Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации'

Некоторые аспекты совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пучков В. А., Потапенко Ю. П.

В статье изложены пути решения проблемы совершенствования информационного обеспечения гражданской обороны с учётом создания Национального центра управления в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пучков В. А., Потапенко Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации»

УДК 614.8

В.А. Пучков к.т.н., Ю.П. Потапенко

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье изложены пути решения проблемы совершенствования информационного обеспечения гражданской обороны с учётом создания Национального центра управления в кризисных ситуациях

Ю.П. Потапенко

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Гражданская оборона, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны, должна быть готовой (рис. 1)

Рис. 1. Задачи гражданской обороны в мирное и военное время

в мирное время: принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах. В условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ;

в военное время: выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в локальных и региональных войнах.

При этом, рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в мирное время, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335), возложено на комиссии по предупреждению и ликвидации

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федерального, регионального, муниципального и объектового уровней.

Наряду с этим, в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», все организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС, обязаны создавать нештатные аварийно-спасательные фор-

мирования (НАСФ) и поддерживать их в состоянии постоянной готовности.

Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения является расходными обязательствами:

Российской Федерации — для мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти (в т.ч. содержание войск ГО);

субъекта Российской Федерации — обеспечение мероприятий регионального уровня;

муниципального образования — обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального уровня.

В связи с тем, что гражданская оборона, как и вся система подготовки страны к войне, носит виртуальный характер, она в основном реализуется в виде планов и различного рода нормативных правовых документов и только частично в заблаговременно создаваемых системах управления, а также силах, средствах и ресурсах.

Правильность принятых решений в области гражданской обороны обосновывается только опытом прошлых войн, военных конфликтов, тенденциями развития науки и техники и моделированием возможных военных столкновений.

В настоящее время информационное обеспечение гражданской обороны реализуется в рамках существующей системы управления и обеспечивает решение задач ГО на существующих средствах (рис. 2).

Создание Национального центра управления в

кризисных ситуациях (НЦУКС), как центра обеспечения оперативного управления РСЧС и гражданской обороной, является важным фактором повышения и эффективности системы управления ГО.

В соответствии со своим функциональным назначением НЦУКС должен в интересах гражданской обороны решать задачи:

непрерывного сбора, обработки и анализа информации, связанной с ГО;

прогноза развития обстановки, в том числе в угрожаемый период, при обеспечении мобилизационного развёртывания и выполнении задач ГО;

моделирования вариантов управленческих решений по организации защиты населения и выполнения задач ГО на основе обеспечения полноты используемой информации;

информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений (обобщение и анализ информации, в том числе поступающей с Общероссийской комплексной системы информирования и

Рис. 2. Информационные потоки гражданской обороны

оповещения населения (ОКСИОН);

обеспечения выполнения других задач гражданской обороны (задач повседневной деятельности ГО).

Однако на сегодняшний день остается открытым вопрос — кто это будет осуществлять в НЦУКС, на кого будут возложены эти функции? Мы считаем, что эту сложную и ответственную работу нельзя распределять между исполнителями. Ею должна заниматься четко определенная и специально подготовленная группа специалистов под руководством и контролем, в первую очередь, ДГЗ МЧС России.

В Техническом задании на создание НЦУКС также предусмотрено, что реализация интеллектуальных функций НЦУКС обеспечивается узлами обработки данных, подсистемой организационного управления и информационного обеспечения, а также автоматизированной системой НЦУКС (АС НЦУКС) в составе: центра технической поддержки и обслуживания; удостоверяющего центра ЭЦП; подсистемы взаимодействия с АИУС РСЧС; подсистемы взаимодействия с ФИЦ ОКСИОН; подсистемы международного обмена; подсистемы межведомственного взаимодействия; подсистемы защиты специальной информации. Но требования к указанным подсистемам в Техническом задании явно не охватывают общих требований к НЦУКС по вопросам решения задач ГО.

Из отмеченных составляющих АС НЦУКС только подсистема взаимодействия с АИУС РСЧС может обеспечить автоматизацию и информатизацию опе-

ративного управления ГО. Вместе с тем работы по АИУС РСЧС в настоящее время ведутся вяло и полученные результаты явно недостаточны для удовлетворения современных потребностей по управлению ГО, особенно в части информационного обеспечения.

