Научная статья на тему 'Назначение и управление силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Назначение и управление силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3330
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галимзянов М. Г., Курличенко И. В., Теплова В. Л.

В статье излагаются общие сведения о РСЧС и основные задачи РСЧС, возлагаемые согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 22 августа 2004 года). Сущность и особенности управления силами РСЧС, подготовка этих сил к действиям и руководство ими при угрозе и возникновении ЧС. Рассматриваются вопросы организации связи, оповещения и автоматизации управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назначение и управление силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.8

М.Г. Галимзянов к.т.н., И.В. Курличенко, В.Л. Теплова

НАЗНАЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье излагаются общие сведения о РСЧС и основные задачи РСЧС, возлагаемые согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 22 августа 2004 года). Сущность и особенности управления силами РСЧС, подготовка этих сил к действиям и руководство ими при угрозе и возникновении ЧС. Рассматриваются вопросы организации связи, оповещения и автоматизации управления

М.Г. Галимзянов

И.В. Курличенко

В.Л. Теплова

1. Общие положения

Порядок организации и функционирования РСЧС определены «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 794 (в ред. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 335).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения — для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов федерации и «Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время (гражданской защиты) относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Основными задачами РСЧС в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 22 августа 2004 г.) [1] являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения и территорий, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций при ЧС, независимо от их организационно-правовых форм;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

обучение и подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации специалистов РСЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля по защите населения и территорий от ЧС;

организация и проведение работ по локализации и ликвидации ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите ижизнеобеспече-нию пострадавшего населения, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

осуществление международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет: органы управления; силы и средства федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1].

Органы управления и силы РСЧС частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.

Кроме того, органы управления: оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие;

уточняют задачи органам сети наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;

проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных для экстренных действий, отдают необходимые распоряжения;

при необходимости, высылают ОГ в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;

уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;

готовят предложения о создании группировки сил РСЧС в районе возможной ЧС, об организации управления и мер обеспечения;

разрабатывают (уточняют) планы сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности;

организуют слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;

докладывают вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.

Последовательность и сроки проведения мероприятий по подготовке органов управления и сил, привлекаемых к действиям в возможных очагах поражения, определяет руководитель ГО (председатель КЧС) в своем решении [2—4].

Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначенные к экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала), в установленные планом сроки, убывают в район ЧС.

Остальные силы РСЧС и другие, привлекаемые к ликвидации ЧС силы, с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих

собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — «01».

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности — при угрозе воз-

никновения ЧС;

б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Действия органов управления и сил РСЧС зависят от характера, масштабов ЧС и специфических условий. Наиболее характерными условиями обстановки при возможных ЧС могут являться разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, массовые пожары, инфекционные заболевания и другие. Особенности действий сил РСЧС будут иметь место также при ликвидации транспортных аварий и катастроф.

2. Управление силами РСЧС

Основой для организации управления является решение руководителя ГО (председателя КЧС) и указания вышестоящего органа управления.

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности всех органов управления по делам ГО и ЧС по подготовке этих сил к действиям и руководству ими при угрозе и возникновении ЧС.

В общем случае система управления — это совокупность функционально связанных органов и пунктов

управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу и базируется на существующие территориальные и функциональные подсистемы [4].

Управление силами РСЧС включает: определение задач и порядка работы КЧС, органов управления по делам ГО и ЧС, функциональных подсистем и других органов в различных режимах функционирования; организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления, их оперативных групп, воинских частей и подразделений обеспечения из состава войск гражданской обороны; указание состава, мест, порядка развертывания и работу пунктов управления, систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления; непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки, принятие решений; постановку задач подчиненным и планирование действий; организацию и поддержание взаимодействия, управления и мер обеспечения; практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контролю за выполнением поставленных задач.

В повседневной деятельности и при угрозе возникновения ЧС управление действиями сил обычно организуется из мест постоянной дислокации органов управления или с городских пунктов управления (центров управления в кризисных ситуациях).

Для руководства мероприятиями по защите населения, проведению аварийно-спасательных работ в районах ЧС развертываются вспомогательные пункты управления (далее — ВПУ). ВПУ бывают стационарные и подвижные, предназначенные для работы оперативных групп (далее — ОГ), высылаемых КЧС.

Стационарные ВПУ в районе ЧС развертываются на базе пунктов управления подчиненных органов или же размещаются в сохранившихся помещениях и убежищах.

