Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР «112» И ПУТЕЙ Её ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЦУКС'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР «112» И ПУТЕЙ Её ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЦУКС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
896
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Нехорошев С. Н., Попов А. П.

В статье рассматриваются актуальные вопросы решения одной из государственных задач - создания экстренных оперативных служб с единым телефонным номером «112» для их вызова гражданами, а также интеграции таких служб в вертикаль государственного управления в случае возникновения ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Нехорошев С. Н., Попов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there are viewed actual questions of solving one of the state problems creation of efficient emergency services with unified number 112 to be used by citizens, and also integration of these services in vertical of state management in case of emergency situations

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР «112» И ПУТЕЙ Её ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЦУКС»

УДК 614.8.084

С.Н. Нехорошее к.т.н., А.П. Попов к.т.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР «112» И ПУТЕЙ ЕЁ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЦУКС

S. Nekhoroshev, A. Popov (FGU VNIIGOChS (FC)) ANALYSES OF POSSIBLE WAYS OF CREATING SYSTEM OF EMERGENCY SERVICES CALL PROVISION USING UNIFIED NUMBER "112" AND WAYS OF ITS INTEGRATION IN THE SYSTEM OF EFFICIENT

MANAGEMENT OF NCMCS

В статье рассматриваются актуальные вопросы решения одной из государственных задач — создания экстренных оперативных служб с единым телефонным номером «112» для их вызова гражданами, а также интеграции таких служб в вертикаль государственного управления в случае возникновения ЧС.

In article there are viewed actual questions of solving one of the state problems — creation of efficient emergency services with unified number "112" to be used by citizens, and also integration of these services in vertical of

state management in case of emergency situations.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» номер «112» местных телефонных сетей общего пользования определен единым номером вызова экстренных служб (начиная с 2008 г.).

Поручением Правительства РФ от 6 апреля 2006 г. (протокол № 11) была поставлена задача Ми-нинформсвязи России и МЧС России разработать концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований (далее — Система-112). На заседании Правительства РФ 27 декабря 2007 г. (протокол № 50) концепция создания Системы-112 была в основном одобрена и определены сроки её доработки и окончательного согласования. Однако, новая редакция «Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», подготовленная Мининформсвязи России (исх.№ БА-П13_650 от 26.02.2008 г.) несколько отличается от представленной в правительство.

В частности в подразделе 5.2 из состава унифицированного программно-технологического комплекса (УПТК) исключён узел обеспечения вызовов экстренных оперативных служб (УОВЭОС), который в соответствии с одобренной Правительством РФ предыдущей редакцией Концепции должен размещаться на площади оператора связи и обеспечивать коммутацию вызовов по номеру «112» между ЕДДС-112 и ДДС.

Предполагалось, что УОВЭОС создается в составе УПТК как полнофункциональный коммутатор (АТС) взамен существующего узла спецслужб (УСС) с максимальным использованием имеющейся инфраструктуры операторов связи, эксплуатирующих такие УСС. Это позволит существенно снизить стоимость реализации Системы-112, а самое главное — повысить её надёжность в результате эксплуатации этой инфраструктуры самими операторами связи.

В новой редакции предполагается, что придется создавать «с нуля» новую информационно-технологическую инфраструктуру взаимодействия ЕДДС-112 с ведомственными ДДС, а затем и самостоятельно её эксплуатировать.

В соответствии с поручением Президента РФ от 27.12.2007 г. № Пр-2322 и протоколом заседания Правительства РФ от 27.12.2007 г. № 50 систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» планируется создавать на базе ЕДДС муниципальных образований в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (исполнитель-координатор ФЦП — Мининформсвязи России) и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (исполнитель-координатор ФЦП — МЧС России).

Учитывая, что ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Система-112 должна создаваться с учетом действующей нормативной правовой базы РСЧС.

В Указе Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

о

VO «

CP

го «

CP

и

CU т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

ситуациям и ликвидации последствии стихииных бедствий» определено, что МЧС России осуществляет «...управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п. 8), а значит и организует соответствующую систему управления РСЧС.

