Научная статья на тему 'Совершенствование спасательного дела: создание в МЧС России единого надзора'

Совершенствование спасательного дела: создание в МЧС России единого надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глебов В. Ю., Костров А. В., Сломянский В. П.

Рассматриваются организационно-концептуальные и правовые положения по созданию единого государственного надзора в сфере деятельности МЧС России с целью повышения его эффективности в частности сокращения штатной численности специалистов надзорных органов. В качестве исходных при этом используются нормы и установления действующих законодательных актов, направленные на регулирование отношений, связанных с осуществлением надзорной деятельности в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глебов В. Ю., Костров А. В., Сломянский В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование спасательного дела: создание в МЧС России единого надзора»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.Ю. Глебов к.т.н., А.В. Костров к.т.н., В.П. Сломянский к.т.н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПАСАТЕЛЬНОГО ДЕЛА: СОЗДАНИЕ В МЧС РОССИИ ЕДИНОГО НАДЗОРА

Рассматриваются организационноконцептуальные и правовые положения по созданию единого государственного надзора в сфере деятельности МЧС России с целью повышения его эффективности в частности сокращения штатной численности специалистов надзорных органов. В качестве исходных при этом используются нормы и установления действующих законодательных актов, направленные на регулирование отношений, связанных с осуществлением надзорной деятельности в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности

В.Ю. Глебов

А.В. Костров

В.П. Сломянский

Введение

В юридическом толковании понятие «надзор» — это одна из форм деятельности специально созданных государственных органов по обеспечению законности выполнения федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами исполнительной власти (ОИВ) субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ОМС), организациями, должностными лицами и гражданами установленных нормативными правовыми, нормативными, техническими и нормативно-методическими актами требований, предъявляемых к обеспечению и (или) осуществлению того и или иного вида жизнедеятельности указанными субъектами. В теории права термин «законность» определяется как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными, юридическими и физическими лицами. Законность -один из базовых элементов правового государства и демократического режима управления обществом.

Проводимое в МЧС России реформирование с целью повышения эффективности деятельности всех его структурных составляющих коснулось и осуществляемого министерством надзора в сфере его компетенции [1].

В той или иной форме федеральные законы «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «О пожарной безопасности», являющиеся базовыми, предусматривают правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью МЧС России в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Однако единого организационно-правового механизма осуществления надзора в сфере компетенции МЧС России в настоящее время нет. Это затрудняет осуществлять повышение эффективности предупредительно-профилактических мероприятий, осуществляемых Министерством.

В приветствии Президента РФ сотрудникам и ветеранам МЧС России (от 27 декабря 2005 г.) по случаю Дня спасателя говорится о необходимости эффективно реализовать масштабную программу государственного надзора в области гражданской обороны (ГО), пожарной безопасности (ПБ), защиты людей и территорий от ЧС. Среди приоритетных направлений деятельности МЧС России на 2006 г., утвержденных Коллегией МЧС России, фигурируют: повышение эффективности надзорной деятельности; совершенствование материально-технического оснащения надзорных органов Министерства; завершение нормативно-методического обеспечения системы надзора.

Как федеральный орган исполнительной власти МЧС России осуществляет надзор за выполнением другими ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМС, организациями и гражданами установленных требований по ГО и ПБ (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от ЧС в пределах своих полномочий. На МЧС России возложена также функция надзора во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок [2].

Заметим, что исследуемая в статье правовая терминология опирается на терминологию теории права [3].

В настоящее время надзор в сфере деятельности МЧС России осуществляется в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и утвержденными Правительством РФ Положением о государственном пожарном надзоре [4], Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [5]. На рассмотрении Правительства РФ находится проект Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны [6]. Как отмечалось выше, единой системы надзора в Министерстве пока нет. И это не соответствует наблюдаемой в нем тенденции структурной интеграции, интеграции функций и сил.

Цель, которую преследуют авторы настоящей статьи, заключается в изложении организационных и правовых положений Концепции единого государственного надзора в сфере спасательного дела, осуществляемого МЧС России [в последующем — единый надзор (ЕН) МЧС России]. В качестве опорной схемы построения единого надзора принимается схема государственного пожарного надзора (ГПН).

1. Организационные положения концепции

1.1. Ключевые термины

При изложении положений Концепции используются следующие ключевые термины:

Объект надзора — объект защиты, для которого нормативными актами установлены обязательные требования и условия в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ПБ;

- предмет надзора — деятельность органов власти, должностных, юридических и физических лиц по соблюдению установленных обязательных требований к объекту защиты;

- объект защиты — население и (или) имущественный комплекс юридических или физических лиц, для которого установлены или должны быть установлены соответствующие требования;

- орган надзора — структурное подразделение ФОИВ, его подразделения в федеральных округах и субъектах РФ, уполномоченные на осуществление надзорных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ПБ;

- должностное лицо надзора — сотрудник федерального органа надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ, аттестованное в соответствии с установленным законодательством порядком.

