Научная статья на тему 'Основные направления развития информационного обеспечения автоматизированной информационноуправляющей системы (АИУС) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)'

Основные направления развития информационного обеспечения автоматизированной информационноуправляющей системы (АИУС) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
864
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АИУС РСЧС / ЕДИНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ / ТАБЕЛЬ СРОЧНЫХ ДОНЕСЕНИЙ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / AIUS RSCHS / UNIFORM SYSTEM OF CLASSIFICATION AND CODING / SHEET OF URGENT REPORTS / SOFTWARE / TECHNICAL SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Свентская Наталья Валерьевна, Чернов Василий Михайлович

В данной работе выполнен анализ состояния информационного обмена в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предложены организационно-технические решения, направленные на развитие единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) и автоматизацию процесса передачи срочных донесений в автоматизированной информационно-управляющей системе (АИУС) РСЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Свентская Наталья Валерьевна, Чернов Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Development of the Information Security of Automated Information Management System of the Unified State System of Prevention and Liquidation of Emergency Situations

In this work the analysis of a state is carried out and the decisions directed on introduction of uniform system of classification and coding (ESKK) in AIUS RSChS are proposed. The analysis is carried out and the decisions directed on optimization of forms of urgent reports and automation of process of transfer of urgent reports are proposed.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития информационного обеспечения автоматизированной информационноуправляющей системы (АИУС) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

УДК 004.773

Основные направления развития информационного обеспечения автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, Н.В. Свентская, В.М. Чернов, Ю.С. Лукина

Аннотация

В данной работе выполнен анализ состояния информационного обмена в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предложены организационно-технические решения, направленные на развитие единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) и автоматизацию процесса передачи срочных донесений в автоматизированной информационно-управляющей системе (АИУС) РСЧС.

Ключевые слова: АИУС РСЧС; единая система классификации и кодирования; табель срочных донесений; программные средства; технические решения.

The Main Directions of Development of the Information Security of Automated Information Management System of the Unified State System of Prevention and Liquidation of Emergency Situations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, N. Sventskaya, V. Chernov, Yu. Lukina

Abstract

In this work the analysis of a state is carried out and the decisions directed on introduction of uniform system of classification and coding (ESKK) in AIUS RSChS are proposed. The analysis is carried out and the decisions directed on optimization of forms of urgent reports and automation of process of transfer of urgent reports are proposed.

Key words: AIUS RSChS; uniform system of classification and coding; sheet of urgent reports; software, technical solutions.

Технологии гражданской безопасности, том 12, 2015, № 2 (44)

Анализ состояния информационного обмена в АИУС РСЧС показал, что функционирование АИУС РСЧС основано на совместной работе различных автоматизированных систем (различных разработчиков), направленных на решение узкого круга задач: сбор информации о ЧС, моделирование и прогнозирование ЧС, мониторинг объектов, управление силами и средствами, делопроизводство и ряд других. При этом средства автоматизации, используемые в АИУС РСЧС, не обладают комплексностью и полной совместимостью в рамках общей инфраструктуры, преумножают объемы информации, доступной пользователям системы, зачастую дублируют функционал друг друга, а в некоторых случаях образуют противоречащие или несовместимые результаты [1].

В данной статье содержатся предложения по совершенствованию единой системы классификации и кодирования, а также предложения по оптимизации табеля срочных донесений, передаче донесений, в рамках функционирования АИУС РСЧС.

Работы по классификации и кодированию информации в АИУС РСЧС проводятся с целью обеспечения сопоставимости информации, унификации форм справок и отчетов различных министерств и ведомств, входящих в АИУС РСЧС [2—4].

Анализ состояния единой системы классификации и кодирования в рамках функционирования АИУС РСЧС показал, что она представляет собой совокупность, в большинстве своем, устаревших общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников).

Основными объектами классификации и кодирования в АИУС РСЧС являются виды происшествий, чрезвычайных ситуаций, виды экстренных оперативных служб, аварийно-спасательных и других неотложных работ, средства спасения и защиты, объекты инфраструктуры, состав сил и средств РСЧС, события и явления и др.

Анализ функционирующих в настоящее время программных продуктов АИУС РСЧС показал, что большинство из них несовместимы друг с другом и в своей работе они не используют единую систему классификации и кодирования, т.к. в ряде случаев понятийный аппарат разрабатывался самостоятельно разработчиками для создания конкретного программного продукта.

Таким образом, проведенный анализ показал необходимость актуализации классификаторов и справочников и разработки автоматизированной системы, обеспечивающей их обновление и актуализацию в АИУС РСЧС.

