Предложения к методическим рекомендациям по планированию радиационной, химической и биологической защиты населения при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
М.В. Чинюк, к.в.н., доцент, А.В. Лихачев, к.в.н., Военно-инженерный университет
В информационном сборнике № 21 опубликован ценный, на наш взгляд, материал, в котором изложены методические рекомендации по планированию действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее планы действий). В данных методических рекомендациях определен общий порядок разработки и основное содержание планов действий с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В тоже время необходимо отметить, что настоящие рекомендации, сформулированные в общем виде, не могут и, по-видимому, не должны охватывать все стороны планирования мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, например, разработка планов действий территориальных и федеральных органов управления ГОЧС имеет свои особенности. Особенности в содержании и методике разработки имеют планы действий органов управления МЧС России регионального уровня и уровня субъекта РФ, а также органов управления ГОЧС органов местного самоуправления. Одновременно в ряде руководящих документов МЧС России по данному вопросу [1,2] указывается, что наряду с планами действий в органах управления ГОЧС могут разрабатываться дополнительно справочные и другие документы, обеспечивающие реализацию планов действий.
В результате проведенных исследований на факультете гражданской обороны Военно-инженерного университета [3, 4, 5, 6] разработан ряд предложений к проекту методических рекомендаций по планированию мероприятий радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты населения в органах управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Первоначально необходимо отметить, что мероприятия РХБ защиты нашли отражение в ряде разделов вышеуказанных планов действий.
Так, в текстуальной части в разделе I «Краткая географическая и социальноэкономическая характеристика субъекта РФ и оценка возможной обстановки на его территории», наряду с другими данными по РХБ защите необходимо отразить:
наиболее характерные метеоусловия на территории субъекта РФ, характеристики транспортных средств и транспортных сооружений, используемых для транспортировки источников ионизирующих излучений (ИИИ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), биологических средств (БС) (п.1.1 -1.4);
перечни радиационно и химически опасных городов и населенных пунктов, а также объектов, имеющих АХОВ, ИИИ, БС (п. 1.5);
перечни железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, на которых возможно скопление транспортных средств с опасными веществами, автомобильных и железнодорожных магистралей, по которым данные вещества перевозятся, а также других объектов, производственная деятельность которых существенно влияет на экологическую обстановку в субъекте РФ (п. 1.5);
краткая оценка возможной радиационной и химической обстановки (РХО) при возникновении крупных производственных аварий и катастроф;
общая площадь зон возможного радиоактивного загрязнения и химического
заражения при авариях на радиационно и химически опасных объектах, количество населения и прогнозируемые потери в зонах загрязнения (заражения), а также их структура, время самоиспарения АХОВ, ожидаемые значения мощности дозы излучения и степени заражения (загрязнения) людей, сельскохозяйственных животных и материальных средств (п. 1.8);
основные мероприятия РХБ защиты населения и территорий, их ориентировочный объем (п. 1.10);
создание и восполнение запасов средств радиационной и химической защиты (СРХЗ) (п. 1.11);
осуществление радиационного и химического наблюдения за состоянием природной среды, РХО на объектах экономики и прилегающей к ним территории.
В разделе II «Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий», наряду с другими данными, по РХБ защите необходимо указать:
объем, сроки, привлекаемые силы, средства и порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС на радиационно и химически опасные объекты;
порядок и сроки приведения в готовность формирований РХБ защиты, подготовки к выдаче и выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ);
подготовку и выполнение мероприятий безаварийной остановки радиационно и химически опасных объектов федерального и ведомственного контроля радиоактивного загрязнения и химического заражения (п. 1.2);
ведение радиационной и химической разведки (РХР) в районе ЧС, порядок выявления и оценки РХО по прогнозу и по данным разведки (п.2.1);
приведение в готовность и развертывание сил и средств РХЗ, привлекаемых для обеспечения АСДНР, с указанием их состава, сроков готовности и предназначения (п.2.2);
обеспечение различных категорий населения СРХЗ (п.2.3);
мероприятия РХБ защиты сил ликвидации ЧС, привлекаемых для проведения АСДНР (п.З);
участие сил РХБ защиты в проведении АСДНР (п.4);
организацию взаимодействия по вопросам РХБ защиты с органами военного командования, соседними субъектами РФ и т.д.
В приложениях к плану действий необходимо рассмотреть следующие вопросы РХБ защиты.
Приложение 1. Карта возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций.
