Научная статья на тему 'Профилактика чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах'

Профилактика чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3978
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуваев В. В.

На примере работы Главного управления МЧС России по Калужской области рассмотрены основные аспекты работы по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и обеспечения защищенности населения от уг роз техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чуваев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.В. Чуваев (ГУ МЧС России по Калужской области)

ПРОФИЛАКТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

На примере работы Главного управления МЧС России по Калужской области рассмотрены основные аспекты работы по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и обеспечения защищенности населения от угроз техногенного характера

Вопросы промышленной безопасности являются весьма актуальными для сегодняшнего дня. Проблема имеет огромное социально-политическое значение в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государство не может и не должно ежегодно нести колоссальные потери в виде человеческих жизней, существенного морального, материального и экологического ущерба. В настоящее время частота возникновения чрезвычайных ситуаций в России с гибелью людей существенно (на порядок и более) превышает показатели развитых стран.

На территории Калужской области функционируют 2 радиаци-онно - опасных и 98 потенциально опасных объектов экономики, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические вещества, а также гидротехнические сооружения.

Распределение объектов по типам представлено на рисунке

Радиационные риски для населения Калужской области в ходе деятельности радиационно опасных объектов, рассчитанные в ходе проведения паспортизации, составляют:

- индивидуальный риск для персонала — 0,6х10-4 год-1;

- индивидуальный риск для населения — 0,15х10-5 год-1.

Не исключается вероятность аварий на ХОО, сопровождающихся залповыми выбросами токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, что может привести к разрушению технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую природную среду.

В настоящее время на территории городов и населенных пунктов области функционируют 14 ХОО, аварии на которых могут привести к воздействию поражающих факторов на проживающее вблизи объектов население.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах находятся в пределах 1,64х10-4 — 1х10-6 год-1.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах — 1х103 — 4,6х10-5 год-1.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах Главным управлением МЧС России по Калужской области, органами исполнительной власти области осуществлялись следующие мероприятия:

определены наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, требующие разработки территориальных нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы в соответствии с федеральными

законами;

внесены изменения в нормативные правовые документы, принимаемые на областном уровне, организована работа по приведению нормативной базы органов местного самоуправления и организаций в соответствие с федеральным законодательством (федеральные законы от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от

6.10.2003 № 131-Ф3);

организован мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, анализ и управление риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведена паспортизация безопасности территории области, муниципальных образований, потенциально опасных объектов и организаций;

осуществляются создание, подготовка и поддержание в готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организована разработка и реализация комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по всем направлениям предупреждения чрезвычайных ситуаций;

организована подготовка руководящего состава органов управления РСЧС и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

организована система оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях, взаимодействие со средствами информации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

организовано взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае террористических актов;

принято участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

разработана областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2005—2008 годы»;

созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организован и осуществляют государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2005 году проведены следующие мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах области. Радиационно-опасные объекты Радиационно-опасные объекты области оснащены системами аварийного контроля технологи -ческих процессов, разработанными проектными организациями. Контроль осуществляется Госатомнадзором РФ.

Госатомнадзор РФ осуществляет постоянный контроль за состоянием ос нащенности радиационно-опасных объектов системами предотвращения

возникновения ЧС на объектах ядерной энергетики.

Химически опасные объекты

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций проводятся ежегодные проверки состояния защиты рабочих, служащих и населения, проживающего вблизи всех химически опасных объектов по вопросам:

- планирование мероприятий по защите населения от АХОВ;

- инженерно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на предотвращение или снижение масштабов заражения АХОВ;

- организация разведки, наблюдения, контроля и оповещения;

- использование индивидуальных и коллективных средств защиты от АХОВ;

- медицинское обеспечение защиты населения от АХОВ;

- эвакуационные мероприятия;

- планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий;

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обучение руководящего состава, личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и населения действиям в условиях химического заражения.

Проверки проводятся в соответствии с «Методическими рекомендациями» Д111ГО РФ № 6/147 от 1 февраля 1991 года с учетом требований федеральных законов от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и приказа МЧС России от

28.02.2003 г. № 105.

В результате проверок установлено, что контроль за аварийными выбросами ведется техническими службами объектов и персоналом, непосредственно обслуживающим оборудование. Для повышения безопасности проживания населения вблизи ХОО необходимо в плановом порядке проводить следующие мероприятия:

- снижать количество аммиака, используемого в АХУ;

- проводить дополнительное диагностирование оборудования;

- модернизировать технологическое оборудование;

- выводить из эксплуатации АХУ, не соответствующие требованиям промышленной безопасности;

- переводить объекты на безопасные хладагенты.

Принятые меры позволят минимизировать индивидуальный риск.

В целях решения вопросов обеспечения персонала химически опасных объектов средствами индивидуальной защиты, в ходе реализации мероприятий областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Калужской области на 2005—2008 годы» в 2005 году 14 химически опасных объектов произвели закупку средств индивидуальной защиты на сумму 394,175 тыс. руб.

В результате проведенной с администрацией объектов работы, в том числе во время проведения

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

оценки готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций три химически опасных объекта ГП «Ка-луга-облводоканал» осуществили переход с хлора на гипохлорит натрия. Пять предприятий, имеющих аммиачные холодильные установки перешли на безопасный хладагент — фреон и провели в 2005 году соответствующие инженерно-технические мероприятия. Проведенные работы позволили исключить эти предприятия из перечня потенциально опасных объектов и, тем самым, добиться безопасного проживания населения в непосредственной близости от указанных объектов.

