/26 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК 004.896:614.8
Развитие АИУС РСЧС как динамической автоматизированной системы
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
В.А. Измалков
Аннотация
В статье проанализирован существующий опыт развития АИУС РСЧС с использованием ЕИПП АИУС РСЧС-2030 и рассмотрены вопросы повышения экономической эффективности развития АИУС РСЧС за счет сбалансированного развития всех видов обеспечения.
Ключевые слова: АИУС РСЧС; ядро АИУС РСЧС; Единая интеграционная программная платформа; эффективность; развитие; автоматизированная система; динамическая система.
Development of AIUS RSCHS as a dynamic automated system
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
V. Izmalkov
Abstract
The paper contains an analysis of the existing experience in the development of AIUS RSCHS and deals with improving development effectiveness of AIUS RSCHS via balanced development of all types of its support.
Key words: AIUS RSCHS; AIUS RSCHS core; unified integration software platform; effectiveness; development; automated system; dynamic system.
1 Russian Unified System for Emergency Prevention and Response.
В связи с огромным объемом задач, решаемых РСЧС (Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС) и ее АИУС (Автоматизированной информационно-управляющей системой), при развитии АИУС РСЧС обычно соблюдается принцип поэтапного создания и совершенствования ее отдельных функциональных компонент. Это происходит в рамках продолжительного итеративного процесса развития, занимающего по несколько лет и непрерывно повторяющегося [1, 2, 3]. В указанных выше обстоятельствах прослеживается особенность АИУС РСЧС, как динамической автоматизированной системы. За счет большого количества функциональных и обеспечивающих элементов и их постоянного развития система в целом претерпевает постоянные изменения, что затрудняет решение задач оценки и обеспечения эффективности развития АИУС РСЧС. Под эффективностью ее развития понимается экономическая эффективность как отношение затрат на развитие к экономическому эффекту (прежде всего предотвращенному ущербу) от него. В условиях ограниченного финансирования на ежегодно проводящиеся работы по совершенствованию системы, повышение экономической эффективности позволит достигнуть более высоких результатов при сохранении прежнего уровня затрат.
Современный этап развития АИУС РСЧС (первый из трех, если принимать во внимание Концепцию развития НЦУКС до 2030 года, одобренную Советом главных конструкторов (СГК) АИУС РСЧС—Протокол заседания СГК АИУС РСЧС на базе ресурса НЦУКС № 2 от 18 февраля 2016 г.) характеризуется созданием новой архитектуры и инфраструктуры АИУС РСЧС, которая позволила бы реализовать все задумки по дальнейшему совершенствованию системы до 2030 года. Одной из первых при этом решается важнейшая (но не единственная) проблема«лоскутной автоматизации» [4, 5]. Все дальнейшие усилия по развитию АИУС РСЧС должны быть связаны с новой инфраструктурой, а именно с ЕИПП АИУС РСЧС-2030 (Единой интеграционной программной платформой). Решив таким образом проблему «лоскутной автоматизации», целесообразно переключиться на решение следующей по важности проблемы эффективного развития АИУС РСЧС — несбалансированного развития отдельных ее компонент (видов обеспечения), характерных для всех функциональных элементов.
Повышенное внимание в последние годы уделяется совершенствованию специального программного обеспечения (СПО), включающего ЕИПП АИУС РСЧС-2030, и внедрению его в процессе опытной эксплуатации Многоуровневого сегмента АИУС РСЧС, что является необходимым, но недостаточным для завершения первого этапа (до 2020 года).
Очевидно, что на данный момент первоочередными являются мероприятия по завершению опытной эксплуатации СПО и Многоуровневого сегмента
АИУС РСЧС-2030, а также масштабирования их для использования во всех территориальных подразделениях МЧС России. Вместе с тем, следует помнить, что АИУС РСЧС является автоматизированной системой, имеющей множество компонентов. Отставание в развитии одной или нескольких ее компонент практически неизбежно негативно сказывается на функционировании всей системы и может повлечь за собой сбои или отказы системы и дополнительный (непредотвращенный) ущерб.