1.2. Принципы создания и деятельности единого надзора МЧС России

Основными принципами создания и деятельности рассматриваемого надзора являются:

- направленность на соблюдение в области безопасности конституционных прав личности, обще-ства,государства;

- комплексность надзора (охватывающего деятель-

ность в области ГО, защиты населения от ЧС, ПБ);

- регулярность надзора;

- неукоснительное соблюдение надзорными органами требований законности;

- гласность надзора;

- надведомственность полномочий органов надзора;

- административно-технический характер надзора.

1.3. Цель осуществления единого надзора МЧС России

В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «О гражданской обороне» государственный надзор в области ГО осуществляет деятельность по проверке соблюдения ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами установленных требований в целях реализации государственной политики РФ в области ГО.

В предписаниях ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Правительства РФ [5] государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется ФОИВ и ОИВ субъектов РФ в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

На основании ФЗ «О пожарной безопасности» и Положения о государственном пожарном надзоре [4] ГПН осуществляет деятельность по проверке соблюдения ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — граждане), а также должностными лицами требований ПБ в целях обеспечения ПБ в Российской Федерации.

Изложенное выше свидетельствует о том, что цели, указанных видов надзора, существенно отличаются между собой. Поэтому, чтобы осуществить интеграцию указанных надзоров в единый, необходимо сформулировать обобщенную цель последнего. Эта цель может быть представлена как обеспечение ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также ПБ путем осуществления деятельности по проверке соблюдения ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС, юридическими и должностными лицами установленных нормативными актами требований и условий.

1.4. Основные задачи единого надзора МЧС России

Рассматриваемые задачи определяются федеральными законами, регулирующими деятельность МЧС России в области надзора, касающегося ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, ПБ. К этим законам относятся упоминавшиеся выше ФЗ «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности».

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

В законе «О гражданской обороне» основные задачи государственного надзора в области ГО не указаны, но в нем определены основные задачи в области ГО. Среди этих задач можно выделить группу задач, деятельность по решению которых не является предметом надзора, и вторую группу задач, процесс решения которых подлежит надзору МЧС России.

К задачам второй группы следует отнести:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

По закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлению Правительства РФ [5] государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Закон «О пожарной безопасности» и соответствующее ему Положение о государственном пожарном надзоре [4] определяют основные задачи указанного надзора как защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, имущества организаций от пожаров, ограничения последствий пожаров.

Как следует из установленных задач рассмотренных надзоров, они (задачи этих надзоров) существенно отличаются по своей семантике.

Для интеграции частных надзоров, с целью формирования единого надзора, задачи последнего можно сформулировать как задачи по снижению: возможного причинения вреда жизни и здоровью людей; потерь их имущества; потерь государственного и муниципального имущества, имущества организаций; ущерба окружающей среде от источников

опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера и пожаров.

1.5. Место единого надзора в системе МЧС России

В соответствии с Положением о МЧС России [2] Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах.

В настоящей статье интеграция надзора в области обеспечения безопасности людей на водных объектах в ЕН МЧС России не рассматривается.

На основании ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне» и ст. 3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Министерство выполняет систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера с целью предупреждения и ликвидации ЧС.

Государственный надзор в сфере деятельности МЧС России — одна из форм деятельности ФОИВ

— МЧС России по неукоснительному исполнению законов и подзаконных актов в рассматриваемой области соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными, юридическими и физическими лицами, общественными организациями.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, рассматриваемый единый надзор (ЕН МЧС России) должен представлять собой деятельность МЧС России в части:

1) подготовки к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (сфера осуществления ГО);

2) предупреждения ЧС природного и техногенного характера (сфера защиты населения от ЧС);

3) обеспечения безопасности людей, предотвращения пожаров и создания условий для успешного их тушения (сфера обеспечения ПБ).

Из изложенного следует, что деятельность ЕН МЧС России всецело должна носить характер предупредительно-профилактической деятельности. Последнее указывает на объективные предпосылки интеграции отдельных надзоров в системе МЧС России. Данное положение позволяет заключить, что орган ЕН МЧС России должен иметь статус:

- структурного подразделения центрального аппарата МЧС России;

- структурных подразделений МЧС России в федеральных округах;

- структурных подразделений в территориальных

органах МЧС России.

Деятельность указанных структурных подразделений ЕН МЧС России должна опираться на принципы единоначалия и централизованного управления государственными структурами.

