Научная статья на тему 'Применение информационно-аналитических технологий в области защиты населения и территорий от ЧС'

Применение информационно-аналитических технологий в области защиты населения и территорий от ЧС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
394
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шапошников М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-аналитических технологий в области защиты населения и территорий от ЧС»

России от 29.10.2002 № 63).

7. ГОСТ 12.3.047-98 ССБТ. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля». - М., «Изд-во стандартов», 1998. Принят и введен в действие Пост. Госстандарта России от 3.08.98 № 304.

8. Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта» (РД 03-35700).

9. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01).

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

М.Р. Шапошников, ЦУКС Главного управления МЧС России по Ярославской области, г. Ярославль

Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что для общества гораздо важнее предупредить чрезвычайные ситуации или существенно уменьшить их масштабы в случае возникновения. Это крайне важно и в экономическом, и в социальном плане [1].

Для решения этой задачи необходимо осуществление целенаправленной государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), под которой понимается деятельность государственных органов всех уровней по определению целей, постановке принципиальных задач, выработке направлений, форм и методов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В настоящее время для уменьшения времени на ликвидацию ЧС большое значение имеет создание эффективной системы планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС с использованием информационно-аналитических комплексов. В задачи таких комплексов входит организация оказания помощи в ЧС независимо от вида и масштабов этой ситуации, основу которых составляют диспетчерские центры, оснащенные современными средствами обработки информации, связи и передачи данных.

Данные информационно-аналитические комплексы должны соответствовать общим требованиям, а именно:

1. Внедряемые инфокоммуникационные технологии должны позволять автоматизировать до 30 % общего количества функций системы управления.

2. Система управления должна выпускать текстовые, графические документы, а также фиксировать информацию на магнитных носителях.

3. Система управления должна иметь трехуровневую иерархическую структуру.

4. Формы выдаваемых документов должны соответствовать установленным стандартам и требованиям МЧС России.

5. Должна быть своевременность выдачи результирующей информации потребителю:

- оперативной - до 0,1 часа;

- текущей оперативной - в течение 1 часа;

- текущей неоперативной - в течение недели;

- перспективной - в течение месяца;

- учетная - в течение недели.

6. Должна быть минимизация затрат времени на заполнение текущих документов - до 3 минут на человека.

7. Должна быть снижена трудоемкость работ по расчету и контролю (50 %).

8. Частота повышения входной и выходной информации - 1,5 раза в сутки (текущей и учетной) [2].

Одним из таких комплексов для координации деятельности всех органов на территориальном уровне, для решения главных задач, стоящих перед единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), соответствующая данным общим требованиям является информационно-аналитический комплекс ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ИАК ЛЧС).

Комплекс позволяет проводить расчеты возможных ЧС по 7 функциональным задачам с различным сценарием развития ЧС, с отображением результатов на тематических картах (карта Ярославской области с рельефом местности в виде матрицы высот; карта лесов; трехмерная карта) и с расчетом необходимого для ликвидации ЧС количества сил и средств функциональной и территориальной подсистем РСЧС (далее - ФиТП РСЧС) Ярославской области, с автоматизированной выборкой из базы данных конкретных организаций согласно результатам, полученным при прогнозировании ЧС (в любой точке Ярославской области):

1. Возникновение аварий и ЧС на химически опасных объектах (далее -ХОО);

2. Возникновение ЧС и пожаров на пожаровзрывоопасных объектах (далее - ПВОО);

3. Возникновение аварий и ЧС на гидротехнических сооружениях (прорыв гидроузлов) (далее - ГТС);

4. Возникновение паводковой обстановки (подтопление);

5. Ликвидация аварийных разливов нефти;

6. Возникновение лесных пожаров;

7. Возникновение аварий и ЧС на потенциально опасных объектах (далее -ПОО) по принципу «домино».

ИАК ЛЧС представляет собой геоинформационную базу данных, в основе которой лежит электронная карта, подразделяющаяся на территорию Ярославской области с моделью рельефа местности в виде матрицы высот, на территорию населенных пунктов, с нанесенными слоями ПОО, объектов с массовым

пребыванием людей (далее - МПЛ), жизнеобеспечения населения, дислокации сил и средств ТП РСЧС и с привязкой к ним исходных информационных показателей в виде баз данных. Всего нанесено - 7064 объектов.

При создании ИАК ЛЧС во главу угла поставлены следующие задачи:

Расчет общих, санитарных и безвозвратных потерь должен иметь адресную привязку, что в конечном результате должно привести к сокращению необоснованно завышенных расходов на госпитализацию пострадавших, эвакуацию населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

С этой целью в программе выполнено:

- привязка базы данных (без персональных данных) УМВД области по прописке для населенных пунктов, имеющих адресные планы

- указание количества жителей по всем населенным пунктам области, не имеющих адресных планов.

- создан слой объектов с массовым пребыванием людей, только количество объектов образования составляет 1111, с указанием дневного и ночного контингента, начала и окончания смен в школах.

- создан слой крупных промышленных объектов, с указанием численности персонала.

- в программу введено системное время, что особенно актуально при прогнозировании масштаба возможных санитарных и безвозвратных потерь для объектов с МПЛ в рабочее и нерабочее время.

- создана база данных сил и средств постоянной, повышенной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, что позволит при автоматизированной выборке в ЧС в несколько раз сократить время для их привлечения к ликвидации ЧС.

При прогнозировании масштабов аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства (всего включено в базу данных 2254 объектов жизнеобеспечения населения (котельные, подстанции, газораспределительные подстанции) формируется отчет о количестве жителей, качество жизни которых ухудшилось, с подсветкой домов на карте. Это позволит в несколько раз сократить время на принятие управленческих решений по привлечению сил и средств для проведения АСДНР.