Существенный вклад в организацию оперативного управления РСЧС и межведомственной координации для решения задач экстренного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен внести Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), который создаётся МЧС России в соответствии с поручениями Президента РФ от 21 марта 2005 г. № Пр-422 и Правительства РФ от 14 июня 2005 г. № МФ-П4-3469.

В соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (утв. постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335), планом развития системы управления МЧС России с использованием ресурса НЦУКС на 2007-2010 гг., одобренного решением коллегии МЧС России от 30 мая 2007 г. №4/1 и решением коллегии МЧС России «О подготовке к развертыванию на территории Российской Федерации системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» от 29 августа 2007 г. № 7/1, в вертикаль управления НЦУКС включены следующие органы повседневного управления РСЧС:

центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по субъектам РФ, ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ; ЕДДС муниципальных образований.

Для обеспечения более тесной интеграции региональных ДДС и ЕДДС муниципальных образований в систему управления РСЧС приказами МЧС России от 25.08.98 г. № 517, от 30.06.2000 г. № 351 и от 10.09.2002 г. № 428, директивой МЧС России от 29.10.2004 г. № 5-10-683 было рекомендовано создание объединённых систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) субъектов РФ при общей координирующей роли ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ.

В «Положении о РСЧС» подчёркнуто, что управление РСЧС осуществляется с использованием средств связи и оповещения (п. 21), а её информационное обеспечение — с использованием АИУС РСЧС (п. 22).

Концептуально АИУС РСЧС рассматривается как интегрированная межведомственная система, объединяющая в себе все остальные АС по направлениям деятельности МЧС России и РСЧС в целом. Вместе с тем, учитывая, что условия функционирования в ЧС предъявляют к АС НЦУКС наиболее жесткие требования к оперативности, достоверности и устойчивости автоматизированного управления, АС НЦУКС строится как интегрирующая подсистема АИУС РСЧС, обеспечивающая необходимое эф-

фективное сопряжение всех других подсистем АИУС РСЧС друг с другом.

АС НЦУКС создаётся в рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» на основе унифицированных информационно-программных решений для органов повседневного управления всех уровней (от федерального до муниципального включительно), обеспечивающих их интеграцию в единую вертикаль автоматизированного управления МЧС России.

"Положением о РСЧС" (в редакции постановления Правительства РФ от 27 мая 2005г. № 335) на базе Мининформсвязи России созданы специальные функциональные подсистемы РСЧС — информационно-технологической инфраструктуры (см. приложение к «Положению о РСЧС»).

В соответствии с «Концепцией региональной информатизации до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р, основными направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации являются «.создание в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона; интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня.».

В вышеуказанной Концепции определено, что в рамках единой региональной информационно-технологической инфраструктуры, реализуемой «...на основе аренды существующих магистральных каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций..» и обеспечивающей «...возможность электронного информационного обмена между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, гражданами и организациями...» создаются региональные и муниципальные уровни:

информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от ЧС природного и техногенного характера и террористических действий;

единой государственной ГИС, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;

основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др. В Концепции подчеркнуто, что: «.для софинансирования совместных проек-

го

п (Ь

о

КСА ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ

Система оперативного управления

/ Ч

КСАВ ДДС

Диспетчерская подсистема

НаименоЕ происшест

-

Нанйе и место

вин, основные

данные^ зранящем

Вынос ИТИ

Л У

Система а

явления

Подсистема подготовки управленческих документов (СПУД)

Геоинформационная

Подсистема поддержки принятия решений (СППР)

система

Автоматизированная д испетчерская подсистема (АДС)

у-

Наименование и (лесто происшествия, основные д^унь ^ о звонящем

КСА ЕДДС-112

Д Система

У оповещения (АСО)

Информационно-У|павигациопная система (ИНС)

п

п >

(Ь >

§ е

^ &

> лэ й £

X О"

м

с

гт> л ч

□ "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О I

=1 и

о 5 о\ ^

> V

ф

Системы мониторинга аварий и пожаров (СМАП)

Вынос ИТИ

О

о о\ о ~о о х

~0

Информационно-технологическая инфраструктура (ИТИ)

С

Рис. 1. Структура АС ЕДДС-112

¡^ Научно-технические разработки ел

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

тов региональной информатизации, представляющих взаимный интерес, могут привлекаться средства федерального бюджета в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационных и коммуникационных технологий, а также средства внебюджетных источников...»;

«...разработка типовых решений в сфере региональной информатизации осуществляется в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».»;

«...апробация типовых решений в сфере региональной информатизации осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также средств бюджетов субъектов РФ на принципах софинансирования...».

