УДК 614.8
Совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на современном этапе
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
А.Н. Кудрявцев, С.Г. Мингалеев
Аннотация
В данной статье анализируются пути совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на современном этапе. РСЧС рассматривается как социальная система, которая находится в постоянном развитии в зависимости от изменяющихся рисков, при этом выделяются интенсивный и экстенсивный пути развития РСЧС.
Ключевые слова: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; интенсивный и экстенсивный пути развития; взаимодействие в системе.
Improvement and Development of the Unified State System of Emergency Situations Prevention and Response at the Present Stage
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
A. Kudryavtsev, S. Mingaleev
Abstract
The article shows the fundamental possibility of constructing computer model of biological and social emergency development using the SIR epidemiological model. As a system of computer mathematics, the Mathematica system is proposed, which has extremely wide set of tools translating complex mathematical algorithms into computer programs.
Key words: unified state system of emergency prevention and response; intensive and extensive ways of development; interaction in the system.
28.01.2021
Развитие РСЧС
Как и другие социальные системы РСЧС находится в постоянном развитии. Существенно изменяется окружающий нас мир, и, соответственно меняются представления о системе защиты населения как в военное, так и в мирное время. Идет процесс формирования ее нового облика. Этот процесс затрагивает проблемы законодательства, способов и методов защиты населения, финансового и материального обеспечения, создания сил, разработки технических средств и многие другие проблемы.
Создание государственной системы защиты населения и территорий от ЧС обусловлено: ростом в последние десятилетия количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, масштаба их последствий; опасностями, возникающими при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов, для предотвращения и ликвидации которых требуются сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств; в целом — необходимостью формирования и осуществления государственной политики в данной области.
За время существования РСЧС проделана значительная работа по ее становлению и развитию: созданы нормативная правовая база функционирования системы, ее силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных уровнях для ликвидации ЧС; отработаны технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) и т. д.
В настоящее время актуальность проблем защиты населения и территорий от ЧС не снижается, и это обусловлено:
во-первых, значительным количеством имеющих место природных и техногенных катастроф, эпидемий, социальных потрясений, приводящих к многочисленным жертвам и огромному ущербу;
во-вторых, сохраняющейся для России военной опасностью, которая при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты, а также угрозой международного и внутреннего терроризма [1].
Интенсивный и экстенсивный пути развития РСЧС
Интенсивное развитие происходит: за счет использования более эффективных наукоемких технологий, более совершенных форм и методов организации труда, информационного обеспечения; за счет активизации так называемого человеческого фактора, т.е. за счет «вложения в человека», в развитие его общекультурного и профессионального уровней.
Экстенсивное развитие происходит за счет количественного приращения человеческих ресурсов, использования устаревших технологий, форм и методов организации труда, простого увеличения объема информации без ее качественной переработки. При этом вложения в человеческий фактор минимальны, что приводит к усилению эксплуатации «живого труда».
Длительный экстенсивный процесс развития, как правило, приводит к истощению ресурсов, к консервации рутинных форм труда, всей системы экономических отношений, к ухудшению экологической ситуации, возрастанию социальной напряженности и, в конце концов, к общему и глубокому кризису всей общественной системы. При этом в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы развития системы в чистом виде не существуют — они переплетаются и взаимодействуют друг с другом. У экстенсивного роста есть естественные границы. Тогда неизбежно встанет вопрос об интенсификации развития системы.
Одним из направлений развития РСЧС является усиление руководящей роли МЧС России и организации работы структурных подразделений центрального аппарата (далее — ЦА) по своим направлениям по совершенствованию взаимодействия согласно положениям о структурных подразделениях ЦА МЧС России.
Нормативы реагирования сил и средств территориальной подсистемы не изменялись за последние 15 лет и требуют оптимизации и сокращения.
Одним из наиболее реальных путей развития РСЧС является ее модернизация с обеспечением возможности защищать население и территории как в мирное, так и в военное время. Это связано:
с единством физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и современного оружия во время военного конфликта;
со сходством воздействия этих факторов на людей и объекты экономики и инфраструктуры;
с единством целевых функций системы на мирное и военное время (предотвращение бедствий, снижение возможных потерь и ущерба от них, ликвидация их последствий);
со сходством задач мирного и военного времени, обусловленных единством целевых функций;
с возможностями решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
со сходством методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных ЧС в мирное и военное время [2].
