УДК 614.8
В.А. Пучков к.т.н., Ю.П. Потапенко
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье изложены пути решения проблемы совершенствования информационного обеспечения гражданской обороны с учётом создания Национального центра управления в кризисных ситуациях
Ю.П. Потапенко
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Гражданская оборона, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны, должна быть готовой (рис. 1)
Рис. 1. Задачи гражданской обороны в мирное и военное время
в мирное время: принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах. В условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ;
в военное время: выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в локальных и региональных войнах.
При этом, рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в мирное время, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335), возложено на комиссии по предупреждению и ликвидации
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федерального, регионального, муниципального и объектового уровней.
Наряду с этим, в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», все организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС, обязаны создавать нештатные аварийно-спасательные фор-
мирования (НАСФ) и поддерживать их в состоянии постоянной готовности.
Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения является расходными обязательствами:
Российской Федерации — для мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти (в т.ч. содержание войск ГО);
субъекта Российской Федерации — обеспечение мероприятий регионального уровня;
муниципального образования — обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального уровня.
В связи с тем, что гражданская оборона, как и вся система подготовки страны к войне, носит виртуальный характер, она в основном реализуется в виде планов и различного рода нормативных правовых документов и только частично в заблаговременно создаваемых системах управления, а также силах, средствах и ресурсах.
Правильность принятых решений в области гражданской обороны обосновывается только опытом прошлых войн, военных конфликтов, тенденциями развития науки и техники и моделированием возможных военных столкновений.
В настоящее время информационное обеспечение гражданской обороны реализуется в рамках существующей системы управления и обеспечивает решение задач ГО на существующих средствах (рис. 2).
Создание Национального центра управления в
кризисных ситуациях (НЦУКС), как центра обеспечения оперативного управления РСЧС и гражданской обороной, является важным фактором повышения и эффективности системы управления ГО.
В соответствии со своим функциональным назначением НЦУКС должен в интересах гражданской обороны решать задачи:
непрерывного сбора, обработки и анализа информации, связанной с ГО;
прогноза развития обстановки, в том числе в угрожаемый период, при обеспечении мобилизационного развёртывания и выполнении задач ГО;
моделирования вариантов управленческих решений по организации защиты населения и выполнения задач ГО на основе обеспечения полноты используемой информации;
информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений (обобщение и анализ информации, в том числе поступающей с Общероссийской комплексной системы информирования и
Рис. 2. Информационные потоки гражданской обороны
оповещения населения (ОКСИОН);
обеспечения выполнения других задач гражданской обороны (задач повседневной деятельности ГО).
Однако на сегодняшний день остается открытым вопрос — кто это будет осуществлять в НЦУКС, на кого будут возложены эти функции? Мы считаем, что эту сложную и ответственную работу нельзя распределять между исполнителями. Ею должна заниматься четко определенная и специально подготовленная группа специалистов под руководством и контролем, в первую очередь, ДГЗ МЧС России.
В Техническом задании на создание НЦУКС также предусмотрено, что реализация интеллектуальных функций НЦУКС обеспечивается узлами обработки данных, подсистемой организационного управления и информационного обеспечения, а также автоматизированной системой НЦУКС (АС НЦУКС) в составе: центра технической поддержки и обслуживания; удостоверяющего центра ЭЦП; подсистемы взаимодействия с АИУС РСЧС; подсистемы взаимодействия с ФИЦ ОКСИОН; подсистемы международного обмена; подсистемы межведомственного взаимодействия; подсистемы защиты специальной информации. Но требования к указанным подсистемам в Техническом задании явно не охватывают общих требований к НЦУКС по вопросам решения задач ГО.
Из отмеченных составляющих АС НЦУКС только подсистема взаимодействия с АИУС РСЧС может обеспечить автоматизацию и информатизацию опе-
ративного управления ГО. Вместе с тем работы по АИУС РСЧС в настоящее время ведутся вяло и полученные результаты явно недостаточны для удовлетворения современных потребностей по управлению ГО, особенно в части информационного обеспечения.
Таким образом, в рамках создания подсистемы взаимодействия с АИУС РСЧС без усиления работ по информационному обеспечению НЦУКС мы не получим необходимого качества управления ГО, удовлетворяющего современным требованиям. И планируемое создание в рамках АИУС РСЧС объединённой системы оперативного управления и координации в чрезвычайных ситуациях (ОСОУК) и автоматизированной системы оперативного управления и координации в ЧС (АСОУК) на недостроенной платформе не даст желанных результатов.
