Научная статья на тему 'Полномочия и действия главы муниципального образования, органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах'

Полномочия и действия главы муниципального образования, органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
481
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / взрыв / глава муниципального образования / защита населения и территории от ЧС / ликвидация последствий ЧС / мероприятия / многоквартирный дом / органы управления / полномочия / чрезвычайная ситуация. / analysis / explosion / the head of the municipality / protection of the population and territory from emergency situations / emergency response / measures / apartment building / author- ities / authorities / emergency.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. Ф. Забалуев

В статье рассмотрены основные полномочия и действия главы муниципального образования, органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах. На основании этого анализа можно провести дополнительные исследования и определить основные управленческие проблемы при осуществлении этих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А. Ф. Забалуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS AND ACTIONS OF THE HEAD OF MUNICIPAL EDUCATION, AUTHORITIES OF THE CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES COMMITTEE IN THE EVENT OF EMERGENCY SITUATIONS CAUSED BY EXPLOSIONS IN APARTMENT HOUSES

In this article discussed the main powers and actions of the head of the municipality, the authorities of the Civil Defense and Emergencies Committee in the event of emergency situations caused by explosions in apartment buildings. Based on this analysis, it is possible to conduct additional research and identify the main management problems in the implementation of these actions.

Текст научной работы на тему «Полномочия и действия главы муниципального образования, органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах»

ПОЛНОМОЧИЯ И ДЕЙСТВИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ВЗРЫВАМИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

А.Ф. Забалуев, слушатель

Академия гражданской защиты МЧС России

(Россия, г. Химки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10575

Аннотация. В статье рассмотрены основные полномочия и действия главы муниципального образования, органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах. На основании этого анализа можно провести дополнительные исследования и определить основные управленческие проблемы при осуществлении этих действий.

Ключевые слова: анализ, взрыв, глава муниципального образования, защита населения и территории от ЧС, ликвидация последствий ЧС, мероприятия, многоквартирный дом, органы управления, полномочия, чрезвычайная ситуация.

В настоящее время чрезвычайные ситуации (ЧС) остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту государства. Размер материального ущерба от ЧС природного и техногенного характера ежегодно превышает сотни миллионов рублей.

Как известно, источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы. Быстрое реагирование на ЧС - залог успешной ликвидации ее последствий. Но во многом быстрота реагирования зависит от правильного и быстрого принятия управленческого решения. Значит, от правильно выстроенной работы, в том числе и органа местного самоуправления (ОМСУ), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), органов системы РСЧС и др., зависит очень многое.

ЧС происходят на территории конкретного муниципального образования. Федеральным законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Данная деятельность органов местного самоуправления регламентируется Федеральными за-

конами от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1], от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и другими нормативными правовыми актами.

К вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массо-

вого пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;

з) создают при ОМСУ постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Для ликвидации последствий ЧС создаются местные резервы материальных ресурсов решением ОМСУ, ими же определяются Порядок использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов.

Глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Что касается ликвидации последствий ЧС, вызванных взрывами в многоквартирных домах, то следует отметить, что органы управления в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС. Часто для ликвидации последствий ЧС,

вызванных взрывами в многоквартирных домах, в связи с масштабом последствий и количеством пострадавших, руководство ликвидацией ЧС берет руководить более высокого уровня, например из субъекта РФ или министр МЧС России.

Рассмотрим мероприятия, проводимые КЧС и ПБ и органами управления ГОЧС в режиме чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом в многоквартирном доме:

- перевод органов управления ГОЧС, расположенных на территории муниципального образования, на круглосуточный режим работы;

- организация защиты населения;

- доклад вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информирование подчиненных, взаимодействующих и соседей;

- выдвижение оперативных групп (если не высылались) в район ЧС для непосредственного руководства проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- выдвижение органов управления, сил РСЧС и других привлекаемых сил в район предстоящих действий;

- определение границ зоны ЧС;

- организация и руководство приведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий;

- организация оценки масштабов ущерба и социальной помощи пострадавшему населению.

После того, как произошел взрыв в многоквартирном доме, информация обобщается в Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, чтобы затем ее использовать для принятия решения о ликвидации последствий ЧС [3]. После этого Глава муниципального образования (председатель комиссии по ЧС и ПБ),

опираясь на имеющуюся информацию и в зависимости от сложившейся обстановки, вводит режим чрезвычайной ситуации и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действий.

Глава муниципального образования (председатель комиссии по ЧС и ПБ) свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления (комиссий по ЧС и ПБ), приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации последствий ЧС.

В последующем, с прибытием в район ЧС, Глава муниципального образования (председатель комиссии по ЧС и ПБ) уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом является КЧС и ПБ (оперативная группа).

Комиссия по ЧС и ПБ совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает Главе муниципального образования (председателю КЧС и ПБ) предложения по решению, которые включают:

- краткие выводы из оценки обстанов-

ки;

- объем предстоящих спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения;

- состав имеющихся сил, предложения по их распределению и использованию;

- задачи создаваемым группировкам сил (спасательным центрам МЧС России, подразделениям других ФОИВ, привлекаемых по плану взаимодействия, формированиям РСЧС и другим привлекаемым силам) по направлениям их действий и объектам работ;

- порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил РСЧС и других привлекаемых сил;

- порядок организации взаимодействия и управления.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные полномочия и действия главы муниципального образования (председателя КЧС и ПБ), органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами в многоквартирных домах. На основании этого анализа можно провести дополнительные исследования и определить основные управленческие проблемы при осуществлении этих действий. Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru. [сайт]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 25.02.2019).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru. [сайт]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25.02.2019).

3. Щедрин В.К., Микрюков В.О. Перспективы и основные трудности создания Единой дежурной диспетчерской службы в Московской области [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». Химки: АГЗ МЧС России, 2015. № 1. URL: http://gosreg.amchs.m/pdffiles/11number/articles11/Shcedrin_Mikryukov_11 .pdf (дата обращения: 23.02.2019).

POWERS AND ACTIONS OF THE HEAD OF MUNICIPAL EDUCATION, AUTHORITIES OF THE CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES COMMITTEE IN THE EVENT OF EMERGENCY SITUATIONS CAUSED BY EXPLOSIONS IN

APARTMENT HOUSES

A.F. Zabaluev, student

Civil Defense academy EMERCOM of Russia (Russia, Khimki)

Abstract. In this article discussed the main powers and actions of the head of the municipality, the authorities of the Civil Defense and Emergencies Committee in the event of emergency situations caused by explosions in apartment buildings. Based on this analysis, it is possible to conduct additional research and identify the main management problems in the implementation of these actions.

Keywords: analysis, explosion, the head of the municipality, protection of the population and territory from emergency situations, emergency response, measures, apartment building, authorities, authorities, emergency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.