Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Анна Петровна

Статья раскрывает вопросы совершенствования государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне. Доказано, что предпринимательские структуры на региональном обладают большим количеством преференций, тем самым создают благоприятный экономический климат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STATE SUPPORT FOR BUSINESS ENTITIES AT THE REGIONAL LEVEL

The article reveals the issues of improving state support for business entities at the regional level. It is proved that entrepreneurial structures in the region have a large number of preferences, thereby creating a favorable economic climate.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 332

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Гаврилова Анна Петровна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

Россия, г. Томск

Аннотация. Статья раскрывает вопросы совершенствования государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне. Доказано, что предпринимательские структуры на региональном обладают большим количеством преференций, тем самым создают благоприятный экономический климат. Ключевые слова: территория; предпринимательство; программа; поддержка.

IMPROVING STATE SUPPORT FOR BUSINESS ENTITIES AT THE REGIONAL LEVEL

Gavrilova Anna Petrovna

National Research Tomsk Polytechnic University,

Russia, Tomsk

Abstract. The article reveals the issues of improving state support for business entities at the regional level. It is proved that entrepreneurial structures in the region have a large number of preferences, thereby creating a favorable economic climate. Keywords: territory; entrepreneurship; program; support.

Изменение макроэкономической ситуации в 2014 году, затруднение доступа к заемному финансированию на мировых финансовых рынках, ограничения импорта и экспорта продукции, ускорение инфляции, сокращение инвестиций и потребительского спроса, безусловно, оказали и продолжают оказывать влияние на экономику и на экономические развитие государства, в том числе и города Москвы [1].

Вместе с тем, за последние два года Правительством Москвы была выработана система мер, позволяющих обеспечивать стабильность экономики и социальной сферы Москвы. Это, прежде всего, эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления городских услуг, расширение возможностей для частного инвестирования, сдерживание роста издержек ведения бизнеса и развитие современной городской инфраструктуры. В результате в 2013 году и январе-августе 2014 года наблюдается положительная динамика по большинству показа-

телей социально-экономического развития города [2].

Валовой региональный продукт города Москвы (далее - ВРП) - основной показатель, характеризующий развитие экономики города Москвы - в 2013 году по оценкам вырос на 0,2% в сопоставимых основных ценах и составил более 11 трлн. руб. или около 913 тыс. руб. в расчете на душу населения, что почти в 2 раза превышает среднероссийский уровень - 465,2 тыс. руб. По итогам 2014 года рост промышленного производства составил менее 1,2% по сравнению с 2013 годом, в том числе в обрабатывающих производствах - 2,8 процента. На долю промышленности приходится 16% ВРП. Увеличение производства отмечалось в химической промышленности - на 11,1%, в производстве нефтепродуктов - на 10,9%, машин и оборудования - на 6,3%, транспортных средств - на 5,5%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 4,4 процента [3].

В последние годы ведется перестройка московской промышленности. Имеющиеся в Москве избыточные мощности в электроэнергетике и теплоснабжении, удобная логистика, а также развитый рынок труда способствуют развитию новых наукоемких производств. Такая динамика позволила оценить завершение 2014 года с темпами роста в промышленности не менее 101,8%.

Стабильный потребительский спрос, обусловленный увеличением заработной платы, доходов населения, гарантированными социальными выплатами и пенсиями являлся в 2013 - 2014 гг. одним из факторов роста розничной торговли, доля которой в ВРП Москвы составляет 7,1%.

В 2013 году оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,5% по сравнению с 2012 годом и составил 4 017,0 млрд. рублей; по результатам только восьми месяцев 2014 года - на 2,2% (2 739,7 млрд. рублей).

На фоне быстро меняющейся конъюнктуры происходит изменение потребительских предпочтений населения, наблюдается сжатие спроса на товары и услуги. При этом на фоне девальвации рубля и инфляционных процессов растут объемы вложений населения в покупку валюты и недвижимости. Наблюдаемые в 2014 году тенденции обусловили некоторое замедление роста оборота розничной торговли, по оценкам, по итогам года он вырастет на 2,0%.

Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг населению. Объем платных услуг, оказанных населению, в январе-августе 2014 года снизился на 0,5% относительно аналогичного периода 2013 года, по итогам прошлого года отмечался рост на 2,0 процента. В целом 2014 год показал рост объема платных услуг на уровне 0,2 процента [4].

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос на 9,2% по сравнению с 2012 годом и составил 1,4 трлн. рублей. В первом полугодии 2014 года объем инвестиций увеличился на 2,5%, составив 401,8 млрд. рублей.

Инвестиции за счет средств бюджета города, доля которых в общем объеме инвестиций стабильно составляет свыше 25%, а также инвестиции естественных монополий остаются фактором поддержания роста

экономики города. Бюджетные инвестиции в объекты транспортной и социальной инфраструктуры обеспечивают развитие городской среды, стимулируя рост частных капиталовложений в экономику города.

В ближайшей перспективе приоритетными направлениями для бюджетного инвестирования и государственно-частного партнерства останется развитие транспортной инфраструктуры столицы, повышение комфорта городской среды, создание высокотехнологичных производств и модернизация традиционной промышленности. В 2014 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах превысил уровень предыдущего года на 2,0% [5].

Вместе с тем, общая макроэкономическая ситуация и изменения на мировых финансовых рынках служат сдерживающим фактором для развития инвестиционной деятельности набранными темпами в среднесрочной перспективе.

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2013 году в сопоставимых ценах вырос на 8,1% по сравнению с 2012 годом и составил 647,9 млрд.; а только в январе-августе 2014 г. рост составил 5,9% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-августом 2013 года (397,8 млрд. рублей).

В социальной сфере за рассматриваемый период введено в эксплуатацию 14 дошкольных учреждений на 2355 мест, 6 общеобразовательных школ и 3 блока начальных классов на 5425 ученических мест, 2 амбула-торно-поликлинических учреждения на 830 посещений в смену, 1 больница на 91 койку, 5 спортивных сооружений, здание социального приюта для детей и подростков, два детских досуговых центра [6].

В 2014 году прирост объемов строительства оценивался на уровне 7%. Сдерживание роста инвестиционной деятельности и изменение потребительских предпочтений населения во многом связано с достаточно высоким уровнем инфляции. В январе-августе 2014 года потребительские цены выросли на 7,2%, в 2013 году рост составил 6,7%. Усиление инфляции в 2014 году в основном связано с удорожанием продовольственных товаров, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет более одной трети. Основными факторами такого ро-

ста стало ослабление курса рубля и введение внешнеторговых ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции. Влияние этих факторов продолжилось до конца 2014 года, уровень инфляции составил 11,4%. Вместе с тем на фоне общих инфляционных процессов в российской экономике в Москве ситуация остается стабильной, во многом обеспеченная стабильностью рынка труда и гарантированными мерами адресной социальной поддержки.

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда сохраняется в Москве в пределах, не превышающих 1,5% от общей численности экономически активного населения. Численность занятых в экономике Москвы остается высокой и составляет более 9% общей занятости населения в Российской Федерации. В текущем году число занятых относительно прошлого года увеличится (по оценке) на 34 тысячи человек. В конце 2014 года рост занятости в экономике города состоял на уровне 0,5%. Безработица останется самой низкой на фоне общероссийского рынка труда и, по оценкам, не превысит 0,4% в 2014 году [7].

Ёмкий рынок труда в Москве обеспечивает стабильность заработной платы как основного источника доходов населения. В 2013 г. и в истекшем периоде 2014 года темпы роста заработной платы опережали рост инфляции: в 2013 году средняя начисленная заработная плата в сопоставимых ценах выросла на 13,7%, в январе-августе 2014 года - на 10,2%. По оценкам в 2014 году среднегодовой рост заработной платы составил 9%.