Для обеспечения экономически эффективного и устойчивого развития АИУС РСЧС необходимо сбалансированно и одновременно развивать все ее компоненты. Для того, чтобы рассмотреть их влияние на устойчивость и эффективность развития АИУС РСЧС, нужно определить, из каких компонентов она состоит. Здесь и далее компоненты—это не отдельные функциональные элементы (функциональные подсистемы), а общие для всего функционала системы виды обеспечения и составляющие в соответствии с 34-й серией Государственных стандартов (ГОСТ) на Автоматизированные системы.
Согласно ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» любая автоматизированная система состоит из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности.
Исходя из содержания ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы», кроме общих требований к системе, обычно при создании автоматизированной системы предъявляются требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения системы.
Из приведенного анализа и с учетом содержания РД 50-680-88 «Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения», можно сделать вывод, что АИУС РСЧС, как автоматизированная система, включает в себя следующие компоненты:
• Программно-технический комплекс.
• Персонал.
• Математическое обеспечение.
• Информационное обеспечение.
• Лингвистическое обеспечение.
• Метрологическое обеспечение.
• Организационное обеспечение.
• Методическое обеспечение.
• Другие виды обеспечения.
Следует заметить, что в приведенный выше список сознательно не включены программное и техническое обеспечение, как входящие в понятие программно-технический комплекс.
В связи со спецификой развития АИУС РСЧС в рамках работ 2015-2016 гг. основное внимание уделялось развитию первых двух компонент [6].
Рассмотрим влияние первой компоненты из списка на устойчивость и эффективность развития АИУС РСЧС.
Развитие программно-технического комплекса (современный его этап) началось в 2015 году в рамках двух отдельных работ—на разработку СПО АИУС РСЧС-2030 и на поставку оборудования для Многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030.
В первой из них было разработано новое СПО для АИУС РСЧС, ключевой особенностью которого является наличие ядра АИУС РСЧС и Единой интеграционной программной платформы, позволяющих выполнять модульное развитие АИУС РСЧС. Отдельные подсистемы теперь за счет ЕИПП смогут взаимодействовать друг с другом, используя единые стандартизованные протоколы, а также Единое хранилище данных. В анализируемой работе, а также в работе «Создание АИУС РСЧС-2030 на основе ЕИПП и ее внедрение в НЦУКС» (выполненной с участием автора в 2015 году и включавшей в себя работу по разработке СПО) затронуты и другие компоненты АИУС РСЧС как автоматизированной системы. Для первоначального ее наполнения разработано информационное и методическое обеспечение, а разработанное СПО включает в себя элементы математического и лингвистического обеспечения. Кроме того, для запуска опытной эксплуатации потребовалось провести обучение персонала и подготовить минимально необходимое организационное обеспечение.
В рамках второй работы были выполнены поставка и пуско-наладка технического (аппаратного) обеспечения, установка на него требуемого программного обеспечения.
Компонента программно-технического комплекса относительно легко разделяется на аппаратную и программную части, но в рамках системы они должны работать как единое целое — взаимоувязанный комплекс.
Так, в 2016 году были разработаны новые компоненты СПО АИУС РСЧС-2030 (дополнительные функциональные подсистемы), которые были развернуты с применением тех же аппаратных средств, что вызвало определенные проблемы с производительностью оборудования, которые были решены организационными мерами (выделением дополнительных ресурсов на имевшихся в распоряжении НЦУКС вычислительных мощностях). Этот пример показывает, что нельзя заниматься развитием отдельных компонент автоматизированной системы в отрыве от остальных—во всем необходим продуманный системный подход.