Подвижные пункты управления (далее — ППУ) обычно развертываются на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах (вертолетах, самолетах, поездах, кораблях).

На ВПУ оборудуются рабочие места для оперативных групп, устанавливаются необходимые средства связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие поддержание постоянной связи с вышестоящими органами управления по делам ГО и ЧС, подчиненными и взаимодействующими органами управления, оперативными и другими группами, развернутыми в районе ЧС.

В одном из рабочих помещений (мест) пункта управления оборудуется центр управления, предназначенный для работы руководящего состава РСЧС, в котором осуществляется сбор данных об обстановке и ее обобщение, проводится работа по принятию решения, планированию действий, постановке задач подчиненным и непосредственному управлению ими.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Он оснащается средствами связи, автоматизации, пультами управления и оповещения, экранами (табло) для отображения обстановки и другими техническими средствами.

На пунктах управления могут также размещаться и совместно работать представители (оперативные группы) различных министерств, ведомств Российской Федерации, штабы воинских частей Минобороны России и других органов управления, привлекаемых к ликвидации ЧС. Порядок развертывания пунктов управления и их занятия оперативными группами, КЧС, функциональными подсистемами и другими органами определяется решением руководителя ГО (председателя КЧС) и требованиями вышестоящего органа управления.

В целях обеспечения непрерывности управления на пунктах управления организуется круглосуточное дежурство.

На дежурную смену расчета ПУ (ВПУ) возлагается: сбор, обобщение и первоначальный анализ обстановки и ее доклад начальникам; отображение обстановки на картах, планах городов и других рабочих документах; своевременное доведение распоряжений, команд до подчиненных и контроль за их выполнением.

3. Организация связи, оповещения и автоматизации управления

Связь является основным средством управления силами РСЧС. Она организуется в соответствии с решением руководителя ГО (председателя КЧС), указаниями руководителя органа управления по делам ГО и ЧС и распоряжением по связи вышестоящего органа управления.

Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на руководителя органа управления по делам ГО и ЧС. Непосредственно за ее организацию, подготовку и устойчивую работу отвечает руководитель соответствующего органа управления функциональной подсистемы связи и оповещения РСЧС. Основными задачами системы связи являются: передача экстренных сообщений о возникновении ЧС и сигналов оповещения (распоряжений) на приведение в готовность органов управления и сил РСЧС к ликвидации ЧС;

обеспечение информационного обмена органов управления и сил РСЧС в ходе проведения мероприятий по ликвидации ЧС.

Система связи должна обеспечить передачу следующих видов информации:

речевые сообщения (телефонные переговоры должностных лиц);

документированные сообщения, в том числе: телеграфные — для передачи буквенно-цифровой информации, факсимильные — для передачи графической информации (таблицы, графики, схемы) и копий документов;

цифровую информацию обмена между комплексами технических средств АИУС РСЧС (передача данных);

видеоинформацию об обстановке на объектах

(участках) работ и в районах бедствия.

Речевые сообщения используются во всех звеньях управления и на всех этапах ликвидации ЧС, при этом в низовом звене они могут являться единственным способом обмена информацией.

Документированные сообщения используются, как правило, в звене: федеральные и региональные органы управления МЧС России — ОГ МЧС России (ОГ РЦ) в районе ЧС для передачи приказов и директив правительственных органов и руководства МЧС России, а также сводок и донесений о ходе аварийновосстановительных работ.

Видеоинформация может передаваться в звеньях: участок работ — ОГ в районе ЧС — МЧС России.

Система связи РСЧС в каждом звене управления создается заблаговременно и включает стационарную и мобильную сети связи.

Стационарная сеть действует постоянно и включает: узлы связи стационарных пунктов управления органов управления по делам ГО и ЧС; линии, каналы и средства связи, выделенные в распоряжение органов РСЧС Мининформсвязи России, другими ведомствами и их органами на местах; силы и средства связи войск ГО в местах постоянной дислокации. При возникновении ЧС стационарная сеть связи развертывается с учетом сложившейся обстановки и объема задач, решаемых органами управления и силами РСЧС, а непосредственно в районе ЧС создается мобильная сеть связи, включающая: мобильные узлы связи органов управления по делам ГО и ЧС; линии, каналы и средства связи, сохранившейся и вновь развернутой силами Мининформсвязи России и других министерств и ведомств сетей связи; силы и средства связи войск ГО, Минобороны России, МВД России и аварийно-спасательных формирований, выделяемых для совместного решения задач по ликвидации ЧС.

