Д.К. Шевченко,
доктор экономических наук, профессор ДВГТРХУ; А.В. Бондаренко,
коммерческий директор ОАО ХК «Дальзавод»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОКЕАНИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Изложен опыт зарубежных стран в области государственной поддержки инновационно-инвестиционных процессов. Даны рекомендации по их совершенствованию на предприятиях океанического машиностроения.
В современных кризисных условиях хозяйствования инновационная деятельность на предприятиях океанического машиностроения (судостроения и судоремонта) остро нуждается в государственной поддержке. Это обусловлено всеобщим спадом объемов производства, прекращением централизованного инвестирования предприятий министерствами, ведомствами. Восстановление и дальнейшее развитие судоремонта как сложной наукоемкой отрасли невозможно без систематического обновления и модернизации орудий труда, средств производства и технологии на основе новейших достижений науки и техники, которые требуют значительных инвестиций и государственной поддержки инновационной деятельности. Такая поддержка рассматривается как форма государственного регулирования инновационно-инвестиционных процессов за счет централизованного финансирования инновационной деятельности фирм, предприятий из государственного, регионального и отраслевого бюджетов. В современных рыночных условиях государственное регулирование должно рассматриваться не как вмешательство государства в работу предприятий, фирм, а как развитие новых рыночных методов и механизмов государственной поддержки инновационной деятельности предприятий всех форм собственности. Эта поддержка необходима на первоначальном этапе переходного периода для становления и развития инновационной деятельности малых, средних и крупных предприятий океанического машиностроения (ОМ), представляющих сложные наукоемкие военные корабли и гражданские суда различного назначения. Поэтому в настоящее время нужно выработать определенную государственную научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на восстановление и развитие инновационной деятельности, как решающего условия перестройки экономики и промышленного производства на выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции, услуг. Государственное регулирование инновационных и инвестиционных про-
цессов рассматривается как форма государственной поддержки в области развития приоритетных научных направлений в развитии океанического машиностроения. Решающую роль в развитии инновационной деятельности (ИД) на предприятиях океанического машиностроения (ОМ) играет связь науки и производства, которая в современных рыночных условиях строится на коммерческой основе. При этом государство помогает интеграции науки с производством, объединению, координации и финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проводимых академиями наук РФ, вузами, научно-исследовательскими институтами и лабораториями предприятий, организаций. Соединяя науку и производство, государство оказывает поддержку в создании инфрастуктуры инновационного бизнеса, способствует подготовке научных кадров, связи с международными научными и производственными подразделениями, а также проведению международного научного сотрудничества в информационном, научном и другом обеспечении. Заслуживает внимания государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов в промышленно развитых странах США, Японии, Германии, Великобритании. Например, в США всю научно-техническую политику формирует и осуществляет Американский научный фонд, Американский научный совет и крупные корпорации. Научный фонд США в основном курирует фундаментальные научные исследования и осуществляет разработку государственных научно-технических программ освоения новых научных направлений, прогрессивной техники, технологии тяжелого машиностроения, металлургии, медицины, сельского хозяйства и т.п.
Американский научный фонд осуществляет государственное регулирование в основном фундаментальных научных исследований, проводимых Национальным центром промышленных исследований Национальной академии наук, Научно-технической академией, которые в основном заняты разработкой государственных инновационных программ и поисковых научных проблем фундаментального порядка. Финансирование этих НИОКР осуществляется только из федерального бюджета за счет целевых государственных фондов развития и разработки научно-технических программ развития военно-промышленного исследования, космического, ядерного комплексов, а также энергетических, экологических, аэрокосмических и других научных проблем.
Наряду с вышеперечисленными научными организациями в США имеются частные отраслевые научно-технические институты, работающие совместно на выполнение государственных научно-технических программ, финансируемых из федерального бюджета, и выполняющие отдельные этапы фундаментальных научных исследований.
Кроме финансирования вышеуказанных государственных научно-технических программ из федерального бюджета также финансируется инновационная программа повышения конкурентоспособности гражданской продукции на мировых рынках, производимой на малых и средних, а иногда и крупных предприятиях.
