УДК 376.1
Системный взгляд на проблемы содержания обучения в субъектах Российской Федерации для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
Н.К. Домницкий
Аннотация
Рассмотрены вопросы состояния подготовки и повышения эффективности обучения должностных лиц ГО и защиты от ЧС с учетом современных угроз России. Предложено усовершенствовать нормативно-правовые документы в области обучения населения и использовать в учебном процессе комплексную методику прогнозирования объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и на курсах ГО муниципальных образований.
Ключевые слова: гражданская оборона; учебно-методические центры субъектов Российской Федерации; нормативно-правовые документы; развитие инновационной деятельности в обучении.
Systematic View of the Problem of Learning Content in the Subjects of the Russian Federation for the Preparation of the Population in the Area of Civil Defense and Protection From Emergency Situations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
N. Domnitsky
Abstract
Discusses the state of training and improve the effectiveness of training for all categories of officers Defense and protection from emergency situations, taking into account today's threats Russia and views on these issues in the Russian Federation. It is proposed to improve the regulatory-legal documents in the field of education of the population. Use in the classroom complex methods to predict the volume of rescue and other emergency operations in the training centers of the Civil Defense and Emergency Situations of the Russian Federation and the courses Civil Defence municipalities.
Key words: civil defense; educational centers of the Russian Federation; regulatory-legal documents; the development of innovation in education.
Введение
Россия вынужденно участвует в навязанной специфической войне, ведущейся не только за рынки сбыта и ресурсы развития, но и за право россиян на существование в агрессивном мире, созданном империалистическими государствами Запада и США. Агрессивность идеологии США коренится на принципах насилия, рынка не эквивалентного обмена, конкуренции, индивидуализма, безнравственности и эгоизма. Военная идеология США стала частью американского образа жизни. Блок НАТО территориально вышел к российским границам, что усиливает опасность региональной и глобальной дестабилизации, а также представляет военную опасность для России, которая занимает стратегически важную и богатую ресурсами территорию и является альтернативой американскому господству. Исходя из агрессивной сущности Запада, интересы национальной безопасности страны являются главными приоритетами современной России [1, 2]. Это требует формирования новых необходимых решений в деле национальной безопасности России в XXI веке, постоянного повышения спасательно-защитных свойств не только сил и средств РСЧС, но и проведения комплекса защитных мероприятий в области гражданской обороны. Для обеспечения выживания населения необходимо учитывать не только опасности ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера, но и военного с большими масштабами последствий нападения и диалектики развития средств поражения противника, специфики характера современных войн.
1. Краткая характеристика специфики современных войн
Одним из видов современной войны стала «холодная война», появившаяся в результате агрессивной политики империалистических государств во главе с США в отношении Советского Союза, а теперь России. Новая фаза «Холодной войны», прежде всего, проявляется в виде информационной (битва за умы людей), идеологической, экономической, психологической, направленных на социально-экономическое поражение России и на дезорганизацию сознания людей [1].
Специфика современных войн состоит еще и в том, что они ведутся не только традиционными вооруженными средствами, но и невооруженными (средствами «холодной войны») — политическими, экономическими, информационными, духовными, которые могут оказаться ошеломляюще эффективными [1]. Невооруженные средства могут всесторонне поражать общественное и индивидуальное сознание, ориентированные на разрушение государственности России, на идейную дезорганизацию ее народов, которых можно перепрограммировать в прозападном ключе путем искажения истинной картины мира, представлений человека о собственной стране, народе, культуре, социальном строе, истории.
В XXI веке [1] возможна тенденция сокращения контактных войн, однако, следует полагать, что развитые страны будут продолжать вести информационные и экономические войны с подготовкой вооруженных сил для ведения дистанционных бесконтактных и сетевых войн с применением высокоточного оружия. Против России могут вестись дистанционная бесконтактная война, сетевые стратегии, террористические, партизанские, информационные, финансово-экономические войны [1].
