Научная статья на тему 'Подготовка и переподготовка сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций'

Подготовка и переподготовка сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ / ЕДИНЫЙ НАДЗОР / TRAINING / OFFICERS OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA / A SINGLE SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Н. Г., Горшкова Е. Е.

Рассматривается возможность реализации в системе дополнительного профессионального образования подготовки сотрудников МЧС России к осуществлению единой надзорной деятельности. Обоснованы предложения по включению вопросов единого надзора в систему профессиональной и служебной подготовки сотрудников в учебных центрах и в вузах МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Н. Г., Горшкова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF TRAINING OF STAFF OF THE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA IN CONNECTION WITH INTRODUCTION OF A SINGLE OVERSIGHT

The article considers possibility of additional professional education to prepare staff of EMERCOM of Russia for professional activity in unified supervisory activities. Justified proposals for the inclusion of a single supervisory system of vocational training and service training centers and universities in of EMERCOM of Russia

Текст научной работы на тему «Подготовка и переподготовка сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕДИНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор; Е.Е. Горшкова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматривается возможность реализации в системе дополнительного профессионального образования подготовки сотрудников МЧС России к осуществлению единой надзорной деятельности. Обоснованы предложения по включению вопросов единого надзора в систему профессиональной и служебной подготовки сотрудников в учебных центрах и в вузах МЧС России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, единый надзор

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF TRAINING OF STAFF OF THE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA IN CONNECTION WITH INTRODUCTION OF A SINGLE OVERSIGHT

N.G. Vinokurova; E.E. Gorshkova.

Saint Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article considers possibility of additional professional education to prepare staff of EMERCOM of Russia for professional activity in unified supervisory activities. Justified proposals for the inclusion of a single supervisory system of vocational training and service training centers and universities in of EMERCOM of Russia

Key words: training, officers of State fire service of EMERCOM of Russia, a single surveillance

Расширение и усложнение спектра задач, возложенных на МЧС России, систему гражданской обороны и единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышает значимость осуществления государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций [1-3]. В значительной степени этим обусловлена происходящая в настоящее время интеграция различных видов надзоров в единую систему. Следует отметить, что в рамках данной интеграции происходит формирование управлений и подразделений надзорной деятельности с включением в них отделов и специалистов (инспекторов) по надзору в области ГО и ЧС.

В связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в современных условиях особую актуальность приобретает задача профессиональной подготовки, переподготовки, а также повышения квалификации сотрудников Государственной

противопожарной службы (ГНС) МЧС России как специалистов в сфере единого надзора [4, 5].

Однако, как показывает анализ современной практики этих структур и специалистов, подготовка и переподготовка указанных кадров пока не получила своего научно-методического обоснования и практического решения.

Подготовка и переподготовка сотрудников ГНС МЧС России к осуществлению надзорной деятельности обусловлена объективными обстоятельствами, и прежде всего многообразием и постоянным увеличением современных угроз безопасности человеку, обществу, государствам, всему мировому сообществу во всех сферах жизнедеятельности [4].

Впервые необходимость оптимизации надзорно-контрольной деятельности была отмечена Президентом РФ в 2005 г. в обращении к сотрудникам и ветеранам МЧС России. Вслед за этим началось решение задач интеграции государственных надзоров в области гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в единую систему.

В 2006 г. в МЧС России начали прорабатываться идеи о создании в области безопасности в ЧС единого государственного надзора. Нри этом была оформлена идея создания единого надзора, сущность которого заключается в выполнении надзорно-контрольных функций на всех объектах защиты одним специалистом-инспектором, способным осуществлять свои полномочия во всех указанных областях (пожарной безопасности, ГО и ЧС).

В 2007 г. был разработан, одобрен коллегией МЧС России и утвержден план реализации мероприятий по созданию единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в МЧС России создается единая система государственных надзоров, осуществляющих свои функции в областях гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

В результате в Российской Федерации будет действовать единая система государственных надзоров, включающая в себя три надзора, объединенных в одном структурном подразделении Министерства - Департаменте надзорной деятельности МЧС России [6].

