Научная статья на тему 'Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий'

Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
571
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTEGRATED SAFETY AND SECURITY SYSTEM / HARDWARE-SOFTWARE COMPLEX SAFE CITY / IT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Качанов Сергей Алексеевич, Попов Алексей Петрович

Рассмотрены проблемные вопросы создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации, аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и предложены основные пути их решения с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Качанов Сергей Алексеевич, Попов Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Requirements to the Integrated Safety and Security System for the Federal Subjects of Russia Based on the New Regulatory and Guidance Documents on IT Development

The authors discuss the issues of creating the integrated safety and security system for Russia’s federal subjects, the hardware-software complex Safe City and propose solutions based on new regulatory and guidance documents on IT development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий»

УДК 614.8

Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

В.А. Акимов, С.А. Качанов, А.П. Попов

Аннотация

Рассмотрены проблемные вопросы создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации, аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и предложены основные пути их решения с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий.

Ключевые слова: комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности; аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»; информационные технологии.

Improving the Requirements to the Integrated Safety and Security System for the Federal Subjects of Russia Based on the New Regulatory and Guidance Documents on IT Development

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

V. Akimov, S. Kachanov, A. Popov

Abstract

The authors discuss the issues of creating the integrated safety and security system for Russia's federal subjects, the hardware-software complex Safe City and propose solutions based on new regulatory and guidance documents on IT development.

Key words: integrated safety and security system; hardware-software complex Safe City; IT.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, подчеркнуто, что обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется, в том числе, путем «...повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.».

Одним из основных направлений повышения такой эффективности является комплексная информатизация процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления).

За последние годы на территориях муниципальных образований создано множество слабо интегрированных информационных систем в сферах обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Основными из этих систем являются: автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС); Ситуационный центр (СЦ) муниципального образования; автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС); Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система-112); комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН); система защиты, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ); общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН); структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС); системы фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения; навигационно-информационные системы мониторинга и управления транспортом (НИС); системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и оповещения в местах массового скопления людей, на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах; система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК); системы экологического мониторинга; информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Среди типичных проблем систем такого клас-са—необходимость работы пользователя в нескольких приложениях одновременно и ручного переноса данных из одной системы в другую, их разрозненность и задержки в актуализации информации. При этом используемые приложения физически распределены по разным серверам, загрузка которых зачастую очень незначительна, и обмениваются сообщениями по принципу «каждый с каждым». Разнообразие используемых программно-технических

средств и наличие большого числа подрядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая доработка связана с продолжительными сроками и высокими затратами на ее реализацию [1, 2].

Для исправления такой ситуации с участием МЧС России разработаны следующие нормативные и методические документы:

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р;

Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, утвержденная МЧС России, МВД России и ФСБ России (№ 43-1112-14 от 06.04.2010 г.);

Временные единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденные МЧС России 29.12.2014 № 14-7-5552;

Методические рекомендации АПК «Безопасный город»: построение (развитие), внедрение и эксплуатация, утвержденные МЧС России 22.02.2015 № 2-487-12-14;

Методические рекомендации по оценке технического задания на создание пилотного участка аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее—АПК-БГ), утвержденные МЧС России 14.09.2015 № 14-4-3727.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 и постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 725 Губернатор наделен необходимыми полномочиями по организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, субъект Российской Федерации имеет все возможности для формирования в рамках комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации (КСОБЖ) регламентов информационного взаимодействия органов управления.

Пользователями КСОБЖ в соответствии с вышеназванной концепцией являются органы исполнительной власти субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их оперативные службы (утвержденная схема организации КСОБЖ представлена на рис. 1). По-видимому, отсутствие в этом перечне органов местного самоуправления может отрицательно сказаться на уровне безопасности населения в муниципальных образованиях.

Целью внедрения АПК-БГ является дальнейшее повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на основе разработки единых стандартов функциональных и технических требований и создания на их основе комплексной информационной системы,

Рис. 1. Схема организации КСОБЖ

обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий кризисных ситуаций и происшествий на территории муниципального образования.

Основными сегментами АПК-БГ являются: сегменты защиты от ЧС природного и техногенного характера;

правоохранительные сегменты; сегменты безопасности среды обитания. Базовыми принципами создания АПК-БГ являются: учет полного спектра возможных угроз в сферах обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;

максимальное использование существующей в муниципальных образованиях информационно-коммуникационной инфраструктуры;

обеспечение межведомственного взаимодействия и интеграции соответствующих систем в едином информационном пространстве.