Развитие функциональных возможностей АИУС РСЧС всегда связано с созданием отдельных функциональных подсистем, а значит развитие СПО — одно из самых эффективных как в случае достижения экономических показателей, так и для достижения целей создания АИУС РСЧС. Развитие функционала СПО требует еще и наращивания мощностей технического и других видов обеспечения АИУС РСЧС как автома-
тизированной системы. Исключением может являться проведение одновременной оптимизации СПО, однако это крайне затратная и не вполне предсказуемая работа, эффективность которой куда ниже, нежели развития функциональности СПО. Во избежание перерывов в работе, а также чрезмерного роста вычислительных и прочих технических ресурсов, необходимо развиваться в обоих направлениях—про-водить оптимизацию СПО и наращивать мощности технических средств.
Для повышения экономической эффективности необходим комплексный подход. С учетом не только расширения функциональных возможностей, но и масштабирования системы на всю страну—объем технических средств представляется крайне значительным, а их закупка и обслуживание — чрезвычайно затратными. Анализ работ, выполненных с участием автора по созданию и внедрению Типового программно-технического комплекса Центра обработки вызовов системы-112 (ТПТК ЦОВ) показывает, что снизить затраты на закупку и эксплуатацию технических средств столь сложной автоматизированной системы поможет разработка Типовых программно-технических комплексов оснащения ЦУКС (Центров управления в кризисных ситуациях) Главных управлений МЧС России и других объектов, имеющих доступ к АИУС РСЧС. Кроме типизации оборудования, может помочь вывод из эксплуатации систем, чей функционал уже реализован в составе АИУС РСЧС-2030. Освободившиеся вычислительные ресурсы и объемы хранения данных можно использовать для решения части проблем с производительностью АИУС РСЧС-2030.
Кроме того, после ввода АИУС РСЧС-2030 в постоянную эксплуатацию к надежности ее функционирования будут предъявляться строгие требования и продолжать развивать систему, добавляя новые компоненты, не прошедшие испытаний и тестов, на основные сервера системы—неприемлемо, поскольку это способно повлечь множественные проблемы, касающиеся устойчивости ее функционирования и общей надежности.
Представляется, что все добавляемые к системе компоненты должны проходить тщательное тестирование и апробацию на оборудовании и СПО, максимально приближенных к тем, что используются на реальной системе. Тогда и только тогда, когда специалисты МЧС России убедятся в стабильности и безотказности работы новых компонент, а также их совместимости с существующей системой, можно будет говорить о возможности их включения в состав основной системы. Подобная инфраструктура, чтобы ее не пришлось создавать отдельно каждому разработчику для выполнения работ по отдельным подсистемам АИУС РСЧС-2030, должна создаваться МЧС России как Стенд Генерального конструктора АИУС РСЧС. Тогда МЧС России сможет требовать выполнения апробации и тестирования на стенде и при этом быть уверенным в участии квалифицированных специалистов и проведении всех необхо-
димых мероприятий на достаточном методическом и техническом уровне с выдачей соответствующих заключений.
После программно-технического комплекса следующая компонента АИУС РСЧС—Персонал, то есть специалисты оперативных смен повседневных органов управления РСЧС, а также сотрудники МЧС России. Развитие Персонала автоматизированной системы может происходить путем увеличения числа сотрудников и повышения продуктивности и/или набора задач, решаемых тем же составом персонала. Для АИУС РСЧС под развитием персонала следует понимать, прежде всего, его обучение работе с системой и ее отдельными компонентами. От подготовки персонала во многом зависит оперативность и надежность функционирования системы.
Работы по развитию математического обеспечения АИУС РСЧС в последние годы в основном связаны с расширением функциональных возможностей поддержки принятия решений и автоматизации. Вместе с тем, с учетом нового этапа развития АИУС РСЧС и внедрения АИУС РСЧС-2030 целесообразно уделить больше внимания разработке новых расчетных методик и систематизации существующих, в том числе реализованных в АИУС РСЧС-2030.
