БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
УДК 504.064
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
М.А. Юркин
заместитель начальник управления (разработки и внедрения информационных технологий)
ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Адрес: 109012, г. Москва, Театральный пр.,3 E-mail: rn.yurkinQmchs.gov.ru
Е.С. Семенов
старший офицер-оператор отдела (моделирования ЧС) управления (разработки и внедрения информационных технологий)
ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Адрес: 109012, г. Москва, Театральный пр.,3 E-mail: fartsilQmail.ru
К.П. Латышенко
доктор технических наук, профессор
профессор кафедры механики и инженерной графики
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,
мкр. Новогорск
E-mail: к.latyshenkoQamchs.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы информационного взаимодействия в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Предложен подход к решению задач предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе применения информационных технологий и внедрения в деятельность органов повседневного управления автоматизированной информационной управляющей системы АНУС РСЧС-2030. Ключевые слова: информационное взаимодействие, предупреждение чрезвычайных ситуаций, единое информационное пространство, АНУС РСЧС.
Цитирование: Юркин М.А., Семенов Е.С., Латышенко К.П. Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 1 (40). С. 40-45.
Введение
В 2018 году на территории Российской Федерации отмечалось большое количество опасных природных явлений (далее - ОЯ) -1040, из которых 465 нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения (в 2017 году всего было зарегистрировано 907 ОЯ, из которых 378 нанесли значительный ущерб). По повторяемости ОЯ 2018 год находится на третьем месте более чем за 20-летний период (после 2010 и 2012 годов) [1].
В результате климатических аномалий и влияния человеческого фактора чрезвычайные ситуации (далее — ЧС) природного характера становятся всё более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз стабильности социально-
экономического развития страны. Возникновение подобных чрезвычайных ситуаций влечет за собой нарушение условий жизни людей и значительный материальный ущерб.
В 2017 году в результате подтоплений и природных пожаров в 9 субъектах Российской Федерации пострадали 42 тыс. человек. На ликвидацию их последствий из федерального бюджета было выделено более 2 млрд. рублей (без учета средств от региональных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В 2018 году только от опасных гидрологических явлений пострадало 52 тыс. человек, а материальный ущерб составил 4 256,2 млн рублей (в 2,1 раза больше, чем в 2017 году). В целом за 2018 год материальный ущерб от природных ЧС составил 8317,8 млн рублей.
В настоящее время в Российской
Федерации создана отлаженная эффективная система реагирования на чрезвычайные ситуации. Вместе с тем, всё яснее становится необходимость осуществления перехода от реагирования на ЧС к предупреждению ЧС.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций эффективно только при полном взаимодействии на всех уровнях государственной власти.
Проведенный анализ нормативной правовой базы, регламентирующий порядок информационного обеспечения в РСЧС [2-7] показал, что основная роль в организации и координации информационного обмена и взаимодействия в системе РСЧС возложена на МЧС России. Эта функция осуществляется через органы повседневного управления, где в свою очередь ключевое место занимает Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС), являющийся органом повседневного управления РСЧС на федеральном уровне.
В соответствии со статьей 22 Положения о РСЧС [4] информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
В то же время приходится признать - в настоящее время информационное взаимодействие по предупреждению чрезвычайных ситуаций не отвечает современным требованиям и имеет несколько серьезных недостатков:
большинство министерств и ведомств используют в работе собственные ресурсы, что в значительной степени затрудняет работу с поступающей информацией;
значительная часть действующих соглашений и регламентов не предусматривает совместное использование имеющихся информационных ресурсов и систем;
де-факто в РСЧС отсутствует составляющая средств автоматизации автоматизированной информационно-управляющей системы, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для достижения поставленных целей необходим комплексный подход к решению задач предупреждения ЧС, включающий, в том числе, и реализацию мероприятий по формированию единого информационного пространства, объединяющего ресурсы федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В ходе работы в паводкоопасном и пожароопасном периодах 2018 года в НЦУКС был сформирован и апробирован новый алгоритм реагирования на циклические риски. К основным этапам относятся:
формирование базы сценариев - моделей чрезвычайных ситуаций, включающей в себя архив гидрологических наблюдений (уровней воды, толщины льда), метеонаблюдений (температуры, осадков, высоты снежного покрова), а также последствий, вызываемых этими явлениями;
осуществление анализа складывающейся обстановки с учетом прогноза, архивных статистических данных и сведений, поступающих из информационных систем, в т.ч. из системы космического мониторинга, а также с учетом информации, содержащейся в паспортах территорий;
подготовка материалов, включающих в себя модели развития обстановки и результаты расчетов;
доведение подготовленных материалов до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
проведение превентивных мероприятий на основании разработанных предложений, в т.ч. заблаговременное информирование населения.
