Научная статья на тему 'Профессиограмма инспектора органа государственного контроля (надзора) как основа профессионализма сотрудника в системе МЧС России'

Профессиограмма инспектора органа государственного контроля (надзора) как основа профессионализма сотрудника в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ИНСПЕКТОР ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОГРАММА / THE STATE CONTROL (SUPERVISION) / THE INSPECTOR OF BODY OF THE STATE CONTROL (SUPERVISION) / PROFESSIONALISM / PROFESSIOGRAME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Узун Л. С., Федорова Н. А.

Рассмотрена актуальность повышения профессионализма сотрудника органа государственного контроля (надзора) в системе МЧС России, представлена профессиограмма. Установлено, что наличие профессиограммы сотрудника органа государственного контроля (надзора) в системе МЧС является необходимым условием его профессионализма. Приведено определение термина «профессионализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Узун Л. С., Федорова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIOGRAME THE INSPECTOR OF BODY OF THE STATE CONTROL (SUPERVISION) AS A BASIS OF PROFESSIONALISM OF THE EMPLOYEE IN SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA

The urgency of increase of professionalism of the employee of body of the state control (supervision) in system of EMERCOM of Russia. It is presented professiograme. It is established that presence professiograme the employee of body of the state control (supervision) in system of EMERCOM of Russia is a necessary condition of its professionalism. Term definition «professionalism» is resulted.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма инспектора органа государственного контроля (надзора) как основа профессионализма сотрудника в системе МЧС России»

ПРОФЕССИОГРАММА ИНСПЕКТОРА ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКА В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

Л.С. Узун, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; Н.А. Федорова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрена актуальность повышения профессионализма сотрудника органа государственного контроля (надзора) в системе МЧС России, представлена профессиограмма. Установлено, что наличие профессиограммы сотрудника органа государственного контроля (надзора) в системе МЧС является необходимым условием его профессионализма. Приведено определение термина «профессионализм».

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), инспектор органа государственного контроля (надзора), профессионализм, профессиограмма

PROFESSIOGRAME THE INSPECTOR OF BODY OF THE STATE CONTROL (SUPERVISION) AS A BASIS OF PROFESSIONALISM OF THE EMPLOYEE IN SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA

L.S. Uzun; N.A. Fedorova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The urgency of increase of professionalism of the employee of body of the state control (supervision) in system of EMERCOM of Russia. It is presented professiograme. It is established that presence professiograme the employee of body of the state control (supervision) in system of EMERCOM of Russia is a necessary condition of its professionalism. Term definition «professionalism» is resulted.

Key words: the state control (supervision), the inspector of body of the state control (supervision), professionalism, professiograme

Последние годы характеризуются радикальными изменениями в структуре, жизни и деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Расширена правовая база деятельности, созданы новые службы и подразделения, выросла штатная численность личного состава. Возросли и требования, предъявляемые к сотрудникам, в том числе и к инспекторам государственного пожарного надзора (ГПН). На органы управления и подразделения ГПН дополнительно были возложены функции надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Это привело к комплексу закономерных проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов в области надзорной деятельности, которые способны грамотно решать комплекс оперативно-служебных задач в трёх разных направлениях:

- по пожарной безопасности - организация и осуществление профилактики пожаров;

121

- по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера -проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил, а также наличия средств к действиям в случае возникновения ЧС в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;

- по вопросам гражданской обороны - контроль выполнения мероприятий по гражданской обороне на объектах.

Выделим основные направления формирования профессиональной готовности будущего сотрудника надзорной деятельности:

- теоретико-методологическая подготовка (овладение системой знаний о взаимосвязях физического, психического, социального здоровья общества и конкретного человека, овладение различными способами познания и освоения окружающего мира, освоение системы правовых, юридических знаний, этическими и правовыми нормами);

- научно-методическая подготовка (овладение различными методиками взаимодействия с социумом, развитие способностей анализа различных социальных ситуаций с целью их позитивного разрешения, формирование у слушателей системного подхода к профессиональной деятельности, выделение этапов достижения целей, анализ);

- практическая подготовка (овладение способами профессионального общения (личностно-делового), формами и методами профессиональной деятельности; развитие умений и навыков осуществления профессиональной деятельности, овладение современными методами поиска, обработки и использования необходимой информации, развитие организационно-деятельностных умений, развитие своих творческих способностей и повышение профессионального мастерства).

