УДК 614.8.084
А.Ю. Золотарев (УЗИ МЧС России), С.Н. Нехорошее к.т.нА.П. Попов к.т.н. (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РСЧС (на примере системы мониторинга и прогнозирования ЧС)
Zolotarev A.Y. Nehoroshev S.N., Popov A.P. (FGU VNIIGOChS (FC)) MAIN THESES ON AUTOMOTIZATION OF INTERDEPARTMENTAL INFORMATIONAL
INTERACTION IN THE FRAMES OF ES
В статье представлены основы организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках РСЧС и межведомственного обмена мониторинговой и прогнозной информацией. Основные положения по созданию автоматизированной системы межведомственного взаимодействия для мониторинга потенциально опасных объектов Российской Федерации.
In article there is given basis of interdepartmental informational interaction and monitoring and forecasting information exchange. Main theses on creation of automatic system of interdepartmental informational interaction for monitoring potentially dangerous objects on the territory of Russian Federation.
1. Основы организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках РСЧС
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ ст. 4 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» органы управления, силы и средства, предназначенные для защиты населения и территорий от ЧС, объединяет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Указе Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 п. 8 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России осуществляет «...управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)». РСЧС включает в себя функциональные (формируемые по ведомственному, отраслевому принципу) и территориальные (субъектов РФ) подсистемы; одной из основных задач РСЧС является «. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС» (ст. 4 № 68-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления «.осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.» (ст. 11 № 68-ФЗ). Организации обязаны «.предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС.» (ст. 14 № 68-ФЗ).
В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ ст. 14 определено, что «.руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях.».
В постановлении Правительства РФ «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 24 марта 1997 г. № 334 сказано, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, спе-
А.Ю. Золотарев
А.П. Попов
о
Ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
■
о н
т
у
а
С.Н. Нехорошев
циально уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
Приказом МЧС России от 6.08.2004 г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ» определено, что главное управление МЧС России по субъекту РФ «... осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (п. 12).
Приказом МЧС России от 7.07.1997 № 382 «О введении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» информация по срокам её представления разделена на оперативную и текущую. К оперативной информации относится информация, предназначенная для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, оценки вероятных последствий ЧС и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах ЧС, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации. Текущая информация предназначена для обеспечения повседневной деятельности по предупреждению ЧС, дальнейшему развитию и совершенствованию РСЧС.
Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы МЧС России» Министерству поручено разрабатывать и утверждать положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС, а также осуществлять «.сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (п. 8).
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ определено, что «.предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией» (ст. 10, п. 4).
Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности утверждены (протокол № 6 от 30.10.2007 г.):
- Временное положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС, разработанное во исполнение Указа Президента РФ «Вопросы МЧС России»;
- Типовое соглашение о порядке информационного обмена, разработанное в соответствии с ФЗ «Об информации, информационных системах и о защите информации».
2. Организация межведомственного обмена мониторинговой и прогнозной информацией
В «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утверждённых Президентом РФ 4 декабря 2003 г. № Пр-2194, определено, что одними из основных задач в этой области являются:
разработка и внедрение систем безопасности для всех видов транспортных средств, используемых при перевозке опасных химических и биологических грузов, обеспечение непрерывного мониторинга их состояния и местоположения, оптимизация системы перевозок таких грузов;
создание систем мониторинга окружающей среды в районах расположения опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования возможных зон загрязнения (поражения) при ЧС, их сопряжение с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения и силами реагирования на уровне объекта, на местном и территориальном уровнях.
В «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утверждённых Президентом РФ 4 декабря 2003 г. № Пр-2196, поставлена задача обеспечить совершенствование и развитие единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ» (в ред. постановления Правительства РФ от 23.03.2006 г. № 157) МЧС России:
«. осуществляет управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение биологической и химической безопасности РФ, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами и химическими веществами природного и техногенного происхождения;
организует на постоянной основе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления мониторинг состояния защищенности КВО, в том числе опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации биологического или химического происхождении...».
В соответствии с ГОСТ Р 22.1.02-95 «Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения» под мониторингом понимается «. Система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определённой программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
процессов и своевременного выявления тенденции ее изменения...», а под прогнозированием техногенных ЧС — «.опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствии на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.».
Для решения задач мониторинга и прогнозирования ЧС приказом МЧС России от 15.03.1999 г. № 141 был создан Центр «Антистихия» МЧС России (Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера - ВЦМП).