1.6. Структура (состав) органов единого надзора МЧС России и должностные лица, осуществляющие надзорные функции

Структура ЕН МЧС России состоит из:

- структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ЕН МЧС России;

- управлений ЕН МЧС России в территориальных органах МЧС России — региональных центрах по делам ГОЧС;

- управлений, отделов, отделений ЕН МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи ГОЧС по субъектам РФ и их территориальных отделов, отделений, инспекций;

- отделов, отделений, инспекций, групп ЕН МЧС России структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ЕН МЧС России, созданных в целях подготовки к защите и по защите населения, территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

К должностным лицам государственного надзора ЕН МЧС России относятся:

1) Главный государственный инспектор Российской Федерации по ЕН МЧС России, имеющий статус заместителя Министра МЧС России;

2) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по ЕН МЧС России

— начальник структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ЕН МЧС России, и его заместители;

3) государственные инспекторы Российской Федерации по ЕН МЧС России — сотрудники структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ЕН МЧС России, сотрудники управлений ЕН МЧС России территориальных органов МЧС России — региональных центров по делам ГОЧС;

4) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по ЕН МЧС России и их заместители — соответственно начальники управлений, отделов, отделений ЕН МЧС России территориальных органов МЧС России — органов специально уполномоченного решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их заместители;

5) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по ЕН МЧС России — сотрудники управлений, отделов, отделений ЕН МЧС России территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации;

6) главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по ЕН МЧС России и их заместители — соответственно начальники отделов, отделений, инспекций, групп ЕН МЧС России структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, подготовки к защите и по защите населения, территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера в закрытых административно-территориальных образованиях и их заместители;

7) государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по ЕН МЧС России — сотрудники отделов, отделений, инспекций, групп ЕН МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, подготовки к защите и по защите населения, территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера в закрытых административно-территориальных образованиях;

8) главные государственные инспекторы городов, районов, субъектов Российской Федерации по ЕН МЧС России и их заместители — соответственно начальники территориальных отделов, отделений, инспекций ЕН МЧС России управлений, отделов, отделений ЕН МЧС России территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи ГОЧС по субъектам РФ и их заместители.

9) государственные инспекторы городов, районов, субъектов Российской Федерации ЕН МЧС России

— сотрудники территориальных отделов, отделений, инспекций ЕН МЧС России управлений, отделов, отделений ЕН МЧС России территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи ГОЧС по субъектам РФ.

2. Правовые положения концепции

2.1. Компетенция органов единого надзора МЧС России

Органы ЕН МЧС России в рамках своей компетенции:

- организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводят в соответствии с законодательством РФ

Научно-технические разработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-технические разработки

дознание по делам о нарушениях законности в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ;

- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; обеспечения ПБ;

- осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по: нарушениям в области ГО; ЧС природного и техногенного характера; пожарам и их последствиям;

- определяют должностных лиц органов ЕН МЧС России для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке построенных (реконструированных) объектов;

- осуществляют взаимодействие с ФОИВ, в т.ч. с органами государственного контроля (надзора), ОИВ субъектов РФ, ОМС, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения ПБ.

2.2. Права должностных лиц (государственных инспекторов) органов ЕН МЧС России

Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ ЕН МЧС России и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований ЕН МЧС России имеют право:

- осуществлять государственный надзор за соблюдением требований организациями, должностными лицами и гражданами в области ГО; защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; ПБ;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в т. ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ и пресечения их нарушений;

- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушениях в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ, создающих угрозу безопасности людей, возникновения пожара и ЧС;

- давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам, гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований в области ГО,

защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- приостанавливать в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей при возникновении ЧС, пожара и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

- вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке построенных (реконструированных) объектов;

- составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

2.3. Обязанности должностных лиц органов единого надзора МЧС России

Должностные лица (государственные инспектора) органов ЕН МЧС России обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических и физических лиц;

- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов ЕН МЧС России и их должностных лиц о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

- посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по

контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов ЕН МЧС России о проведении мероприятий по контролю;

- не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

- предоставлять руководителям юридических лиц, индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

- знакомить руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических и физических лиц;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

- проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о ГО, о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, о ПБ;

- соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

3. Направления работы по созданию нормативной правовой базы единого надзора МЧС России

При создании ЕН МЧС России в целях обеспечения эффективности и легитимности функционирования вновь создаваемой надзорной системы необходимо проведение достаточно большого объема нормотворческой работы по закреплению целей, задач, функций и надзорных полномочий МЧС России в соответствующих законах и подзаконных актах федерального уровня. Эта работа будет заключаться как в подготовке проектов по внесению изменений и дополнений в действующие законы и подзаконные акты, так и в разработке и в принятии новых нормативных актов.

