АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
О.Б. Ковтун,
Ю.С. Лукина, ведущий научный сотрудник, к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва
Модернизация сетей связи, создание единого информационного пространства между едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований (далее - ЕДДС МО) и дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб (далее - ДДС ЭОС) в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе ЕДДС (далее - система-112) субъекта РФ, создание на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - АПК «Безопасный город») актуализировали вопрос создания комплекса средств автоматизации ЕДДС МО (далее - КСА ЕДДС), что связано, во-первых, с новыми возможностями в создании автоматизированных систем ЕДДС МО [1], во-вторых, с большим количеством используемых разобщенных систем, что не позволяет оперативно получать информационно-аналитическую поддержку [2] и вынуждает диспетчерский персонал ЕДДС работать во всех системах одновременно, зачастую вводя одну и ту же информацию многократно.
Кроме того, создание, развитие и эксплуатация на территории муниципального образования вышеобозначенных систем привело к изменению существующий нормативной документации. ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» внес изменения в основные задачи и требования к единой дежурно-диспетчерской службе.
С целью определения единой научно-технической политики в области создания, совершенствования и развития ЕДДС МО МЧС России с участием ФГБУ ВНИИ ГОЧС с учетом требований ГОСТ Р 22.7.01-2016 (ФЦ) были разработаны Методические рекомендации по повышению эффективности единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий (утверждены МЧС России 07.07.2017 г.) (далее - Методические рекомендации).
Основными этапами создания ЕДДС МО, согласно нормативно-технической документации, являются:
- организационный этап, в рамках которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС МО;
- технический этап, в рамках которого разрабатывается и внедряется комплекс средств автоматизации функционирования ЕДДС муниципального образования.
С учетом требований нормативно-технической документации, опыта создания автоматизированных систем был разработан алгоритм создания ЕДДС МО с использованием КСА ЕДДС (рис.1), который лег в основу Методических рекомендаций.
Зона ответственности органов местного самоуправления
к
к * §
^ § в а
I
отчет о предпроектном обследовании с учетом АИУС РСЧС, КСОБЖН, системы-112, У^АПК ^ «Безопасный город» и др._,У
С
организационная и нормативно-методическая документация
)
техническое задание на разработку (доработку) технического проекта
С
технический проект
согласование
согласование
работы по вводу в действие КСА ЕДДС
>
участие в испытаниях
V
Зона ответственности МЧС России
методические рекомендации по
повышению эффективности единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий
требования
к КСА ЕДДС МО
ГУ МЧС России по субъекта РФ
методические рекомендации по созданию ЕДДС МО на территории субъекта РФ
ГОСТ Р 22.7.01-2016
работы по созданию, \ развитию, эксплуатации \ системы-112 /
программно-технические комплексы, рекомендуемые МЧС России
Рис. 1 Алгоритм создания ЕДДС МО с использованием КСА ЕДДС
Предпроектное обследование существующей инфраструктуры ЕДДС МО (организационное (площади, штатный состав), техническое состояние (оборудование, линии связи)), анализ задач, выполнение которых будет возложено на ЕДДС МО, в том числе планируемые мероприятия муниципального и регионального уровней, позволит реализовать комплексный подход к созданию и минимизировать затраты на развитие ЕДДС МО. Предпроектное обследование должно содержать перечень особенностей муниципального образования (наличие потенциально-опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки), состояние федеральных, региональных и муниципальных систем, используемых в области защиты населения и территорий: автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АИУС РСЧС), комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее - КСОБЖН), система-112, АПК «Безопасный город» и др.
С целью обеспечения соответствия проектно-технической документации предъявляемым требованиям разработку организационной и нормативно-
149
методической документации (положения о ЕДДС, соглашений об информационном взаимодействии, инструкций об обмене информацией и др.) допускается проводить одновременно с техническим проектированием, либо вносить в нее корректировки после согласования технической документации.
Главное управление МЧС России осуществляет функцию методического руководства по вопросам создания, оснащения и обеспечения деятельности ЕДДС на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Приложением к Приказу МЧС РФ от 06.08.04 г. № 372. Методические рекомендации ГУ МЧС России разрабатываются с учетом нормативной и методической документации по созданию ЕДДС МО на территории субъекта РФ, требований к КСА ЕДДС. Утвержденные в установленном порядке своим распорядительным актом Методические рекомендации ГУ МЧС России должны содержать информацию о рекомендуемом составе персонала ЕДДС каждого муниципального образования в соответствии с категорией ЕДДС, в том числе с учетом работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В Методических рекомендациях ГУ МЧС России приводится информация по использованию программно-технических комплексов ЕДДС МО, рекомендуемых в МЧС России.
Разработка проектно-технической документации на создание КСА ЕДДС проводится с учетом привязки к сети связи общего пользования по техническим условиям оператора связи, необходимости совершенствования существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС МО. Проектно-техническая документация должна учитывать данные предпроектного обследования, методические рекомендации ГУ МЧС России по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, требования проектной документации на систему-112, АПК «Безопасный город» и другие системы, существующие в муниципальном образовании и интегрированные в единое информационное пространство с комплексом средств автоматизации ЕДДС МО. Проектно-техническая документация должна содержать требования к КСА ЕДДС, реализующие автоматизацию функций ЕДДС МО.
Ввод в действие КСА ЕДДС проводится с учетом ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания». Испытания КСА ЕДДС проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем».
Список использованной литературы
1. Горбачев, А.В. Организационные и коммуникационные аспекты внедрения автоматизированной системы ЕДДС в Раменском муниципальном районе / А.В. Горбачев // Технологии обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - проблемы, перспективы, инновации. XVI международная научно-практическая конференция: Материалы конференции: МЧС России, ВНИИ ГОЧС, 2011. - С. 65 - 68.
2. Девришбеков, М.Ш. Эффективность информационной поддержки принятия решений в МЧС России / М.Ш. Девришбеков // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности», 2016. - № 5 (69) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ipb.mos.ru/ttb.