На карту, наряду с другими данными, по РХБ защите необходимо нанести: места дислокации сил РХБ защиты;
районы с большой концентрацией радиационно и химически опасных объектов и зоны возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения;
численность населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения;
пункты размещения складов СРХЗ, обеззараживающих веществ и материалов. Приложение 2. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В плане, наряду с другими данными, по РХБ защите необходимо перечислить основные мероприятия РХБ защиты, их объемы, сроки выполнения, привлекаемые силы, средства и ответственных исполнителей.
Приложение 3. Решение КЧС и ОПБ по ликвидации чрезвычайной ситуации (карта области, план города).
В решении, наряду с другими данными, по РХБ защите необходимо привести: данные о силах и средствах РХБ защиты, в т.ч. взаимодействующих органов управления, с указанием основных задач;
мероприятия РХБ защиты, выполняемые силами и средствами старшего начальника;
мероприятия РХБ защиты населения и сил ликвидации ЧС;
возможную (ожидаемую) РХО на маршрутах выдвижения и участках (районах) проведения АСДНР; метеоданные.
Приложение 4. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств).
В расчетах, наряду с другими данными по силам РСЧС, приводится информация и о силах РХБ защиты.
К дополнительным справочным данным и другим документам, обеспечивающим реализацию плана и разрабатываемым начальником отдела РХБ защиты органа управления МЧС России по субъекту РФ, можно отнести:
перечень и основные характеристики радиационно и химически опасных объектов и ATE на территории субъекта РФ (наименование, место расположения, категория опасности, ведомственная принадлежность, характеристика технологического процесса, количество рабочих, служащих и т.д.);
размеры зон радиоактивного загрязнения и химического заражения при авариях на радиационно и химически опасных объектах, перечень населенных пунктов в зонах заражения (загрязнения), численность населения в них и возможные потери;
силы РХБ защиты, пункты их дислокации, сроки готовности, предназначение и ориентировочные возможности;
среднегодовые и среднемесячные метеоусловия в приземном слое атмосферы; планируемые мероприятия РХБ защиты и порядок их выполнения; наряды, накладные, доверенности и расчеты на получение СРХЗ из резерва материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации ЧС, а также другие необходимые документы.
Вышеперечисленные справочные данные и другие документы, обеспечивающие реализацию планов, должны храниться в рабочей папке начальника отдела РХБ защиты Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
В отдельных случаях отдел РХБ защиты Главного управления МЧС России по субъекту РФ совместно с соответствующими службами субъекта РФ может разрабатывать план РХБ защиты населения как приложение к плану действий. Ниже приводится предлагаемая нами структура и краткое содержание основных разделов данного плана.
План РХБ защиты населения должен оформляться на карте. К нему прилагается пояснительная записка и необходимые справочные данные.
На карту необходимо нанести как общие, так и дополнительные (по вопросам РХБ защиты) данные:
а) общие данные:
границы ATE и их наименование;
радиационно и химически опасные объекты экономики и ATE, их категория; зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения местности при возникновении аварий и катастроф; зоны возможного катастрофического затопления;
основные транспортные (автомобильные, железнодорожные, речные) магистрали, нефте-, газо-, продуктопроводы и АЭС;
основные маршруты эвакуации и отселения населения, а также выдвижения сил РСЧС, предназначенных для ликвидации ЧС;
пункты управления вышестоящих, нижестоящих (на одну ступень) и взаимодействующих органов управления, в том числе органов управления военного командования.
б) дополнительные данные:
тип и количество АХОВ в целом и по каждой ATE (в табличной форме); сводные результаты прогнозирования возможной РХО с указанием масштабов возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения местности, количества населения в зонах заражения (загрязнения), возможных потерь населения и их структуры (в табличной форме);
склады СРХЗ резерва материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации ЧС с указанием их емкости;
места промышленной разработки, складирования и хранения обеззараживающих веществ и материалов;
маршруты и зоны ответственности воздушной, речной (морской) разведки и разведки на средствах железнодорожного транспорта, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
состав, пункты дислокации и сроки готовности сил РХБ защиты, в том числе выделяемых по плану взаимодействия (в табличной форме); схема сбора данных об РХО; схема управления.
Пояснительная записка разрабатывается текстуально и должна включать следующие разделы.
Цель, задачи и основные мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. В разделе необходимо уточнить цель, задачи и мероприятия РХБ защиты с учетом особенностей данного субъекта РФ.
Раздел I. Выводы из оценки возможной обстановки при авариях на радиационно и химически опасных объектах. В разделе необходимо указать:
перечень радиационно и химически опасных объектов, химически опасных ATE, их категория по химической опасности;
тип, количество и условия хранения АХОВ на каждом объекте, особенности технологических процессов на радиационно и химически опасных объектах;
возможные источники и условия возникновения аварийных ситуаций на радиационно и химически опасных объектах;
размеры зон возможного опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, количество населения в них, возможные потери, их структура и материальный ущерб.