Мониторинг и прогноз различных источников ЧС входит в компетенцию многих федеральных органов исполнительной власти, формирующих функциональные подсистемы РСЧС. Чтобы эффективно решать задачу прогнозирования ЧС, необходимо было объединить информационные, аналитические и прогностические усилия значительного количества организаций различной ведомственной подчиненности. Оптимальное решение подобной задачи было возможно только при создании территориально-распределенной по форме и межведомственной по составу системы.
Распоряжением Президента РФ от 23 марта
2000 г. № 86-рп была поддержана инициатива МЧС России по созданию такой системы и определен порядок ее формирования. Она получила название «Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (СМП ЧС)».
В соответствии с «Положением о СМП ЧС», утвержденном приказом МЧС России от 12 ноября
2001 года № 483, ее основными задачами являются:
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;
прогнозирование возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации;
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;
разработка сценариев развития ЧС, информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС.
СМП ЧС свои функции осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, согласовавшими «Положение о СМП ЧС» (Минобороны, Минздравсоцраз-вития, Минпромэнерго, Минсельхоз, МПР России, Росатом, Росгидромет и Росстрой).
Положением о СМП ЧС, рассматриваемой как функциональная подсистема РСЧС, предусмотрены три уровня системы: федеральный, межрегиональный (федеральный округ) и региональный (субъект
РФ). Каждый уровень системы имеет координирующий орган - центр мониторинга и прогнозирования.
На основе обработки мониторинговой информации Центр «Антистихия» разрабатывает краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный, декадный прогнозы), среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные, ежегодные) прогнозы природных и техногенных ЧС и их социально-экономических последствий.
В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, в Центре «Антистихия» осуществляется подготовка и доведение прогнозов до руководства Министерства, департаментов и управлений. Налажен устойчивый поток мониторинговой и прогностической информации от Центра в регионы; выстроена система «непрерывности технологического цикла прогнозирования», при котором каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий, оправдываемость прогнозов в среднем составляет 78%.
В настоящее время во всех федеральных округах РФ созданы и функционируют межрегиональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера. Причем все эти центры оснащены в полном соответствии с техническим проектом на СМП ЧС. Серьезное продвижение следует отметить и в решении задачи создания центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС в субъектах РФ. На сегодняшний день эти центры созданы во всех субъектах РФ, причем в 62 субъектах они функционируют на штатной основе.
Важнейшим элементом обеспечения эффективной работы в области мониторинга и прогнозирования ЧС является создание унифицированного методического программного обеспечения. Определенным шагом в направлении повышения эффективной работы СМП ЧС стала разработка и внедрение в практику работы в ЮРЦ автоматизированной системы оперативного прогнозирования природно-техногенных ЧС с вероятностным представлением параметров прогноза. По результатам испытаний эта система дает оправдываемость прогнозов не хуже 6870%, причем анализ данных испытаний показывает, что резервы повышения достигнутого уровня тоже есть. В 2005 г. испытания аналогичной системы были проведены в Северо-Западном федеральном округе, а в 2006 г. — в Дальневосточном федеральном округе. В 2010 г. планируется завершить разработку и внедрение автоматизированных систем оперативного прогнозирования для всей территории РФ.
Следует отметить, что меры по предупреждению ЧС на критически важных (КВО) и потенциально опасных (ПОО) объектах предусмотрены федеральными законами: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности
населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др. В развитие общих положений законов принят обширный массив подзаконных актов.
Наличие соответствующей нормативной правовой базы позволило МЧС России развернуть плановую работу по декларированию промышленной безопасности, лицензированию деятельности опасных производственных объектов, государственной экспертизе проектов, страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, паспортизации территорий и потенциально опасных объектов.
К числу важных нормативных правовых документов по вопросам совершенствования работы в области предупреждения ЧС следует отнести разработку, утверждение и внедрение в практику предупредительной работы паспортов безопасности территорий субъектов РФ, муниципальных образований и опасных объектов (приказы МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 и от 4.11.2004 г. № 506).
Разработка указанных паспортов является одной из приоритетных задач в комплексе мер, определенных решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ (протокол от 13.11.2003 г. № 4) по результатам рассмотрения вопроса «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры населения страны от угроз техногенного, природного и террористических проявлений».