Таким образом, в рамках создания подсистемы взаимодействия с АИУС РСЧС без усиления работ по информационному обеспечению НЦУКС мы не получим необходимого качества управления ГО, удовлетворяющего современным требованиям. И планируемое создание в рамках АИУС РСЧС объединённой системы оперативного управления и координации в чрезвычайных ситуациях (ОСОУК) и автоматизированной системы оперативного управления и координации в ЧС (АСОУК) на недостроенной платформе не даст желанных результатов.

Поэтому представляется целесообразным дополнить ТЗ на НЦУКС в части создания автоматизированной информационно-управляющей системы НЦУКС и развернуть соответствующие работы, в первую очередь — работы в части информационного обеспечения ГО. В Департаменте гражданской защиты МЧС России уже начаты работы по разработке концепции и программы развития информационного пространства ГО.

Изменение задач гражданской обороны, глобальная информатизация общества и совершенствование программно-технических средств и способов управления требуют развития и совершенствования информационного обеспечения ГО (рис. 3).

Рис. 3. Решение задач гражданской обороны в рамках НЦУКС

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

В качестве основных направлений совершенствования информационного обеспечения гражданской обороны, особенно с учётом создания НЦУКС, могут быть выделены следующие:

создание единой информационной системы ГО страны;

создание базы данных сил и средств ГО страны; информационное согласование и сопряжение региональных органов управления (ОУ) ГО с Вооруженными Силами РФ;

создание системы сбора информации от систем предупреждения и доведения ее до органов управления ГО.

Это можно решить путем создания: малогабаритных мобильных информационных центров;

мобильных пунктов управления ОУ ГО; центра по подготовке и повышению квалификации работников ОУ ГО по информационному обеспечению ГО и защите информации, а также реконструкции ЗПУ и узлов связи ОУ ГО и оснащения сил ГО современными средствами управления и связи.

Для решения задач гражданской обороны с учетом создания НЦУКС считаем целесообразным создать в составе НЦУКС дежурную смену повседневного управления ГО (ДС ПУГО) с возложением на нее ряда функций (рис. 4):

поддержка единого информационного пространс-

тва ГО;

ведение баз данных по силам и средствам ГО; повседневное управление силами ГО; сбор информации от систем предупреждения и доведение ее до ОУ ГО; анализ обстановки; разработка предложений;

обеспечение взаимодействий НЦУКС с ДГЗ и ОКСИОН;

доведение сигналов и контроль перевода ГО с мирного на военное время;

выполнение функций резервного ПУ в военное время.

Аналогичные смены или расчеты необходимо создать на межрегиональных и региональных уровнях управления в составе ЦУКС РЦ и ГУ МЧС России по субъектам РФ — это обеспечит создание и поддержку единого информационного пространства ГО, а соответственно и гарантию своевременного выполнения поставленных задач.

Всю работу по планированию, проведению и контролю за выполнением мероприятий ГО целесообразно проводить в сетях создаваемых в рамках АИУС РСЧС программно-технических комплексов автоматизированной системы оперативного управления и координации в ЧС (АСОУК) и объединенной системы оперативного управления и координации в ЧС (ОСОУК).

Параметры информационного пространства ГО

МЧС России

Автоматизированная система оперативного управления и координации в ЧС

(АСОУК)

ДС ПУГО

Решаемые задачи

• сбор и обработка информации о ЧС

■ информационное обеспечение управления

• координация действий с ведомственными ДДС ’ перевод ГО на военное время

Объединенная система оперативного управления’ и координации в ЧС (ОСОУК)

Решаемые задачи

• сопряжение с ведомственными ЦУКС, информационными центрами, ведомственными ДДС

Объекты взаимодействия

Объекты взаимодействия

■Автоматизированные системы ЦУКС всех уровней

• Стационарные комплексы ДДС ФОИВ

• ЕДДС субъектов и объектов

Федеральный

уровень

-ЦУКС МЧС России -ДОС ФОИВ -ВЦМП «Антистихия» -Ситуационный центр моделирования ЧС -Служба

оперативного анализа ФГУ ВНИИ ГОЧС

Региональный

уровень

-ЦУКС РЦ МЧС России

-ДОС региональных органов ФОИВ - Региональные центры мониторинга

Территориальный

уровень

-ЦУКС ГУ МЧС России

-ДОС ОУ ГУ МЧС

России

-ДОС ТОЙ В

- Территориальные ЦМП

- ЕДОС муниц. обр. -дцс объектов

ДС

Администрации Президента и Правительства

Аппараты полномочных представителей Президента

Рис. 4. Параметры информационного пространства ГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.