Разрабатываемые компоненты АИУС РСЧС-2030 и другие программные комплексы и системы МЧС России в обязательном порядке сдаются в Фонд алгоритмов и программ МЧС России. С целью улучшения контроля качества разрабатываемых модулей АИУС РСЧС-2030 и систематизации существующего математического обеспечения предлагается расширить эту практику путем внедрения обязательной сертификации на корректность реализации алгоритмов поддержки принятия решений, а также ведения Единого реестра программных реализаций алгоритмов поддержки принятия решений. Подобный реестр не только придаст новый импульс развитию математического обеспечения РСЧС (показав все слабые места и востребованность), но и поможет повысить эффективность развития не только математического, но и методического обеспечения.
Что касается информационного обеспечения АИУС РСЧС, то оно является важнейшим элементом, влияющим на результат работы системы. Результат любого расчета зависит от используемых исходных данных. Если исходные данные не полные, не точные или не достоверные, то рассчитывать на точный (достоверный) результат не приходится. В АИУС РСЧС информационное обеспечение наполняется из двух принципиально разных источников—от автоматизированных систем и от персонала системы.
От автоматизированных систем, очевидно, получают, в основном, формализованные данные, например, данные различных видов мониторинга окружающей среды или мониторинга подвижных и стационарных объектов. Пользователи же системы могут вводить менее структурированные, и потому менее контролируемые и автоматизируемые в обработке данные. Вместе с тем, представляется, что
данные, получаемые от персонала, могут и должны быть в максимальной степени формализованы в системе для упрощения их последующей автоматизированной обработки. Так, паспорт безопасности Российской Федерации, включая все ее территории —крайне большой документ, подготовить который не просто даже большому коллективу. Однако, при условии корректного и своевременного заполнения паспортов территорий (на уровне муниципальных образований или, хотя бы, субъектов Российской Федерации) он может быть получен путем простой обработки совокупности данных каждой территории Российской Федерации.
Вместе с тем, работа по заполнению паспортов территорий на местах требует серьезной методической подготовки (чтобы довести методическое обеспечение АИУС РСЧС до нужного уровня и обеспечить правильное заполнение и обработку документов), а также организационного обеспечения.
Не стоит забывать о наличии в МЧС России Табеля срочных донесений, позволяющего оперативно и систематически собирать нужную информацию, но и требующего соответствующего методического и организационного обеспечения, наряду с подготовкой персонала для соответствия всем процессам информационного обмена и управления в МЧС России с учетом внедрения АИУС РСЧС-2030. Для максимальной формализации используемых и вводимых в систему данных следует активно использовать и развивать Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК) АИУС РСЧС.
Функциональное и территориальное расширение АИУС РСЧС-2030 требует расширения доступного информационного обеспечения (в новой области знаний или привязанного к новым территориям). Проблема недостаточного развития информационного обеспечения является критически важной для развития АИУС РСЧС в целом. В связи с большим объемом хранимой информации и необходимостью работы с большими потоками новых поступающих данных — работы по развитию информационного обеспечения необходимо вести непрерывно в рамках эксплуатации системы, контролируя качество вводимой в систему информации (такие свойства как актуальность, полнота, точность и достоверность).
Лингвистическое обеспечение АИУС РСЧС не представляет сложности—как основной язык используется государственный русский язык. Однако для обеспечения совместимости со сторонними программными продуктами рекомендуется обеспечить поддержку также английского языка для ввода данных и использование современных технологий для хранения и отображения символов из различных языков (к примеру, UTF-8, в соответствии с ISO/IEC International Standard IS0/IEC10646 Annex D "Infor-mationtechnology—Universal Coded Character Set (UCS)").
В АИУС РСЧС в большинстве случаев не требуется серьезное метрологическое обеспечение, кроме случаев фиксации времени. Функции синхронизации
времени в системе возложены на стандартные средства операционной системы, чего может быть недостаточно.
Можно рекомендовать включение проверки расхождения времени в стандартную процедуру входа в систему (полностью автоматический пункт, незаметный для пользователя, если нет проблем с синхронизацией времени), тем более, что реализация подобных проверок посредством браузера уже давно разработана и активно применяется.
