Н.Н. АЛЕКСАНДРОВА
ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В исследовании темы национального инновационного развития существует много проблем. К одной из наиболее важных проблем относится то, что само понятие инновационного развития имеет достаточно нечеткие методологические очертания. Практически отсутствует понятийная база, слабо исследовано соотношение между экономической и технологической политикой, нет четкого разграничения между технологической и инновационной политикой, отсутствует разделение целей, задач и механизмов осуществления инновационной политики на федеральном, региональном и предпринимательском уровнях и прочее. Сложность, разноплановость, слабая методологическая изученность проблем инновационного развития, а также специфика масштабности российской экономики и потенциально высокая диверсификация технологических и инновационных возможностей диктуют необходимость выделения того узлового момента, с которого следует начать формирование рамочных принципов инновационного развития Чувашской Республики.
Исследование опыта зарубежных стран позволяет прийти к выводу, что рыночный успех технологической политики (т.е. коммерческий эффект от реализации новых технологий на рынке) определяется прежде всего эффективностью национальной политики по селекции, адаптации и диффузии технологий.
Поэтому с целью выработки модели и подходов инновационного развития Чувашской Республики проанализирован мировой опыт становления, развития и совершенствования инновационной политики.
Выделены 3 модели мировой инновационной политики (стратегий инновационного развития мировых систем, государств); американская (опыт США), европейская и азиатская.
До более подробного описания характеристик каждой модели, выделен ряд общих тенденций инновационного развития мировых систем:
1. Государство выделяет на инновационное развитие и поддержку науки определенную долю своего ВВП.
В развитых странах на протяжении последних десятилетий ХХ в. эта доля составляла от 1% до 4% в зависимости от страны (табл. 1).
Таблица 1
Расходы промышленно развитых стран на науку в 2000 г.
Наименование страны Расходы на инновационное развитие и науку
% от ВВП на душу населения (долл. США)
Великобритания 1,83 397,7
Германия 2,29 527,4
Южная Корея 2,52 365,1
Швеция 3,7 773,8
Япония 3,06 731,3
США 3,59 796,2
2. Отдается предпочтение развитию наукоемких отраслей и услуг.
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все передовые промышленно развитые страны, в результате подробного анализа прямых и косвенных расходов на инновационное развитие в 22 отраслях промышленности ведущих 10 стран (США, Японии, Герма-
нии, Франции, Великобритании, Канады, Италии, Нидерландов, Дании и Австралии) к числу наукоемких отраслей были отнесены 4: аэрокосмическая, производство компьютеров и конторского оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. Что касается сферы услуг, то здесь к наукоемким относятся пять отраслей: современные виды связи, финансовые услуги, образование, здравоохранение и так называемые бизнес-услуги, которые включают разработку программного обеспечения, контрактные инновационные разработки, консультативные, маркетинговые и прочие услуги, используемые при организации и ведении бизнеса.
За 1980-е годы доля наукоемких отраслей в промышленном производстве США и Великобритании выросла с 9% до 11%, а за 1990-е годы поднялась до 14,7% у США и до 12% у Великобритании. У Японии в 1980 г. этот показатель был равен 8%, а в 1997 г. достиг 15,7%. За тот же период у Китая он составил соответственно 7% и 14,8%, а Южная Корея к 1997 г. догнала в этом отношении Японию - 15,8%. Это почти вдвое больше, чем у Франции или Германии, где доля наукоемких отраслей к концу 1990-х годов равнялась примерно 8%.
К началу ХХ1 в. в развитых странах четыре наукоемких отрасли обеспечивали порядка 10-18% общего объема выпуска обрабатывающей промышленности, а наукоемкие отрасли сферы услуг - до 30% общего объема последних в стоимостном выражении (табл. 2).
Сегодня доля наукоемкой продукции российского производства в мировом выпуске много меньше 1%, национальные расходы на науку - около 1% от ВВП, в этом отношении мы находимся на уровне Новой Зеландии, Португалии, Греции.
Технический уровень промышленности и сферы услуг передовых западноевропейских стран незначительно уступает американскому или японскому. А вот по трем основным видам наукоемких услуг - связь, финансы и бизнес - Европа значительно опережает Японию и не так уж много уступает США (табл. 3).
Таблица 2
Доли ведущих стран в мировом производстве наукоемкой продукции, 1980-1997, %
Наименование страны 1980 г. 1990 г. 1997 г. Доля по отраслям производства, %
авиакос- мическая техника компью- терная техника комму- никации фарма- цевтика
США 33 30 32 51 48 23 30
Германия 8 7 5,5 3 1 6 6
Великобритания 7 6 4,4 - - - -
Япония 20 24 22 2 30 28 14
Корея 1,8 3,9 7,2 17 1 7 2
Таблица 3
Мировое производство наукоемких услуг по странам, 2001 г.