Поэтому представляется целесообразным дополнить ТЗ на НЦУКС в части создания автоматизированной информационно-управляющей системы НЦУКС и развернуть соответствующие работы, в первую очередь — работы в части информационного обеспечения ГО. В Департаменте гражданской защиты МЧС России уже начаты работы по разработке концепции и программы развития информационного пространства ГО.
Изменение задач гражданской обороны, глобальная информатизация общества и совершенствование программно-технических средств и способов управления требуют развития и совершенствования информационного обеспечения ГО (рис. 3).
Рис. 3. Решение задач гражданской обороны в рамках НЦУКС
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
В качестве основных направлений совершенствования информационного обеспечения гражданской обороны, особенно с учётом создания НЦУКС, могут быть выделены следующие:
создание единой информационной системы ГО страны;
создание базы данных сил и средств ГО страны; информационное согласование и сопряжение региональных органов управления (ОУ) ГО с Вооруженными Силами РФ;
создание системы сбора информации от систем предупреждения и доведения ее до органов управления ГО.
Это можно решить путем создания: малогабаритных мобильных информационных центров;
мобильных пунктов управления ОУ ГО; центра по подготовке и повышению квалификации работников ОУ ГО по информационному обеспечению ГО и защите информации, а также реконструкции ЗПУ и узлов связи ОУ ГО и оснащения сил ГО современными средствами управления и связи.
Для решения задач гражданской обороны с учетом создания НЦУКС считаем целесообразным создать в составе НЦУКС дежурную смену повседневного управления ГО (ДС ПУГО) с возложением на нее ряда функций (рис. 4):
поддержка единого информационного пространс-
тва ГО;
ведение баз данных по силам и средствам ГО; повседневное управление силами ГО; сбор информации от систем предупреждения и доведение ее до ОУ ГО; анализ обстановки; разработка предложений;
обеспечение взаимодействий НЦУКС с ДГЗ и ОКСИОН;
доведение сигналов и контроль перевода ГО с мирного на военное время;
выполнение функций резервного ПУ в военное время.
Аналогичные смены или расчеты необходимо создать на межрегиональных и региональных уровнях управления в составе ЦУКС РЦ и ГУ МЧС России по субъектам РФ — это обеспечит создание и поддержку единого информационного пространства ГО, а соответственно и гарантию своевременного выполнения поставленных задач.
Всю работу по планированию, проведению и контролю за выполнением мероприятий ГО целесообразно проводить в сетях создаваемых в рамках АИУС РСЧС программно-технических комплексов автоматизированной системы оперативного управления и координации в ЧС (АСОУК) и объединенной системы оперативного управления и координации в ЧС (ОСОУК).
Параметры информационного пространства ГО
МЧС России
Автоматизированная система оперативного управления и координации в ЧС
(АСОУК)
ДС ПУГО
Решаемые задачи
• сбор и обработка информации о ЧС
■ информационное обеспечение управления
• координация действий с ведомственными ДДС ’ перевод ГО на военное время
Объединенная система оперативного управления’ и координации в ЧС (ОСОУК)
Решаемые задачи
• сопряжение с ведомственными ЦУКС, информационными центрами, ведомственными ДДС
Объекты взаимодействия
Объекты взаимодействия
■Автоматизированные системы ЦУКС всех уровней
• Стационарные комплексы ДДС ФОИВ
• ЕДДС субъектов и объектов
Федеральный
уровень
-ЦУКС МЧС России -ДОС ФОИВ -ВЦМП «Антистихия» -Ситуационный центр моделирования ЧС -Служба
оперативного анализа ФГУ ВНИИ ГОЧС
Региональный
уровень
-ЦУКС РЦ МЧС России
-ДОС региональных органов ФОИВ - Региональные центры мониторинга
Территориальный
уровень
-ЦУКС ГУ МЧС России
-ДОС ОУ ГУ МЧС
России
-ДОС ТОЙ В
- Территориальные ЦМП
- ЕДОС муниц. обр. -дцс объектов
ДС
Администрации Президента и Правительства
Аппараты полномочных представителей Президента
Рис. 4. Параметры информационного пространства ГО