Научная статья на тему 'Анализ нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов'

Анализ нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / боеприпасы / взрыв боеприпасов / взрывоопасные вещества / государственные органы власти / органы местного самоуправления / склады хранения боеприпасов / чрезвычайная ситуация. / analysis / ammunition / ammunition explosion / explosive substances / state authori- ties / local governments / ammunition storage depots / emergency situation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Панченко

В статье на основе анализа нормативных правовых актов в области организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов уточнено, что документов в этой сфере на всех уровнях РСЧС достаточно, исключение – муниципальный уровень. Также определено, что часто при возникновении ЧС, связанных с взрывами на складах хранения боеприпасов, уровень реагирования повышается до федерального, поскольку ни сил и средств, ни готовность сотрудников органов власти на муниципальном и территориальном уровне не позволяют эффективно руководить ликвидацией последствий таких ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А В. Панченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REGULATORY LEGAL BASE OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING THE ACTIVITY OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT WHEN ELIMINATING THE CONSEQUENCES OF EXPLOSIONS IN THE AMMUNITION STORAGE WAREHOUSES

The article based on the analysis of regulatory legal acts in the field of organization of activities of state and local authorities in the aftermath of explosions in ammunition depots clarifies that there are enough documents in this area at all levels of the EMERCOM, the exception is the municipal level. It is also determined that often in the event of emergencies associated with explosions in ammunition storage depots, the level of response rises to the federal level, since neither the forces and means nor the readiness of government officials at the municipal and territorial levels can effectively control the elimination of the consequences of such emergencies.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов»

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРЫВОВ НА СКЛАДАХ ХРАНЕНИЯ БОЕПРИПАСОВ

А.В. Панченко, слушатель

Академия гражданской защиты МЧС России

(Россия, г. Химки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10587

Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых актов в области организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов уточнено, что документов в этой сфере на всех уровнях РСЧС достаточно, исключение - муниципальный уровень. Также определено, что часто при возникновении ЧС, связанных с взрывами на складах хранения боеприпасов, уровень реагирования повышается до федерального, поскольку ни сил и средств, ни готовность сотрудников органов власти на муниципальном и территориальном уровне не позволяют эффективно руководить ликвидацией последствий таких ЧС.

Ключевые слова: анализ, боеприпасы, взрыв боеприпасов, взрывоопасные вещества, государственные органы власти, органы местного самоуправления, склады хранения боеприпасов, чрезвычайная ситуация.

На сегодняшний день, имеют место чрезвычайные ситуации, так или иначе связанные со спонтанными взрывами на складах хранения боеприпасов и взрывоопасных предметов (далее - ВОП), сопровождаемые значительными людскими и материальными потерями, но должностные лица органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) к таким ЧС практически не готовы.

Работ, раскрывающих различные аспекты подготовки сотрудников ОМСУ к действиям при возникновении ЧС на складах хранения боеприпасов, очень мало. В основном это Федеральные законы, Распоряжения, Постановления Правительства РФ, Приказы и инструкции МЧС России и другие нормативные правовые акты.

Анализ целесообразно начать с нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность системы ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Одним из основных документов является Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1], который состоит из девяти

глав. В частности, в ст.3 там сказано, что ОМСУ самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Заметим, что в Положении о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, указано, что одной из основных задач является осуществление деятельности в пределах своей компетенции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров на территории субъекта Российской Федерации [2].Также в этом документе раскрыты основные функции и задачи Главного управления МЧС России по субъекту РФ. Не имеет особого смысла их перечислять в рамках данной статьи.

На федеральном уровне управления действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основными задача-

ми сил и средств которой являются: ликвидация ЧС и пожаров; проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы; восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций; поддержание сил и средств формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и при тушении пожаров, его обучение и повышение профессиональной квалификации [1].

Анализ произошедших ЧС на территории Центрального федерального округа, связанных с взрывами и пожарами на складах хранения взрывоопасных предметов (далее - ВОП) и полигонах в период с 2009 по 2018 год показал, что во всех этих случаях привлекались силы федерального уровня, т.е. сформированная система ликвидации ЧС не отвечала требованиям по наличию необходимых сил на возникшие опасности. Однако это не означает, что существующая система ликвидации чрезвычайных ситуаций не работает на региональном и межмуниципальном уровнях. Это показывает, что данные ЧС не были учтены при разработке планов действий и паспортов территории, незначительность возникновения данных ЧС была настолько мала, что её ликвидация не рассматривалась.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ), ОМСУ, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций [3]. Кроме того, определено, что силы постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти могут при-

влекаться ФОИВ, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. А для организации немедленного реагирования на ЧС из состава сил постоянной готовности выделяются силы повышенной готовности, которые включают в себя: медицинские и аварийно-спасательные формирования; силы наблюдения и контроля; специализированные ведомственные формирования [3].