В современной войне нет четкого разделения фронта и тыла (отсутствие огневого контакта войск и единого фронта). Как следует из [1], Пентагон, используя разработанную уникальную электронную карту нашей планеты с трехмерным объемным изображением, может в воздушно-космическо-мор-ских-наземных военных операциях наносить свыше 80 тыс. ударов дальнобойными высокоточными крылатыми ракетами (с интенсивностью пуска тысяча ракет в сутки) избирательно по отдельным целям и странам. При этом возможно их применение в сочетании стратегии ведения современной сетевой войны. В сетевой войне с применением комплекса наземных, воздушных, морских, космических вооружений, наземных и воздушных боевых роботов сетецентрические методы, по мнению специалистов, обеспечивают дезорганизацию сложных систем государственного и военного управления, что может создать превосходство в скорости и внезапности проведения операций над потенциальным противником. Такая дезорганизация и множество факторов поражения объектов экономики, инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения может спровоцировать синергетические ЧС. Россия при такой агрессии должна быть готова дать адекватный сетевой ответ с нанесением агрессору неприемлемого ущерба. Наличие такого военного потенциала (систем ядерного и неядерного сдерживания) обеспечит предотвращение военной агрессии против России. Нет такого оружия, каким бы не пользовался агрессор, поэтому обороняющая сторона должна проводить все меры национальной безопасности по противодействию современным видам оружия.
2. Краткие выводы по вопросам ГО в современных условиях
Отсюда вытекает необходимость проведения в области ГО системы мероприятий в субъектах Российской Федерации (далее — субъекты РФ), среди которых главным является совершенствование обучения всех категорий должностных лиц с учетом следующих обстоятельств:
1. Адекватного современным угрозам повышения взаимодействия между системой ГО и единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Структуры этих систем сил и средств организационно должны быть едиными и гибкими, соответствовать требованиям обстановки, возникающей в субъектах РФ, с учетом возможных
синергетических ЧС (лавинообразных потоков факторов ЧС — утечек опасных веществ, взрывов, пожаров, разрушения объектов, токсических и криогенных поражений, экологических загрязнений, завалов и др.) [3, 5].
2. Морально-психологического обеспечения руководителями всех уровней, в т.ч. спасательных отрядов, спасательных воинских формирований МЧС России, целенаправленного воздействия на личный состав, формирующего сплочение коллективов спасателей в условиях ЧС [2], противодействующего средствам массированного информационного воздействия противника, которые направлены на изменение мышления, убеждений россиян и подрыва их готовности отстаивать стратегические интересы страны в целом.
3. Повышения научного, организационного и методического уровней обучения всех категорий должностных лиц ГО в соответствии с Приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. № 19, а также использования современных технологий в учебно-методических центрах по ГО и ЧС (УМЦ) субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
4. Научно обоснованного пересмотра нормативных правовых документов по обучению населения в области ГО [3] на основе тщательного их анализа и принятия их государственными актами.
Исходя из этого, следует рассмотреть вопросы повышения эффективности обучения всех категорий должностных лиц ГО и защиты от ЧС с учетом взглядов по этим вопросам субъектов Южного регионального центра (ЮРЦ), представленных в материалах НИР: «Разработка рекомендаций по составу и содержанию учебной материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (п.1.2-13/Б1).
3. Взгляд на содержание структуры обучения в субъектах РФ
В Российской Федерации 85 субъектов, в них примерно 41 млн чел. работающего и более 35 млн неработающего населения и около 14 млн школьников и студентов, охваченных системой обучения в сферах ГО, ЧС и безопасности жизнедеятельности (БЖД) [7].
Важной составной частью в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в субъектах Российской Федерации является проведение мероприятий ГО, среди которых предусматривается обязательное обучение руководящего состава, населения в области ГО и защиты от ЧС. При этом применение новых программ и методов обучения с использованием компьютерных технологий, комплекса мер по реконструкции учебно-материальной базы в УМЦ и курсах ГО муниципальных образований способствует развитию и внедрению новых приемов и способов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС.