В этой связи на первом этапе полагаем необходимым:

В области ГО

1) внести изменения и дополнения в ФЗ «О гражданской обороне» — в ст. 13 «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны» в части уточнения целей и задач надзора в области ГО в системе единого надзора;

2) принять Положение о государственном надзоре в области ГО, детально определив в нем в соответствии с ФЗ «О гражданской обороне», орган надзора, предмет надзора, права и обязанности должностных лиц (уполномоченных на выполнение надзорных

функций, структуру надзорных органов), квалификационные требования к должностным лицам и др.

В области защиты населения и территорий от ЧС

1) Внести изменения и дополнения в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — в ст. 27 «Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в части более адекватного определения, в контексте создания единого надзора, целей и задач государственного надзора в данной области.

2) Внести изменения и дополнения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на более четкое, в контексте создания единого надзора, определение, в соответствии с указанным законом, целей, задач, предмета надзора, прав и обязанностей должностных лиц, структуры и органов надзора, требований к должностным лицам органов надзора и др.

В области ПБ

1) Внести изменения и дополнения в ФЗ «О пожарной безопасности»: — в ст. 6 «Государственный пожарный надзор» в части уточнения целей и задач данного надзора в связи с созданием единого надзора.

2) Внести изменения и дополнения в Положение о государственном пожарном надзоре в части детального уточнения, в соответствии с указанным федеральным законом, целей, задач и др. в связи с созданием единого надзора.

Необходимо также внести изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от

11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в части, касающейся расширения надзорных функций Министерства в связи с созданием ЕН МЧС России.

Кроме того, необходимо внести изменения и дополнения:

• в действующий КоАП в части определения административных правонарушений и административной ответственности лиц (гл. 2,3), назначения административных наказаний (гл. 3, 4), административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20) и др.;

• в действующий ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части уточнения правил, связанных осуществлением принципов рассматриваемого единого надзора.

В рамках рассматриваемой проблемы также надлежит:

- разработать проекты технических регламентов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ПБ;

- внести изменения в федеральные законодательные акты, определяющие полномочия МЧС России в области надзорной деятельности;

- разработать проект Положения о ЕН МЧС России;

- разработать образовательные стандарты и учеб-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ные программы подготовки специалистов в области осуществления создаваемого единого надзора.

Представляется целесообразным включить совокупность правовых норм и положений, необходимых для регулирования отношений, связанных с созданием, развитием и осуществлением рассматриваемого единого надзора, в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» как наиболее общесистемный нормативный правовой акт в области обеспечения природно-техногенной безопасности.

Заключение

Рассмотренные положения Концепции отражают общий замысел создания единого государственного надзора в сфере деятельности МЧС России (единого надзора МЧС России).

Главный замысел Концепции заключается в том, чтобы унифицировать по целям, задачам, функциям осуществляемые МЧС России виды надзоров, и на этой основе достичь наибольшей эффективности предупредительно-профилактических мероприя-

тий. Идеальным вариантом указанной унификации был бы тот, который опирается на принцип выполнения надзора на объекте одним специалистом

— инспектором, способным решать задачу надзора и в области ГО, и в области защиты населения от ЧС, и в области ПБ. Развитие надзора МЧС России, основанное на этом принципе, это реальные путь сокращения штатной численности специалистов надзорных органов. Реализация этого замысла

— сложнейшая задача, особенно в части профессиональной подготовки инспекторского состава. Следует здесь также заметить, что материалы предлагаемых концептуальных положений не содержат сведений о выборе конкретного варианта организационной структуры рассматриваемого единого надзора. В дальнейшем необходимо проведение в отношении выбора оптимальной структуры и состава единого надзора специальных исследований по критерию «эффективность — стоимость».

Решение этой проблемы следует проводить с учетом, с реорганизацией группировки спасательных сил, проводимой в МЧС России.

Литература

1. Нужны люди, которые способны вдохновлять (интервью с первым зам. Министра Ю.Л. Воробьевым) / Спасатель МЧС России, № 12 (142), 26 апреля — 5 мая 2006 г.

2. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868).

3. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстых В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. — М.: Юрист, 2003. — 251 с.

4. Положение о государственном пожарном надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820, с изм. от 19 октября 2005 г.).

5. Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712).

6. Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (проект — МЧС России).

7. Кириллов Г.Н. Государственный пожарный надзор: задачи и перспективы развития // Пожарное дело, 2006, № 3. - С. 4 - 7.

8. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Организационно-правовые аспекты развития спасательных сил // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2004, № 4. — С. 72-144.

9. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Развитие спасательных сил // Гражданская защита, 2005, №№ 1-4, 6.

10. Азанов С.Н., Дорошенко И.Л., Костров А.В. Еще раз о развитии спасательных сил // Технологии гражданской безопасности, 2006, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.