Полноту и качество организационного обеспечения АИУС РСЧС-2030 сложно оценить до ввода системы в постоянную эксплуатацию, но можно предложить некоторые направления развития. Поскольку сама архитектура АИУС РСЧС-2030 рассчитана на интеграцию множества смежных внешних систем, то целесообразно утвердить на уровне Министерства технические условия на подключение к ЕИПП АИУС РСЧС-2030. Кроме того, для интеграции АИУС РСЧС-2030 в систему управления МЧС России, новые документы по Табелю срочных донесений МЧС России и проекты руководящих документов и наставлений по функционированию органов управления РСЧС и подразделений МЧС России должны выходить уже с обязательной проработкой вопросов учета внедрения и развития АИУС РСЧС-2030.
Одним из самых сложных и нерешенных вопросов остается организация технического обслуживания эксплуатации АИУС РСЧС-2030. Большинство функций по выявлению сбоев и замечаний в работе системы фиксируется средствами разработчика в рамках гарантийных обязательств. Кто и как будет решать эти вопросы после завершения гарантийных обязательств и после приема системы в постоянную эксплуатацию—пока не определено. Необходимо уже сейчас, в рамках опытной эксплуатации решить вопросы администрирования и технического обслуживания системы силами МЧС России, либо готовить дополнительное финансирование на поддержание ее в работоспособном состоянии силами разработчика на ближайшие годы.
Отсутствие решения по этим и другим организационным моментам может угрожать не только устойчивому развитию, но и устойчивому функционированию системы.
В части касающейся методического обеспечения, следует отметить, что оно во многом определяет облик программного обеспечения и решаемых им задач. С методическим обеспечением на данный момент есть две основные проблемы—отсутствие обязательной сертификации методик и постоянное совершенствование рабочих процессов внутри персонала системы, что требует быстрой адаптации рабочих процедур и интерфейса.
Последнее может быть решено внедрением адаптируемого (настраиваемого самими пользователями) интерфейса и редактора регламентов выполнения рабочих процессов. Это позволит минимизировать задержку между изменением рабочих процедур и адаптацией АИУС РСЧС под эти изменения, но,
вместе с тем, повысит требования к подготовке пользователей.
Для отработки новых элементов интерфейса и других решений, привносимых методическим обеспечением в СПО, предлагается использовать Стенд генерального конструктора АИУС РСЧС. Поскольку несовершенство методического обеспечения может повлечь за собой неудобство работы с системой вплоть до невозможности решения ею поставленных задач, то данный вид обеспечения является критически важным, хотя и сложным в развитии, так как требует инициативы и работы со стороны Персонала и не может быть закрыт только силами Разработчика.
Другие виды обеспечения, если они будут сформулированы и разработаны, также внесут лепту в развитие АИУС РСЧС. Так, при отсутствии достаточного развития каналов связи, используемых в АИУС РСЧС, можно столкнуться с проблемами функционирования удаленных от НЦУКС МЧС России объектов и даже сбоями и отказами в работе всей системы. Еще одним видом обеспечения, требующим постоянного внимания, является обеспечение информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Несоблюдение норм информационной безопасности может повлечь не только серьезный ущерб от реализации угроз данным и средствам их обработки, но и меры воздействия со стороны контролирующих органов, вплоть до запрета эксплуатации системы и изъятия средств вычислительной техники.
Таким образом, для контроля развития программного, технического, математического и методического обеспечения АИУС РСЧС необходимо создание стенда Генерального конструктора АИУС РСЧС, объединяющего в себе программно-техническую инфраструктуру, схожую с АИУС РСЧС, а также опыт и знания специалистов и экспертов в области создания и развития АИУС РСЧС.
Следует заметить, что одной из ключевых особенностей АИУС РСЧС-2030 является выделение ядра АИУС РСЧС, содержащего большую часть общеис-пользуемых компонент—обеспечивающих подсистем и общую часть многих видов обеспечения. Такой подход позволяет сократить число используемых разнообразных информационных технологий, что значительно снижает потребность и в техническом персонале для обслуживания такой системы [5, 7].