Учебно-материальная база субъектов Российской Федерации для обучения руководителей, должностных лиц и специалистов РСЧС и ГО, защиты от ЧС обычно включает в себя:
учебно-материальную базу УМЦ по ГОЧС;
учебно-материальную базу курсов ГО;
учебно-материальную базу муниципальных образований;
учебные классы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и БЖД образовательных учреждений;
учебные классы ГО и ЧС организаций; учебно-консультационные пункты (учебно-консультационные участки);
уголки ГО и защиты от ЧС; защитные сооружения (используемые в качестве УМБ).
В целом, имеющаяся в УМЦ и курсах ГО учебно-материальная база (далее — УМБ) позволяет организовать и обеспечить подготовку по вопросам ГО и ЧС всех категорий обучаемых согласно реализуемым учебным программам.
Однако, если проанализировать УМБ субъектов Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, то учебные классы имеют самое разное назначение и оснащение (название классов имеет пеструю картину), что показывает на неоднозначный методический подход в обучении. В организациях и на предприятиях из-за финансовых трудностей совершенствование УМБ осуществляется медленно. Отсутствуют современные приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Имеющаяся литература, плакаты и учебные приборы устарели и требуют обновления.
Все это требует совершенствования УМБ по ГОЧС и методики обучения в субъектах РФ, а также внесения дополнений в нормативно-правовые документы по организации обучения населения в области ГО и проведение комплекса мер по реконструкции УМЦ и курсов ГО.
Так, по предложению субъектов ЮРЦ, в нормативно-правовые документы следует внести ряд дополнений:
1. Объединить имеющиеся Положения по обучению населения: Постановления Правительства (далее — ПП) Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 и ПП от 4 сентября 2003 года № 547, в единый нормативный правовой документ, определяющий группы населения, подлежащие обязательному обучению, с раскрытием вопросов финансирования. Особо в новом нормативном правовом документе следует разграничить полномочия по обязательному финансированию обучения населения.
2. Разработать вместо «Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта РФ для обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС» (МЧС России, 2005 г.), нормативно-правовой документ для субъектов РФ, содержащий обязательные нормы оснащения техникой и учебным имуществом УМЦ, курсов ГО, учебно-консультационных
пунктов по ГОЧС (далее — УКП), учебных классов согласно тематике программ обучения, обязательные к исполнению органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам МЧС России. Так, в ПП РФ от 2 ноября 2000 года № 841 в абзаце 6 пункта 5в определено, что органы местного самоуправления «...создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по ГО.», но нормативной базы оснащения необходимым оборудованием классов нет.
3. Целесообразно вернуться к практике прошлых лет, когда высшим должностным лицам субъектов РФ с учетом специфики регионов, решаемых задач было предоставлено право дополнять перечни подлежащих обучению должностных лиц и работников ГО ЧС, утвержденных приказами МЧС России № 19 от 19.01.2004 и № 646 от 13.11.2006. (Например, членам КЧС и ПБ организаций предоставлено право обучения в АГЗ и учреждениях повышения квалификации, а членам КЧС и ПБ органов МСУ, решающим более значимые задачи, нет).
4. Усилить методическое руководство и контроль за подготовкой населения (работающего персонала) в области ГО и ЧС в учреждениях и на объектах экономики.
5. Ввести в практику регулярное проведение сборов (не реже 1 раза в два года) с должностными лицами, ответственными за подготовку и обучение по вопросам ГОЧС и ПБ в УМЦ субъектов РФ. Кроме того, ГУ МЧС России по субъектам РФ проводить ежегодно занятия с руководителями муниципальных образований для ознакомления их с изменениями в нормативно-правовых документах, обмена опытом и применения научных достижений в сфере ГОЧС [6].
Для совершенствования методик обучения и наращивания учебно-материальной базы субъектами в ЮРЦ предлагается:
1. Создавать в УМЦ учебные классы:
Гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
Нормативно-правовой и методической подготовки;
Специальной подготовки (медицинской, инженерной, безопасность жизнедеятельности, противопожарных мероприятий, радиационной, химической, биологической защиты, первоочередного жизнеобеспечения населения и др.).
