Инновационное развитие
Удк 339.72.053
инновационный вектор развития группы стран брикс после кризиса*
В. А. СЛЕПОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен Е-mail: kaffin@rea. ru
Е. М. ПЕТРИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен Е-mail: petrikova@mail. ru Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
В статье раскрываются основные приоритеты и направления экономического развития стран БРИКС1 до и после кризиса. Сделан анализ имеющегося в мировой экономике международного опыта экономических преобразований, осуществляемых государством и бизнесом для роста инновационной составляющей. Рассмотрены основные формы и инструменты инновационного развития в развитых странах.
Ключевые слова: страны БРИКС, инновации, инновационный лифт, антикризисная политика.
Несмотря на все преобразования и начинания со стороны государственной власти, привлечение частного капитала к этому процессу и создание новых институциональных форм взаимодействия государства и бизнеса, в нашей стране все еще отсутствует четкое понимание основ и конструкции инновационной экономики. Поэтому вряд ли можно
* Данная работа подготовлена при государственной финансовой поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2011) - грант Президента РФ (МК-2393.2011.6).
1 БРИКС (англ. BRICS) - группа из пяти быстроразвивающих-ся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
ожидать быстрого экономического прорыва в таких условиях. Ведь увеличение объемов внешней торговли не может быть причиной оптимистического ожидания роста ВВП. Кроме того, отсутствие позитивных тенденций в мировой экономике, сильная привязка экономики к ценам на энергоресурсы и их последовательное снижение будут способствовать замедлению темпов развития американской, европейской, японской и китайской экономик. И как результат - во всем мире. Исключением в сложившейся ситуации станет группа стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), которые уверенно претендуют на ведущие позиции в мировой экономике.
Главные плюсы динамично развивающихся перед кризисом стран БРИКС:
- заметный экономический рост;
- растущее внутреннее потребление;
- накопление валютных резервов.
В 2010 г. около четверти мирового ВВП приходилось на долю Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР. Около 50 % прироста мирового ВВП, в том числе в сложный посткризисный период, обеспечивалось именно в странах БРИКС. Показатели
соотношения государственного долга и ВВП в этих странах самое низкое по сравнению с США, ЕС и Японией, показатель ВВП на душу населения - самый высокий. Частное потребление здесь растет быстрее, чем в других странах, а количество домашних хозяйств с годовым доходом 10 тыс. долл. увеличилось с 11 % в 2005 г до 30 % в 2010 г Чтобы конкурировать с развитыми государствами, страны БРИКС одновременно сделали упор на следующие сферы:
- образование;
- иностранные инвестиции;
- внутреннее потребление;
- предпринимательство.
Экономика стран группы БРИКС перед мировым финансовым кризисом демонстрировала более высокие темпы роста, чем экономики развитых государств (США, ЕС и Япония). А в абсолютном выражении некоторые показатели стран БРИКС были сопоставимы с показателями экономик указанных стран (рис. 1, 2). В посткризисный период произошло снижение экономической активности во всех экономиках. Однако наибольшее снижение демонстрировали ведущие страны мира.
Китайская экономика имеет наиболее стабильное положение среди всех стран группы БРИКС. С одной стороны, китайскую экономику страхуют максимальные резервы (более 3 трлн долл.), а с другой - Китай имеет серьезную поддержку из-за рубежа в виде стабильных поступлений от экспорта и притока капитала. Именно Китай, а впоследствии и Индия, по мнению экономистов, будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг в будущем. А Бразилия (соя, железная руда) и Россия (нефть, природный газ) станут доминирующими поставщиками сырья. Россия в этой группе стран в среднесрочной
перспективе имеет достаточно высокие риски из-за возможного отрицательного сальдо счета текущих операций (в результате снижения экспорта), сочетающегося с набирающим обороты оттоком капитала из страны, даже несмотря на международные резервы, размер которых уже превышает 0,5 трлн долл. (рис. 2).
В условиях последнего мирового финансового кризиса предпочтение стран в выборе способов преодоления его последствий было отдано активной государственной помощи в виде крупных финансовых средств для поддержки проблемных секторов экономики. Весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых ведущими государствами мира, условно можно разделить на три основных блока:
1) финансовые вливания с целью рекапитализации банковской системы и реального сектора экономики;
2) меры по смягчению социальных последствий кризиса:
- увеличение пособий по безработице;
- различного рода льготы и субсидии для нуждающихся и малоимущих, включая снижение налогов, и т. п.;
3) меры, ориентированные на подготовку благоприятных условий для послекризисного развития:
- совершенствование инфраструктуры;
- стимулирование разработки энергосберегающих технологий, поиска возобновляемых источников энергии и создания экологически безопасного производства;
- дополнительное финансирование образования, науки, здравоохранения и т. д.