В системе связи РСЧС используются средства космической, радио-, радиорелейной и проводной связи. Космическая связь используется в звене «федеральные органы управления — район ЧС» для передачи всех видов информации, включая передачу видеоинформации, обеспечивает быстроту установления связи и высокое ее качество.

Радиосвязь является основным, а в ряде случаев и единственным, средством связи органов управления и сил РСЧС в районе ЧС для передачи речевых сообщений и сигналов оповещения, а также для вызова должностных лиц. В звене МЧС России — региональный центр — субъект Российской Федерации — район ЧС радиосвязь используется как резервное средство для передачи речевых и телеграфных сообщений.

Радиорелейная связь используется в районе ЧС для организации привязки мобильных узлов связи органов управления по делам ГО и ЧС к узлам связи Мининформсвязи России и других министерств, а также для обеспечения телефонной связи с удаленными объектами работ и местами размещения сил РСЧС.

Проводная связь, развертываемая полевыми средствами, находит ограниченное применение в районе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работ для обеспечения внутренней телефонной связи на пунктах управления. Широкое использование ее для обеспечения связи с силами РСЧС на объектах работ нецелесообразно из-за частых повреждений, вызываемых интенсивным использованием инженерной техники и транспортных средств на гусеничном ходу при проведении АСДНР.

Засекречиванию подлежат каналы связи, обеспечивающие конфиденциальные телефонные переговоры руководства МЧС России и его оперативных групп, а также передачу документов, содержащих секретные данные.

Для обеспечения эффективного использования связи организуется управление связью, которое должно обеспечить: своевременное развертывание связи, устойчивую и непрерывную ее работу; своевременный и быстрый маневр линиями, каналами и средствами в соответствии с обстановкой; своевременное прохождение оперативной информации и другие.

Важнейшей обязанностью КЧС на всех уровнях является организация и осуществление оповещения органов управления, привлекаемых сил и населения об угрозе или возникновении опасности через специальные системы и средства массовой информации. Непосредственное оповещение организует руководитель органа управления по делам ГО и ЧС, а его техническое обеспечение — руководитель отдела связи и оповещения.

Сигналы оповещения органами ДДС передаются вне всякой очереди по автоматизированным системам централизованного оповещения, по радио и проводным каналам системы связи РСЧС. До населения сигналы оповещения и необходимая информация доводятся по сетям проводной связи, радиовещания и по телевидению.

Локальное оповещение населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, организуется силами и средствами этих объектов под контролем соответствующих КЧС. Основными документами, определяющими организацию оповещения, являются планы действий органов управления

по делам ГО и ЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, а также их планы связи.

Основным документом, определяющим организацию связи при возникновении ЧС, является план связи, который разрабатывается на основании указаний руководителя органа управления по делам ГО и ЧС и распоряжения вышестоящего органа управления. План связи оформляется на карте (плане города, района) с пояснительной запиской и схемой организации связи.

В приложении к плану разрабатываются: схема радиосвязи и радиоданные; схемы проводной и засекреченной связи; таблицы распределения каналов связи, позывных узлов связи и должностных лиц; планы контроля безопасности связи, ее восстановления и другие вопросы.

В соответствии с планом связи и указаниями начальников разрабатывается распоряжение по связи, в котором указываются основные требования по ее организации в подчиненных органах управления.

АИУС РСЧС предназначена для информационного обеспечения деятельности органов управления по делам ГО и ЧС.

В режиме повседневной деятельности АИУС РСЧС обеспечивает работу органов управления в соответствии с их обычными функциональными задачами.

При угрозе возникновения ЧС АИУС РСЧС переводится в режим повышенной готовности, а при ее возникновении — в режим чрезвычайной ситуации.

Основным документом, определяющим организацию автоматизации управления, является план применения систем и средств автоматизации. В нем определяются: цель, задачи, объем, порядок и сроки применения комплекса средств автоматизации в повседневной деятельности и в других режимах функционирования; порядок подготовки и ввода постоянной и переменной информации и организация выдачи расчетов и других данных исполнителям.

План работы средств согласуется с графиком работы органа управления.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 22.08.04 г.).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. от 22.08.04 г.).

3. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в ред. от 22.08.04 г.)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 05.04.99 г.).

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.