С этой целью, для совершенствования единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) АИУС РСЧС необходимо провести следующие организационно-технические мероприятия:

разработать организационные и программно-технические решения по автоматизированному сбору и применению обновлений и изменений в словари и классификаторы ЕСКК АИУС РСЧС. При этом пе-

речень общероссийских классификаторов, необходимых для обновления и дальнейшего ввода в эксплуатацию в рамках функционирования АИУС РСЧС, должен утверждаться МЧС России;

разработать и утвердить установленным порядком нормативный акт по организационному обеспечению создания, внедрения и актуализации ведомственных словарей и классификаторов МЧС России. Ведомственные классификаторы МЧС России должны быть в установленном порядке задокументированы и утверждены, а система их ведения и актуализации, включая реестр ведомственных классификаторов МЧС России, должна соответствовать нормам и правилам, закрепленным в нормативной правовой базе Российской Федерации. Работа по совершенствованию и актуализации ведомственных классификаторов МЧС России должна вестись на регулярной основе;

доработать состав и содержание классификаторов и словарей МЧС России в составе ЕСКК АИУС РСЧС с учетом изменения структуры АИУС РСЧС и добавления в ее состав новых автоматизированных систем;

разработать организационно-технические решения по включению в состав ЕСКК АИУС РСЧС ведомственных классификаторов других органов исполнительной власти, во избежание параллельной разработки дублирующих друг друга словарей и классификаторов [5—7];

разработать программный комплекс для автоматизации хранения, редактирования, предоставления и актуализации словарей и классификаторов АИУС РСЧС.

Разрабатываемый программный комплекс ведения единой системы классификации и кодирования АИУС РСЧС должен обеспечивать следующие возможности:

функциональную интеграцию полного набора словарей и классификаторов в рамках АИУС РСЧС;

представление общероссийских, локальных и ведомственных классификаторов и словарей в электронном виде;

возможность дополнительного подключения произвольного количества словарей и классификаторов;

централизованное ведение словарей и классификаторов, использующихся в АИУС РСЧС;

поддержку сетевых структур справочников с использованием различных форм представления информации;

формирование единого понятийного пространства информационной системы за счет публикации программного интерфейса (API) и синхронизации классификаторов и словарей с ЕСКК;

редактирование (в том числе совместное) классификаторов и справочников с проверкой и утверждением изменений;

проверку семантической целостности и корректности данных;

аудит изменения словарей и классификаторов;

предоставление статистической информации по аудиту и использованию понятий словарей и классификаторов;

использование индивидуальных и групповых настроек прав доступа пользователей; поддержка версионности; многопараметрический поиск; предоставление возможности обмена данными с внешними по отношению к данному программному комплексу программными продуктами и автоматизированными системами на основе использования Единой интеграционной платформы АИУС РСЧС;

предоставление возможности автоматизированного обновления общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов;

предоставление возможности конвертации актуальных версий классификаторов и словарей в принятые ранее в промышленную эксплуатацию программные автоматизированные системы федерального и регионального уровней управления АИУС РСЧС;

оповещение о необходимости обновления словарей и классификаторов;

возможность предоставления исходных данных для разработки новых программных продуктов в рамках единого информационного пространства АИУС РСЧС.

На рис. 1 представлена организация единого информационного пространства, в рамках которого должно осуществляться функционирование автоматизированных систем и программного обеспечения АИУС РСЧС.

Внедрение ЕСКК АИУС РСЧС предлагается осуществлять в рамках организации единого информационного пространства на всех уровнях управления РСЧС (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и субъективном) путем разработки специального программного комплекса. Это обеспечит: автоматизированное хранение и редактирование словарей и классификаторов, предоставление пользователям и информационным системам сведений о составе и содержании классификаторов, автоматизацию процесса актуализации словарей и классификаторов.

Работы по совершенствованию табеля срочных донесений (ТСД) направлены на развитие форм донесений (сведений), периодичности, сроков и порядка их представления в органах управления и сил РСЧС, структурных подразделениях и учреждениях, подведомственных МЧС России [8, 9].

Действующий ТСД содержит более 200 форм донесений по 17 разделам для организации процесса межведомственного обмена и представления срочных донесений. Анализ показывает, что в настоящее время в структуре МЧС циркулирует значительный объем информации; представление донесений по ТСД производится в различные сроки на уровень различных органов управления и подразделений МЧС России; передача информации происходит посредством различных видов и каналов связи, зачастую в неавтоматизированном виде. Формирование

сообщений преимущественно осуществляется в документах формата word, exel, а передача донесений осуществляется путем пересылки по электронной почте.

Следует отметить, что в настоящее время процессы формирования и обработки сообщений по ТСД МЧС России слабо автоматизированы и не интегрированы в систему АИУС РСЧС. Исходя из проведенного анализа, развитие ТСД АИУС РСЧС должно включать организационные и технические мероприятия.

Организационные мероприятия должны включать: актуализацию форм донесений заинтересованными подразделениями; согласование перечня, содержания донесений и регламента их представления; оформление ТСД и его утверждение установленным порядком.