Для создания новой наукоемкой продукции и повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках в США крупными промышленны-
ми корпорациями создаются стратегические альянсы, представляющие собой соглашения по совместному освоению, производству и продаже наукоемких видов продукции, технологий. Такие альянсы способствуют объединению научно-технического, кадрового, производственного потенциала и финансового капитала для ускорения разработки и освоения производства и сбыта конкурентоспособной наукоемкой продукции, технологий. Кроме того, в США существует Американский научный совет, призванный курировать национальную научно-техническую политику, проводимую университетами, институтами (НИИ) и частично венчурными научно-исследовательскими организациями, осуществляющими прикладные научные исследования при их участии в современной разработке целевых научных программ [1, 3, 4]. Схематично управление инновационной деятельностью показано на рис. 1.
Такие научные подразделения финансируются в основном за счет коммерческих договоров с заказчиками, концернами, фирмами, корпорациями. Однако отдельные виды научно-исследовательских работ связаны с разработкой новых технологий, видов продукции, имеющих двойное применение в гражданском и военном секторах экономики, и финансируются из федерального бюджета как целевые инвестиции.
Сложившаяся в США система государственного регулирования научно-технических, инновационно-инвестиционных программ в большой степени способствует повышению научного и технического уровня малых и средних предприятий и во многом предопределяет высокий уровень качества и конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.
Большую роль в активизации государственного регулирования в США играет Американская ассоциация содействия развитию науки, созданная при федеральном правительстве США, которая отслеживает состояние и развитие отечественной и зарубежной науки и техники, дает оценку научно-техническому прогрессу в США и играет решающую роль в определении приоритетов развития американской науки и научно-технической политики США. В международной практике государственного регулирования инновационной политики сложились прямые и косвенные методы.
К прямым методам относятся программно-целевые и административно-ведомственные.
Программно-целевые методы государственного регулирования
инновации осуществляются с помощью финансирования государственных целевых программ поддержки фирм, занятых освоением и производством наукоемкой продукции. При этом заключаются контракты между заказчиком и подрядчиком. В качестве заказчика НИОКР выступает государство, в качестве подрядчика - фирма - исполнитель НИОКР. В контракте оговариваются стоимость, сроки выполнения инновационного проекта, ответственность сторон и размер материального стимулирования за своевременное и качественное выполнение работ. Это наиболее распространенная в США форма государственной поддержки инновационной деятельности, из которой финансируется три четверти федеральных средств, выделяемых на НИОКР.
Рис. 1. Структура государственного регулирования НТП в США
Административно-ведомственная форма осуществляется методом прямого дистанционного инвестирования промышленных инноваций. Например, на открытие в 1985г. в США института промышленной технологии при Мичиганском университете было выделено из федерального бюджета 17 млн долл. В США широкую государственную поддержку находит инновационная деятельность, которую осуществляют совместно вузы и промышленные корпорации, которые создаются для совместной инновационной деятельности при разработке сложных наукоемких технологий. Подобной формой интеграции науки и производства являются центры инженерных исследований. Так, с 1973г. в США начали создаваться и действуют в настоящее время промышленно-
университетские кооперативные, исследовательские центры, которые в настоящее время успешно работают. Финансирование таких центров осуществляет «Национальный научный фонд» (ННФ) США [2].
Косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности также широко применяются в зарубежных странах. Эти методы призваны стимулировать инновационную деятельность за счет предоставления государством налоговых льгот из прибыли и других привилегий фирмам, занимающимся инновационной деятельностью.
В США существует 20% скидка с налога на прибыль и до 10% скидки амортизационных отчислений для фирм, успешно занимающихся инновационной деятельностью.