Совершенствование РСЧС на современном этапе позволит:
сформировать по возможности единое нормативное правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны;
иметь единые органы управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской защиты в военное время, плавный переход системы при необходимости с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении совместных
задач, сформировать единые оперативно-технические (тактико-технические) требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных, систем и средств для решения задач гражданской защиты [3].
Дальнейшее совершенствование взаимодействия органов управления и сил РСЧС
Под «взаимодействием органов управления и сил РСЧС» понимают согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения цели. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, администраций организаций и учреждений в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, планами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также возможными соглашениями между органами управления по указанным вопросам.
Взаимодействие в области предупреждения и ликвидации ЧС включает:
совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;
совместную разработку планов взаимодействия; определение сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС, и их выделение в соответствии с разработанными планами взаимодействия;
согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения;
проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов, обучению органов управления и сил;
участие представителей в ходе тренировок и учений, проводимых при раздельной подготовке сил и средств сторон;
совместное участие в проведении служебных расследований по установлению причин крупных аварий и катастроф.
Целями организации взаимодействия в РСЧС являются:
координация действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
обеспечение оптимального использования сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации ЧС.
Методы организации взаимодействия:
выработка совместных решений руководителей и должностных лиц соответствующих органов управления;
образование объединенных штабов и иных временных органов управления, аппаратов представителей других органов управления.
Порядок организации взаимодействия: обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
совместная разработка планов действий и взаимодействия, а также других оперативных документов;
согласование порядка совместно проводимых мероприятий;
участие в разработке, производстве, внедрении новой техники;
совместная подготовка нормативных правовых актов; обучение на совместных маневрах, учениях и тренировках;
обмен опытом, аналитической информацией на конференциях, семинарах.
Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (зоне ЧС).
Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия) территориального органа МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планов действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения АСДНР.
Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:
знать обстановку в зоне ЧС и постоянно уточнять данные о ней;
правильно понимать замысел вышестоящего начальника (руководителя) и задачи совместно проводимых мероприятий;
поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимный обмен информацией;
организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий;
согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.
С органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых сил Минобороны России и других министерств и ведомств РФ согласуются вопросы:
о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ;
о режимах защиты населения и сил, действующих в зонах ЧС;
организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы.
Основой для организации взаимодействия является решение начальника (руководителя) органа управления на организацию взаимодействия по вопросам
предупреждения и ликвидации ЧС. Решение оформляется соответствующим распорядительным документом.
В распорядительном документе определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития ЧС;
привлекаемые силы и средства для создания необходимых группировок, порядок обеспечения их выдвижения и вывода на объекты работ, использования техники и средств механизации;
порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов источника ЧС;
порядок смены формирований на участках работ, а также переподчинения соответствующим органам управления;
порядок обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами;
места размещения пунктов управления в зоне ЧС, порядок использования связи и организации информационного обеспечения;
меры по поддержанию взаимодействия, порядок отработки документов и организации контроля.
При угрозе или возникновении ЧС начальником (руководителем) органа управления принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.
При необходимости взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (далее — ОГ) (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.
Исходными данными для планирования взаимодействия на территории субъекта РФ являются:
решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ОПБ) органа исполнительной власти субъекта РФ (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС, привлекаемые подсистемы и их звенья, задачи, организация управления и обеспечения);
указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС России, министерствами и ведомствами РФ, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС.
Информацию о привлечении войск военных округов (сил флотов) к ликвидации ЧС КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ получает от главного управления МЧС России, осуществляющего координацию деятельности по федеральному округу (далее — ГУ МЧС России по ФО).
Для организации взаимодействия разрабатываются: а) в ГУ МЧС России по ФО: план действий (взаимодействия) ГУ МЧС России по ФО по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской;
план взаимодействия ГУ МЧС России по ФО с территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти по вопросам
предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
план взаимодействия ГУ МЧС России по ФО с отделениями железных дорог в случае возникновения ЧС на железнодорожном транспорте;
план взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасания на водных бассейнах в зоне ответственности ГУ МЧС России по ФО, с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));
план взаимодействия сил и средств ГУ МЧС России по ФО при ликвидации ЧС, связанных с авиационными происшествиями;
план взаимодействия ГУ МЧС России по ФО с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));
план ГУ МЧС России по ФО по гражданской обороне и защите населения;
план защиты населения и территорий при авариях на АЭС;
б) в ГУ МЧС России по субъекту РФ: план гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ;
план действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
план взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
План действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатывается применительно к режимам функционирования. Он подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником ГУ МЧС России по ФО и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Выписка из плана направляется взаимодействующим органам управления.
План взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником ГУ МЧС России по ФО, командующими (командирами) объединений (соединений, воинских частей) Минобороны России (от которых выделяются силы и средства при ЧС), МВД России, ФСБ России, начальниками гарнизонов (зон ответственности), дислоцированных на территории субъекта РФ, и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ.
Взаимодействие РСЧС в повседневной деятельности
Все федеральные органы исполнительной власти в режиме реального времени находятся на связи с ГУ НЦУКС, что позволяет в рамках РСЧС задействовать
силы других министерств для оперативного реагирования на ЧС [4].
Созданная система центров антикризисного управления в 85 субъектах РФ позволила сократить время доведения информации от места происшествия в любой точке России до высших органов власти, а также соответствующих служб реагирования на чрезвычайные ситуации до 15 минут.
Совершенствование законодательной базы МЧС России
Приказ МЧС России № 95 от 21.02.2019 «Об организации работы по совершенствованию взаимодействия между МЧС России и субъектами Российской Федерации в вопросах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» значительно расширяет возможности взаимодействия 85 территориальных подсистем РСЧС.
Оснащение РСЧС
высокотехнологическими средствами и применение их группировок в крупномасштабных спасательных и гуманитарных операциях
Как правило, любая система развивается за счет совершенствования техники, передовых технологий, более эффективного использования ресурсов, повышения квалификации работников. В целях совершенствования и развития РСЧС необходимо:
внедрение инновационных технологий раннего предупреждения ЧС на основе использования искусственного интеллекта и скоростных программ обработки большого массива данных, позволяющих повысить достоверность прогнозирования складывающейся обстановки и своевременность принятия управленческих решений;
дальнейшее развитие системы космического мониторинга ЧС на основе развертывания дополнительных станций приема космической информации, в том числе совместных с Госкорпорацией «Роскосмос»;
развертывание мультисервисной защищенной сети передачи данных РСЧС, базирующейся на интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и поддержания правопорядка в Российской Федерации;
построение нового облика единых надзорных органов РСЧС на основе объединения ГО и РСЧС и реализации механизма «регуляторной гильотины», использования риск-ориентированных подходов и полномасштабного внедрения информационных систем для предоставления физическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям государственных услуг в электронной форме;
создание подразделений беспилотной авиации и оснащение их современными многофункциональными беспилотными авиационными системами отечественного производства с пунктами управления на базе
автомобильного шасси повышенной проходимости в целях повышения эффективности защиты населения в экстремальных природно-климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Только объединение усилий всех органов федеральной и исполнительной власти в создании и практическом применении аэромобильных группировок с использованием высокотехнологических средств РСЧС: водосливных устройств для вертолетов и самолетов, мобильных робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), подводных роботов, авиационных спасательных комплексов, современных воздушно-десантных систем, экранопланов, аэромобильных госпиталей, мобильных медицинских групп, модулей медицинских вертолетных и модулей медицинских самолетных, позволит эффективно проводить мероприятия по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время на современном этапе [5].
Литература
1. Фалеев М. И. Логика развития РСЧС и МЧС России // Науч.-аналит. сб. «Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования». 2013. Т. 3. № 2 (5). С. 4-6.
2. Владимиров В. А., Грязнов С. Н., Ткачев А. И. Основные направления совершенствования РСЧС. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-rschs/viewer (дата обращения: 14.01.2021).
3. Овчинников В.В., Мингалеев С. Г., Жесткова С. Г. Перспективы развития робототехнических комплексов для решения задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2018. Т. 15. № 3 (57). С. 4-9.
4. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 4 (54). С. 18-27.
5. Батанов А. Ф., Мингалеев С. Г., Очкин И. В. Робототехнические комплексы в аэромобильных группировках МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16. № 2 (60). С. 60-69.
Сведения об авторах
Кудрявцев Анатолий Николаевич: к. в. н., ФГБУВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 9477-0969.
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, действительный государственный советник РФ III класса, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Information about authors
Kudryavtsev Anatoly N.: Candidate of Military Science, All-
Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies,
Leading Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific — 9477-0969.
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, Full State Counselor of the Russian Federation, III class, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]