Антикризисная политика США была самой мощной среди всех рассматриваемых стран мира как в абсолютном (около 1,5 трлн долл.), так и в относительном (около 10 % ВВП) выражении (рис. 3). Однако
Рис. 1. Платежный баланс развитых стран и ЕС в 2000-2009 гг., млрд долл.: а - США; б - ЕС; в - Япония
рис. 2. Показатели платежного баланса стран БРИКС в 2000-2009 гг., млрд долл.: а - Бразилия; б - Россия; в - Индия; г - Китай; д - ЮАР
1 бОО
1 400
1 200
1 ООО
600
400
200
12
10
- 8
- 4
рис. 3. Соотношение объемов антикризисных мер в развитых странах и странах
БРИКС:
1 - млрд долл.; 2 - в процентах к ВВП
более 70 % всего финансирования было представлено косвенно, в целях усиления государственного сектора -в виде налоговых возвратов и снижения налогов, сохранения рабочих мест в государственном секторе и повышения качества государственных услуг.
Антикризисная политика стран БРИКС строилась преимущественно на решении следующих задач:
- поиск инструментов по преодолению негативных тенденций;
- повышение стабильности;
- стимулирование экономического развития.
Как и в ведущих экономиках мира, благодаря значительным антикризисным финансовым вливаниям государства в экономику стран БРИКС удалось справиться с негативными тенденциями, возникшими на волне мирового кризиса. Правительства этих государств при проведении экономической политики в посткризисный период были ориентированы на:
- использование накопленных международных резервов;
- сдерживание инфляции;
- наращивание капитальных расходов бюджета;
- стимулирование спроса внутри экономики. Причем внутренний рост был ориентирован
преимущественно на расширение потребления, а не на приток инвестиций в страну, увеличение валово-
го накопления или выпуск конкурентоспособной на мировом рынке национальной продукции.
Основы инновационного развития в таких странах БРИКС, как Китай и Индия, были заложены еще до кризиса 2008 г. за счет роста инвестиций в наукоемкие отрасли экономики. Например, в Китае за последние 10 лет расходы на научные исследования и разработки увеличивались примерно на 21 % в год. В настоящее время они составляют около 2 % ВВП. В остальных странах БРИКС экономический рост носит в основном сырьевой характер.
Россия живет за счет экспорта таких сырьевых товаров, как нефть и газ. Однако общеизвестно, что источники энергии меняются раз в 50-70 лет: сначала был уголь, сейчас нефть и газ, затем будет ядерная энергетика. Устойчивого драйвера роста в российской экономике пока нет. Поэтому для усиления конкурентоспособности РФ необходимо снижение сырьевой зависимости за счет решения следующих задач:
- создание новых отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью;
- модернизация и обновление имеющегося производства;
- расширение практики использования и внедрения инновационных разработок бизнес-сообществом;
- стимулирование совместных разработок бизнеса и государства в новых сферах деятельности.
Анализ международного опыта экономических преобразований, осуществляемых государством и бизнесом для роста инновационной составляющей в экономике, позволяет выделить англосаксонскую, европейскую, скандинавскую и азиатские модели инновационного развития.
Англосаксонская модель (США, Великобритания, Австралия и др.) имеет нацеленность на поддержку малых и средних инновационных компаний, развитие финансового рынка, венчурных фондов и сети бизнес-ангелов, что обеспечивает гибкость инновационной системы, возможность оперативно реагировать на новые технологические вызовы. При этом уровень вмешательства государства в регулирование рынка инноваций в целом невысок. Оно просто устанавливает правила игры и обеспечивает нормальные условия для конкуренции.
Европейская (континентальная) модель (Франция, Германия, Италия, Испания и др.) - ключевыми субъектами инновационного процесса являются крупные компании и организации. При этом роль государства в формировании инновационной поли-
тики, финансировании и регулировании инновационной сферы высока.
Скандинавская модель (Финляндия, Дания, Швеция) ориентирована на развитие нишевых инноваций, где позиции фирм этих стран особенно сильны. С этой целью происходит формирование партнерских отношений между различными участниками инновационного процесса на основе технологической, научно-исследовательской и территориальной кооперации (кластеров). Государство в данной модели помогает установлению подобных партнерских связей и финансирует ранние стадии НИОКР.