Кроме этого, создавать учебные городки ГО и защиты от ЧС (с оснащением компьютерами, оргтехникой, тренажерами, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, наглядными пособиями, макетами, и т.д.). Создавать учебные натурные городки ГО на новой учебной базе, например, на основе спасательно-пожарных полевых центров. Учебные городки ГО (учебные площадки), используемые УМЦ и курсами ГО, позволят применить комплексное обучение, для чего предлагается оборудовать следующие участки:
«Инженерной защиты» — для изучения устройства защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), а также обучения технологии применения аварийно-спасательного инструмента (АСИ), средств малой механизации (СММ) и инженерной техники.
«Химической и радиационной защиты» — для обучения способам локализации, нейтрализации и ликвидации очагов заражения и загрязнения, а также защиты от аварийно химически опасных веществ (АХОВ), боевых отравляющих веществ (БОВ), радиоактивных веществ (РВ), биологических средств (БС), обеззараживания техники, оборудования, одежды и т.п., санитарной обработки людей и др.
«Противопожарной подготовки» — для обучения приемам и способам тушения возгораний, пожаров в зонах ЧС, в очагах поражения современными боевыми средствами, технологии проведения спасательных работ в условиях пожаров.
«Безопасности на водных объектах» — для обучения вопросам безопасности на водных объектах, в том числе в местах массового скопления людей.
(УМБ ГО в виде учебного городка создается в Волгоградской области).
2. Развивать инновационную деятельность в целях создания новых учебных тренажерных комплексов, компьютерных программ по ГО и ЧС.
3. Использовать дистанционные формы обучения руководителей различных уровней, должностных лиц и специалистов ГОЧС в субъектах РФ. Например, в целях совершенствования деятельности УМЦ и расширения возможностей пропаганды знаний среди населения Волгоградской области в сфере БЖД разработан сайт УМЦ (http://umc-gochs34.ru/) и функционирует сайт дистанционного обучения (ЪИр://ёо-umc-gochs34.ru/) и дистанционного тестирования.
4. В целях реконструкции существующей УМБ УМЦ и курсов ГО в муниципальных образованиях (городах) вместо курсов ГО создавать филиалы УМЦ субъектов РФ. Это значительно повысит организацию методического руководства и контроля при решении вопросов обучения.
5. В структуре УКП муниципальных образований создавать базовые УКП со штатными инструкторами-методистами (определить их штатные обязанности), которые бы вели методическую работу в УКП городских и сельских поселений [7]. Целесообразно базовые УКП оснастить мобильными учебными комплексами на специально оборудованных автомобилях для пропаганды вопросов ГОЧС инструкторами-методистами в местах массового пребывания людей и обучения неработающего населения.
6. В системе МЧС России иметь структуру для обеспечения УМБ субъектов РФ и предприятий, учебных заведений необходимыми видео- учебными материалами и обучающими программами (для этой цели можно использовать «Институт риска и безопасности»).
Современная технология в образовательном процессе органов исполнительной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований, глав местных
администраций и руководителей организаций (далее — руководители) должна, прежде всего, быть направлена на развитие творческих способностей, обеспечение их информацией, позволяющей более эффективно участвовать в процессе принятия решений по управлению риском и ГО. Система обучения и оснащения в целом должна быть достаточной по объему и оправданной по эффективности, результативности и затратам, повышению обоснованности принимаемых решений на ликвидацию ЧС.
Основная задача обучения руководящего состава должна быть также направлена на умение критически мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, анализировать условия комплексной безопасности и проходить при этом в несколько этапов:
определение объектов, поражаемых противником, присущих данной территории, организации;
количественная оценка вероятности опасностей и сравнение ее с допустимым значением;
выводы и заключение по последствиям устойчивости объектов организаций, территорий и планирования аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСНДР) после проведенных расчетов с целью ликвидации ЧС.
