Научная статья на тему 'Проблемы информатизации аграрного образования'

Проблемы информатизации аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информатизации аграрного образования»

Источники

1. Тиранова Л.В., Тиранов А.Б. Банк данных для энерго-экономической оценки и корректировки короткоротационных севооборотов // Земледелие. - 2012. - № 2. - С. 5-7.

Методика ресурсно-экологической оценки эффективности земледелия на биоэнергетической основе. - Курск: Изд. Центр "ЮМЭКС", 1999. - 48 с.

1.3 Информатизация аграрного образования, подготовки и

переподготовки кадров

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н.В. Хохряков, к.ф.-м.н., проректор Ижевской государственной сельскохозяйственной академии

Стремительная информатизация российского общества ставит аграрные вузы в принципиально новые условия, требует выработки новых подходов для сохранения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Благодаря действию ряда федеральных программ вычислительная техника и сети Интернет появились на сельских территориях. Более 90% абитуриентов, поступающих на первых курс Ижевской ГСХА, обладают определенными навыками работы с персональным компьютером, включая поиск информации и общение в глобальной информационной сети. Персональные компьютеры и ноутбуки с выходом в интернет имеются в большинстве комнат студенческих общежитий. Таким образом, образовательная среда хорошо подготовлена к широкому внедрению средств информатизации, причем этот процесс будет идти при любой политике руководства конкретного аграрного вуза.

Следует отметить, что интеграция в мировое информационное пространство имеет для села даже большее значение, чем для мегаполиса. Низкая концентрация населения сельских территорий снижает интенсивность профессиональных контактов между специалистами сельскохозяйственных отраслей. В то же время, отличительной особенностью экономики АПК является присутствие большого числа малых предприятий, не способных содержать собственные отелы маркетинга и отделы по внедрению новых сельскохозяйственных технологий. Все эти проблемы могут быть частично сняты за счет интеграции АПК в мировое информационное пространство. При этом для получения значимых изменений в социально-экономической ситуации недостаточно решения возникающих технических вопросов. Необходимо разработать комплекс мер по подготовке специалистов АПК к работе в принципиально новых условиях, по достижению понимания необходимости и полезности новых информацион-

ных систем, возможностей, которые они предоставляют. Воспитание студента как участника мирового информационного пространства становится необходимой компонентой современного аграрного образования.

Руководство большинства ведущих аграрных вузов хорошо осознает значимость информатизации для подготовки конкурентоспособного специалиста для АПК. Во многих вузах приняты комплексные программы информатизации, внедрены системы автоматизированного контроля качества подготовки студентов, автоматизации управления учебным процессом, элементы дистанционного обучения. В учебном процессе используется широкий спектр специализированных программных продуктов, дорогостоящее оборудование с компьютерными системами управления.

Опыт развития информационных систем вуза показывает реальную и растущую востребованность большинства их элементов. Так, образовательный портал Ижевской ГСХА portal.izhgsha.ru в среднем посещает 700 различных пользователей ежедневно, просматривая до 6000 страниц. Анализ показывает, что порталом постоянно пользуются 75% студентов академии, равномерно распределенных по всем факультетам. Наиболее востребована библиотека электронных учебных пособий на портале, включающая около 2000 наименований учебно-методических разработок, подготовленных и размещенных на портале преподавателями академии. Ежедневно студенты вуза просматривают более 300 электронных пособий из электронной библиотеки. К сожалению, с ростом популярности электронных образовательных ресурсов вуза, падает посещаемость традиционной библиотеки. Более 10 тыс. студентов ежегодно проходят тестирование по различным предметам на сервере тестирования академии. Преподавателями подготовлено более 300 тестовых заданий по различным дисциплинам.