В связи с инфляционными процессами в 2014 году наблюдается замедление роста реальной заработной платы в сопоставимых ценах: в 2013 году на фоне более низкой инфляции реальная заработная плата выросла на 6,6%, в январе-августе 2014 года при более высоком уровне инфляции отмечается замедление темпов роста реальной заработной платы на уровне 2,8% [8]. По итогам 2014 года увеличение реальной заработной платы оценивалось на уровне 0,9%.

Косвенным подтверждением стабильности доходов населения города Москвы является рост расходов москвичей. В январе-августе 2014 года население потратило на 4,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом отмечаются сдви-

ги в структуре потребительских расходов. В частности, в 2014 году на фоне девальвации рубля и неопределенности в банковском секторе наблюдалось снятие населением в большем объеме средств со счетов, активная скупка иностранной валюты, рост вложений в недвижимость. Также отмечалась положительная динамика ипотечного и потребительского кредитования с тенденцией замедления в ближайшей перспективе роста объемов выдачи новых потребительских кредитов.

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан в двух вариантах на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования российской экономики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством Российской Федерации [9].

Консервативный вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в предшествующий период и вызванных действием неблагоприятных внешних факторов, быстроменяющейся конъюнктурой, сдерживанием инвестиционных расходов и инвестиционной активности частных компаний, применение мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, и создание условий для более устойчивого экономического роста. Умеренно-оптимистичный вариант 2 отражает развитие экономики в условиях влияния имеющихся санкций.

В качестве основного варианта для прогноза социально-экономического развития Москвы на 2015-2017 гг. применен консервативный (базовый) вариант 1 (табл. 1).

Общее замедление экономической динамики страны, неопределенность внешней и макроэкономической ситуации приведут в том числе и к некоторому замедлению экономики города Москвы в 2015 году.

Вместе с тем, благодаря применению мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, а также накопленному потенциалу роста экономики города, в 2016 году ожидается выход на новые параметры роста [10].

В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост валового регионального продукта на уровне от 0,1% в 2015 году до

1,0% в 2017 году, обеспечиваемый во многом структурными изменениями в предшествующие годы в ключевых отраслях экономики города, которые позволили повысить эффективность производственной инфраструктуры и использования ресурсов [11]. Избыточные мощности в электроэнергетике, теплоснаб-

жении, удобная логистика, ёмкий рынок труда делают город перспективной производственной площадкой. Модернизация и перестройка московской промышленности, набранная динамика развития обеспечивают в перспективе стабильность и рост экономики города.

Таблица 1. - Прогноз ключевых макроэкономических показателей по городу Москве (консервативный (базовый) вариант), (% прироста к предыдущему году)

2012 г. 2013 г. 2014 г. (оценка) прогноз

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Валовой региональный продукт, % 3,0 0,2 (оценка) 0,1 0,1 0,5 1,0

Промышленность, % 0,4 -3,4 1,8 2,0 2,0 2,0

Оборот розничной торговли, % 1,7 3,5 2,0 0,5 1,3 2,0

Инвестиции в основной капитал, % 33,1 9,2 2,0 1,5 3,0 3,7

Реальная заработная плата, % 2,5 6,6 0,9 0,5 1,5 2,0

Индекс потребительских цен - инфляция, % 6,0 6,7 8,0 7,5 6,3 6,0

Однако темпы роста во многом будут определяться ситуацией на мировых рынках, стабилизацией конъюнктурных изменений, доступностью финансовых ресурсов, мерами государственной денежно-кредитной политики и будут сдерживаться, прежде всего, фактором неопределенности в среднесрочной перспективе макроэкономической ситуации и конъюнктуры рынка капиталов [12].

ВРП Москвы будет обеспечен за счет дальнейшего развития традиционных секторов экономики города и реализации начатых инфраструктурных проектов. Кроме того, определенный вклад в экономику ожидается от роста объема операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг, доля этого сектора составляет около 22% в ВРП города. Дальнейшие структурные изменения в образовании и здравоохранении, направленные на повышение эффективности социальной инфраструктуры, призваны привести к росту валовой добавленной стоимости в секторе социальных услуг, их доля в структуре ВРП занимает около 6%.