Создание и функционирование единой системы государственных надзоров обеспечивает повышение эффективности государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения России путем:

- создания единой нормативно-правовой базы надзорно-контрольной деятельности в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях;

- гармонизации нормативно-правовой базы с современной теорией контроля и надзора;

- исключения избыточности и дублирования в деятельности органов государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путем упрощения структуры государственных органов;

- более строгого определения функций органов контроля и надзора;

- ослабления административного давления на бизнес-сообщество;

- исключения проявлений коррупции и взяточничества;

- применения современных технологий оценки опасностей контролируемых объектов и их защищенности от внешних воздействий.

Нроведение надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях основывается на административных регламентах, утвержденных приказами МЧС России. Органами государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в указанных регламентах определены -МЧС России и его территориальные органы [7, 8].

Необходимо особо отметить, что если для осуществления надзора в сфере пожарной безопасности в МЧС России ранее были созданы специальные органы государственного

пожарного надзора, то в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций соответствующих специализированных органов в МЧС России не было.

В настоящее время на МЧС России и его территориальные подразделения уже возложена обязанность по осуществлению двух видов контроля и надзора, но при этом не определены конкретные должностные лица (или система органов), которые эту обязанность будут выполнять. При этом отметим, что во всех вышеуказанных административных регламентах говорится о том, что государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется одновременно в ходе проведения плановой проверки состояния пожарной безопасности [7, 8].

С учетом отмеченных обстоятельств, можно сделать следующий вывод, что проведение контроля и надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на инспекторов пожарного надзора. Однако, как показывает практика, эти инспектора не имеют соответствующей подготовки (или их подготовка является недостаточной) для осуществления всех видов надзора в комплексе. При этом отметим, что специально подготовленных сотрудников для проведения надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций явно недостаточно или нет.

Исходя из этого, существует противоречие между потребностями практики единой надзорной деятельности МЧС России и фактически недостаточной подготовкой конкретных должностных лиц (подразделений, органов), которые эту деятельность выполняют.

Все указанные обстоятельства актуализируют значимость научной проработки и практического решения вопросов подготовки специалистов единого надзора.

В современной педагогике в целом наблюдается увеличение количества исследований проблем профессионального образования, подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно ГПС МЧС России. Указанные вопросы рассматриваются С.К. Шойгу,

В.С. Артамоновым, Ю.Г. Баскиным, Н.Г. Винокуровой, А.Л. Воробьевым, В.П. Давыдовым,

A.А. Грешных, О.Ю. Ефремовым, В.Г. Зазыкиным, В.П. Казначеевым, С.В. Литвиненко,

B.Ю. Рыбниковым, Л.С. Узуном, Н.И. Уткиным, В.А. Щеголевым и др. [6, 9, 10].

Однако, как показал проведенный авторами анализ, проблема профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в научном плане не разработана.

В процессе проведенного исследования установлена объективная необходимость развития педагогической теории и практики в части разработки теории и методики профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Существенное увеличение объема функций, осуществляемых должностными лицами органов контроля и надзора структурных подразделений МЧС России, повышение квалификационных требований к инспекторскому составу требуют соответствующего уровня теоретической, методической и практической подготовки, а также профессионального мастерства. Однако специальные программы подготовки сотрудников в области единого надзора еще находятся в стадии разработки и апробации. При этом пока не сформировано целостное представление об их содержании и формах реализации. Ситуация кроме того усложняется практически отсутствием учебников и учебных пособий по проблематике единого надзора. Вместе с тем, уже нарабатывается определенная практика по подготовке указанных специалистов.

В этой ситуации представляется, что важнейшим путем подготовки сотрудников ГПС МЧС России к проведению единого надзора является реализация возможностей системы дополнительного профессионального образования МЧС России.

В качестве позитивного примера обучения сотрудников ГПС МЧС России вопросам единого надзора можно назвать переподготовку специалистов ГПС МЧС России, развернутую в институте дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, а также в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области (при Правительстве Ленинградской области). Однако предпринятые организационные меры по переподготовке указанных специалистов пока не получили должного сопровождения в научно-методическом плане.