Страна, группа Связь Финансы Бизнес Образование Медицина
трлн долл. % трлн долл. % трлн долл. % трлн долл. % трлн долл. %
США 0,3 37 0,54 30 0,96 34 0,03 8 0,24 15
Европа 0,2 23 0,4 22 0,8 28 0,06 15 0,3 18
Япония 0,12 15 0,16 9 0,4 15 0,1 25 0,5 34
Характерными особенностями наукоемких отраслей, определяющими их роль в экономике в целом, являются: темпы роста, в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства; большая доля добавленной стоимо-
сти в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий «цепную реакцию» нововведений в национальном и мировом хозяйстве. Кроме того, наукоемкие отрасли являются приоритетным полем деятельности малых и средних фирм, а также основным объектом вложений рискового капитала.
Американская модель. Как показывает опыт США, основной вектор современной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технологических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост эффективности производства позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности - производства товаров и услуг, соответствующих требованиям мировых рынков при одновременном повышении реальных доходов населения.
Инновационная политика США охватывает следующие направления:
1. Долгосрочная государственная политика стимулирования гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий.
Данное направление государственной политики определяет, что федеральные инвестиции в НИОКР должны рассматриваться не как простая передача средств частному сектору или же оплата государственного заказа на товары и услуги, а как инвестиции, имеющие серьезные экономические и социальные последствия. Основным направлением государственной политики США должна быть поддержка и стимулирование исследований и разработок, требуемых для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в критических для экономики областях, где частный сектор не может получить необходимые результаты или не имеет для этого рыночных стимулов. При этом государство, промышленность и академические организации должны совместно определять указанные критические технологии.
В настоящее время перечень наукоемких технологий и товаров, разработанный Статистическим управлением США (U.S. Bureau of the Census), включает следующие критические технологии:
1) биотехнологию - лекарственные препараты и гормоны для сельского хозяйства и медицины, созданные на основе использования достижений генетики;
2) медицинские технологии, отличные от биологических, - ядерно-резонансную томографию, эхокардиографию и т.п., соответствующие аппараты и приборы;
3) оптоэлектронику - электронные приборы, использующие свет, такие, как оптические сканеры, лазерные диски, солнечные батареи, светочувствительные полупроводники, лазерные принтеры;
4) компьютеры и телекоммуникации - компьютеры, их периферийные устройства (дисководы, модемы), центральные процессоры, программное обеспечение, факсы, цифровое телефонное оборудование, радары, спутники связи и т.п.;
5) электронику - интегральные схемы, многослойные печатные платы, конденсаторы, сопротивления;
6) гибкие автоматизированные производственные модули и линии из станков с ЧПУ, управляемых ЭВМ; роботы, автоматические транспортные устройства;
7) новые материалы - полупроводники, оптические волокна и кабели, видеодиски, композиты;
8) аэрокосмос - гражданские и военные самолеты, вертолеты, космические аппараты (кроме спутников связи), турбореактивные двигатели, полетные тренажеры, автопилоты;
9) вооружение - управляемые ракеты, бомбы, торпеды, мины, пусковые установки, некоторые виды стрелкового оружия;
10) атомные технологии - атомные реакторы и их узлы, сепараторы изотопов и т.д.
2. Активизация формирования и деятельности исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций.
Действующая администрация предприняла решительные шаги по повышению конкурентоспособности страны и национальной промышленности, роли государства в стимулировании экономического роста. Она поставила в центр внимания человека. Функции федерального правительства - развитие научно-технологических партнерств, поощрении кооперации в проведении НИОКР в различных формах: государство - промышленность, государство -университеты или государство - промышленность - университеты.
3. Создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности.
США отличаются одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Новые и развивающиеся фирмы служат основным источником занятости в экономике. Только в 2001 г. в сфере малого бизнеса было создано 1,6 млн, или 64%, из 2,5 млн новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции.
Члены Совета по конкурентоспособности США считают, что целью государственной политики в области создания благоприятного инновационного и предпринимательского климата должно быть поощрение самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором.
