Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования рынка сахара России'

Совершенствование государственного регулирования рынка сахара России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
713
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК САХАРА / ИМПОРТ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЦЕНЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин Роман Евгеньевич, Векленко Елена Васильевна, Степкина Ирина Игоревна

Рассмотрено место рынка сахара на продовольственном рынке, проанализированы объемы импорта сахара, цен на сахар, конкурентоспособности отечественных производителей, дан прогноз спроса на сахар, обоснованы направления совершенствования государственного регулирования рынка сахара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования рынка сахара России»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА САХАРА РОССИИ

Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко, И.И. Степкина

Аннотация. Рассмотрено место рынка сахара на продовольственном рынке, проанализированы объемы импорта сахара, цен на сахар, конкурентоспособности отечественных производителей, дан прогноз спроса на сахар, обоснованы направления совершенствования государственного регулирования рынка сахара.

Ключевые слова: рынок сахара, импорт, спрос и предложение, цены, государственное регулирование.

Рынок сахара является одним из важнейших в системе продовольственных рынков. Продовольственный рынок в свою очередь относится к главным системообразующим элементам рыночной экономики и рассматривается как регулируемая система отношений между основными его участниками. При этом она создает условия продвижения продовольствия от производителя к потребителю на основе платежеспособного спроса, товарного предложения и цен. Главной функцией данной системы является обеспечение потребностей населения в продуктах питания, а перерабатывающей промышленности в сырье и осуществление координирующих и контролирующих функций в характере развития всего агропромышленного комплекса. Вместе с тем, спрос на продовольствие является малоэластичным в зависимости от цены, хотя внутри набора продовольственных товаров существует различный уровень эластичности спроса. Это приводит к тому, что ценовой механизм не всегда осуществляет равновесие на рынке, так как не регулирует спрос и предложение. Роль регулятора выполняет государство с помощью установления уровня цен, разработки мероприятий, обеспечивающих инновационную сферу и поддержания жизненного уровня населения [1. - С. 12].

Вхождение свеклосахарного производства России в рыночную экономику привело к жестокой конкуренции со странами - производителями сахара. На протяжении 90-х годов прошлого и 2000-х годов нынешнего столетия Россия была среди основных импортирующих сахар стран, находившийся в обороте на мировом рынке. С помощью импорта страна покрывала значительную долю внутреннего спроса на сахар. В прошлом десятилетии Россия потребляла порядка 20% сахара-сырца, поступающего на мировой рынок, импорт сахара в начале 2000-х годов достигал 5 млн. т [2].

В России имеется достаточно развитая и динамичная сахарная промышленность. Однако сахаропроизво-дители оказались в невыгодном положении в связи с тем, что в отличие от большинства стран, где производство сахара поддерживается государством с помощью дотаций, в стране свеклосахарному подкомплексу уделялось недостаточное внимание.

В последние годы Россия из крупного импортера сахара перешла в страны с относительно небольшим импортом. В стране высок уровень концентрации в секторе производства сахара: на долю 9 лидирующих компаний приходится 70% производства сахара, а на долю таких компаний, как «Продимпекс», «Разгуляй», «Доминант», «Русагро» приходится свыше 57% производимого в стране сахара. Небольшой удельный вес занимают иностранные компании. Частная французская компания «Сюкден» производит около 6% сахара [2].

Одной из составляющих такого результата является использование достаточно эффективного тарифного механизма, заключающегося в системе переменных тарифов на сахар-сырец, изменяющихся от 140 до 270 долл. США за 1 т в зависимости от уровня цен на миро-

вом рынке. Импорт белого сахара облагается запретительной пошлиной в 340 долл. США за 1 т.

Вступление России в ВТО «зафиксировало» переменный тариф на уровне 140 долл. США за 1 т. В случае падения мировых цен ниже 9,01 цента за фунт возможно повышение пошлин на импорт свыше 140 долл. США за 1 т. С 2014 г. будет произведено снижение максимального тарифа с 270 до 250 долл. США за 1 т [2].

Потребление сахара в России находится на высоком уровне, составившем в 2010 г. 40,6 кг при среднем мировом потреблении 24,2 кг. По объему потребления Россия находится на пятом месте в мире (после Индии, Китая, Бразилии и США). Потребление сахара в последние годы по сравнению с 2002-2007 гг. сократилось почти с 7 млн. т до 6 млн. т, а в расчете на душу населения - на 5-6 кг.

Одной из причин снижения потребления сахара в стране стало сокращение численности населения (с 2005 по 2010 гг. на 885 тыс. чел.) [3]. Модель потребления сахара в России показывает, что его эластичность по численности населения почти в 2 раза выше, чем по доходам [4].

Оказал влияние на снижение потребления сахара и финансовый кризис 2008-2009 гг., сопровождавшийся снижением ВВП в 2009 г. на 7,8%. Рост ВВП на 4,04,3% [5] в 2010-2011 гг. позволил повысить доходы населения и увеличить потребление сахара на 0,6-1,0 кг в расчете на душу населения.