В целом проблематика переподготовки и повышения квалификации в отечественной педагогике достаточно изучена (С.Г. Вершловским, В.И. Кричевским, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткиным, В.Н. Максимовой, А.Е. Мароном, В.Г. Онушкиным, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконоговой и др.).

Переподготовка специалистов рассматривается как освоение новой профессии на основе совокупности знаний, умений и навыков по смежной специальности. В этом смысле переподготовка решает ряд функций специализированного обучения и направлена на формирование готовности к выполнению новых профессиональных задач. Потребность переподготовки связана с необходимостью оперативного обеспечения кадрами по дефицитным специальностям, а также перемещением по должности.

Как указывается в работах С.Г. Вершловского, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда и др. [11, 12], одной из отличительных особенностей личностного развития в процессе переподготовки и повышения квалификации является направленность познавательной активности и учебной деятельности на осмысление и разрешение проблем в различных областях практической жизни. Особую актуальность в познавательной деятельности взрослого человека приобретают выбор областей знаний, сфер деятельности, источников информации с учетом личных и служебных образовательных потребностей.

В новых условиях с учетом введения единого надзора остро встала проблема совершенствования процесса переподготовки специалистов. Для этого необходимы новые научно-методические разработки для системы дополнительного профессионального образования МЧС России, обновление содержания, форм, методов и средств обучения сотрудников ГПС МЧС России для решения всего спектра задач в области единого надзора.

Для эффективной подготовки сотрудника МЧС России, и в частности, специалиста в области единого надзора как профессионала, готового к изменению содержания профессиональной деятельности, необходима вариативность образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) и учет индивидуальных качеств личности обучающихся.

В процессе исследования выделены педагогические условия совершенствования переподготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования специалистов ГПС МЧС России в области единого надзора:

- переподготовка сотрудника ГПС МЧС России, способного не только воспроизводить готовые алгоритмы в своей профессиональной деятельности, но и использовать их творчески, создавать собственные, способствующие решению возникающих задач в области единого надзора;

- профессионально-личностное развитие сотрудника ГПС МЧС России, способного самостоятельно решать нестандартные профессиональные проблемы, владеющего навыками и умениями общения с коллегами и людьми, включенными в сферу его деятельности в области единого надзора;

- практико-ориентированный характер учебных курсов, включая проработки конкретных профессиональных ситуаций.

Поэтому при разработке образовательно-профессиональных и специальных программ переподготовки приоритетом является включение деятельностной составляющей и ее наполнение содержанием профессиональной деятельности специалиста ГПС МЧС России в области единого надзора. Такой подход позволяет рассматривать обучение в системе переподготовки и повышения квалификации не только как форму получения новых знаний и

совершенствования профессиональных умений и навыков, но и как средство овладения методологией профессиональной деятельности.

Нодчеркнем, что основная проблема обучения в ходе переподготовки и повышения квалификации состоит не в том, чтобы в процессе преподавания передать сотруднику ГНС МЧС как можно больше информации в области единого надзора, а в том, чтобы развить в нем творческое, профессиональное мышление, сформировать способность и готовность к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности в области единого надзора.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования специалистов в области единого надзора должна быть открытой, гибкой, позволяющей проявить и использовать индивидуальные возможности каждого, готовить специалистов, способных самостоятельно и ответственно принимать нестандартные решения по различным профессиональным проблемам. Это особенно важно с учётом высокой степени неопределенности, присутствующей в деятельности должностных лиц ГНС МЧС России, выполняющих обязанности в области единого надзора как новой сфере деятельности и в силу своей новизны недостаточно отрегулированной и алгоритмизированной.