Важную роль помимо прямых методов - капиталовложений федерального бюджета в науку и технику - должны играть налоговые кредиты и льготное налогообложение корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. Американские эксперты признают целесообразность постоянного налогового кредита на средства, вкладываемые в НИОКР, и его использования для стимулирования образования научно-технологических партнерств и консорциумов. Налоговый кредит должен оказывать стимулирующее воздействие на эффективное проведение в университетах долгосрочных исследований, критически важных для промышленности. Налоговый кодекс должен использоваться для отслеживания тенденций к увеличению числа краткосрочных исследований в общем объеме научных работ, заказываемых частными фирмами университетам. Налоговый кредит оказывает позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм. Сегодня в некоторых штатах используются налоговые кредиты, достигающие 25% инвестиций. При этом неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до их исчерпания. Под действие налогового кредита в разных штатах также попадают: инвестиции в объединения компаний стартового капитала, обеспечивающих финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса; проведение маркетинговых и технико-экономических исследований для новых продуктов или процессов; разработки бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг.
Также в контексте улучшения предпринимательского климата представителями научно-технических и деловых кругов признается важность для корпораций США списания текущих расходов на собственные НИОКР и их исключения из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а
также проведения ускоренной амортизации их основного капитала - производственных фондов.
Выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР трактуется федеральным законодательством как важнейшая экономическая функция государства. В рамках этого законодательства государство предоставляет частным корпорациям, своим подрядчикам и бесприбыльным корпорациям широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке.
В качестве общих направлений государственной политики по поддержке предпринимательства в инновационной сфере Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие: обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств; оказание технического содействия; совершенствование регулирования в области ценных бумаг; упрощение процедур регистрации и лицензирования; реформирование схем регулирования предпринимательства; создание интеллектуального капитала в университетах штатов; формирование промышленных кластеров; создание благоприятной налоговой среды; совершенствование системы обучения предпринимателей; информационное обеспечение предпринимателей; обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.
Опыт Соединенных Штатов показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни наличие новых высокотехнологичных отраслей не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и пр. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.
Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой любой инновации. Территориальные промышленные кластеры имеют чрезвычайно важное значение для развития предпринимательства. Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов в докладе Совета по конкурентоспособности в 2001 г. В нем говорится: «В эпоху, когда национальные границы становятся менее важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда, приобретают локальный характер».
Важным направлением государственной поддержки на всех уровнях является содействие развитию венчурного предпринимательства. В США обороты предприятий, пользующихся поддержкой венчурного капитала, растут быстрее, чем у 500 крупнейших американских промышленных компаний. Успех этих фирм обусловлен тем, что они осуществляют более высокие расходы на НИОКР в расчете на одного работающего.
Анализ практики венчурного инвестирования в США показал, что, несмотря на то, что венчурное инвестирование продолжительно по сроку (венчурное предпринимательство по высокотехнологичным проектам охватывает в среднем 5-7 лет, что требует политической и экономической стабильности в стране) и характеризуется повышенными рисками, оно соответственно отличается более высокими доходами на капитал. Венчурные инвестиции в предприятия, акции которых, как правило, не зарегистрированы на фондовой бирже и не участвуют в свободном обращении на фондовом рынке, используются преимущественно для проведения НИОКР, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса для получения инвесторами прибыли после выхода акций венчурных предприятий на фондовый рынок или продажи доли в предприятии.
Наиболее активными участниками рынка венчурного бизнеса являются частные инвесторы и крупные финансовые организации, образующие венчурные фонды и нанимающие управляющую компанию, которая от имени инвесторов осуществляет инвестиции, как правило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные на освоение новых технологий.
В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в США используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти фонды образуются на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны - бюджетных, а с другой, - банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.
Отдельного рассмотрения заслуживает всеобъемлющая система государственной поддержки малого бизнеса в США, координируемая Администрацией малого бизнеса. Малый бизнес в США, особенно инновационный, выступает одним из важнейших факторов динамизма и стабильности американской рыночной модели. Американская статистика свидетельствует о том, что эффективность инновационный разработок на малых фирмах выше, а инновационная деятельность интенсивнее, чем в крупных корпорациях. Так, при одинаковом числе ученых и инженеров на 1000 работающих стоимость инновационного продукта, приходящаяся на каждый доллар объема продаж, на больших фирмах примерно в два раза выше. Малые фирмы затрачивают на одного ученого или инженера опять-таки вдвое меньше, чем крупные, хотя зарплата отличается не очень сильно. Фирмы, у которых объем сбыта меньше 100 млн долл., имеют новый вид продукции на каждые 10 млн этой суммы, и это почти в 8 раз больше, чем у всех фирм взятых вместе.