С этой целью необходимо разработать унифицированное типовое программно-техническое решение для интеграционной платформы с использованием российского программного обеспечения и вычислительной техники на открытых кодах и протоколах. Это позволит обеспечить разработку унифицированного пользовательского интерфейса (УПИ), который будет настраиваться под требования конкретного пользователя и позволит ему одновременно работать со всей необходимой ему информацией, поступающей

от взаимодействующих автоматизированных систем. Организация работы пользователей с набором автоматизированных систем представлена на рис. 2.

Интеграционная платформа обеспечит также комплексную сквозную информатизацию процессов антикризисного управления на основе эффективного сопряжения взаимодействующих специализированных систем, автоматизирующих отдельные частные функции такого управления (от сбора данных обстановки до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей), и автоматического обмена необходимой информацией между ними. Это позволит существенно повысить оперативность антикризисного управления путем обеспечения согласованного и слаженного функционирования сопряженных систем.

В Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р, определено, что в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется «...реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».

Рис. 2. Организация работы пользователей с набором автоматизированных систем

Для решения этой задачи должна использоваться региональная информационно-коммуникационная инфраструктура, которая в соответствии с Концепцией региональной информатизации создается в субъектах Российской Федерации.

Базовые требования к сопряжению информационных систем определены в таких нормативных документах, как:

постановление Правительства РФ от 8 сентября

2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (далее—СМЭВ);

постановление Правительства РФ от 8 июня

2011 г. № 451«Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

На наш взгляд, при разработке соглашений в области информационного взаимодействия в рамках АПК-БГ и КСОБЖ необходимо использовать регламенты информационного взаимодействия имеющихся ведомственных информационных систем с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и системы-112 [3].

Однако, СМЭВ не сможет обеспечить процессы управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления), так как к информационно-коммуникационной инфраструктуре КСОБЖ в целом предъявляются более жесткие требования к оперативности, устойчивости и информационной безопасности.

АПК-БГ муниципальных образований и КСОБЖ субъекта РФ в целом должны строиться как совокупность взаимодействующих комплексов средств автоматизации (КСА) федеральных, региональных,

муниципальных и объектовых автоматизированных систем, которые сопрягаются друг с другом с использованием региональной и муниципальных интеграционных платформ, функционирующих на базе специально создаваемых центров обработки данных: регионального интеграционного центра обработки данных (РИЦОД) и единых центров оперативного реагирования (ЕЦОР) муниципальных образований.

Здесь следует отметить, что Указом Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 и постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 725 только Губернатор наделен всеми необходимыми полномочиями по организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта РФ и соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. С учетом сказанного, целесообразно, чтобы оператором (собственником) РИЦОД выступал соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Важнейшими компонентами, обеспечивающими межведомственное и межуровневое информационное сопряжение взаимодействующих автоматизированных систем являются используемые классификаторы и словари информации, а также цифровые карты и планы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» утвержден порядок разработки, принятия, ввода в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, а также определены перечень из 34 общероссийских классификаторов и ответственные за их ведение федеральные органы исполнительной власти.

Для информационно-лингвистического обеспечения АПК-БГ и КСОБЖ должна быть создана Единая система классификации и кодирования информации(далее—ЕСКК), представляющая собой совокупность необходимых общероссийских,

ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу. На наш взгляд, создание ЕСКК АПК-БГ и КСОБЖ должно проводиться на основе Единой системы классификации и кодирования информации АИУС РСЧС, как наиболее полно удовлетворяющей потребностям АПК-БГ и КСОБЖ.

Другим важнейшим компонентом организации взаимодействия автоматизированных систем являются цифровые карты и планы, обеспечивающие единство представления и визуализации пространственных данных (данных о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах) в общем информационном пространстве.

Следует отметить, что в предметной области антикризисного управления объем пространственных данных составляет до 80% от объема всех используемых информационных ресурсов.

В Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р, подчеркнуто, что «...Важным элементом инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации должна стать открытая цифровая картографическая основа. Использование такой основы и исходных для нее базовых пространственных данных при создании различных специальных (отраслевых) карт и планов обеспечит совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также обеспечит возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач».

Требования к Единой электронной картографической основе (ЕЭКО) федерального, регионального и муниципального назначения, состоящей из слоев цифровых государственных топографических карт или планов (в масштабах 1:2 000, 1:5 000, 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000, 1:1 000 000) в векторном формате либо, в случае их отсутствия, растровых геокодированных материалов дистанционного зондирования Земли, были утверждены еще в декабре 2008 года приказом Минэкономразвития России № 467. Таким образом, при создании цифровых карт для АПК-БГ и КСОБЖ необходимо руководствоваться этими документами.