Выполнение этапов можно также осуществлять на учебно-методических комплексах, с помощью обучающих компьютерных программ и использования средств математического моделирования и инженерии программного обеспечения. Особую актуальность приобретает анализ рисков на территориях муниципальных образований, где расположены опасные производственные объекты экономики, транспорта и биологически опасные объекты, находящиеся в зоне возможного поражения современными боевыми средствами противника.
Качество принимаемых управленческих решений в основном определяется возможностями системы их информационно-аналитического обеспечения и требует анализа и моделирования разнородной информации об обстановке на определенной территории и объектах организаций.
В современных условиях, когда принципиально изменились взгляды на ведение военных конфликтов, а ставка делается на современные высокоэффективные системы оружия, включая высокоточное [3], для планирования мероприятий ГО и защиты населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требуется обучение руководителей количественной оценке объемов АСНДР на территории субъекта РФ. Это возможно обеспечить использованием комплексной методики прогнозирования обстановки [4] и стандартных методик оценки обстановки на объектах и территориях [8, 9, 10].
Комплексная методика прогнозирования обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ на основании сформированной системы исходных данных (возможной обстановки) позволяет оценить ущерб при воздействии на объекты тыла обычными современными средствами поражения и обеспечивает единый подход по прогно-
зированию обстановки на объектах организаций и территорий.
В УМЦ на подготовку руководящего состава выделяется до 72 часов учебного времени [11]. После освоения теории, по модулю базовой подготовки (36 часов) можно включить в систему обучения руководителей практические расчеты по прогнозированию обстановки и объемов АСДНР. Для этого в качестве обучения (возможно и заочного) дополнительно необходимо предоставить 36 часов обучаемым на проведение расчетов по обоснованию объемов АСДНР на территории конкретных объектов организаций и территорий субъектов РФ и получением зачетов по заданной теме в УМЦ. При этом объем расчетов, форма проведения зачета и его содержание могут разрабатываться преподавателями УМЦ ГОЧС, курсов ГО и утверждаться начальниками УМЦ ГОЧС и курсов ГО индивидуально в каждом субъекте РФ. Прием зачетов должна проводить комиссия, назначаемая начальником УМЦ ГОЧС (курсов ГО).
Объем расчетов АСДНР на территории объектов организаций и территорий субъектов РФ вследствие нанесения ударов современными средствами поражения вероятного противника в зависимости от обстановки предлагается производить согласно табл. [4, 8, 9, 10].
Комплексная методика по прогнозированию обстановки активизирует обучаемых к проявлению творческого подхода для решения задач по развитию управленческих навыков в принятия решений руководителями и специалистами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, навыков по подготовке и управления силами и средствами, входящими в ГО и РСЧС.
Выводы
1. Предлагаемый подход к совершенствованию нормативно-правовых актов по обучению населения в области ГОЧС в УМЦ субъектов РФ и курсах ГО муниципальных образований, более широкое применение комплексной методики по прогнозированию обстановки [4, 8, 9, 10] позволят эффективнее решать задачи подготовки всех категорий обучаемых, руководящих кадров ГО и РСЧС.
2. Создание в УМЦ регионов натурных и виртуальных моделей, имитирующих участки очагов поражения для обучения должностных лиц и специалистов органов управления ГО и РСЧС, глав местных администраций и руководителей организаций, территорий, подвергшихся воздействию современных средств поражения, будет заметно способствовать выполнению их функциональных обязанностей при проведении АСДНР, а также оптимизации распределения спасательных формирований по объектам работ так, чтобы спасти максимальное число пострадавших или минимизировать затраты на их спасение.
Таблица
№ п/п Расчеты АСНДР на территории субъекта РФ (в скобках дополнительные методики) Показатели, определяемые расчетами:
1 Оценка инженерной обстановки при разрушении зданий, сооружений, коммуникаций обычными средствами поражения противника и оценка объемов выполнения АСНДР. (НИР «Обшивка-93-25-1», М.: ВНИИ ГОЧС) (НИР «Лавина», М.: ЦСИ ГЗ) Объем завалов; потери персонала предприятий и населения; число пострадавшего населения, безвозвратные потери; население, требующее эвакуации в лечебные учреждения. Количество аварий на коммунально-энергетических сетях.
