Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ОЦЕНКА'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТОРГОВЛЯ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Татьяна Петровна

Рассмотрены вопросы инновационного развития розничной торговли, проведена оценка ее функционирования. Выявлены ключевые факторы, влияющие на торговлю. Предложены выходы на более доходную модель хозяйствования. Статья будет интересна широкому кругу авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADEAND ITS EVALUATION

The issues of innovative development of retail trade are considered, an assessment of its functioning is carried out. The key factors influencing trade have been identified. The outputs to a more profitable business model are proposed. The article will be of interest to a wide range of authors.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ОЦЕНКА»

УДК 339

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ОЦЕНКА

Меркулова Татьяна Петровна

Томский государственный университет, Россия, г. Томск

Аннотация. Рассмотрены вопросы инновационного развития розничной торговли, проведена оценка ее функционирования. Выявлены ключевые факторы, влияющие на торговлю. Предложены выходы на более доходную модель хозяйствования. Статья будет интересна широкому кругу авторов.

Ключевые слова: инновации; торговля; оценка; эффективность.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADEAND ITS EVALUATION

Merkulova Tatiana Petrovna

Tomsk State University, Russia, Tomsk

Annotation. The issues of innovative development of retail trade are considered, an assessment of its functioning is carried out. The key factors influencing trade have been identified. The outputs to a more profitable business model are proposed. The article will be of interest to a wide range of authors.

Keywords: innovation; trade; evaluation; efficiency.

Современные аспекты практики торгового бизнеса определяют потребность в динамическом подходе к выбору критериев оценки эффективности инновационной деятельности организации, в качестве которых, можно использовать показатели, характеризующие достижение максимального уровня прибыли за определенный период времени, устойчивого развития организации и другое [1]. После отбора инновационных проектов осуществляется оценка их эффективности. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инновационного процесса - начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализацией новшеств [15]. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для расчетов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопределенности, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности инноваций различаются по уровню точности

и объективности, что дает возможность регулировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического, информационного и аналитического характера.

Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результатов и затрат, т. е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов (эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах. Эффективность в инновационном процессе — это всегда соотношение, относительная величина [2].

Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности торговых предприятий позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на

МАГИСТРАЛЬ

31

рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Законы экономики определяют, что развитие любого бизнеса в розничной торговле тесно увязывается с такими экономическими категориями, как потребление и спрос, товарооборот и товарные ресурсы, вложенный и заемный капитал, доход и прибыль, издержки и другие [14]. При этом эффективным считается такое соотношение в динамике этих показателей, которое позволяет реализовать принятую инновационную стратегию с оптимальными затратами с учетом специфики розничной торговли. Такое эффективное развитие розничной торговли можно представить в виде соотношения полученных результатов и затрат. Рассмотрено два варианта [3]:

первый - характеризует агрессивную стратегию развития розничной торговли, согласно которой розничной торговой организации необходимо опережающими темпами наращивать капитальные вложения, увеличивая товарное предложение: 1к > 1тз > 1т > 1с ,

где 1к - индекс роста капитальных вложений; 1т - индекс роста объема товарооборота; 1тз - индекс роста суммы товарных запасов; 1с - индекс роста объема спроса населения;

второй - характеризует эффективную и ресурсосберегающую стратегию развития, которая предполагает развитие розничной торговли с позиции отдачи капиталовложений, повышения значимости и отслеживания стоимостной оценки бизнеса. Такое развитие должно соблюдать следующие условия: 1пр > 1т > 1фот > 1ч , где 1пр - индекс роста массы прибыли; 1т -индекс роста объема товарооборота; 1фот -индекс роста фонда оплаты труда; 1ч - индекс роста численности работников; или 1р > 1пт > 1з ,

где 1р - индекс роста уровня рентабельности, процент к обороту; 1пт - индекс роста производительности труда одного работника; 1с - индекс роста средней заработанной платы одного работника [4].

Данная стратегия строится на: жесткой экономии на затратах; согласование с поставщиками максимальных скидок к закупочным ценам; ежегодное увеличение объема продаж на каждом объекте; постоянное открытие новых магазинов; расширение и мо-

дернизация действующих объектов торговли, внедрение инновационных технологий диверсификация рынка сбыта, форматов, специализации; постоянная разработка и внедрение новых концептов, форматов, услуг.

Как уже говорилось, инновации могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учета, управления, заменой торговых площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления и т. д [5].