Прогноз роста ВВП в будущем и доходов населения в связи с низкой эластичностью спроса на сахар по доходам не приведет к существенному увеличению его величины. Кроме того, дальнейшая «вестернизация» диеты обуславливает тенденцию сокращения роли сахара в питании. Вместе с тем сохранению высокого внутреннего спроса на сахар будет способствовать относительно высокий уровень потребления в расчете на душу населения, а его увеличению - рост населения в соответствии с Президентской программой.

Оптовые цены на сахар на внутреннем рынке в 2001-2008 гг. характеризовались относительной стабильностью и находились в диапазоне 12,3-17,8 тыс. руб. за 1 т. С 2009 г. цены начали расти: на 1.01.2010 г. они составили 29 тыс. руб., на 1.01.2011 г. - 33,5 тыс. руб. В 2011г. высокий урожай привел к снижению цен: в августе до 25 тыс. руб., а в ноябре - до 19,4 тыс. руб. Учитывая инфляцию, можно отметить, что в концу 2011 г. дефлированные цены на сахар были на 30% ниже, чем в 2007-2008 гг.

Тенденции изменения цена на сахар, пересчитанных в доллары США, сложившиеся в 2003-2010 гг., определялись изменением мировых цен на сахар-сырец. Коэффициент корреляции между внутренними ценами на сахар (в долл. США) и ценами на мировом рынке (ценой дня МСС) составляет 0,94 [2]. Начиная с 2011 г. увеличение отечественного производства сахара и резкое снижение импорта снизили зависимость внутренних цен от мировых. Основным фактором, влияющим на их уровень, стал внутренний баланс сахара. Так, значительное снижение цен к концу 2011 г. вызвано высоким валовым сбором сахарной свеклы и резким увеличением производства сахара. По окончанию сезона сахароварения наблюдалось небольшое повышение оптовых цен.

Производство сахара на внутреннем рынке стало конкурентоспособным. По данным Союза сахаропроиз-водителей России, в 2011 г. средняя стоимость производства 1 т сахара составила 21,5 тыс. руб., или 731 долл. США. Мировая цена на белый сахар в этом году составила 690 долл. США за 1 т. С учетом импортной

пошлины в 340 долл. США за 1 т стоимость импортного замещения составляла 1030 долл. США за 1 т, что на 300 долл. США за 1 т больше, чем стоимость внутреннего производства. Мировая цена на сахар-сырец в рассматриваемом году составила 573 долл. США за 1 т. С учетом премии на поляризацию, перевозки, страховки, стоимости погрузки и разгрузки, НДС, стоимости переработки (около 60 долл. США за 1 т) и импортной пошлины в 140 долл. США за 1 т стоимость производимого сахара составляла около 773 долл. США за 1 т, что на 42 долл. США за 1 т дороже, чем стоимость свекловичного сахара, произведенного в стране.

В случае даже небольшого падения мировых цен на сахар-сырец конкурентоспособность свекловичного сахара, произведенного в стране, будет уступать сахару, произведенному из сырца. Кроме того, современный уровень отечественной сахарной промышленности не может обеспечить конкурентоспособность отечественного сахара на мировом рынке. Возникает настоятельная необходимость совершенствования системы защитных мер свеклосахарного производства, включая и формирование таможенной политики, усиление тарифного регулирования импорта сахара, что не противоречит общепринятой международной практике.

В настоящее время поддержка отрасли государством не достаточна для роста ее конкурентоспосбности не только на внутреннем, но и на мировом рынке сахара. В странах ЕС повышение конкурентоспособности товаропроизводителей возведено в ранг государственной политики. Высокие показатели, характеризующие развитие сахаропродуктового комплекса, объясняются тем, что производство сахара и сырья для него происходит под контролем государства. Большое внимание при этом уделяется проблеме самообеспечения стран этим продуктом. Эти страны также осуществляют активную экспортную политику, что обеспечивается жесткой защитой местных производителей и своего рынка сахара [6. - С. 28].

Эффективная организация рынка сахара России невозможна без осуществления оптимального сочетания государственной политики и рыночных механизмов в области регулирования свеклосахарного производства. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что практически все страны, занимающиеся производством сахара, имеют системы защиты национальных товаропроизводителей, рынки сахара регулируются различными рычагами и стимулирующими механизмами. Производство и торговля сахаром строго регламентируется и квотируется во всем мире [7].

Регулирование рынка сахара в настоящее время в основном сводится к ограничению его предложения. Для этого используется в основном тарифное и нетарифное регулирование для ограничения импорта сахара-сырца и белого сахара.

При ввозе сахара требуется соблюдать безопасное для страны соотношение импортного и российского сахара на внутреннем рынке. Все сахаропроизводящие страны при превышении критического уровня импорта отстаивают, прежде всего, интересы собственных производителей.