2 Оценка химической обстановки при выбросах АХОВ или при воздействии современных средств поражения химически опасных объектов (ХОО). (РД 52.04.253-90). (Методика оценки [8]). Площади зон заражения; количество необходимых обезвреживающих веществ; численность пострадавших; население, подлежащее эвакуации. Протяженность маршрутов ведения химической разведки; число аварий на ХОО.
3 Методика оценки радиационной обстановки при разрушении ядерного энергетического реактора на атомной электростанции или при воздействии современных средств поражения по радиационно опасному объекту (РОО). (Методика оценки [9]). (НИР «Заря-94-1.20», М.: ВНИИ ГОЧС) Размеры зон загрязнения; численность населения, подлежащего укрытию и обеспечению СИЗ; йодная профилактика населения; население, подлежащее эвакуации; дезактивация территорий; санитарная обработка населения; спецобработка техники.
4 Оценка обстановки при взрыве облаков топливно-воздушных смесей или при воздействии современных средств поражения по пожаро-взрывоопасным объектам (РД 03-409-01). (Методика [10]). Объем завалов; потери населения; количество пострадавшего населения; населения, требующего эвакуации в лечебные учреждения.
5 Оценка обстановки при пожарах: Сб. методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Кн. 2. М.: ВНИИ ГОЧС) Площадь зоны пожаров; протяженность зоны огня; безвозвратные потери персонала объектов.
6 Оценка обстановки при прорывах плотин гидротехнических сооружений. (НИР «Заря-97-3.4.1.4», М.:ВНИИ ГОЧС) Объем завалов и разрушений на территории; число пострадавших и лиц, требующих эвакуации.
Примечание: Для автоматизации процесса получения расчетных показателей рекомендуется применять «Программный комплекс по прогнозированию обстановки, объемов АСДНР, а также ущерба экономике при воздействии на объекты тыла обычными современными средствами поражения», разработанный ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России.
Литература
1. Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. 218 с.
2. Оперативное управление мероприятиями РСЧС: Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Новогорск, 2004. Ч.1. 500 с.
3. Сосунов И.В., Киреев Р.В., Посохов Н.Н., Брык Д.И. Формирование новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № (40).
4. Решение Коллегии МЧС России от 08.02.2012 № 1/II «Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и организациям по оценке обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения».
5. АртюхинА.А. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций с помощью дискретной оптимизации и современных программных средств // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 1 (39).
6. Твердохлебов Н.В., Норсеева М.Е. Проблемы подготовки населения муниципальных образований по ГО и защите от ЧС и возможные пути их решения // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 1(39).
7. Тараканов А.Ю. Взгляды на создание, организацию работы, оборудование и оснащение учебно-консультационных пунктов для подготовки неработающего населения // Материалы XVIII конференции. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.
8. Методика оценки последствий химических аварий (Методика «ТОКСИ»). М.: НТЦ, 2001.
9. Методика оценки радиационной обстановки при разрушении ядерного энергетического реактора на атомной электростанции. М.: ВНИИ ГОЧС, 1995.
10. Методика оценки последствий аварий на пожаро-взрывоопас-ных объектах. М.: ВНИИ ГОЧС, 1993.
11. Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утв. МЧС России 28.11.2013 г.
Сведения об авторах
Домницкий Николай Константинович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Южный филиал, с. н. с.
344000, Ростов-на-Дону, ул. Имени Греческого гор. Волос, 11.
Тел.: (863) 242-90-82. E-mail: [email protected] SPIN-код — 6886-6588.
Information about authors
Domnitsky Nicholas K.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Southern Branch, Senior Researcher. 344000, Rostov-na-Donu, str. Name of the Greek city of Volos, 11.
Теl.: (863) 242-90-82. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 6886-6588.