Таким образом, проведенные на химически опасных объектах области инженерно-технические мероприятия значительно сократили риск возникновения чрезвычайных ситуаций на ХОО.

Пожаровзрывоопасные и пожароопасные объекты

В 2005 году осуществлен ряд мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера на пожаровзрывоопасных объектах:

- на основании приказа МЧС России от

28.12.2004 № 621 внесены изменения в постановление Правительства Калужской области от 21 августа 2003 года № 222 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефтепродуктов на территории Калужской области»;

- разработан и утвержден председателем КЧС при Правительстве Калужской области перечень организаций, осуществляющих транспортировку, хранение и реализацию нефтепродуктов на территории области. Из 252 объектов, осуществляющих операции с нефтепродуктами 235 — локального уровня с объемом хранения до 100 тонн, 10 — территориального уровня с объемом хранения от 500 до 1000 тонн, 7 — регионального уровня с объемом хранения от 1000 до 5000 тонн;

- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (в редакции постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240) и приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 проведены мероприятия по разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организациях и муниципальных образованиях области;

- подписано соглашение о взаимодействии Главного управления МЧС России по Калужской области и ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (далее ОАО «ЭКОСПАС») при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;

- решением КЧС при правительстве Калужской области создана межведомственная комиссия по проведению комплексных проверок муниципальных образований и организаций, осуществляющих транспортировку, хранение и реализацию нефтепро-

дуктов на территории области.

В ходе реализации мероприятий по повышению защищенности опасных объектов в 2005 году основные усилия КЧС при Правительстве Калужской области, органов управления РСЧС всех уровней были направлены на совершенствование территориальной подсистемы РСЧС в целом и отдельных ее звеньев.

В целях совершенствования нормативно-правой базы подсистем РСЧС с учетом проводимой административной реформы, организована работа по реализации в жизнь «Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»:

- методические рекомендации доведены до администраций всех муниципальных районов области;

- администрациям муниципальных образований направлен перечень нормативных документов по вопросам ГОЧС, подлежащих корректировке в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ;

- проведено обсуждение методических рекомендаций на заседании КЧС при правительстве Калужской области, консультативном совете глав муниципальных образований;

- секретариату КЧС при правительстве Калужской области поручено взять на контроль организацию работы по изучению методических рекомендаций МЧС России в муниципальных образованиях;

- органами местного самоуправления проведены организационно-методические совещания по изучению Методических рекомендаций МЧС России и использованию их при планировании мероприятий и разработке нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций;

- организована работа по включению вопросов местного значения по гражданской обороне и защите населения от ЧС в уставы вновь образуемых муниципальных образований;

- финансирование вопросов местного значения предусмотрено при формировании областного бюджета на 2006 год;

- организована работа по заключению соглашений о передаче части вопросов местного значения гражданской обороне и защиты населения от ЧС сельских поселений в муниципальный район.

В связи с реализаций Федерального закона от

22.08.2004 № 122-ФЗ проведена работа по переработке действующих и разработке новых нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принято 17 нормативных правовых актов из 17 рекомендованных.

КЧС при правительстве Калужской области регулярно рассматриваются вопросы по всему спектру за-

дач предупреждения ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В целях реализации приказа МЧС России от

04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» проведена работа по паспортизации опасных объектов. В течение 2005 года согласовано с Главным управлением МЧС России по Калужской области 82 паспорта, что составляет 90 %, от общего числа организаций, обязанных разработать паспорта.

Организован надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, который осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 01.04.2005 № 281, приказа регионального центра от 08.08.2005 № 176 «О мерах по осуществлению надзора (контроля) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации Центрального региона» и методических рекомендаций МЧС России по осуществлению надзора (контроля) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Проведено 35 проверок организаций по выполнению ими требований нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которых выдано 31 предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе выполнено в соответствии с указанными сроками 24 (69 %). Составлено 12 протоколов, передано в суд — 12, привлечено к административной ответственности 8 должностных лиц.

Анализ проверки потенциально опасных объектов экономики показал, что в целом документация, направленная на повышение защищенности в части касающейся создания и поддержания в готовности необходимых сил и средств, а также действий объектовых сил и средств (формирований) при возникновении чрезвычайных ситуаций, в наличии и отработана.

Объекты экономики (35 объектов), представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, заключили договора на об служивание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, как того требует законодательство Российской Федерации.

В связи с тем, что проблема терроризма приобрела повышенную актуальность, а последствия возможного террористического акта могут оказаться значимы не только в масштабах города и области, но и страны (федеральный уровень), особое внимание следует уделить вопросу приведения физической защиты радиационно опасных объектов в соответствие с требованиями «Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов».

Потребность финансирования из средств феде-

рального бюджета в 2005 году составляла 279,6 млн. рублей.

Ниже приведены данные о состоянии потенциально опасных объектов, аварии на которых могут привести к нарушению безопасного проживания населения на территории Калужской области.

Основная работа в техногенной сфере по предупреждению чрезвычайных ситуаций ведется на конкретных объектах и производствах. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические меры, служащие методической базой для предотвращения аварий. В качестве таких мер могут быть названы: совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности систем, своевременное обновление основных фондов, применение качественной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов, использование квалифицированного персонала, создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Работу по предотвращению аварий ведут соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.

На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения являются:

- прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера, определение степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов, в том числе вторичных;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;

- повышение устойчивости материально-технического снабжения;

- повышение устойчивости управления, связи и оповещения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения аварий и катастроф, а также вторичных факторов поражения;

- создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечение ее сохранности;

- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.

Вышеперечисленные мероприятия привели к существенному снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах области.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.