4. Ориентация федеральных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета.
Федеральные лаборатории и другие научно-исследовательские учреждения государства - это важнейший источник научно-технических знаний. Они обладают уникальным научным оборудованием, незаменимым для исследовательской деятельности университетов, частных корпораций и осуществления научно-технических функций правительства, сохранения конкурентоспособных позиций американской промышленности на мировом рынке. В настоящее время общее количество федеральных лабораторий, действующих на территории США, - более 700. При этом осуществляется модернизация всей национальной исследовательской инфраструктуры США.
Европейская модель. В число факторов, определяющих сегодня положение страны в глобальной конкуренции, ведущие западные экономисты включают образование и здоровье населения, развитие науки, возможности
информационной среды и раскрытия созидательных творческих способностей каждого человека, высокое качество жизни, развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность.
Отличительной особенностью европейской модели является характер взаимоотношений «государство - промышленный бизнес». Если в США они достаточно дистанцируются друг от друга, в Европе государство постоянно и довольно тесно взаимодействует с предпринимателями. Характерен в большей мере активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных фирм (что отличает ее от азиатской модели отношений («государство - промышленный бизнес»). Причем эта тенденция европейских государств характерна и для стран «технологического броска», и для исторически признанных лидеров.
В качестве европейской страны, сделавшей «рывок» к мировой конкурентоспособности за счет высокотехнологичного экспорта (стратегия «технологического броска»), нередко приводят Финляндию. Страна быстро и радикально изменила структуру сравнительных преимуществ - с сырьевой на высокотехнологичную - благодаря поддержанной государством долгосрочной стратегии компании «Нокиа». Вместе с тем производство новых средств связи опиралось на ресурсы лесопромышленной отрасли, которая после второй мировой войны планомерно поддерживалась государством (притом, что 80-90% сырья для лесопромышленности заготавливалось в частных лесах). Традиционная отрасль и дальше развивается: ежегодно рост площади лесов на 20-30% опережает вырубку, а лесной фонд страны по запасам самый большой в мире -более 2 млрд куб. м.
Финляндия являет из себя уникальный образец бережного сохранения традиций и умения освоить инновационную культуру как стратегический ресурс развития в XXI в. Сейчас по темпам роста, структуре экономике, уровню комфорта жизни своих граждан Финляндия вышла на одно из первых мест в мире. Инновационная политика страны и сейчас (как 10 лет назад) опирается на использование знаний, новых технологических и организационных решений. Уже третий раз за последние четыре года, по оценке Всемирного экономического форума, Финляндия занимает первое место в рейтинге по Индексу конкурентоспособности для роста. Страна добилась впечатляющих результатов в управлении макроэкономической ситуацией, очень высокие оценки получают ее общественные институты. Более того, частный сектор легко усваивает новые технологии и активно внедряет инновации. Также лидирует страна и в рейтинге по Индексу конкурентоспособности для бизнеса.
Динамичное развитие страны опиралось на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Для этих целей создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий (МСП). Финансовые механизмы этой поддержки, разработанные и реализуемые такой государственной структурой, как «Финвера», а именно -гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование - являются примером пионерных решений. Еще одним результатом глобализации по-фински стало превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.
В результате инновационных преобразований на каждого жителя Финляндии в 2001-2002 гг. приходилась величина ВВП в сумме более 23 тыс. долл. ВВП (в России этот показатель в 10-15 раз меньше.) Честность и прозрачность - определяющие черты нравственного предпринимательства - являются составляющими не только человеческого бытия, но и правил ведения биз-
неса в Финляндии. Страна занимает первое место в рейтинге наименее коррумпированных государств.
Среди исторически сложившихся европейских лидеров можно выделить инновационное развитие Франции. В 19б0-е годы французское правительство сосредоточило свои бюджетные ассигнования на финансировании НИОКР военных нужд - аэрокосмические исследования, разработка ядерного оружия и компьютеров для армии. В 2000-х годах инструменты государственного стимулирования НИОКР для нужд промышленности вышли на первое место. К числу новейших инициатив относятся: создание Национальной сети исследований и инноваций в сфере логистических технологий; программа «ГенОм» (прикладные исследования по теме генетики человека для получения медицинских препаратов); учреждение фондов для стимулирования создания биотехнологических предприятий (создано 5 таких фондов национального уровня и 5 регионального, собравших 120 млрд фр.); образование Фонда поощрения инициатив в области рискового капитала (венчурный бизнес).