Рассмотрим подробнее возможные ЧС по 7 функциональным задачам:

1. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при возникновении аварий и ЧС на ХОО и управления силами и средствами для ликвидации ЧС.

Подсистема прогнозирования возможной обстановки при возникновении аварий и ЧС на ХОО и управления силами и средствами для ликвидации ЧС.

Прогнозирование возможного типа химической обстановки в зависимости от физико-химических свойств АХОВ и предложением способов локализации и обезвреживания разлива индивидуально по каждому АХОВ [4].

В программе применена систематизация АХОВ по температуре кипения и возникаемой химической обстановке (4 типа).

Это позволит на порядок сократить расходы на проведение АСДНР, т.к. не

будут при АХОВ, которые формируют химическую обстановку четвертого типа, прогнозироваться и моделироваться образование и распространение первичных и вторичных облаков и ошибочно повлечет за собой постановку водяных завес.

2. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при возникновении аварий и ЧС на ПВОО и управления силами и средствами для ликвидации ЧС.

Прогнозируется количество безвозвратных и санитарных потерь легкой и тяжелой степени выраженности по каждому объекту, оказавшемуся в зоне действия поражающих факторов. Упорядочена выборка из базы данных необходимого количества тяжелой инженерной техники для локализации и ликвидации ЧС.

3. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при возникновении аварий и ЧС на ГТС, с имитацией катастрофического затопления при разрушении гидроузлов.

4. Использование в ИАК ЛЧС электронной 3D карты Ярославской области с рельефом местности в виде матрицы высот, с подгрузкой космических и аэрофотоснимков, достоверно отображает развитие возможной паводковой обстановки на территории области, отображает зонирование территории по степени катастрофического затопления.

Расчет с указанием количества населения, подлежащего эвакуации из зон реального подтопления, с группировкой домов и населенных пунктов без адресных планов по районам, с отображением суммарной численности по муниципальным образованиям и указанием расстояния от зоны подтопления до ближайших сборных эвакуационных пунктов, пунктов временного размещения, позволяет правильно и заблаговременно определить количество населения к эвакуации и спланировать маршрут для транспортных средств, привлекаемых к эвакуации и на порядок снизить расходы на эвакуацию. Выборка достаточного количества транспорта осуществляется с учетом вместимости и наличия имеющихся транспортных средств в организациях. Реализован модуль расчета средств для жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

В системе реализован функционал по созданию отчетов в стандартных формах 1-4/ЧС, проект решения комиссии по ликвидации ЧС, отчеты о имеющихся силах и средствах и др. Создан инструмент импорта-экспорта из базы данных (в формате Excel) для проведения работ по удаленной актуализации данных.

5. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при ликвидации аварийных разливов нефти и управления силами и средствами для ликвидации ЧС.

Использование электронной карты Ярославской области с рельефом местности в виде матрицы высот достоверно отображает загрязнение территории при аварийном разливе нефти. Автоматизирован процесс по расчету объема разлившейся нефти (нефтепродуктов); площади загрязнения; степени загрязнения; вероятности загрязнения водных ресурсов, привлечения к ликвидации аварийных разливов нефти специализированных аварийно-спасательных формирований.

6. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при лесных пожарах и управления силами и средствами для ликвидации ЧС [3].

7. Подсистема прогнозирования возможной обстановки при возникновении аварий и ЧС на ПВОО и управления силами и средствами для ликвидации ЧС, с использованием эффекта «домино», метода BLEVE.

Особенностью ИАК ЛЧС является моделирование ЧС по принципу «домино» (при этом на несколько порядков увеличивается количество безвозвратных и санитарных потерь, за счет преобладания зоны безвозвратных потерь).

При работе с системой ИАК ЛЧС предусмотрены автоматизированные рабочие мета (далее - АРМ).

АРМ Руководителя и АРМ специалистов.

АРМ Руководителя представляет собой отдельный инструмент по созданию поручений по расчетным задачам и отслеживанию их выполнения.

АРМы специалистов формируются системой автоматически: при входе пользователя в систему, проверяется его уровень доступа, назначенный руководителем, и соответствующим образом изменяется интерфейс программы, позволяя данному специалисту получить доступ к необходимым ему инструментам.

Преимущества данной технологии:

- руководитель в реальном режиме времени отслеживает исполнение поручений;

- специалисты получают разгруженный интерфейс программы, оперируя только теми инструментами, которые необходимы в данный момент для решения поставленной задачи;

- создание отчетов по результатам работ позволяет выявить слабые места в цепочке специалистов, запланировать обучение специалистов.

Это позволяет исключить неоправданное дублирование решаемых задач, сформировать согласованный проект решения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности области, определиться с составом группировки сил и средств для ликвидации ЧС, в несколько раз сократить время для их привлечения к ликвидации ЧС.

Внедрение ИАК ЛЧС позволит сократить время для принятия обоснованных решений в случае возникновения ЧС; сократить время для оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации в лечебно-профилактические учреждения по предназначению.

В целом ИАК ЛЧС может стать основой системы поддержки принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях руководством субъекта Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Тетерин И.М., Топольский Н.Г., Прус Ю.В., Климовцов В.М. Системы поддержки принятия управленческих решений при тушении пожаров: Учеб. пособие/ Под общ. ред. д-ра техн. наук проф. Н.Г. Топольского. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 191 с.

2. Качанов С.А., Тетерин И.М., Топольский Н.Г. «Информационные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Тетерин И.М., Топольский Н.Г., Прус Ю.В., Климовцов В.М. «Системы поддержки принятия управленческих решений при тушении пожаров».

4. Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Попов А.П. НТО «Разработка и внедрение функционального комплекса информационной поддержки процессов управления РСЧС и ликвидации ЧС» ВНИИ ГОЧС, М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.