В настоящее время работа по паспортизации территорий субъектов РФ, муниципальных образований и опасных объектов находится в стадии завершения. Осуществляется комплекс необходимых мероприятий по разработке правовых и организационных механизмов страхования за причиненный вред при эксплуатации опасных промышленных производств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1253-68, приказом МЧС России от 01.07.1996 г. № 439 и др. развернуло работу по созданию российского страхового фонда документации для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах повышенного риска (потенциально опасных объектах) и объектах систем жизнеобеспечения населения (РСФД-ЧС).
В соответствии с «Основными направлениями создания, развития, формирования и использования РСФД-ЧС», утверждёнными приказом МЧС России от 01.07.1996 г. № 439, РСФД-ЧС создается всеми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющими такие объекты, и состоит из соответствующих фондов документации: МЧС России и региональных центров МЧС России; федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ.
В состав комплектов документации включаются:
общая планировка объекта и прилегающей местности;
поэтажные планы, схемы подъездных путей и эвакуационных выходов;
эксплуатационная документация на технологическое оборудование;
рабочая документация на инженерные и электрические сети, наземные и подземные коммуникации объекта;
планы ликвидации аварийных ситуаций, инструкции и наставления по поведению в аварийных ситуациях и др.
В соответствии с законом «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения «...о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.».
В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что «.не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.» (ст. 8, п. 4). Таким образом, оперативная мониторинговая информация является открытой.
Приказом МЧС России от 9.01.2008 г. № 1 утверждено «Положение об информировании населения РФ о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания его на территориях вблизи них». Положение распространяется на действующие, реконструируемые и выводимые из эксплуатации опасные объекты, которые используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения ЧС, а также на гидротехнические сооружения, подлежащие паспортизации в соответствии с приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта». В соответствии с Положением доступ к перечисленным в нём сведениям о состоянии безопасности объектов является свободным.
Приказом МЧС России от 10 марта 2006 г. № 144дсп в состав сведений МЧС России, составляющих служебную информацию ограниченного распространения, включен «.перечень критически важных объектов с указанием их юридических адресов и степени опасности, без раскрытия их экономического потенциала, оборонного значения, характеристик и состояния.» (от объекта до регионального центра) и «.сведения, раскрывающие содержание паспортов безопасности.» (от отдельного объекта до сводных данных по всей стране).
В соответствии с законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» остальные сведения об объектах относятся к государственной тайне, в т.ч. «.о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важ-
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
ных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов...».
3. Основные положения по созданию автоматизированной системы межведомственного взаимодействия для мониторинга потенциально опасных объектов РФ
В «Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 п. 21 и 22 (в ред. от 27.05.2005), подчеркнуто, что управление РСЧС осуществляется с использованием средств связи и оповещения, а ее информационное обеспечение — с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.
В «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, одними из приоритетов использования информационных технологий в сфере национальной безопасности названы «.создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера в отношении объектов инфраструктуры и населения, систем предупреждения и ликвидации ЧС...».
Учитывая существующее нормативно-правовое обеспечение, автоматизированную систему межведомственного взаимодействия для мониторинга потенциально опасных объектов РФ (АСМВ) предлагается создавать как подсистему АИУС РСЧС.
В соответствии с «Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов», одобренной распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 1314-р, в состав АСМВ должны войти ведомственные комплексы средств автоматизации (КСА) федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровня. При этом в состав АСМВ каждого уровня должны быть включены:
а) КСА центров системного мониторинга и оперативного управления — центры мониторинга (ЦМ);
б) системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;
в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения.
Важнейшей структурной подсистемой АСМВ должна являться автоматизированная система (АС) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС МЧС России, объединяющая КСА соответствующих центров. При этом информационный обмен между этими КСА, а также их взаимодействие с другими ведомствами должен осуществляться через АС НЦУКС. Учитывая, что к АС НЦУКС предъявляются наиболее жесткие требования к оперативности, достоверности и устойчивости автоматизированного
управления, АС НЦУКС создается как интегрирующая система, на основе открытых стандартов объединяющая в рамках АИУС РСЧС комплексы средств автоматизации любых автоматизированных систем по направлениям деятельности МЧС России и обеспечивающая дальнейшее развитие этих АС «сверху — вниз». Таким образом, полностью исключается дублирование инфраструктуры и создание параллельных «стволов» в системах, взаимодействующих с АС НЦУКС.