Как отмечено в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, основными точками роста сегмента разработки программного обеспечения на ближайшие годы станут «облачные» технологии, приложения для мобильных устройств и технологии обработки больших массивов данных.Очевидно, что именно эти технологии и должны стать основой для создания АПК-БГ и КСОБЖ.

В Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее—Долгосрочный прогноз), утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым (№ ДМ-П8-5 от 20 января 2014 г.), для критической технологии «Технологии предупреждения и ликвидации ЧС», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г., перечислены в том числе следующие перспективные рынки и продуктовые группы:

системы раннего обнаружения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

базы данных о состоянии окружающей среды: геоинформационная база онлайновых данных о лесных пожарах, наводнениях, утечках опасных веществ и т.п., позволяющая в режиме реального времени оценивать число, масштаб и скорость распространения бедствий;

базы данных по природным и техногенным катастрофам;

методики управления рисками чрезвычайных ситуаций;

услуги по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и др.

В Концепции построения и развития АПК-БГ определено, что часть расходов, связанных с созданием (развитием) и эксплуатацией АПК-БГ, может осуществляться из средств организаций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Именно этот механизм, по-видимому, позволит помочь обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование создания АПК-БГ.

Необходимо отметить, что при создании АПК-БГи КСОБЖ необходимо предусматривать работу по обеспечению информационной безопасности, требования к которой определены целым рядом нормативных документов.

На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 23 мая 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что одним из основных направлений технологического перевооружения экономики России станет импортозамещение. По имеющейся информации, на сегодняшний день доля используемого в стране зарубежного программного обеспечения составляет 67%, а аппаратной части—90%. По данным экспертов, только ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейшим иностранным компаниям в отрасли информационных технологий в России составляет более 40% от общего объема российского рынка ИТ и достигает порядка 285 млрд руб.

Другой из причин, требующих обеспечения технологической независимости и импортозамещения, являются продолжающиеся экономические санкции США и стран ЕС против России и запрет использования их программных продуктов в органах государственной власти.

Доверие к зарубежному ПО и оборудованию было также сильно подорвано после того, как Эдвард Сно-уден (Edward Snowden) раскрыл сведения о деятельности АНБ и ЦРУ, из которых следовало, что для сбора разведданных спецслужбы США широко используют разнообразные «бэкдоры», предварительно установленные в поставляемые программно-технические средства.

Приказом Минкомсвязи России от 01.04.2015 № 96 был утвержден план импортозамещения программного обеспечения (далее—ПО).

Первое направление плана касается тех сегментов рынка ПО, где уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы для корпоративной среды.

Второе направление плана импортозамещения включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка ПО, где у России нет достаточного задела: клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой, виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

И, наконец, последнее направление отраслевого плана предполагает государственную поддержку

отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, куда можно отнести и информационные технологии АПК-БГ и КСОБЖ.

Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя, Минкомсвязь России рекомендует обеспечить использование технологически нейтральных (легко заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного программного обеспечения. Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих сервисов и информационных систем.

Таким образом, в числе важнейших направлений обеспечения технологической независимости и им-портозамещения рассматривается использование свободного программного обеспечения. Именно эти принципы целесообразно использовать при создании специального ПО АПК-БГ и КСОБЖ.

Основные проблемные вопросы при создании АПК-БГ и КСОБЖ и предлагаемые пути их решения представлены в табл.

Для устранения проблемных вопросов при организации межведомственного и межуровневого

Таблица

Основные проблемные вопросы при создании АПК-БГ и КСОБЖ и предлагаемые пути их решения

№ п/п Проблемный вопрос Предложение по решению

1 Неопределенность в приоритетах создания информационных систем в субъекте (система-112, КСЭОН или АПК «Безопасный город») и отсутствие достаточного финансирования в субъекте на их реализацию в полном объеме. Отсутствие любой из них грозит субъекту не выполнением Указов Президента или срывом мероприятий ФЦП. Взаимоувязанное и согласованное развитие субъектами ранее созданных систем, как основы для реализации функционала АПК «Безопасный город» (система-112, КСЭОН, ГЛОНАСС, АИУС РСЧС-2030) на муниципальном уровне.