В то же время, часть электронных ресурсов после внедрения используются мало. К их числу относится электронная торговая площадка, открытая при сайте академии www.izhgsha.ru для крестьянских хозяйств и малых предприятий АПК. Площадка была создана на общественных началах по просьбе ассоциации фермерских хозяйств региона в июле 2010 г. Использование площадки бесплатно как для продавцов, так и для покупателей сельскохозяйственной продукции, правила регистрации на площадке весьма демократичны. Неоднократно информационную поддержку площадке оказывало местное радио и телевидение. Тем не менее, за время существования площадки на ней было размещено около 50 заявок на продажу сельскохозяйственной продукции. Таким образом, очевидно перспективный и полезный проект не удалось интегрировать в существующую отработанную систему сбыта продукции АПК. Время для старта проекта было выбрано неудачно. В 2010 г. регион поразила сильная засуха, и товаропроизводители зачастую не могли выполнить даже существующие обязательства по поставке сельхозпродукции. В целом региональный аграрный рынок оказался еще не подготовленным к использованию информационных систем, в отличие от студенческого сообщества. Следует отметить, что в российском секторе Интернета присутствует несколько «мертвых» торговых площадок для предприятий АПК. Еще один проект, развитие которого, сталкивается с определенным сопротивлением со стороны пользователей - система подачи электронных заявок на выполнение работ вспомогательными службами вуза. Несмотря на то, что в системе ежегодно подается более тысячи заявок, для многих пользователей представляется проще приехать в удаленный административный корпус, чтобы подать заявку в письменном виде. Следует отметить, что целевой аудиторией для не вполне удачных проектов, являются пользователи среднего возраста, в отличие от образовательных электронных ресурсов, имеющих большой успех.

Некоторые проекты запускались неоднократно. Сначала неудачно. Например, система удаленного тестирования студентов при портале академии была разработана в 2010 г. в период подготовки к аккредитации вуза. Основной особенностью системы была возможность пройти тестирование в домашних условиях, не выезжая в учебное заведение. За год функционирования в системе протестировались около 1200 студентов, после чего система была ликвидирована из-за недостаточной востребованности. Весной 2012 г. система была запущена

повторно по многочисленным просьбам студентов и преподавателей. На этот раз образовательная среда была готова принять новый ресурс, и, за неполных, три месяца в системе прошли тестирование около 4500 обучающихся.

Таким образом, анализ развития информационных ресурсов вуза показывает важность выбора момента для внедрения системы и учета уровня подготовленности целевой аудитории. Необходимо учитывать, что в целом уровень компьютерной подготовки среди профессорско-преподавательского состава нельзя назвать высоким, поэтому необходимо отдавать предпочтение системам, простым в освоении и не требующим больших трудозатрат пользователей, пусть даже в ущерб функциональности. К сожалению, многие разработчики информационных систем недостаточно учитывают эти факторы, поэтому внедрение информационных систем в образовательную среду наталкивается на определенные сложности и зачастую оказывается формальным.

В плане развития информационной среды небольшому аграрному вузу сложно конкурировать с крупными университетами, имеющими профильные ИТ-факультеты. Решающее значение имеет высокая стоимость информационных систем, присутствующих на рынке, и высокая стоимость ИТ-кадров на современном рынке труда. С другой стороны, структура управления и задачи, стоящие перед аграрными вузами, в значительной степени одинаковы, поэтому имеет смысл консолидировать усилия отдельных вузов в области информатизации. Коллективными усилиями и при поддержке Министерства сельского хозяйства можно было бы содержать команду разработчиков, которые создадут и будут поддерживать в актуальном состоянии информационную систему, адаптированную к особенностям аграрного вуза, окажут поддержку ИТ-службам вузов по ее внедрению. Наличие унифицированной системы позволит легко создать единую информационную среду для всего аграрного образования, а для Минсельхоза снять проблемы сбора информации, отчетов - все данные смогут извлекаться из вузовских систем автоматически и централизованно, без обращения к бухгалтерии и ИТ-службе вуза. Такая система, безусловно, повысит исполнительскую дисциплину и эффективность работы всех служб.