Азиатская модель (Япония, Республика Корея и др.) - развитие инноваций внутри крупных многоотраслевых корпораций, связанных с банковским сектором. Как правило, инновации заимствуются за границей и улучшаются. Государство при этом должно создать сильную финансовую систему и обеспечить долгосрочными финансовыми ресурсами (через стратегический банк-партнер).
Страны группы БРИКС сложно отнести к какому-то определенному типу из представленных моделей. Стартовые особенности инновационного развития этих стран следующие:
- высокая доля (от 60 до 90 %) государственных ассигнований на инновационные исследования и разработки по сравнению с незначительными частными вложениями;
- в условиях ограниченного объема расходов на НИОКР (около 2 % ВВП) каждая из стран БРИКС стремится к наращиванию собственных возможностей по проведению всего цикла НИОКР;
- содействие малому и среднему бизнесу в процессе внедрения инноваций и создание инновационных кластеров.
Рассмотрим, какие преобразования происходят в странах группы БРИКС.
За последние 20 лет в Бразилии было создано около 400 технопарков, в которых сконцентрировано 6,3 тыс. организаций и фирм с 35 тыс. рабочими местами и ежегодным оборотом в 2,5 млрд долл. Центральным местом программы по инновационным преобразованиям является принятая в 2007 г. правительством Бразилии и реализуемая с 2009 г. программа «Первая инновационная компания» (Prime) по поддержке фирм, занятых в области разработки инновационных технологий. Данная программа действует под эгидой министерства науки и технологий и реализуется Агентством по
финансированию исследований и проектов (Finesp) Бразилии в сотрудничестве с 25 крупными технопарками, расположенными на территории всей страны. Целью технопарков является стимулирование развития компаний, занятых в сфере инновационных технологий. В 2011 г. правительством планируется инвестировать в Prime более 10 млрд долл. Это на 21 % больше выделенной в 2010 г. суммы, в том числе на создание еще 49 технопарков, из которых 17 находятся в стадии строительства, 32 - в проекте. Инвестиции будут также направлены на развитие малых и средних предприятий с большим потенциалом научного роста и на увеличение количества новых проектов в таких сегментах применения инновационных технологий, как телекоммуникации, фармацевтика, нефтехимия, IT-технологии и т. д.
Благодаря стабильному экономическому росту в Бразилии в настоящее время открыты и функционируют инновационные кластеры, на территории которых развернуты научные центры и лаборатории известных мировых ТНК. Многие из инновационных кластеров сотрудничают с Finesp, являясь стратегическими партнерами агентства и операторами программы «Первая инновационная компания».
Инновационная программа развития Индии - самая разнообразная среди стран БРИКС. В 2010 г. для регулирования государственной политики по инновационному развитию здесь был создан Национальный инновационный совет, основными задачами которого являются:
- разработка «дорожной карты» инновационного развития Индии в 2010-2020 гг.;
- содействие малому и среднему бизнесу в процессе внедрения инноваций;
- создание и координирование работы отраслевых и региональных советов по инновациям;
- создание инновационных кластеров и т. д.
В рамках кластерной политики индийского правительства, начавшейся в 2000 г., действуют 24 программы, насчитывающие более 1 200 кластеров. На реализацию программ было выделено около 1,4 млрд долл. Их важнейшими целями стали:
- снижение уровня бедности;
- создание новых рабочих мест;
- укрепление конкурентоспособности предприятий.
В 2007 г. была инициирована пятилетняя программа по содействию развитию инновационных кластеров в Индии. Главными задачами программы являются:
- содействие инновационному развитию малых и средних предприятий для поощрения научно-исследовательской работы;
- обучение внедрению новых продуктов, технологических процессов, технологий и услуг путем содействия межфирменным и межведомственным связям, относящимся к тематике соответствующих кластеров.
В 2009 г. было разрешено создавать технологические инкубаторские центры всем научным образованиям, что, с одной стороны, позволило создать высококачественную инфраструктуру и экосистему предпринимателям, с другой - способствовало быстрому практическому внедрению инновационных продуктов.
Из основных правительственных программ, направленных на поддержку инновационной деятельности, высокотехнологичных отраслей промышленности и научно-технических разработок, можно выделить следующие:
- инициатива по достижению Индией технологического лидерства в новом тысячелетии;
- программа развития предпринимательства в сфере инновационных технологий;
- программа развития технологий и инноваций;
- программа углубления исследований в высокотехнологичных отраслях и др.