Одним из примеров эффективности предупредительных мероприятий в 2018 году является прохождение волны паводка на реке Амур. Заблаговременно осуществлялся мониторинг гидрологической обстановки на реках Амурского бассейна. Проводился постоянный анализ:
прогнозных данных, полученных от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
информации об уровнях воды на гидропостах, полученных от Управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
данных с гидротехнических сооружений, полученных от Росводресурсов.
Постоянно осуществлялся космический мониторинг и моделирование развития гидрологической обстановки. В результате проведенного анализа заблаговременно были определены участки местности Хабаровского городского округа, попадающие в зону затопления.
Во взаимодействии с органами местного самоуправления и общественными организациями была проведена работа по заблаговременному информированию населения о порядке действий при возможной угрозе подтоплений. Информация доводилась по федеральным и региональным СМИ, печатным изданиям, посредством терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), рассылкой информационных сообщений через операторов сотовой связи, расклейкой объявлений и подворовыми обходами. Населению оказывалась адресная помощь по вывозу имущества и другая практическая помощь. В результате скоординированных совместных действий не было допущено гибели людей, а жители Хабаровска успели собрать свой урожай на дачных участках.
Еще одним примером эффективного применения информационных систем, является система космического мониторинга, благодаря которой были обнаружены и своевременно приняты меры по ликвидации очагов природных пожаров, угрожавшие населенным пунктам и объектам экономики Амурской области.
Так, 18 апреля 2018 года системой космического мониторинга вблизи поселка Прогресс была обнаружена термическая точка, информация по которой была доведена до главы администрации. На основе прогноза погоды, характеристик лесного массива, а также рельефа местности, была оперативно построена модель развития природного пожара. Благодаря своевременно принятым мерам удалось избежать гибели людей и предотвратить переход огня на жилые постройки.
Предложенный алгоритм подготовки
аналитических материалов по предупреждению ЧС был успешно апробирован и используется в настоящее время оперативной дежурной сменой НЦУКС [8], а также территориальными органами МЧС России, что способствует повышению качества работы в области прогнозирования и предупреждения ЧС с применением новых информационных систем для моделирования развития обстановки [10].
В целях заблаговременного прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций НЦУКС в круглосуточном режиме применяются более 180 информационных ресурсов МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, международных организаций и ряд открытых ресурсов.
НЦУКС во взаимодействии с ФОИВ проводит совместную работу по прогнозированию и моделированию обстановки, доведению данной информации до органов государственной власти и местного самоуправления для своевременного принятия ими управленческих решений. Точность прогноза и моделирования последствий ЧС напрямую зависит от полноты совместного взаимодействия с ФОИВ в части обмена информацией и объединения имеющихся ресурсов в единое информационное пространство.
Эта работа ведется всё активнее и эффективнее по мере развития и внедрения в практику ключевой информационной системы - автоматизированной информационной управляющей системы РСЧС (далее — АНУС РСЧС-2030).
АИУС РСЧС-2030 - это система, в которой сейчас проводится работа по цифро-визации паспортов территорий. Блок паспортов территорий является в ней хранилищем исходных данных. Также в базу исходных данных АИУС РСЧС поступает информация из информационных систем ФОИВ. Это, как правило, сведения о силах и средствах ФОИВ, данные об объектах инфраструктуры, а также мониторинговая информация. Все эти данные используются системой для проведения расчетных задач.
Кроме того, в АИУС РСЧС-2030 реализован функционал регистрации ЧС и автоматизированы технологические карты и алгоритмы работы специалистов оперативной дежурной смены (далее - ОДС), заложены и
автоматически формируются шаблоны отчетных документов, которые оформляются применительно к зарегистрированным ЧС и происшествиям. Также в АИУС РСЧС-2030 реализован блок статистики, обрабатывающий данную информацию.