Вместе с тем, изменение потребительского спроса, обусловленное девальвацией курса рубля и ростом инфляции, скажется на динамике развития в потребительских секторах (торговля, финансы, услуги), которые в структуре ВРП составляют около 32%, и повлияет на замедление роста ВРП [13].

Негативный прогноз по рынку углеводородов дает основания прогнозировать некоторое сокращение вклада в ВРП сектора оптовой торговли топливом, который составляет 10,9% ВРП.

В 2015-2017 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного производства на уровне 2%.

Прогнозируемый рост промышленного производства в Москве обусловлен продолжением наблюдаемых с 2013 года структурных изменений в части оптимизации численности работников и роста производительности труда, реализацией программ развития ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности, использованием конъюнктурных возможностей.

Прогнозируется стабильность динамики производства нефтепродуктов. Проводимая модернизация производственных мощностей ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» позволила увеличить глубину переработки нефти и получить дополнительный объем светлых нефтепродуктов. Ослабление курса рубля в течение 2014 года дает предприятию дополнительные возможности по наращиванию в дальнейшем экспорта готовой продукции и получению прибыли.

Химическое производство в среднесрочном периоде сохранит тенденцию роста, обусловленную, в том числе, развитием произ-

водства фармацевтической продукции [14].

Продолжится рост в оборонной промышленности в рамках государственных программ Российской Федерации, обусловленный увеличением финансирования производства авиационной и космической техники, а также мерами стимулирования отечественного производства продукции радиоэлектронного комплекса. Ожидаются дополнительные заказы для ОАО «Росатом», ОАО «Ростехнологии», ОАО «Роскосмос», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и др.

Низкая энергоемкость ВРП Москвы, реализация программ по техническому перевооружению городских ТЭЦ, на долю которых приходится 96% потребления газа, дает предпосылки для дальнейшего сокращения потребления энергии.

В среднесрочной перспективе будут сокращаться объемы потребления электроэнергии в промышленности, при этом незначительно вырастут объемы потребления населением (около 24%-25% объемов потребления). Существенный рост потребления ожидается в секторе «прочих потребителей» за счет увеличения торговых площадей, офисов, инженерной инфраструктуры, в том числе при застройке присоединенных территорий.

В целом по городу в прогнозируемом периоде ожидается небольшой рост потребления электроэнергии на уровне 0,2%-0,8%.

Отмечаемые в 2014 году макроэкономические условия и тенденции создают новые возможности для развития производств и сбыта продукции, в частности, в рамках федеральных программ импортозамещения. Введение ограничений на импорт продукции европейских сельхозпроизводителей может дать новый импульс развитию отечественного производства, в частности пищевой промышленности. Однако реализация этих возможностей во многом будет зависеть от определенности дополнительных мер импор-тозамещения в рамках значимых федеральных программ «Развитие фармацевтической промышленности», «Развитие электронной и радиоэлектронной базы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [15].

Рост оборота розничной торговли прогнозируется в параметрах от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.

Сфера торговли оказалась наиболее подверженной влиянию внешнеэкономической конъюнктуры и изменениям потребительского спроса. В структуре оборота розничной торговли соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в 2013 году было относительно сбалансировано - 51,2% и 48,8% соответственно. Однако девальвация курса рубля и инфляционные процессы являются стимулирующим фактором для увеличения расходов населения на приобретение иностранной валюты и вложений в недвижимость, что в свою очередь сказывается на сокращении объемов потребления в целом.

Вместе с тем происходящая перестройка логистических цепочек, изменение состава поставщиков позволяет прогнозировать в краткосрочной перспективе нормализацию ситуации.

В результате объемы потребления продовольственных товаров в прогнозируемом периоде останутся на стабильном уровне.

Вследствие проводимых мер по легализации розницы в Москве (устранение объектов неорганизованной торговли) в структуре оборота розничной торговли продолжится рост доли организованной торговли.

Рост объемов платных услуг населению прогнозируется на уровне от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.