Концепция предполагает, что на втором этапе её реализации (2008 г.): на федеральном уровне в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» должны быть разработаны и апробированы типовые решения в сфере региональной информатизации; на уровне субъектов РФ в отдельных регионах, выбираемых по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в эксплуатацию типовые решения в сфере региональной информатизации.

На третьем этапе (2010 год): на федеральном уровне в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» должны быть разработаны и апробированы предложения по развитию решений в сфере региональной информатизации; на уровне субъектов РФ должны быть реализованы и введены в эксплуатацию региональные информационные системы.

Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми документами за создание АС НЦУКС в целом отвечает МЧС России с финансированием разработки АС НЦУКС из ФЦП «Снижениерисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». Соответственно Мининформсвязи России ответственно за разработку информационно-технологической инфраструктуры АС НЦУКС (в том числе, на региональном и муниципальном уровне РСЧС) с финансированием соответствующих работ из ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)».

Применительно к созданию Системы-112 это означает ответственность МЧС России за разработку и внедрение АС ЕДДС-112 в целом, а также ответственность Мининформсвязи России за разработку и внедрение её информационно-технологической инфраструктуры.

В целом структура АС ЕДДС-112 может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Решение основных задач АС ЕДДС-112 обеспечивается ее целевыми подсистемами:

автоматизированная диспетчерская система (АДС);

система поддержки принятия решений (СППР);

система подготовки управленческих документов (СПУД);

автоматизированная система оповещения (АСО);

информационно-навигационная система (ИНС);

системы мониторинга аварий и пожаров (СМАП);

информационно-технологическая инфраструктура (ИТИ).

АДС, СППР и СПУД являются подсистемами системы оперативного управления (СОУ), строящейся на унифицированных информационно-программных решениях для всех уровней АС НЦУКС и обеспечивающих интеграцию АС ЕДДС-112 в единую вертикаль управления МЧС России.

Основу СОУ составляет единая геоинформационная система (ГИС) АС НЦУКС, предназначенная для обработки и визуализации на электронных картах местности территориально привязанной информации.

АДС обеспечивает решение следующих основных задач:

♦ формирование и ведение нормативно-справочной информации об объектах проведения аварийно-спасательных работ, подчинённых пожарно-спа-сательных подразделениях, территориальных зонах их ответственности (расписаний выезда или планов привлечения сил и средств);

♦ сбор и обобщение сведений от подчинённых пожарно-спасательных подразделений о заступившем на дежурство личном составе и состоянии имеющейся техники (строевые записки), контроль их готовности к выполнению возложенных задач;

♦ заполнение автоматически из формализованных сообщений ИТИ и в процессе опроса абонентов карточек о ЧС и пожарах, включающих в себя данные о специальных характеристиках происшествия;

♦ обработка сообщений о пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, в том числе, определение состава привлекаемых сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств), а также состава оповещаемых взаимодействующих ДДС;

♦ подготовка формализованных приказов (путёвок) на выезд и имеющейся информации об обстановке привлекаемым подразделениям;

♦ формирование на основе поступающих сообщений журнала событий (основного «меню») с учетом привязки к каждому из событий относящихся к нему входящих и исходящих сообщений (карточек, уведомлений, донесений и др.), объектов проведения работ, данных о привлекаемых силах и средствах;

♦ ввод полученной по каналам радиосвязи информации о действиях подчинённых подразделений, сложившейся обстановке и ходе работ, обобщение всей поступающей информации и её передача взаимодействующим ДДС;

♦ обеспечение возможности обращения из журнала событий к комплексам поддержки принятия решений (для выбранного события) или подготовки

управленческой документации.

Задачи, входящие в СППР, делятся на 3 основных класса:

♦ прогнозирование обстановки в ЧС;

♦ оценка и контроль обстановки в ЧС;

♦ подготовка данных для принятия решения и планирования его реализации.