«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения их результатов.

Совокупность профессионально обусловленных требований к будущему сотруднику аккумулирована в его профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности.

Деятельность инспекторов регламентирована целым набором нормативных правовых актов, которые определяют порядок организации и осуществления должностными лицами системы МЧС России государственного пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы государственного контроля (надзора) руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Деятельность инспектора государственного контроля (надзора) в системе МЧС России является практической и осуществляется в сфере общественных отношений по обеспечению пожарной безопасности объектов, а также безопасности в области ГО и ЧС [1-4].

Служебное положение инспектора государственного контроля (надзора) не является средством реализации личных интересов. Рамки должности ограничены определенной

компетенцией, кругом обязанностей и прав. Правовые нормы должности идентифицируются с моральными и профессиональными нормами. В модели должности отражаются объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений лица, замещающего эту должность.

Как специалист высшей квалификации, инспектор должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, знать систему нормативных правовых актов в области контроля (надзора), обладать широкой эрудицией и культурой, быть достойным представителем системы МЧС России. Должен непрерывно развивать внутренний потенциал, уметь на практике применять технологии осуществления государственного контроля (надзора).

Обязанности инспектора это - своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан; проводить проверки на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и т.д. [5].

Профессиональная деятельность инспектора является многоуровневой, определяемой его взаимоотношениями с руководителями (представителями) проверяемых объектов, а также целым рядом особенностей, сопровождающих надзорную деятельность. Данная профессиональная деятельность является интеллектуальной, поскольку на первый план в ней выходит способность мышления - рациональное познание объективной действительности и логический способ обработки информации. Все виды мышления (креативное, оперативное и др.) в той или иной степени присущи этой деятельности. Они имеют отличительные признаки с учетом решения целенаправленных и планируемых типовых задач государственного контроля (надзора).

Основные структурные элементы деятельности инспектора государственного контроля (надзора) [6, 7]:

- деятельность в системе «человек - человек» (контроль соблюдения должностными лицами, организациями и гражданами обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; оказание услуг людям и группам людей в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

- организация и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах контроля (надзора);

- применение законодательства по делам о пожарах и об административных правонарушениях;

- непосредственное осуществление государственного контроля (надзора).

Деятельность в области государственного контроля (надзора) строго

регламентирована и осуществляется в рамках компетенции, определённой законодательством. Она связана с постоянными выездами на объекты контроля (надзора). Режим труда и отдыха устанавливается трудовым законодательством. Деятельность в области контроля предусматривает установление деловых контактов с широким кругом представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во внешней среде. Интенсивность проверок регламентируется планами работы. Характерно выполнение различных поручений, изучение большого количества нормативных правовых актов, постоянная отчётность (один раз в три дня о проведённых проверках; ежемесячно о

проделанной работе), воздействие на других людей в процессе выполнения обязанностей по должности. Стрессогенными факторами являются многочисленные и эмоционально насыщенные контакты, отчет перед вышестоящим руководством, пожары и чрезвычайные ситуации, ненормированный характер труда.

Критерии эффективности: минимизация количества пожаров, количества погибших и травмированных при пожаре. Максимальный охват плановыми и внеплановыми проверками объектов контроля (надзора) в субъекте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие обоснованных жалоб юридических и физических лиц на неправомерные действия органов государственного контроля (надзора). Высокий уровень профессиональной компетентности должностных лиц.

Требования к квалификации: высшее профессиональное образование пожарно-технического профиля.

Психограмма: характер служебных обязанностей инспектора предъявляет очень высокие и разносторонние требования, касающиеся его профессиональных качеств, черт характера, внешнего вида, манеры поведения, поступков.

Профессиональные знания и умения

При организации и осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах контроля (надзора) инспектор должен знать:

- законодательство, нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы, регламентирующие осуществление государственного контроля (надзора);

- систему нормирования и требования нормативных документов по пожарной безопасности, гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в объеме, необходимом для осуществления государственного контроля (надзора);

- структуру и содержание распорядительной деятельности органов контроля в области нормирования при осуществлении проверок;

- перечень объектов контроля (надзора);

- систему показателей (норм) пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации и функционирования подразделений и органов ГПН, порядок сбора, обработки и анализа первичной информации;

- методы и формы профилактической работы;

- правовой статус инспекторов государственного контроля (надзора).