По мнению Чернова В.А. анализ инновационной деятельности имеет много общего с анализом инвестиций, так как и в том и в другом случае требуются инвестиционные вложения [6]. При оценке эффективности как инвестиций, так и инноваций все затраты и результаты приводятся к расчетному году с помощью коэффициентов дисконтирования и наращения. Однако инновационная деятельность требует больше средств и времени, чем инвестиционный процесс, так как в ней, кроме создания, внедрения и эксплуатации инвестиционного проекта, проводятся и другие этапы инновационного процесса: научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологиче-ские, экспериментальные работы, работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.

Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации инновационного проекта, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией нововведений.

Стоит отметить, что согласно модели инновационной активности предприятия, предложенной Рябовым И. и Мельниковым О.Н., инновационную активность принято оценивать с помощью коэффициента:

Какт (дин) = = ,

где Какт (дин) — динамический коэффициент инновационной активности субъекта; Nнов. — новое состояние измеряемой

характеристики товара, технологии или системы управления субъекта; Nстар. — состояние характеристики до ее изменения; Д^он — конкурентоспособное время.

Возможные комбинации значений компонентов коэффициента инновационной активности представлены в табл. 1. Для этого проанализированы показатели инновацион-ности организации Кор и средняя инноваци-онность конкурентов Крын [7].

Предел инновационности - это максимально возможное значение коэффициента

Таблица 1. - Значения компонентов коэффиц

инновационной активности объекта.

По отношению к предприятию можно выделить два важных предела инновационной активности:

- внутренний Lор - это предел инновацио-ности организации, т.е. максимально возможное значение инновационности продукта, которое может предложить рынку организация;

- внешний Lрын - это предел инновационности внешней среды, т.е. максимальная ин-новационность продукта, который будет воспринят рынком.

нта инновационной активности организации

Показатели Значение ситуации

Кор << Крын Инновационность организации несущественна и гораздо меньше средней инновационности конкурентов, может быть характерна для производителей товаров массового потребления или нишевого производителя

Кор < Крын или Кор ~ Крын Инновационная активность компании неэффективна, и компания может путем оптимизации и улучшений попытаться увеличить свою инновационную активность. Если ДЫор ~< ДЫрын при сопоставимых Д1, то необходимо обратить особое внимание на менеджмент и персонал организации, а при сопоставимых ДЫ и ДЬр >~ Д1рын на менеджмент и внутреннюю среду [8].

Кор > Крын Инновационная активность компании эффективна. Повышение инновационности необходимо проводить в эволюционном ключе, для закрепления своих позиций на рынке и увеличения отрыва от конкурентов.

Кор > Крын инновационность компании существенно превосходит среднюю на рынке, что может свидетельствовать о том, что компания предлагает продукт, к которому рынок не готов (и в этом случае необходимо результативное управление и создание спроса) [13], или что компания создает новый рынок с помощью выброса прорывного продукта, или компания затрачивает неоправданно большие средства на инновационную деятельность, или компания предлагает продукт с запредельными характеристиками, невостребованными рынком.

Крын < 1_рын << Кор Организации необходимо снижать инновационность продукции или переходить на инновации другого масштаба (с локального на национальный), сходного с инновационностью продукта.

0 ~ Крын < 1_рын ~ Кор Ситуация создания нового рынка [9]. В данном случае уровень инновационности задает уровень инновационности создаваемого рынка, и, чем он выше, тем сложнее конкурентам захватить его долю и тем дольше у них займет процесс входа на рынок

Кор << Крын < 1_рын < 1_ор Ситуация чрезмерных расходов на инновационную деятельность. Организации необходимо пересмотреть свои расходы на инновационную деятельность, например, сначала определив бюджеты продуктов схожих по уровню и масштабу с собственным, понять причины разницы в расходах, перенять практики конкурентов и оптимизировать собственные бизнес-процессы или прекратить выпуск продукта.

Источник: Рябов И.В., Мельников О.Н. Модель инновационной активности предприятия // Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта - 09 апреля 2010 г / Под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. - М.: Креативная экономика, 2010 - 384 с.: ил.— с. 185-191. — http://www.creativeconomy. ш/аг^с^/21713/

Таким образом, законы экономики определяют, что развитие любого бизнеса в розничной торговле тесно увязывается с такими экономическими категориями, как потребление и спрос, товарооборот и товарные ресурсы, вложенный и заемный капитал, доход и прибыль, издержки и другие [10]. При этом эффективным считается такое соотношение в динамике этих показателей, которое позволяет реализовать принятую инновационную стратегию с оптимальными затратами с уче-

том специфики розничной торговли.

Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации инновационного проекта, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией нововведений. В данной главе представлен свод методик расчета эффективности инновационной деятельности в торговле, а также инновационной активности организации [11].