В среднесрочной перспективе Москва продолжит оставаться городом, привлекательным для инвестиций. Основным фактором поддержания динамики инвестиций будет доступ бизнеса к долгосрочному финансированию по приемлемым процентным ставкам. Перспективы дальнейшего развития инвестиционного потенциала города во многом будут определяться мерами денежно-кредитной политики Центрального Банка России, реализацией программ рефинансирования долговых обязательств крупнейших корпораций, стимулирующими мерами государственной налоговой политики и компенсацией затрат по инфраструктурным проектам. Определяющим фактором роста инвестиций будет государственная поддержка ценовой стабильности и укрепление покупательной способности национальной валюты.

На привлечение инвестиций ориентированы все направления экономической политики города - и бюджетная, и налоговая, и тариф-

ная. Значимыми инструментами этой политики будет дальнейшая реализация мер по улучшению общих условий ведения бизнеса в Москве. Бюджетные инвестиции продолжат стимулирующую функцию роста инвестиций, обеспечивая дальнейшее развитие современной городской инфраструктуры и доступность подключения к ней. Приоритетными направлениями бюджетных инвестиций по-прежнему будут являться развитие транспортной инфраструктуры, формирование удобной городской среды, стимулирование развития высокотехнологичных производств и модернизации традиционных секторов промышленности. Кроме того, планируется активное привлечение в социальную сферу частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства. Городом уже активно используются разные формы и инструменты привлечения частных инвестиций: концессии, контракты жизненного цикла, льготная аренда, налоговые льготы и др. Объем заключенных долгосрочных контрактов с инвестиционной компонентой в 20132014 годах составил порядка 10 млрд. долларов.

В 2015 году рост инвестиций в основной капитал составит 1,5%, в 2017 году - прогнозируется на уровне 3,7%.

Сохранится динамика инвестирования в транспортную инфраструктуру города. В числе ключевых инвестиционных проектов -обновление подвижного состава метрополитена, запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги, строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, развитие транспортно-пе-ресадочных узлов, платных автомобильных путепроводов (мостов) через железные дороги.

Объем средств Адресной инвестиционной программы города Москвы в 2015-2017 гг. составит более 1,1 трлн. рублей.

В 2015-2017 гг. будет построено не менее 68,7 км линий метро и введено 35 новых станций, в том числе на третьем пересадочном контуре, ежегодно будет обновляться более

Список литературы

940 вагонов метро.

Планируется продолжить развитие улич-но-дорожной сети, в том числе за счет государственно-частного партнерства. В период 2015-2017 гг. предполагается построить более 303,7 км дорог и 52 пешеходных перехода, провести модернизацию около 80,7 км трамвайных путей, построить 6,5 км новых трамвайных линий, а также модернизировать вылетные магистрали для сокращения интервалов движения пригородных пассажирских поездов.

Будет продолжена работа по созданию сети транспортно-пересадочных узлов, по интеграции железнодорожного транспорта в инфраструктуру городского скоростного транспорта.

Продолжится обновление подвижного состава на всех видах пассажирского транспорта города Москвы.

В 2015-2017 годах за счет средств городского бюджета планируется ввести в эксплуатацию 193 объекта, в том числе: 76 объектов образования, 42 объекта здравоохранения, 48 спортивных сооружений, 20 объектов культуры, 7 объектов социальной и молодежной поддержки населения.

На период до 2017 года предполагается ежегодный ввод с 2014 года не менее 3 млн. кв. м жилой площади, в том числе за счет бюджета города Москвы порядка 0,6 млн. кв. м жилья ежегодно. Всего в период 2014-2017 гг. планируется ввести около 12 млн. кв. м жилой площади.

На территории города в 2015-2017 гг. за счет всех источников финансирования предполагается построить 100 дошкольных учреждений на 17,9 тыс. мест, 57 школ и пристроек к школам на 28 тыс. мест, 25 поликлиник, 8 подстанций скорой медицинской помощи и 26 больничных корпусов.