Уметь:

- реализовывать предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- анализировать и оценивать оперативную обстановку на закреплённом профилактическом участке;

- анализировать пожары, чрезвычайные ситуации, пожарную опасность зданий, сооружений и технологических процессов, деятельность по осуществлению мероприятий по контролю, делать выводы и готовить предложения по повышению эффективности надзорной деятельности;

- комплексно, во взаимосвязи осуществлять предварительный анализ и планировать деятельность по осуществлению государственного контроля (надзора);

- обосновывать законность своих действий при их обжаловании юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями в судах различной инстанции;

- оформлять организационно-распорядительную документацию, документы по проверкам в объёме своей компетенции;

- проводить работу по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора);

- применять передовые формы работы в сфере государственного контроля (надзора);

- использовать в практической деятельности современные информационные технологии.

При применении законодательства по делам о пожарах и административных правонарушениях должен знать:

- действующее законодательство Российской Федерации по делам о нарушении требований пожарной безопасности и производству предварительного расследования;

- структуру, формы и методы работы по производству дознания по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности;

- правовые основы деятельности инспекторов при проведении дознания по пожарам и по делам об административных правонарушениях;

- полномочия, правила и процедуры приостановления эксплуатации объектов, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- правовые основы, формы и методы взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с органами МВД России и другими правоохранительными органами, учреждениями и гражданами;

- производство по предложениям, жалобам и заявлениям граждан по делам об административных правонарушениях;

- современные технико-криминалистические средства, тактические приемы и методы сбора доказательств при производстве дознания по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности;

- систему учета и отчетности по делам о пожарах и административных правонарушениях.

Уметь:

- организовывать и осуществлять правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

- осуществлять производство по делам о пожарах и административных правонарушениях;

- осуществлять информационно-аналитическую деятельность в сфере дознания по делам о пожарах и административных правонарушениях;

- обеспечивать строгое соблюдение установленного порядка оформления и ведения производства по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности;

- использовать данные правоприменительной деятельности в профилактике нарушений требований пожарной безопасности;

- осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами.

Качество профессиональной готовности сотрудников надзорных подразделений все более тесно связано с уровнем их профессионализма, основы которого, как известно, формируются в ходе профессионального образования. Именно поэтому одним из главных приоритетов высшего образования является ориентация на высококвалифицированные кадры, отвечающие высоким требованиям профессиональной деятельности по уровню профессиональной компетентности и психологическим качествам личности.

Инновации в образовании направлены на повышение степени развития профессиональной свободы, творческую самореализацию личности педагога, проявление тенденции открытости, обращение к педагогическому наследию, создание гибких саморазвивающихся систем профессиональной подготовки.

Профессиональные требования к личности специалиста, следовательно, к системе его образования, воспитания и обучения в вузах МЧС, определяются содержанием и особенностями профессиональной деятельности, а также характером решаемых при этом

задач. Поэтому проблему педагогического обеспечения деятельности следует решать, учитывая характер профессиональной деятельности и условия ее осуществления.

Известно, что профессионально подготовленным специалистом является тот, у которого сформированы система профессиональных знаний, умений и навыков; стремления и способности к самостоятельному, творческому и новаторскому решению профессиональных задач; психологическая и педагогическая подготовленность; профессиональные направленность и мотивация, нравственная зрелость и профессиональная культура. В целом профессионализм определяется как стиль мышления и поведения человека в профессиональной деятельности, который детерминируется общим развитием личности [8]. В понятие «профессионализм» включаются уровень интеллекта, мировоззрение, знания, умения, навыки, способы и формы профессионального общения, поведения специалиста [9, 10]. Таким образом, профессионализм - это своеобразный показатель общей культуры личности, заключающийся в позитивной социальной ориентации человека, в значительной степени определяющий его профессиональное самочувствие, нравственный облик, уровень мастерства, его профессиональную компетентность и надежность.

Литература

1. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

3. О гражданской обороне: Федер. закон Рос. Федерации от 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

5. О государственном пожарном надзоре: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 дек. 2004 г. № 820 [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

6. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности: Приказ МЧС России от 1 окт. 2007 г. № 517 [Электронный ресурс]. Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.11.2011).

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).

8. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С.Я. Батышева. М., 1999. 186 с.

9. Педагогика : учеб. пособ. для студентов пед. вузов / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко, П.Г. Москаленко [и др.]. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 1997. 284 с.

10. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. М., 2002. 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.