При этом объектовые системы мониторинга на КВО, кроме их сопряжения с курирующими ведомственными центрами мониторинга, должны сопрягаться с соответствующим КСА ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, а объектовые системы мониторинга на ПОО, не являющимися КВО, — с соответствующим КСА ЕДДС муниципального образования.
Объединение информационных ресурсов ведомственных центров мониторинга различных уровней должно осуществляться с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом должна учитываться необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.
При решении возложенных на систему мониторинга задач должна быть предусмотрена возможность информационного взаимодействия КСА центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения РФ, а также с международными информационными системами.
Согласно «Положения о РСЧС» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335) на базе Мининформсвязи России создана специальная функциональная подсистема РСЧС — информационно-технологической инфраструктуры, которая должна обеспечить в РСЧС межведомственный информационный обмен.
В «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. № 1244-р, поставлена задача создания единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и электронной среды взаимодействия, интеграции ведомственных информационных систем на основе единых стандартов и требований в рамках общего информационного пространства. В Концепции подчеркнуто, что «...Формирование общих стандартов создания, интеграции и совместного использования типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры позволит обеспечить согласованное развитие и совместимость между собой применяемых программно-технических решений.».
В «Концепции региональной информатизации до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р, определено,
что в рамках единой региональной информационно-технологической инфраструктуры, реализуемой «.на основе аренды существующих каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций..», создаются региональные и муниципальные уровни «.информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от ЧС природного и техногенного характера и террористических действий.». В соответствии с Концепцией одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является «.интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня.».
С целью создания эффективной информационно-технологической инфраструктуры постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» определено выполнение следующих мероприятий:
разработка стандартов и протоколов обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне;
создание федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем — федерального информационного центра (ФИЦ);
формирование системы удостоверяющих центров в области использования электронной цифровой подписи;
создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
\
— fit В
интеграция государственных информационных систем в рамках решения конкретных задач государственного управления.
В результате выполнения этих мероприятий ожидается повышение качества и оперативности взаимодействия органов государственной власти между собой, а также снижение издержек при взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями.
Организация автоматизированного обмена данными между отдельными государственными информационными системами, а также обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций требует разработки специальных прикладных решений, а также формирования информационно-технологической инфраструктуры для их размещения и обработки межведомственных информационных потоков с учетом требований к уровню информационной безопасности.
Создание ФИЦ позволит обеспечить централизацию создания и последующего обслуживания информационно-технологической инфраструктуры, необходимой для поддержки взаимодействия государственных информационных систем между собой и обеспечения доступа к ним другим ведомствам, гражданам и организациям (рис. 1). Результатом формирования такого центра станет создание необходимой технологической, информационной и организационной инфраструктуры для обеспечения безопасного и надежного обмена информацией в рамках всей системы государственного управления.
Одной из важнейших технологий обеспечения защищенности электронного обмена является
li Ili'lll'Vli |'и 1иМ
1118
транет органы
государственной
контур
Организации
Федеральный центр управления межведомственным информационным обменом (ФИЦ) и Федеральный удостоверяющий центр электронной цифровой подписи (УЦ) Мининформсвязи России
Рис. 1. Организация межведомственного информационного обмена
о
VO га ср
го «
ср
и
CU т X I
X CU н
I
0
1 т
I
использование электронной цифровой подписи. В целях ее скорейшего распространения и внедрения в практику деятельности органов государственной власти необходимо обеспечить формирование соответствующей системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи. Создание такой системы позволит обеспечить достоверную электронную идентификацию субъектов информационного взаимодействия, безопасность и разграничение прав их доступа к информационным ресурсам.
Совместимость государственных информационных систем должна обеспечиваться на основе унификации форматов передаваемых данных, а также применения единых протоколов их информационного обмена между собой. Формирование согласованных стандартов и протоколов информационного обмена между государственными информационными системами в электронном виде на межведомственном уровне позволит существенно снизить уровень расходов на организацию межведомственного взаимодействия.
Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» определено, что «...использование ресурсов центра при информационном взаимодействии .осуществляется в соответствии с требованиями к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам и к их применению, утверждаемыми Министерством информационных технологий и связи РФ.». В этом же постановлении органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано создание региональных информационных центров (РИЦ).
Предлагаемая структура автоматизированной системы межведомственного взаимодействия для мониторинга ПОО РФ приведена на рис. 2.
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
Рис. 2. Структура автоматизированной системы межведомственного взаимодействия для мониторинга ПОО РФ