2 Отсутствие проработки вопроса по типовым проектным и техническим решениям с учетом перехода с импортных программных и технических средств на отечественные. Выполнение НИОКР по созданию унифицированного типового программно-технического решения с использованием российского ПО и техники на открытых кодах и протоколах и его апробация в одном из выбранных пилотных регионов. Приемка результатов должна проводиться межведомственной государственной комиссией. Установка данного программно-технического решения на стенде Главного конструктора АИУС РСЧС.

3 Отсутствие необходимого нормативного и правового обеспечения, что затрудняет организацию межведомственного и межуров-невого автоматизированного взаимодействия существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и, особенно, объектовых информационных систем, и их интеграцию в АПК-БГ и КСОБЖ. Активизировать работу по вводу в действие необходимого нормативного и правового обеспечения.

4 Отсутствие в целом ряде случаев необходимых квалифицированных ИТ-специалистов на муниципальном уровне, что зачастую не позволяет органам местного самоуправления разработать ка-чественное техническое задание на создание АПК-БГ. Органам исполнительной власти субъектов РФ разрабатывать общее техническое задание на создание АПК-БГ (его пилотных зон) и КСОБЖ на территории субъекта РФ, объединяющего частные технические задания муниципальных образований и обеспечивающего интеграцию АПК-БГ в КСОБЖ и в АИУС РСЧС.

5 Отсутствие в ТЗ во многих случаях описаний информационных систем (ИС), интегрируемых в АПК «Безопасный город». Безусловное проведение обследования и первичного анализа имеющихся ИС, предусмотренное Методическими рекомендациями МЧС России, отправка соответствующего отчета вместе с проектом ТЗ в Совет главных конструкторов АИУС РСЧС.

6 Отсутствие экономических возможностей для создания ЕЦОР в каждом городском округе и муниципальном районе РФ. Определение субъектами РФ перечня городских округов и муниципальных районов, в которых создаются базовые ЕЦОР, обеспечивающие предоставление инфокоммуникационных услуг «Безопасного города», в том числе, на территориях соседних муниципальных образований.

Окончание табл.

№ п/п Проблемный вопрос Предложение по решению

7 Отсутствие типовых регламентов автоматизированного взаимодействия с АПК-БГимеющихся государственных информационных систем в сферах обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, предусматривающих как получение ОГВ необходимой им информации от органов местного самоуправления, так и обратную связь. Заинтересованным ФОИВи РОИВ рекомендовать подготовить типовые регламенты информационного взаимодействия имеющихся федеральных и региональных информационных систем с АПК-БГ с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и системы-112.

автоматизированного взаимодействия существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и, особенно, объектовых информационных систем и их интеграцию в АПК-БГ и КСОБЖ в первую очередь необходимо внести изменения в следующие нормативные документы:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

«Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868;

«Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В 2014-2015 годах государство сформировало новые требования к дальнейшему развитию информационных технологий, которые необходимо учитывать при создании и развитии АПК «Безопасный город» и КСОБЖ.

2. АПК «Безопасный город» и КСОБЖ должны: обладать минимально возможной совокупной

стоимостью владения с учетом тенденции к централизации используемых вычислительных ресурсов и внедрению сервисной модели предоставления ин-фокоммуникационных услуг;

обеспечить устойчивую работу пользователей путем использования защищенных программно-технических решений, сертифицированных по требованиям информационной безопасности;

базироваться на отечественном программном обеспечении, все компоненты которого могут распространяться, поддерживаться и развиваться без привлечения иностранных компаний (в случаях,

когда использование зарубежных ресурсов является нежелательным или невозможным).

Литература

1. Качанов С.А., Агеев С.В., Грачев В.Л. Пути модернизации автоматизированной системы антикризисного управления МЧС России // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. Т. 12. № 3 (45).

2. Kachanov S., Ginzburg A. Technology for Enhancing Safety of Buildings and Constructions. International Journal of Applied Engineering Research ISSN0973-4562 Volume 10, Number 20 (2015), Research India Publications, 2015.

3. Качанов С.А., Агеев С.В., Ковтун О.Б. Основные подходы по созданию системы -112 в рамках реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы // Технологии гражданской безопасности. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. Т. 10. № 2 (36).

Сведения об авторах

Акимов Валерий Александрович: д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник института. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Е-mail: vniigoch@ vniigoch.ru

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), зам. нач. ин-та. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Попов Алексей Петрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Information about authors

Akimov Valery A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: vniigoch@ vniigoch.ru

Kachanov Sergey A.: Doctor of Technical Sciences, prof., Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

Popov Aleksey P.: Candidate of Technical Sciences, Russian Federation, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.