В Японии развитие науки и инновационная деятельность находятся в ведении кабинета премьер-министра Японии, в составе которого создан консультативный совет по делам науки, а также управление по науке и технике. В составе этого управления находится Корпорация развития исследований по науке и технике, которая осуществляет организацию, координацию научно-исследовательских программ в области обороны, освоения и использования ядерной, лазерной энергии; экологии, освоения океана, космоса; разработки социальных проблем жизнедеятельности человека и т.п. Финансирование НИОКР в Японии осуществляется из федерального бюджета. Большую роль в государственном регулировании там играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое предоставляет корпорациям научные лаборатории, помещения, стенды, а выделяет научных сотрудников, инженеров для проведения научных исследований; оказывает протекционистскую помощь на национальном рынке, способствует предоставлению налоговых льгот. В Японии ежегодно выделяются инвестиции на инновацию в размере от 3,9% до 4%, причем до 75% их направляется на фундаментальные научные исследования, остальные - на повышение конкурентоспособности национальной продукции. В Германии, Великобритании государственная поддержка осуществляется в основном крупным корпорациям на развитие фундаментальных научных исследований в ядерной, космической, экологической, военной области, медицине, энергетике и т.п.
На развитие прикладных научных исследований из государственных фондов инвестирования выделяется средств меньше. Значительная часть государственных ресурсов направляется на подготовку и переподготовку научных кадров, повышение конкурентоспособности продукции и т.п. Основной формой инвестирования инноваций на фирмах является контрактная; при заключении контрактов с частными венчурными, научно-исследовательскими фирмами, университетами - за счёт собственных финансовых средств фирм или на основании объединения капиталов нескольких фирм, при создании совместного бизнеса. Опыт государственного регулирования инновационной деятельности, накопленный в зарубежных промышленно развитых странах, позитивно влияет на развитие инновационной деятельности во всех секторах экономики. Этим обу-словнена высокая конкурентоспособность их продукции на своем и мировом рынке. Такая всесторонняя поддержка развития инновационной деятельности в ведущих странах мира в виде прямой или косвенной го-
сударственной поддержки корпораций и мелких фирм является хорошим примером для российских предприятий, работающих в рыночных условиях.
Однако хорошо отлаженный механизм управления инновационно-инвестиционными процессами в бывшем СССР пришел в упадок. Заводские службы инновационной деятельности прекратили свою работу, а отраслевые и академические НИИ до минимума сократили научные исследования на предприятиях в связи с отсутствием финансовых средств и заказчиков. В этой связи Россия утрачивает свое лидирующее положение как ведущая мировая держава по таким престижным областям науки и техники, как судостроение, самолетостроение, космическое ап-паратостроение, освоение космоса и другим отраслям. Всё это привело к снижению качества и конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке, падению прибыльности предприятий.
С целью возрождения научно-технического потенциала страны был издан указ президента от 13 июля 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки». Этим указом была утверждена научно-техническая доктрина Российской Федерации, из которой следует, что государство считает науку стержневым элементом развития общества и частью российской культуры.
В этой доктрине было особо подчеркнуто, что развитие науки и техники следует считать важнейшим, приоритетным направлением государственной политики и экономики.
23 августа 1996г. был принят закон РФ № 1414 «О науке и государственной научно-технической политике» [1], была утверждена научно-техническая доктрина РФ и определены основные задачи деятельности государственных органов управления наукой и техникой. В ней намечены основы реформирования науки и созданы следующие научные фонды:
- Российский фонд фундаментальных научных исследований;
- Российский фонд технического развития;
- система отраслевых внебюджетных фондов, которые формируются за счет 1,5% отчислений от себестоимости выпускаемой продукции.
В этом законе также предусматривалось реформировать организационную структуру и механизм финансирования науки; интеграцию науки и производства с привлечением вузовской науки и коммерциализации нововведений на рынке инновационных услуг. Это позволило создать необходимые условия для разработки научных технологий двойного назначения и трансформации военных технологий в гражданский сектор экономики.