Вместе с тем, прогнозируемые темпы роста инвестиций во многом будут определяться стоимостью нефти, темпами роста инфляции, отклонением от заложенного в федеральном прогнозе курса доллара, мерами финансового регулирования.

1. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 1-1. -С. 24-31.

2. Архипова Н.И., Поморцева И.М. Опрос как инструмент оценки лояльности персонала российских вузов (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. - 2014. - № 4 (360). - С. 143-148.

3. Дохолян С.Б. Анализ социальной ответственности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 4 (42). - С. 41-46.

4. Дядунов Д.В. Финансы общественного сектора экономики Российской Федерации // Экономические науки. - 2012. - № 93. - С. 43-47.

5. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.

6. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.

7. Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.

8. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

9. Гассеева, В. И. Экономическая безопасность банковской системы России / В. И. Гассеева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 22-26. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_22.

10. Аксенов, И. А. Проблемы и риски лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства / И. А. Аксенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 27-30. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

11. Братко, И. В. Анализ современного состояния топливноэнергетического комплекса / И. В. Братко // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 31-38. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

12. Глоба, А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику / А. П. Глоба, А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 39-44. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

13. Кулхард, Г. Д. Система разработки, принятия и исполнения управленческих решений на промышленном предприятии / Г. Д. Кулхард, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 5(34). - С. 601-608.

14. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Романцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репутациология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

References

1. Averin A.V., Ryazanov A.A. Sovershenstvovanie mexanizmov gosudarstvennoj podderzhki sub''ektov malogo i srednego predprinimaterstva Moskovskoj aglomeracii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomicheskie i yuridicheskie nauki. 2015. № 1-1. S. 24-31.

2. Arxipova N.I., Pomorceva I.M. Opros kak instrument ocenki loyal'nosti personala rossijskix vuzov (opy't sociologicheskogo analiza) // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4 (360). S. 143-148.

3. Doxolyan S.B. Analiz social'noj otvetstvennosti biznesa v Rossii // Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2014. № 4 (42). S. 41-46.

4. Dyadunov D.V. Finansy' obshhestvennogo sektora e'konomiki Rossijskoj Federacii // E'konomicheskie nauki. 2012. № 93. S. 43-47.

5. Sokolov A.P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov. E'konomika i upravlenie: problemy', resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.

6. Sokolov, A. P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov / A. P. Sokolov // E'konomika i upravlenie: problemy', resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.

7. Sokolov A.P., Tarasov A.A., Ty'ncherova V.R. Uchet zatrat na proizvodstvo produkcii uchrezhdenij UIS. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1186-1190.

8. Sokolov A.P. Formirovanie sistemy' ustojchivogo razvitiya promy'shlenny'x predpriyatij. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2017. № 4. S. 33.

9. Gasseeva, V. I. E'konomicheskaya bezopasnost' bankovskoj sistemy' Rossii / V. I. Gasseeva // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 22-26. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_22.

10. Aksenov, I. A. Problemy' i riski lizingovy'x operacij s sub''ektami malogo predprinimatel'stva / I. A. Aksenov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 27-30. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

11. Bratko, I. V. Analiz sovremennogo sostoyaniya toplivnoe'nergeticheskogo kompleksa / I. V. Bratko // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 31-38. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

12. Globa, A. P. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v period pandemii v Rossii: gosudarstvennaya podderzhka i ocenka vliyaniya na e'konomiku / A. P. Globa, A. P. Sokolov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 39-44. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

13. Kulxard, G. D. Sistema razrabotki, prinyatiya i ispolneniya upravlencheskix reshenij na promy'shlennom predpriyatii / G. D. Kulxard, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 601-608.

14. Romanczova, T. V. Organizacionno-e'konomicheskie i metodicheskie aspekty' realizacii i ocenki rezul'tatov innovacionno-investicionny'x proektov v sel'skoxozyajstvennom proizvodstve na urovne regiona (municipal'nogo rajona) / T. V. Romanczova, I. V. Ry'zhov, A. E. Krotov // Reputaciologiya. 2016. № 4(42). S. 17-25.

15. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-4737-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.