов. В течение первого года студенты изучают различные общеобразовательные курсы, после чего выбирают будущую специальность, а несколько позже - более узкую специализацию.
Отличительная черта образования по болонской системе - значительная самостоятельность студентов при выборе части академических дисциплин. Каждый студент сам заполняет свой учебный план, придерживаясь определенной системы правил: существуют так называемые «обязательные» предметы, не сдав экза-