Наибольшее распространение получило квотирование импорта на конкурсной основе посредством проведения аукционов. В результате продукция в пределах квоты облагается пониженной пошлиной, сверх квоты -пошлина повышенная. Это делает рынок сахара более стабильным, прогнозируемым. Однако квотирование слабо защищает национальный рынок от колебания цен, поскольку определяется только объем импорта, а цена при этом может изменяться в процессе импорта продукции. Кроме того, использование аукциона связано с коммерческими действиями государства, что противоречит принципам ВТО.

Как свидетельствует мировая практика, распределение квоты может осуществляться между основными импортерами, длительное время функционирующими на рынке, или между всеми субъектами рынка. В первом случае крупные импортеры будут монополизировать рынки, а во втором - возникают трудности с объективным распределением квот. Оба варианта в современных условиях России применять нецелесообразно, поскольку субъективизм, лоббирование интересов крупных коммерческих групп приведет к дестабилизации рынка сахара.

Более предпочтительным является использование для регулирования импорта таможенных пошлин и НДС, используемые в большинстве стран, являющихся членами ВТО. Однако такая мера государственного регулирования рынка сахара приводит к повышению цен на нем, что, являясь положительным моментом для производителей, носит отрицательный характер по отношению к потребителям.

Повышению качества импортной продукции способствует такая мера государственного воздействия на внешнеторговые операции на рынке сахара, как лицензирование импорта. При ее осуществлении необходимо осуществления лицензирование как импорта сахара-сырца, так и белого сахара, что приведет к значительным государственным расходам. Эту меру, следовательно, необходимо использовать в ограниченных размерах и в сочетании с другими способами государственного регулирования импорта.

Более эффективными и приемлемыми не только для производителей сахара, но и для его покупателей, являются мероприятия, направленные на расширение спроса на сахар, а, соответственно, и на сырье для его производства, в частности, на сахарную свеклу. В области внешней торговли тарифная политика, как более предпочтительный метод государственной защиты внутреннего рынка, должна быть направлена и на развитие реэкспорта, заключающегося в максимальном снижении пошлин на сахар-сырец, предназначенный для производства сахара и его экспорта.

Важное значение имеет государственная политика стимулирования экспорта сахара, в основе которой, как свидетельствует мировой опыт, должно лежать его субсидирование, заключение международных соглашений и др.

Однако основным направлением расширения спроса на сахар должно быть увеличение емкости внутреннего рынка, поскольку объемы потребления сахара на душу населения в нашей стране существенно отстают от норм многих стран мира. Государственные меры должны быть направлены на изменение структуры рынка сахара, освоение новых рыночных ниш. Вместе с тем расширение внутреннего рынка сахара возможно, прежде всего, при увеличение доходов населения, проведении социальной политики, позволяющей увеличить заработную плату, общей экономической политики, направленной на повышение эффективности экономики, роста доходов населения.

Регулирование рынка сахара должно предполагать непосредственное вмешательство государства в его функционирование как рыночного агента. При проведении закупочных и товарных интервенций государство может преследовать цели не только регулирования рынка, но и осуществлять коммерческие операции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ закупочные интервенции проводятся при снижении цен до определенного минимального уровня, а товарные интервенции - при повышении цен до установленного Правительством максимального уровня [8]. Следовательно, закупка продукции осуществляется хотя и по более высоким ценам, чем они складываются в период избыточного предложения, но более низким по сравнению с ценами предложения в периоды недостаточного предложения.

Таким образом, к основным мероприятиям государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса, составляющими одно из важнейших направлений его политики, относятся регулирование рынка сахара и поддержка развития предприятий сахарной промышленности. В целях улучшения функционирования свеклосахарного подкомлекса России необходимы, с одной стороны, значительные защитные барьеры, а с другой -стимулирование внутреннего производства. В настоящее время необходимо создать условия для развития свеклосахарного производства через сбалансированную структуру рынка.

Список использованных источников

1 Гомелько Т.В. Регулирование продовольственного рынка в условиях инновацинного развития // Автореф. дис. соискание ученой степени доктора экон. наук. - Брянск, 2011.

- 44 с.

2 Рынок сахара стран Таможенного союза // Сахар. -2012. - №5. - С. 14-33.

3 Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. World Population Prospects: the 2010, Volume II: Demographic profiles.

4 Мировой спрос на сахар: обзор перспектив до 2020 г, MECAS (10)17.

5 IMF World economic outlook, сентябрь 2011 г.

6 Калиничева Е.Ю. Формирование конкурентоспособного свеклосахарного подкомплекса //Автореф. дис. соискание ученой степени доктора экон. наук. - Орел, 2011. - 40 с.

7 Серегин С.Н. Сохранить устойчивую динамику развития отрасли - основная задача нового механизма защиты сахарного рынка // Сахарная свекла. - 2002. - №7. - С. 3-7.

8 Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Экономика сельского хозяйства России. - 2001.

- №10. - С. 17-18.

Информация об авторах

Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.

Векленко Елена Васильевна, кандидат экономических наук, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-13.

Степкина Ирина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.