Важнейшим плюсом для образовательного процесса в этом случае станет возможность совместной разработки и обмена электронными образовательными ресурсами. Ситуация в российском образовании всем хорошо известна. Все вузы обязаны внедрить в учебный процесс

электронные библиотеки. Содержать такую библиотеку самостоятельно весьма сложно. Хотя в учебном процессе обычно используются методические разработки преподавателей вуза, и они обеспечат 90% потребностей читателей электронной библиотеки, возросшие требования делают необходимым наличие в библиотеке внешних ресурсов. Действующее законодательство о защите авторских прав не позволит вузовской электронной библиотеке выполнить это требование. На рынке существует несколько коммерческих электронных библиотек. Стоимость их услуг выросла после введения обязательных требований для вузов. Обеспеченность специализированной сельскохозяйственной литературой в этих библиотеках крайне скудная, поэтому использование таких библиотек приведет к большим финансовым затратам, не повысив качество обучения. Выходом из создавшегося положения может стать создание межвузовской аграрной электронной библиотеки на основе унифицированной информационной системы. Еще одна проблема - контроль качества знаний студентов. Существует несколько коммерческих структур, оказывающих услуги по тестированию студентов вузов через интернет. Но качество тестового материала зачастую низкое, задания не учитывают специфику аграрных вузов. Крайне мало имеется тестов по специальным сельскохозяйственным дисциплинам. В этом направлении совместная разработка контрольного материала в рамках унифицированной информационной системы и консолидированные предложения агарных вузов федеральным надзорным службам в области образования принесли бы большую пользу.

Таким образом, объединение усилий аграрных вузов и Министерства сельского хозяйства по развитию унифицированной информационной системы могло бы помочь вывести информационную инфраструктуру на новый уровень, с опережением высших учебных заведений других отраслей. Образовательная среда вполне подготовлена к внедрению таких систем.

Рассмотрев основные плюсы централизации, необходимо остановиться и на ряде подводных камней, с которыми предстоит столкнуться, и с которыми уже столкнулся ряд федеральных информационных ресурсов. Схема взаимодействия разработчиков системы, управляющих структур высшего звена - заказчиков, и пользователей на местах зачастую такова, что ответственность разработчиков за неизбежные ошибки и недоработки недостаточна. Судебная практика показывает, что обычно за промахи разработчиков расплачиваются пользователи на местах. В частности, такая ситуация наблюдается в информационных ресурсах системы государственных закупок. Поэтому представляется важным введение механизма, в соответствии с которым разработчики унифицированной информационной системы несли бы ответственность не только перед Министерством сельского хозяйства, но и перед сообществом агарных вузов.

В качестве вывода из настоящей работы, централизованная разработка унифицированной информационной системы для аграрного вуза является актуальной задачей, решение которой обеспечило бы выход аграрного образования на качественно новый уровень в области информатизации, повышение эффективности работы аграрного вуза при минимизации финансовых затрат.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. Заика, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве, В.И. Заика, доц. Приморской государственной

сельскохозяйственной академии

Информатизация - объективный процесс, обеспечивающий прогресс и устойчивые темпы развития мировой экономики, повышение качества жизни населения. Аналогичные процессы происходят и в России. Динамично развиваются информационная сфера и технологии. Так, в 2012 г. по данным социологов 58% россиян пользовались интернетом. Причем наиболее активные пользователи - молодежь и высокообразованные граждане [1]. Однако информатизация АПК находится в стадии становления, что объясняется воздействием множества объ-

ективных и субъективных факторов и предполагает повышение требований к образованию, информационной подготовке и притоку выпускников-бакалавров различных направлений в отечественное сельское хозяйство.

Вместе с тем, сложившаяся в России система образования не отвечает современным требованиям, предъявляемым к молодым специалистам на рынке труда. По данным опроса менеджеров российских предприятий и организаций, проведенного 1-5 сентября 2011 г. исследовательским центром рекрутингового пор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.