При этом задачи прогнозирования обеспечивают получение данных обстановки на основе проведения расчетов по специальным алгоритмам (методикам), использующим минимум исходных данных. Задачи контроля и оценки обстановки обеспечивают сопоставление данных, полученных из различных источников, друг с другом, а также с результатами прогнозирования, определение степени достоверности обобщенной информации с учётом её неполноты и неопределённости, сопоставление обобщенных данных обстановки и данных о ходе проводимых мероприятий с запланированными показателями. Задачи подготовки данных для принятия решения и планирования его реализации обеспечивают определение требуемого состава, сроков проведения и объемов планируемых мероприятий, расчет рационального состава необходимых для осуществления выбранных мероприятий сил, средств и ресурсов, а также планов их применения.

Система подготовки управленческих документов (СПУД) предназначена для разработки и передачи формализованных управленческих документов, делящихся на следующие группы: отчетно-информационные выходные документы в вышестоящие органы управления (донесения, доклады и др.); информационные документы для взаимодействующих ДДС (справки, доклады); организационно-распорядительные документы для подчинённых органов и сил (приказы, распоряжения, указания).

Автоматизированная система оповещения

(АСО) предназначена для оперативного и надежного формирования и доведения информации (сигналов) оповещения до должностных лиц (управления ГОЧС, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, взаимодействующих ДДС), а также для оповещения населения о возникновении ЧС и информирования его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

Системы мониторинга аварий и пожаров (СМАП) предназначены для автоматического сбора и представления объективной информации о состоянии окружающей среды и потенциально опасных объектов, об угрозе возникновения и фактах ЧС, развитии обстановки в зоне ЧС с целью обеспечения необходимого уровня информированности дежурной смены ЕДДС и соответствующих служб для принятия обоснованных решений по экстренному предупреждению и ликвидации ЧС. Включение СМАП в состав АС ЕДДС обеспечивает повышение оперативности и достоверности информации об угрозе возникновения

и факте ЧС, а также о характеристиках ее поражающих факторов.

Информационно-навигационная система (ИНС) предназначена для определения местоположения (географических координат) и состояния (скорости движения и др.) пожарно-спасательных сил и средств, а также передачи этих данных и необходимых сообщений в ЕДДС.

В целом АСО, СМАП и ИНС состоят из диспетчерских центров ЕДДС и терминальных устройств на объектах, объединенных сетью связи и передачи данных.

В соответствии с проектом Концепции Сис-темы-112, одобренной на заседании Правительства РФ 27.12.2007 г., информационно-технологическая инфраструктура должна создаваться на базе типовых унифицированных программно-технологических комплексов (УПТК).

При этом необходимо уточнить формулировки Концепции по пунктам 4 и 6 подраздела 5.2, вытекающие из разграничения задач МЧС России и Минин-формсвязи России по созданию АС ЕДДС-112:

п. 4. Подсистема поддержки принятия решений предназначена для информационного обеспечения процессов анализа данных о происшествии и определения состава реагирующих на него ДДС.

6. Геоинформационная подсистема, отражающая на основе электронных карт природно-географи-ческие, социально-демографические, экономические и др. характеристики обслуживаемой территории, местонахождение абонентского устройства позвонившего и место происшествия, а также расстановку подчиненных сил, средств и ресурсов в зоне ответственности соответствующих ДДС.

В 2007 г. опытный образец УПТК был разработан по заказу Мининформсвязи России.

Однако, в настоящее время в составе УП-ТК вообще отсутствует узел обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, что противоречит одобренной Правительством РФ Концепции Систе-мы-112 и не позволяет подключиться к имеющейся инфраструктуре операторов связи. В то же время в УПТК начали создаваться элементы, дублирующие систему оперативного управления АС НЦУКС (из состава АДС и СППР).

Первоочередными задачами при создании УП-ТК, на наш взгляд, должны являться:

1. Создание общероссийского классификатора чрезвычайных происшествий, как информационно-лингвистической основы для обепечения взаимодействия ЕДДС с ДДС.

2. Создание единой унифицированной межведомственной карточки происшествия (УКП) и специального программного обеспечения её формирования.

3. Разработка типовых узлов обеспечения вызовов экстренных оперативных служб и их сертификация установленным порядком.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.