МАГИСТРАЛЬ

ЗЗ

Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности торговых предприятий позволяют сво-

евременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям [12].

Список литературы

1. Mухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - 2 изд. - M.: ИHФРA-M, 2008.

2. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. - M.: ИHФРA-M, 2012. - С. 140-142.

3. Чернов В.А. Анализ инновационной деятельности в торговле // Аудит и финансовый анализ 2004'1 URL: http://www.auditfln.eom/fln/2004/1/fln_2004_11_rus_03_05_Chernov/fln_2004_11_ rus_03_05_Chernov.asp

4. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. - M.: ЮHИTИ-ДAHA, 2003.

5. Цепелев Д., Соколов А.П. Классификация источников инвестирования в инновации АПК. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Mеждународной научно-практической конференции. 2015. С. 177-180.

6. Гарбар ТВ., Соколов А.П. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии. В сб.: Hовые технологии в учебном процессе и производстве. Mатериалы XIII межвузовской научно-технической конференции. Под редакцией Паршина A.H., 2015. С. 222-224.

7. Гарбар, T. В. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии / T. В. Гарбар, А. П. Соколов // Hовые технологии в учебном процессе и производстве : Mатериалы XIII межвузовской научно-технической конференции, Рязань, 27-30 апреля 2015 года / Под редакцией Паршина A.H.. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско-Полиграфический Дом "ПервопечатникЪ", 2015. - С. 222-224.

8. Соколов А.П. Взаимосвязь инвестиций и инноваций в АПК. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. сборник научных трудов Mежцународной научно-практической конференции. 2015. С. 35-36.

9. Гассеева, В. И. Экономическая безопасность банковской системы России / В. И. Гассеева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 22-26. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_22.

10. Аксенов, И. А. Проблемы и риски лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства / И. А. Аксенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 27-30. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

11. Братко, И. В. Анализ современного состояния топливноэнергетического комплекса / И. В. Братко // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 31-38. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

12. Глоба, А. П. Mалое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику / А. П. Глоба, А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 39-44. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

13. Tеория управления : Учебное пособие для бакалавров / H. И. Астахова, Г. И. Mосквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Mосква : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

14. Рыжов, И. В. ^которые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

15. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. - P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

References

1. Muxamed'yarov A.M. Innovacionny'j menedzhment: Uchebnoe posobie. - 2 izd. - M.: INFRA-M, 2008.

2. Cheglov V.P. E'konomika i organizaciya upravleniya roznichny'mi torgovy'mi setyami. - M.: INFRA-M, 2012. - S. 140-142.

3. Chernov V.A. Analiz innovacionnoj deyatel'nosti v torgovle // Audit i flnansovy'j analiz 2004'1 URL: http://www.auditfln.com/fln/2004/1/fln_2004_11_rus_03_05_Chernov/fln_2004_11_rus_03_05_ Chernov.asp

4. Chernov V. A. Investicionnaya strategiya: Ucheb. posobie dlya vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2003.

5. Cepelev D., Sokolov A.P. Klassifikaciya istochnikov investirovaniya v innovacii APK. V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-180.

6. Garbar T.V., Sokolov A.P. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii. V sb.: Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve. Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii. Pod redakciej Parshina A.N., 2015. S. 222-224.

7. Garbar, T. V. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii / T. V. Garbar, A. P. Sokolov // Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve : Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii, Ryazan', 27-30 aprelya 2015 goda / Pod redakciej Parshina A.N.. Ryazan': Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Ryazanskij Izdatel'sko-Poligraficheskij Dom "Pervopechatnik''", 2015. S. 222-224.

8. Sokolov A.P. Vzaimosvyaz' investicij i innovacij v APK. V sb.: Sovremennaya e'konomika: problemy', puti resheniya, perspektivy'. sbornik nauchny'x trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 35-36.

9. Gasseeva, V. I. E'konomicheskaya bezopasnost' bankovskoj sistemy' Rossii / V. I. Gasseeva // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 22-26. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_22.

10. Aksenov, I. A. Problemy' i riski lizingovy'x operacij s sub''ektami malogo predprinimatel'stva / I. A. Aksenov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 27-30. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

11. Bratko, I. V. Analiz sovremennogo sostoyaniya toplivnoe'nergeticheskogo kompleksa / I. V. Bratko // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 31-38. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

12. Globa, A. P. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v period pandemii v Rossii: gosudarstvennaya podderzhka i ocenka vliyaniya na e'konomiku / A. P. Globa, A. P. Sokolov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 39-44. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

13. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

14. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

15. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.