Уже сейчас актуализируется и наращивается существующая картографическая база данных МЧС России, в том числе в АИУС РСЧС-2030, за счет цифровых карт, созданных Росреестром за последние три года. Полученные карты будут загружены в имеющиеся информационные системы уже в этом году и значительно повысят точность моделирования и расчетов последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с распоряжениями МЧС России № 500 от 27 декабря 2018 и № 96 от 18 марта 2019 года до 31 мая 2019 года должны завершиться приемочные испытания АИУС РСЧС-2030. В случае успешного их проведения система будет введена в постоянную эксплуатацию.
При этом для обеспечения эффективной работы АИУС РСЧС необходимо четко определить:
порядок организации сервисной поддержки системы;
порядок аппаратного обеспечения для стабильной работы системы, а также механизмы постоянной доработки с учетом подключения
к системе единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС);
порядок работы системы и обработки информации в ней;
единые стандарты автоматизированного обмена информацией для реализации регламентов информационного взаимодействия.
Введение в постоянную эксплуатацию АИУС РСЧС-2030 позволит:
перейти к единому интерфейсу; автоматизировать процесс межведомственного взаимодействия;
исключить дублирование информации и сократить количество документов, отрабатываемых оперативной дежурной сменой НЦУКС;
формализовать процесс моделирования опасных явлений;
перейти к автоматизированному ведению паспортов безопасности территорий.
Опыт практической работы, накопленный НЦУКС при реагировании на чрезвычайные ситуации, подтверждает необходимость пересмотра подходов в деятельности от реагирования на чрезвычайные ситуации к их предупреждению. Реализация комплексного подхода в вопросах предупреждения ЧС с применением современных методов и технологий является приоритетной задачей в деятельности органов повседневного управления МЧС России.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 20.03.19).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2015 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71001252 (дата обращения: 20.03.19).
3. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/187212 (дата обращения: 20.03.19).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/186620 (дата обращения: 20.03.19).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10600054 (дата обращения: 20.03.19).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2016 № 1272 «Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций» / Правовой ресурс «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208054 (дата обращения: 20.03.19).
7. Приказ МЧС России от 26.08.2009 № 496 «Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/196451/d67d06bal32f929b66d9e7b36d226e74 (дата обращения: 20.03.19).
8. Приказ НЦУКС от 10.12.2018 № 390 «Об организации оперативного дежурства в федеральном казенном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» в 2019 году».
9. Доклад начальника СЦ Росгидромета Ю.Е. Варакина от 05.03.2019 «О результатах организации взаимодействия между СЦ Росгидромета и НЦУКС в 2018 году».
10. Протокол совещания от 01.03.2019 № 33-ВЯ по подведению итогов деятельности ЦУКС ТО МЧС России, органов повседневного управления ФОИВ в феврале 2019 года и постановка задач на март 2019 года.
11. Протокол совещания от 15.11.2018 № 10-ЕЗ по вопросу «Информатизация процессов предупреждения ЧС».
12. Протокол совещания от 25.12.2018 № 185-ВЯ по подведению итогов деятельности ЦУКС ТО МЧС России, органов повседневного управления ФОИВ в 2018 году и постановка задач на 2019 год.
13. Решение коллегии МЧС России от 06.02.2019 № 1/1 «Об итогах работы МЧС России по основным направлениям деятельности в 2018 году и задачах на 2019 год» (п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.4, п. 3.1.5, п. 3.1.6) / Ресурс для пожарных и спасателей «FiremanClub». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fireman.club/normative-documents/reshenie-kollegii-mchs-rossii-l-i-ot-06-02-2019-ob-itogah-rabotyi-ministerstva (дата обращения: 20.03.19).
PREVENTION OF EMERGENCY SITUATIONS WITH THE USE OF MODERN
INFORMATION TECHNOLOGY
Mikhail YURKIN
Deputy Head of Division of development and Implementation of information technologies National Crisis Management Center Address: 109012, Moscow, Teatralny Ave., 3 E-mail: [email protected]
Evgeny SEMENOV
Senior officer-operator (Emergency modelling Department)
Division of development and implementation of information technologies National Crisis Management Center Address: 109012, Moscow, Teatralny Ave., 3 E-mail: [email protected]
Abstract. This article concerns information cooperation in RSChS system, there are proposed a complex approach to emergency prevention with the usage of information technologies and infosphere of Automatized information management system RSChS-2030.