Хотя использование единого ядра АИУС РСЧС значительно повышает эффективность(прежде всего экономическую) внедрения (развития) новых функциональных компонент, все же внедрение этого подхода требует значительных затрат.
Кроме того, очевидно необходима строгая регламентация используемых протоколов, технологий и архитектурных подходов (в рамках ЕИПП АИУС РСЧС), без чего невозможно представить объединение в единое информационное пространство ядра АИУС РСЧС и всех ее подсистем.
Эффективность такого подхода не оставляет сомнений потому, что дополнительные затраты при-
водят к еще большей оптимизации системы за счет лучшей утилизации оборудования и информационных ресурсов. Так, при адаптации отдельных систем и комплексов для работы с ядром АИУС РСЧС исчезает необходимость в поддержке всей обеспечивающей части этих систем и высвобождаются использовавшиеся ранее дополнительные вычислительные ресурсы, объемы массивов данных и каналы связи.
При таком подходе становится крайне удобной централизованная схема обработки данных — сосредоточение вычислительных ресурсов для их лучшей утилизации ядром АИУС РСЧС и всеми ее подсистемами.
Таким образом, для экономически эффективного развития системы необходимо, чтобы сумма затрат на развитие не превысила положительный эффект (сокращение ущерба) от этого развития. В то же время для повышения эффективности самой системы необходимо повысить степень достижения целей, поставленных при ее создании (в соответствии с ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения»). Применительно к АИУС РСЧС это означает повышение степени автоматизации процессов сбора и обработки информации (исходя из определения цели создания АИУС РСЧС, приведенной в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 в редакции от 26 января 2017 г.).
Избранный при создании АИУС РСЧС-2030 подход совместного использования максимального числа компонент АИУС РСЧС за счет выделения из ее состава ядра и ЕИПП позволяют сделать и то, и другое, что, безусловно, позволит повысить эффективность развития АИУС РСЧС по сравнению «Лоскутной автоматизацией». Однако необходимо осуществлять непрерывный и постоянный контроль сбалансированного развития всех видов обеспечения, во избежа-
ние снижения эффективности развития из-за отставания ряда из них. Для этого необходимо уже сейчас предпринять определенные организационные меры, определив единые обязательные требования к развитию АИУС РСЧС и создать Стенд генерального конструктора АИУС РСЧС, а также Единый реестр программных реализаций алгоритмов поддержки принятия решений, используемых в АИУС РСЧС.
Литература
1. Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Попов А.П. Информационные технологии поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях: АИУС РСЧС: вчера, сегодня, завтра. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 400 с.
2. Сущев С.П. и др. Исследование существующей автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработка путей и принципов ее развития: Отчет по НИР. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.
3. Качанов С.А. и др. Совершенствование информационно-коммуникационных технологий управления МЧС России и РСЧС: Отчет по НИР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
4. Лисин Н. Лоскутная автоматизация, или как управлять «зоопарком» программ. BYTE Россия, 2009.
5. Измалков В.А. АИУС РСЧС-2030: Анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1 (51). С. 38-42.
6. Измалков В.А. и др. Научно-методическое сопровождение внедрения единой интеграционной платформы АИУС РСЧС в систему управления МЧС России: Отчет по НИР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016.
7. Качанов С.А. и др. Создание АИУС РСЧС-2030 на основе Единой интеграционной программной платформы и ее внедрение в НЦУКС: Отчет по работе. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
2015.
Сведения об авторе
Измалков Владимир Александрович: к. т. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail: [email protected]
SPIN-код — 9669-3778.
Information about author
Izmalkov Vladimir A.: .: Cand. Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Department.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 9669-3778.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 1. Исторический очерк http://elibrary.ru/item.asp?id=27336754
Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т.2. Очерки и воспоминания http://elibrary ru/item.asp?id=27408687
Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т.3. Научные статьи http://elibrary. ru/item.asp?id=27408646
Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т 4. Фотолетопись http://elibrary.ru/item.asp?id=27336750