Технические мероприятия должны включать автоматизацию процессов использования ТСД и его внедрения в АИУС РСЧС. Технические мероприятия предусматривают следующие виды работ: определение текущей автоматизированной системы, на базе которой будет дорабатываться программное обеспечение ТСД, а также иных автоматизированных систем в составе АИУС РСЧС, которые должны быть интегрированы с автоматизированной системой формирования сообщений ТСД; уточнение требований и разработка программного обеспечения (ПО) для автоматизации, ведения и использования ТСД; внедрение ПО для автоматизации использования ТСД; опытная эксплуатация ПО для автоматизации использования ТСД и доработка выявленных замечаний и недостатков; прием в промышленную эксплуатацию; сопровождение и развитие ПО для автоматизации использования ТСД.

ПО для использования ТСД в рамках АИУС РСЧС должно позволять редактирование и применение форм ТСД, а также информационный обмен на основе этих форм со всеми авторизованными пользователями с использованием Единой системы классификации и кодирования АИУС РСЧС, автозаполнения полей на основе имеющейся в АИУС РСЧС информации и поддержки принятия решений на основе получаемых донесений.

Контроль целостности вводимых данных должен быть реализован прикладным программным обеспечением и средствами, встроенными в используемую СУБД.

Ввод и корректировка данных форм ТСД должны осуществляться только через ПО ведения ТСД АИУС РСЧС.

Сохранность данных единой базы донесений ТСД должна обеспечиваться архитектурой аппаратных средств с использованием резервирования и регламентированной процедурой резервного копирования.

Система классификации и кодирования информации автоматизированной системы формирования ТСД должна основываться на ЕСКК АИУС РСЧС.

Технологии гражданской безопасности, том 12, 2015, № 2 (44) /11

Рис. 1. Организация единого информационного пространства АИУС РСЧС

Разрабатываемый программный комплекс, реализующий обмен сообщениями по ТСД АИУС РСЧС, должен обеспечивать следующие возможности:

контроль доступа на основе индивидуальных учетных записей;

возможность использования официально принятого к использованию ТСД при обмене сообщениями в рамках АИУС РСЧС;

возможность разработки и редактирования форм ТСД;

контроль целостности и доставки всех сообщений;

использование цифровых подписей и шифрования для контроля подлинности всех сообщений;

контроль времени и факта отправки и получения сообщений;

автозаполнение отдельных полей на основе имеющейся в системе информации с возможностью ручного редактирования;

архив всех переданных сообщений; сбор и анализ статистики, предоставление отчетов по заранее разработанным формам;

вывод на печать формализованных документов по заранее разработанным формам; передача файлов;

сигнализация при получении срочных донесений; напоминания о регулярных донесениях; оповещение о недоставленных или непрочитанных донесениях.

Автоматизация ТСД позволит: передавать и обрабатывать данные по стандартным, единым для всей системы алгоритмам; решать расчетные за-

дачи с полным набором исходных данных; представлять обработанные или исходные данные в промежуточных и верхних звеньях управления в требуемом на конкретном уровне виде; создавать отчеты, собирать статистические материалы, запрашивать материалы из архива с применением сортировки по определенным критериям и информационным показателям без дополнительных затрат времени. На основе информационных показателей, составляющих формы донесений и хранимых в автоматизированной системе использования ТСД, будет создана единая база данных донесений. В этой базе данных должна содержаться вся необходимая для решения оперативных и повседневных задач РСЧС структурированная информация, доступная как для решения определенных функциональных или расчетных задач, так и для получения требуемых пользователю наборов информационных показателей.

Данные предложения вошли в концепцию развития Национального центра управления в кризисных ситуациях до 2030 года.

Литературы

1. Отчет по НИР «Исследование путей и принципов развития автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

5. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. № 496 «Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 № 311-ст ПР 50.1.024—2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».

7. ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения».

8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

9. Приказ МЧС России от 7.07.1997 г. № 382 «О введении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Сведения об авторах

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС(ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.:( 499) 445-44-65, доб. 42-67.

E-mail: [email protected]

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-99-58. E-mail: [email protected] SPIN-код — 3584-4627.

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), нач. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-20. E-mail: [email protected] SPIN-код — 2889-3410.

Свентская Наталья Валерьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-65-48, доб. 43-15. E-mail: [email protected]

Чернов Василий Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 4340. E-mail: [email protected]

Лукина Юлия Сергеевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-11. E-mail: [email protected]

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kachanov Sergey A.: Doctor of Technical Sciences, prof., Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:( 499) 445-44-65, ext. 42-67. E-mail: [email protected]

Ageev Sergey V.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Centre. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-99-58. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3584-4627.

Kovtun Oleg B.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Department Head.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-20. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2889-3410.

Sventskaya Natalia V.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-65-48, ext. 43-15. E-mail: [email protected]

Chernov Basil M.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-40. E-mail: [email protected]

Lukina Yulia S.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-11. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.