Keywords: Information cooperation, emergency prevention, infosphere, Automatized information management system AIMS RSChS.
Citation: Yurkin M.A., Semenov E.S., Latyshenko K.P. Prevention of emergency situations with the use of modern information technology // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 1 (40). pp. 40-45.
Konstantin LATYSHENKO
D.(Technical), Professor
Professor of the Department of Mechanics and Engineering Graphics
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: k.latyshenkoQamchs.ru
References
1. Federal Law of the Russian Federation of December 21, 1994 No. 68-<E>3 "On Protection of the Population and Territories from Natural and Man-Made Emergencies" / Legal resource "ConsultantPlus". [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (appeal date 03/20/19).
2. Federal Law of the Russian Federation of 02.05.2015 No. 119-<I>3 "On Amendments to the Federal Law" On Protection of the Population and Territories from Natural and Technogenic Emergencies "/ Legal resource" GARANT ". [Electronic resource]. The access mode is: http://base.garant.ru/71001252 (the date of the appeal is 03/20/19).
3. Decree of the President of the Russian Federation of 11.07.2004 No. 868 "Questions of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters" / Legal resource "GARANT". [Electronic resource]. The access mode is: http://base.garant.ru/187212 (the date of the appeal is 03/20/19).
4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2003 No. 794 "On the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies" / Legal Resource "GARANT". [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant.ru/186620 (the date of the appeal is 03/20/19).
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 24.03.1997 No. 334 "On the procedure for collecting and exchanging information in the Russian Federation in the field of protection of the population and territories from natural and man-made emergencies" / Legal resource "GARANT". [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant.ru/10600054 (the date of the appeal was 03/20/19).
6. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.11.2016 No. 1272 "On Approval of the Provision Rules at the federal level by the National Crisis Management Center to coordinate the activities of the day-to-day management of the unified state system of emergency prevention and response and civil defense authorities, organizing information interaction of the federal bodies executive authorities, executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local self-government bodies management and organizations "/ Legal resource" Consultant Plus ". [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208054 (appeal date 03/20/19).
7. Order of the Emergencies Ministry of Russia dated August 26, 2009 No. 496 "On approval of the regulation on the system and procedure for information exchange within the framework of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations" / Legal resource "GARANT". [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant.ru/196451/d67d06bal32f929b66d9e7b36d226e74 (access date 03/20/19).
8. NCSCS Order No. 390, dated December 10, 201, "On the Organization of Operational Duty at the Federal State Institution" National Center for Crisis Management "in 2019".
9. Report of the Head of the SC Rosgidromet Yu.E. Varakina from 03/03/2019 "On the results of the organization of interaction between the SC Roshydromet and NCUKS in 2018".
10. Minutes of the meeting dated 01.03.2019 No. 33-VYa on summing up the activities of the TsUKS TSE EMERCOM of Russia, the day-to-day management bodies of the federal executive body in February 2019 and the setting of tasks for March 2019.
11. Minutes of the meeting dated 15.11.2018 No. 10-EZ on the issue "Informatization of emergency prevention processes".
12. Minutes of the meeting from 12/25/2018 No. 185-BS on summing up the activities of the CUKS THAT EMERCOM of Russia, the day-to-day administration bodies of the federal executive bodies in 2018 and the setting of tasks for 2019.
13. The decision of the Emergencies Ministry of Russia Board dated February 06, 201N No. 1 / I "On the results of the work of the Emergencies Ministry of Russia on the main activities in 2018 and tasks for 2019" (Section 3.1.1, Section 3.1.2, Section 3.1. 4, p. 3.1.5, p. 3.1.6) / Resource for firefighters and rescuers «Fireman Club». [Electronic resource]. Access mode: https://fireman.club/normative-documents/reshenie-kollegii-mchs-rossii-l-i-ot-06-02-2019-ob-itogah-rabotyi-ministerstva (appear date 03/20/19).