Раздел II. Выполнение мероприятий радиационной, химической и биологической защиты. В разделе необходимо привести данные по объемам мероприятий РХБ защиты, срокам их выполнения, привлекаемым силам, средствам и их эшелонированию.
Планировать выполнение мероприятий РХБ защиты целесообразно раздельно для обеспечения защиты населения и обеспечения действий сил ликвидации ЧС. Мероприятия РХБ защиты населения планируют исходя из условий функционирования территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ в режиме повседневной деятельности, при угрозе возникновения ЧС и в ходе ее ликвидации, а мероприятия РХБ защиты сил ликвидации ЧС - с учетом эшелонирования сил РСЧС.
В состав сил ликвидации ЧС первого эшелона необходимо включать силы РХБ защиты со сроками готовности до 0,5 часа (подразделения РХБ защиты аварийнотехнических центров, военизированных горноспасательных и газоспасательных частей, аварийно-спасательных служб и других сил повышенной готовности соответствующих
министерств и ведомств); второго эшелона - силы РХБ защиты со сроками готовности от 0,5 до 3 часов (подразделения РХБ защиты поисково-спасательных служб, сводных мобильных отрядов войск ГО, других министерств и ведомств ); третьего эшелона - со сроками готовности более 3 часов (части и подразделения РХБ защиты войск ГО, войск РХБ защиты МО РФ, других министерств и ведомств).
Раздел III. Техническое обеспечение радиационной, химической и биологической защиты. В разделе необходимо изложить порядок обеспечения всех категорий населения и сил ликвидации ЧС соответствующими СРХЗ, порядок поддержания их в исправном состоянии и готовности к применению, восстановления неисправных и их возвращения в строй.
Раздел IV. Организация взаимодействия. В разделе необходимо изложить порядок взаимодействия с органами управления военного командования, МВД, Главными управлениями МЧС России соседних субъектов РФ, с указанием мероприятий РХБ защиты, объемов, сроков и условий их выполнения.
Раздел V. Организация связи и оповещения. В разделе необходимо отразить порядок поддержания связи между соответствующими органами управления и силами, привлекаемыми для выполнения мероприятий РХБ защиты, порядок оповещения о радиоактивном загрязнении и химическом заражении.
Раздел VI. Организация управления. В разделе необходимо перечислить органы управления, привлекаемые для выполнения основных мероприятий РХБ защиты и их пункты управления, изложить порядок приведения в готовность и занятия пунктов управления, позывные, номера телефонов.
К справочным данным относятся:
краткая географическая и экономическая характеристика субъекта РФ;
перечень радиационно и химически опасных объектов с указанием типа и количества АХОВ, типа и мощности ядерных энергетических установок, особенностей технологических процессов, количество рабочих и служащих, а также другие данные, характеризующие особенность функционирования потенциально опасных объектов;
обеспеченность различных категорий населения СРХЗ по каждой ATE субъекта РФ;
сводные данные по силам РХБ защиты, их дислокации, укомплектованности и оснащенности основными видами техники и имущества, а также сроки готовности, номера телефонов лиц руководящего состава;
расчеты, планы и графики выдачи СРХЗ различным категориям населения;
формализованные документы по организации РХБ защиты (образцы распоряжений, донесений, докладов и т. д.).
План РХБ защиты подписывается и утверждается установленным порядком.
Литература
1. Методические рекомендации по структуре и содержанию плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Исх. МЧС России от 24.01.1996г. №40-138-8.
2. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС. -М: МЧС России, 1996 г.
3. Чинюк М.В., Сосунов И.В., Головнев Н.И. и др. Радиационная и химическая защита населения и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Часть 3.Организация и осуществление радиационной и химической защиты в чрезвычайных ситуациях. -М.: ВИУ, 2000.
4. Чинюк М.В. Планирование мероприятий радиационной и химической защиты на мирное время в субъектах Российской Федерации. - М.: Ст. в НТС №25. Часть 1. - М.: ВИУ, 1999 г.
5. Чинюк М.В., Головнев Н.И. Применение математико-статистических методов для обоснования цели, задач и мероприятий химической защиты. - М.: Ст. в НТС №26. Часть 1.-М.:ВИУ,2001г.
6. Чинюк М.В., Головнев Н.И. Проблемные вопросы организации радиационной и химической защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Тезисы доклада на международной конференции в Москве 6-9.09.2000г. -М.: МЧС России, 2000 г.