Ликвидация последствий ЧС локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера - силами и средствами ОМСУ; межмуниципального и регионального характера - силами и средствами ОМСУ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС; межрегионального и федерального характера - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.

При введении режима ЧС проводятся мероприятия по защите населения и территорий от ЧС, организуются работы по ликвидации последствий ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, организуется и поддерживается непрерывное взаимодействие ФОИВ, ОИВ Российской Федерации, ОМСУ и организаций по вопросам ликвидации последствий ЧС; проводятся мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, которые непосредственно выполняются силами РСЧС.

Схема управления ликвидацией последствий ЧС указана ниже:

МЧС России

—нцукс—

ОИВ су )ъекга РФ

КЧС и ОПБ

ГУ МЧС России

ЦУКС ОШ ОГ СиС

ОИВ МО

КЧС и ОПБ

ПП ПРФ в ФО РЦ МЧС России

ЦУКС ОШ ОГ

подразделения ФП РСЧС в ФО

1

Спасательный центр МЧС России подразделения ФП РСЧС в субъекте РФ

Рисунок. Схема управления ликвидацией ЧС

Таким образом, ГУ МЧС России по субъекту РФ, являясь постоянно действующим органом управления РСЧС на региональном уровне должен всесторонне обеспечивать проходящие АСДНР на территории субъекта РФ организовав взаимодействие с ОИВ субъекта РФ и с подразделениями федеральной подсистемы РСЧС в субъекте РФ.

Специфичность источника поражающего фактора при ЧС, связанных со спонтанными взрывами на складах хранения ВОП, особые требования к лицам, проводящим инженерную разведку при таких ЧС, определяет ряд превентивных мероприятий, таких как: подготовка специалистов по ликвидации последствий ЧС, создание специальных подразделений для проведения разведки, взрывных работ и т.п., техническое оснащение данных подразделений и многое другое. Проблема в том, что сил и средств, запланированных на ликвидацию ЧС, не хватает и субъекты вынуждены обращаться за помощью в создании адекватной группировки сил и средств на федеральный уровень. Соответственно, уровень реагирования с регионального и межрегионального повышается до федерального, что ведёт к противоречию принципа лик-

видации ЧС по территориальному принципу и ведет к рассогласованию действий с планами по ликвидации последствий ЧС.

Таким образом, в данной статье на основе анализа нормативных правовых актов в области организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов, можно сделать следующие выводы:

1. Документов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления при ликвидации последствий взрывов на складах хранения боеприпасов на всех уровнях РСЧС достаточно, исключение - муниципальный уровень. Требуется разработать ряд документов на этом уровне.

2. Определено, что часто при возникновении ЧС, связанных с взрывами на складах хранения боеприпасов, уровень реагирования повышается до федерального, поскольку ни сил и средств, ни готовность сотрудников органов власти на муниципальном и территориальном уровне не позволяют эффективно руководить ликвидацией последствий таких ЧС.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 22.02.2019)

2. Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL. http://base.garant.ru/187296/#ixzz5cwoXLWZx (дата обращения: 22.02.2019)

3. Положение «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 29.11.2018) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/ (дата обращения: 22.02.2019).

ANALYSIS OF THE REGULATORY LEGAL BASE OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING THE ACTIVITY OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT WHEN ELIMINATING THE CONSEQUENCES OF EXPLOSIONS IN THE AMMUNITION STORAGE WAREHOUSES

A.V. Panchenko, listener

Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia (Russia, Khimki)

Abstract. The article based on the analysis of regulatory legal acts in the field of organization of activities of state and local authorities in the aftermath of explosions in ammunition depots clarifies that there are enough documents in this area at all levels of the EMERCOM, the exception is the municipal level. It is also determined that often in the event of emergencies associated with explosions in ammunition storage depots, the level of response rises to the federal level, since neither the forces and means nor the readiness of government officials at the municipal and territorial levels can effectively control the elimination of the consequences of such emergencies.

Keywords: analysis, ammunition, ammunition explosion, explosive substances, state authorities, local governments, ammunition storage depots, emergency situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.