В целом следует отметить, что в рамках реализации современных технологий обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГНС МЧС России в области единого надзора принципиально меняется роль и позиция преподавателя в этом процессе. В современных условиях преподаватель уже не может быть единственным источником информации, передающим свои знания слушателям. Его роль заключается в том, чтобы помочь обучающимся получить знания из других источников, научить их творчески мыслить, отбирать и логически распознавать рациональное в новом и развивать его. То есть преподаватель по сути управляет процессом формирования знаний, навыков, умений и в целом способности и готовности (компетентности) сотрудников к освоению и реализации новых содержания и функций профессиональной деятельности.

Таким образом, современные технологии обучения в процессе переподготовки сотрудников ГНС МЧС России в области единого надзора в своей основе представляют взаимообусловленные действия преподавателей и обучающихся, направленные на формирование компетенций и на эффективную подготовку специалиста МЧС России к новому виду (содержанию) профессиональной деятельности в области единого надзора. Используемые при этом методы, средства и формы обучения ориентированы на активизацию механизмов профессионального развития специалиста ГНС МЧС России с целью эффективной адаптации к динамично меняющимся условиям и задачам профессиональной деятельности в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В рамках проведенного исследования был выполнен анализ состояния и путей совершенствования повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей по программам дополнительного профессионального образования (ДНО) в институте дополнительного профессионального образования Санкт-Нетербургского университета ГНС МЧС России.

В целом за 2010 г. в указанном институте прошли обучение и стажировку 990 человек: 970 человек по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (из них 200 человек с применением дистанционных образовательных технологий); 20 человек - стажировку.

Для каждой категории слушателей институтом ДНО совместно с кафедрами университета на основе Сборника примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования для МЧС России (письмо Департамента кадровой политики МЧС России № 4-3-2-3104 от 28 сентября 2009 г.) и в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ»

разрабатываются, утверждаются и реализуются в установленном порядке рабочие учебные планы, рабочие учебно-тематические планы и рабочие программы.

Проведенный анализ свидетельствует, что для сотрудников, осуществляющих надзорную деятельность в МЧС России, в связи с введением единого надзора целесообразно проведение профессиональной переподготовки в институте ДПО Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по специальности «Пожарная безопасность» с углубленным изучением государственного пожарного надзора.

Основную категорию слушателей при этом составляют лица среднего начальствующего состава, принятые в ФПС из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением государственного пожарного надзора.

Целью переподготовки является приобретение необходимых умений и навыков практической деятельности в современных условиях для выполнения своих должностных обязанностей в области единого надзора.

Срок обучения включает 550 часов учебного времени при общей продолжительности 4,5 месяца.

С учётом специфики состава слушателей и учебного времени, отводимого на переподготовку, рекомендуется реализация очно-дистанционной формы обучения.

Основными видами занятий в процессе переподготовки являются лекции (230 часов) и практические занятия (274 часа).

В содержательном плане планируется изучение основ гуманитарных и социально-экономических дисциплин, организации государственного пожарного надзора, вопросов расследования и экспертизы пожаров, пожарной безопасности объектов и населенных пунктов, организации пожаротушения и проведение аварийно-спасательных работ, пожарной техники, связи и противопожарного водоснабжения, пожарной безопасности в электроустановках, газодымозащитной службы, пожарно-строевой подготовки, пожарной автоматики, безопасности жизнедеятельности.

По окончании обучения предусмотрено получение диплома о профессиональной переподготовке.

Наряду с рассмотренной выше профессиональной переподготовкой в институте ДПО Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора с 2010 г. организовано повышение квалификации сотрудников по программам: «Совершенствование деятельности органов дознания территориальных управлений (отделов) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам РФ»; «Организация и осуществление государственного пожарного надзора».

Целью повышения квалификации является совершенствование знаний и практических навыков сотрудников. При этом реализуется как очная, так и дистанционная формы обучения.

По окончании обучения слушатели получают удостоверения об окончании краткосрочного повышения квалификации.

В целом в институте ДПО Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Планом комплектования на 2011 г. предусмотрена подготовка 354 специалистов в области надзора, в том числе: профессиональная переподготовка - 62 человека; повышение квалификации - 292 человека.