Однако хронический дефицит инвестиций и медленный выход страны из экономического кризиса не позволили реализовать в полной мере основные направления реформирования отечественной науки. Учитывая негативный опыт реформирования России по методу «шоковой терапии» (невмешательства государства в развитие экономики), целесообразно перейти на активное государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов, где государство должно играть главную роль в развитии рыночной экономики. В Швеции, Германии, США государст-
во осуществляет главную роль в создании государственных и частных инновационных предприятий, организаций и регулирует инвестиционно-инновационные процессы. Этим обусловлены высокий уровень экономического развития этих стратегий и должная конкурентоспособность продукции.
В целях преодоления затянувшегося в России экономического кризиса и дальнейшей активизации инновационно-инвестиционных процессов следует перестроить экономический механизм и методы государственного воздействия на эти процессы следующим образом.
1. Необходимо активизировать и повысить роль государственного регулирования в стратегических направлениях.
- В области инвестиционной стратегии основное усилие государства должно быть нацелено на создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего повышение инвестиционной активности, на привлечение частных и иностранных инвестиций; отраслевых, внебюджетных средств, включая ускоренную амортизацию для финансирования инновационных проектов.
- Привлечение региональных бюджетов других местных источников в финансирование инвестиций может способствовать оздоровлению инвестиционного климата в регионе, включая в государственный инвестиционный процесс инновационную деятельность в регионе.
2. В области научно-технической инновационной стратегии следует определить основные приоритеты региона, которые должны быть увязаны с задачами экономического развития - экономической безопасности региона и страны. Необходимо разработать государственные программы по основным приоритетным, фундаментальным и прикладным исследованиям, обеспечивающим создание благоприятного инновационного климата в экономике фирм и корпораций; внедрять прогрессивные военные технологии в гражданский сектор экономики и проводить государственный протекционизм по защите отечественных товаропроизводителей.
3. Для совершенствования управления инновационно-инвестиционной деятельностью в регионе считаем целесообразным создать в Приморском крае систему государственной поддержки (регулирования) и соответствующей организационно-технической поддержки предприятий в области инновации, формирования и проведения региональной научно-технической политики на основе регионального фонда поддержки инноваций (РФПИ)
Основными задачами РФПИ являются:
- поиск и мобилизация финансовых ресурсов для финансирования инновационных проектов, направленных на разработку новых, конкурентоспособных технологий, видов продукции, услуг;
- государственная поддержка корпораций и различных предприятий, проводящих активную инновационную деятельность по разработке приоритетных социально значимых для региона научно-технических программ;
- пропаганда деятельности РФПИ, его результатов, планов на перспективу и обращение к отечественным и зарубежным инвесторам
с предложением о сотрудничестве, привлечении инвестиций, совместной разработке отдельных инновационных проектов;
- издательская деятельность в области инноваций в регионе, выпуск каталогов, важнейших инновационных проектов, информационных сборников и т. д.;
- коммерциализация новшеств на рынке инновационных услуг, проведение ярмарок, семинаров, выставок-продаж новшеств;
- развитие рыночной инфраструктуры инноваций в области информационного, консультативного, венчурного, страхового, юридического и других видов обеспечения инноваций;
- контроль за целевым, эффективным использованием финансовых, интеллектуальных ресурсов, выделенных РФПИ предприятиям, фирмам.
Это обусловлено отсутствием в регионах органов и систем государственного регулирования инновационных процессов и проведения прогрессивной региональной научно-технической, инновационной политики.
Цель создания фонда - финансовая и организационно-техническая поддержка предприятий, корпораций в области инвестиционно-инновационной деятельности по повышению конкурентоспособности продукции, осуществление государственного протекционизма по защите отечественных товаропроизводителей и импортозамещения.
По своему юридическому статусу РФПИ следует создавать как коммерческую, хозрасчётно-прибыльную организацию на правах юридического лица с правом осуществления инвестиционно-инновационной деятельности в соответствии с действующими федеральными, региональными законами, постановлениями правительства, муниципальных органов власти, указов президента, распоряжений губернатора. При этом уставной фонд РФПИ можно формировать за счет государственного, российского фонда научно-технического развития, вкладов государственных предприятий, акционерных обществ, частных лиц, иностранных инвесторов. Такая форма наполнения финансовых ресурсов в РФПК позволяет стимулировать и объединять государственный, акционерный, частный и иностранный капитал для развития и активизации инновационной деятельности в регионе.