В настоящее время основные направления инновационной стратегии Франции в рамках создания благоприятных условий для конкурентоспособности промышленности базируются на резкой активизации политики содействия НИОКР и коммерциализации новых идей, технологий и продуктов. В соответствии с «Планом инноваций» было предусмотрено значительное расширение бюджетных ассигнований на ряд мер:
- создание новых категорий получателей помощи и видов бизнеса (так называемые «бизнес-ангелы» - талантливые изобретатели и проекты «молодых инновационных предприятий»);
- снижение налогов на инвестиции в НИОКР, переход на правила американской системы ускоренных амортизационных отчислений по инвестициям в НИОКР;
- развитие системы кредитования налога на НИОКР и системы региональной помощи инновациям средних и малых компаний через Национальное агентство инноваций;
- улучшение механизма практического применения научных идей (путем содействия налаживанию связей между государственной и промышленной системами НИОКР по линии докторантуры, предоставления премий, совершенствования деятельности служб торгово-промышленной сферы и патентной службы, создания технологических бирж, привлечения государственных ученых к работе на молодые инновационные компании и др.);
- развитие образования, укрепление потенциала промышленных НИОКР (поддержка проектов НИОКР стратегически важных промышленных компаний, развитие сетей НИОКР и технологических инноваций и кластеров);
- создание так называемых «промышленных научно-технических полюсов совершенства» как научно-производственных территориальных комплексов с развитой инфраструктурой.
Азиатская модель. В мировой практике известен пример такой успешной национальной политики, направленной на селекцию технологий для получения высокого коммерческого результата на рынке - это политика многих азиатских стран, которые избрали «догоняющий путь» экономического развития. Основы модели «догоняющего развития» были заложены Японией, которая достигла высоких результатов в экономическом развитии в условиях ограниченности ресурсов, опираясь на заимствованные технологии.
Крупномасштабное, стандартизированное производство, освоенное по заимствованным технологиям и рационально размещенное на территории страны, а также имеющее экспортную направленность (что особенно важно
ввиду низкого платежеспособного спроса внутри страны), являлось для Японии практически безальтернативным вариантом развития.
Сейчас для Японии (как и для других восточноазиатских стран) имитационный путь развития исчерпан. Высокие доходы населения, значительно выросший валютный курс национальной денежной единицы, усиление конкуренции со странами, «идущими японским путем» в направлении использования своей дешевой рабочей силы в стандартизированном производстве, необходимость освоения новой модели конкурентоспособности и производства товаров по «радикальным» технологиям, рост внутренних доходов и многие другие факторы диктуют Японии необходимость освоения нового пути - пути страны-инноватора. Это путь риска, неопределенности, значительных затрат, высокой утечки результатов за пределы страны, растущей сложности управления процессами экономического и технологического развития и поддержания устойчивого развития национальной системы.
Другим наиболее ярким примером такой же азиатской модели инновационного развития является Южная Корея. Эта государство входит в ряд стран, продемонстрировавших миру «экономические чудеса». «Историю успеха» страны связывают с высокими темпами роста ВНП на душу населения - более 5 тыс. долл. и 13-е место в списке ведущих торговых государств мира. Государственная политика инновационных преобразований страны была построена на увеличении накоплений, расширении экспорта, содействии вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечении инвестиций и технологий из-за рубежа, максимум усилий для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы.
1. Основная ставка - на всемерное поощрение экспорта.
Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам, только в 1970-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП - 1962-1966 гг., 46% от ВНП - 1977-1981 гг.
2. Реализация программы «целевого развития». Начиная с 1970-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания: машиностроение; электроника; текстильная промышленность; черная металлургия; цветная металлургия; нефтехимия; кораблестроение.
3. Привлечение из-за рубежа современных технологий.
Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок. В Южной Корее был создан Консультационный центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предварительные оценки «know how», намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов.
Проведенный анализ позволил сформировать модель инновационного развития Чувашской Республики, возможно, в чем-то оригинальную, в чем-то базирующуюся на мировом опыте и традиционных направлениях развития инновационности государства (рисунок). В главном все подходы схожи - главным источником стабильного процветания являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, основной производственный ресурс -знания и технологии.
Литература
1. Доклад С.А. Обозова, заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, «Стратегическое видение инвестиционного развития Поволжского макрорегиона» (2004 год).
2. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003. 376 с.
3. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. XII, 308 с. (Сер. «Менеджмент для лидера»).
АЛЕКСАНДРОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА родилась в 1970 г. Окончила Чувашский государственный университет. Начальник Управления инноваций и качества Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики. Область научных интересов - инновационное развитие региона.