Повышение квалификации в 2011 г. проходят:

- начальники (заместители начальников) отделов управлений ГПН РЦ и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации (дистанционно) - 20 человек;

- начальники (заместители начальников) подразделений управлений ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу деятельности которых входит нормативно-техническая работа (дистанционно) - 20 человек;

- начальники (заместители начальников) судебно-экспертных учреждений ФПС ИПЛ при ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и ЗАТО (дистанционно) - 24

человека;

- старшие дознаватели (дознаватели) ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и ЗАТО (дистанционно) - 45 человек;

- должностные лица органов ГНН, в сферу деятельности которых входит осуществление надзора в области чрезвычайных ситуаций и ГО (управлений ГНН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и ЗАТО) (дистанционно) - 38 человек;

- государственные инспектора города (района) по пожарному надзору (дистанционно) - 105 человек;

- начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) ГПН управлений ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и ЗАТО (дистанционно) - 40 человек.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в системе дополнительного профессионального образования ГПС МЧС России с 2010 г. в учебный процесс переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России вводятся коррективы в связи с введением единого надзора. Однако представляется необходимым усиление научно-методического обеспечения обучения в вопросах единого надзора, так как данная проблематика, на наш взгляд, пока не нашла должного отражения в содержании учебных программ и курсов и доминирующим является учебный материал по вопросам пожарного надзора и практически не представлена тематика ГО и ЧС.

При этом следует отметить, что в МЧС России в 2009 г. была разработана программа профессиональной подготовки должностных лиц ФПС, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В данной программе отмечается, что в результате административной реформы необходимо добиться снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан, исключить дублирование функций при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору), унифицировать и повысить эффективность системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизировать численность личного состава надзорных органов МЧС России. Таким образом, технология государственного контроля (надзора) в условиях действия рыночных механизмов регулирования общественных отношений требует существенной корректировки и подготовки специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В результате изучения дисциплин слушатели должны ориентироваться в законодательных и нормативных актах, регламентирующих деятельность органов государственного контроля (надзора) в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также уметь принимать эффективные решения по осуществлению надзорной деятельности в современных условиях.

Профессиональная подготовка должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержательно должна включать:

- нормативное правовое регулирование и организационные основы осуществления государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС;

- квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области ГО и ЧС;

- планирование мероприятий по надзору в органах, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области ГО и ЧС;

- порядок исполнения государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС;

- проведение плановых мероприятий по надзору органами, осуществляющими

государственный контроль (надзор) в области ГО и ЧС;

- организация и проведение проверок (внеплановой, документарной, выездной), ограничения при проведении проверки, порядок проведения мероприятия по надзору, порядок оформления результатов проверки;

- меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;

- регистрация и учет мероприятий по надзору, требования к организации учета документации;

- ответственность органа государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС, их должностных лиц при проведении проверки;

- права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС;

- требования в области гражданской обороны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- методика осуществления государственного контроля (надзора) на объекте надзора в области ГО и ЧС;

- особенности осуществления надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации.

Литература

1. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Рос. газ. 1994. 24 дек.

2. О гражданской обороне: Федер. закон Рос. Федерации от 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ // Рос. газ. 1998. 19 февр.

3. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // СЗ РФ. 2004. 12 июля. № 28. Ст. 2882.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 дек.

5. Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны: Приказ МЧС России от 6 сент. 2007 г. № 478 // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2007. 1 окт. № 40.

6. Артамонов B.C., Моторин В.Б., Ткачев П.А. [и др.]. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.

7. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по выполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны: Приказ МЧС России от 16 февр. 2009 г. № 66 // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2010. 29 нояб. № 48.

8. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,

организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Приказ МЧС России от 16 февр. 2009 г. № 65 // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2010. 6 дек. № 49.

9. Баскин Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебных коллективов высших военно-учебных заведений: монография. СПб.: С.-Петерб. ин-т ГПС МЧС России, 2003. 169 с.

10. Винокурова Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в вузах: монография. СПб., 1995.

11. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995. 232 с.

12. Подобед В. И. Теоретико-методологические основы системного управления образованием взрослых: курс лекций. СПб., 2001. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.