С учётом вышеперечисленного создаются необходимые предпосылки для формирования трехуровневой системы государственного регулирования инновационно-инвестиционных процессов:
I. Государственная система Российской Федерации на базе Российских фондов: фундаментальных научных исследований и фонда технического развития для финансирования приоритетных, фундаментальных НИОКР, имеющих важнейшее государственное значение.
II. Отраслевая система на уровне министерств, ведомств с финансированием инновационной деятельности из внебюджетных фондов, создаваемых за счёт 1,5% отчислений из себестоимости продукции предприятий соответствующих отраслей.
Рис. 2. Структура государственного регулирования науки и инновационной деятельности в России
III. Региональная система в Дальневосточном регионе или в Приморском крае на основе региональных фондов поддержки инновации. Опираясь на эту систему, предприятия регионов смогут чаще получать всестороннюю финансовую и научно-техническую поддержку как из отраслевых внебюджетных фондов своей отрасли, так и из регионального фонда поддержки инвестиций. Не исключена финансовая и научно-техническая поддержка их Российского фонда технического развития при освоении новых видов продукции ресурсосберегающих технологий и военной техники. Это наглядно просматривается на рис. 2 предложенной нами структуры государственного регулирования науки и инновации.
Считаем необходимым переход в РФ на контрактную систему планирования и выполнения приоритетных НИОКР, где заказчиком выступало бы государство, в первую очередь для государственных предприятий оборонного комплекса, включая судостроение и судоремонт. При этом целесобразно возобновить систему государственного развития на 35 лет и более с выделением необходимых инвестиций.
Считаем целесообразным внести дополнения в действующее налоговое законодательство, обусловливающее поддержку развития отраслевой науки в части государственного ее регулирования и предоставления льгот в налоговой кредитно-финансовой политике. Учитывая, что указ президента № 884 от 13.06.96 г., где наука и её результаты рассматриваются как национальное достояние, вполне обосновано создание благоприятных условий и льгот для развития инновации на Дальнем Востоке.
С целью быстрого накопления инвестиций для судоремонта и судостроения целесообразно перейти к ускоренной амортизации основных производственных фондов, которые в основном имеют большие сроки физического и морального износа - от 15 до 30 лет и выше. Это позволит обновить устарелые производственные фонды и одновременно решить в определенной степени проблему дефицита инвестиций.
Исследования показали, что более 50% всех инноваций в США за последние 20 лет осуществляют малые фирмы с численностью до 1000 человек. При этом затраты на инновационные процессы на 1 специалиста-инженера в 2 раза ниже, чем в крупных фирмах.
Для стимулирования приоритетных научных исследований в области экологической, оборонной безопасности, медицины, энергетики и т.п., имеющих высокую степень риска, назрела необходимость перейти к государственному их субсидированию как форме безвозмездного финансирования, или с частичным, до 25-50%, возвратом ссуд государственным инвесторам. Эту форму финансирования вполне реально можно практиковать для поощрения научных исследований, проводимых вузами для предприятий и организаций, муниципальных органов, при разработке инновационных проектов, создании ресурсосберегающих технологий, новых экологически безопасных продуктов питания, средств производства и других социально значимых для региона видов продукции, услуг.
Литература
1. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 1414 от 23.08.1996 г.
2. Управление нововведениями в США. Проблемы внедрения / Отв. ред. Ю.А. Ушаков. - М.: Наука, 1986. - 246 с.
3. Фирсов В. А. Венчурное инвестирование в малый бизнес // США. Экономика, политика, идеология. 1993. № 12. 20с.
4. Шевченко Д.К., Чмиль П.Т. Основы управления инновационной деятельности в рыбной промышленности. - Владивосток: Изд-во ДВГТРХУ, 2000. - 134 с.