В настоящее время в Индии разрабатываются национальная инновационная программа и закон об инновациях, которые подразумевают создание интегрированного научно-технологического плана мероприятий по оказанию поддержки государственно-частному партнерству и финансированию инноваций. В соответствии с законопроектом планируется создание специальных инновационных зон в целях концентрации предприятий, вовлеченных в научные, математические, технологические и инжиниринговые исследования или услуги в целях инновационного развития.
Китайская инновационная программа развития - наиболее мощная и структурная среди стран БРИКС. В инновационной политике руководство КНР определяет космическую и авиационную промышленность одним из приоритетов развития. Китай предполагает, что к 2020-2030 гг. станет одним из мировых лидеров в области производства космической техники и оказания отечественным и зарубежным потребителям коммерческих услуг по авиаперелетам (треть мирового рынка). Для этого в
отрасли основной акцент делался на наращивании собственных возможностей по проведению всего цикла НИОКР. По китайским прогнозам, сумма расходов на НИОКР в 2020 г. возрастет до 2,5 % ВВП. Для реализации этого замысла Китай развивает стратегическое сотрудничество с Россией, США и странами ЕС. По мнению экспертов, в 2020 г. Китай будет тратить на исследования и разработки столько же, сколько США, и на треть больше, чем страны ЕС.
При определении перспективных направлений взаимодействия России с Китаем упор сделан на развитии следующих отраслей национальной экономики:
1) энергосбережение (разработка и внедрение оборудования с повышенным КПД и возможностью регенерации природных ресурсов для охраны окружающей среды);
2) новое информационное оборудование:
- мобильная связь следующего поколения;
- широкополосный доступ;
- интернет-оборудование;
- системы безопасности телекоммуникационных сетей;
- интегральные микросхемы;
- новые типы мониторов, ПО, серверов и др.;
3) биотехнологии:
- разработка и производство лекарств против эпидемиологических и других серьезных заболеваний, препаратов химической фармацевтики и китайской традиционной медицины;
- производство нового медицинского оборудования и материалов;
- «зеленая» сельскохозяйственная продукция;
- морские биотехнологии и др.;
4) производство высокотехнологичного комплектного оборудования:
- магистральные и региональные самолеты;
- строительство авиационной инфраструктуры;
- создание спутниковых систем связи, пассажирского и городского рельсового транспорта;
- производство оборудования и инфраструктурных объектов освоения морских ресурсов и др.;
5) новые источники энергии (разработка и внедрение новых видов оборудования для атомной, солнечной, ветряной энергетики);
6) новые материалы:
- разработка и внедрение материалов с возможностями редкоземельных элементов;
- создание новых изоляционных материалов;
- производство осветительных элементов на основе полупроводников;
- разработка новых керамических материалов, сверхпрочного стекла, новых видов стали, строительных пластмасс и др.;
7) автомобилестроение на альтернативных источниках энергии:
- инновационные виды аккумуляторов, двигателей, электроуправления;
- гибридные автомобили;
- транспортные средства на электрическом приводе;
- новые виды сопутствующего оборудования.
До 2015 г. долю добавленной стоимости указанных стратегических отраслей в ВВП Китая планируется довести до 8 %, к 2020 г. - до 15 %. Среди расходов на инновации доля высокотехнологических отраслей составляет 26,3 %. Из них на авиационно-космическую отрасль приходится 1,2 %, компьютерное и офисное оборудование -4,8 %, телекоммуникационное оборудование -17,1 %, медицинское оборудование и приборы -0,6 %, фармацевтику - 2,8 %.
Развитие высокотехнологичных отраслей производства в КНР позволит сформировать новые «точки роста» с упором на поиск альтернативных источников энергии, ее экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуникационных систем, современного сервиса, производства новых лекарственных препаратов.
В КНР преобладает так называемая «французская» концепция организации промышленных кластеров, основанная на бизнес-партнерстве при руководящей роли государства. Промышленные кластеры к настоящему моменту достигли высоких производственных результатов и играют значительную роль в индустриальном развитии регионов Китая. На данном этапе перед китайской экономикой стоит задача преобразования «традиционных» промышленных кластеров в инновационные. Они должны обладать следующими отличительными особенностями.
1. Инновационные кластеры производят не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию. Целью деятельности инновационных кластеров является не только создание производственной цепочки на базе традиционных связей и ресурсов, но и вхождение в глобальную сеть создания продуктов на основе применения новых технологических достижений.
2. Инновационные кластеры призваны аккумулировать научный и производственный потенциалы различных предприятий и организаций для создания единой цепочки выпуска инновационной продукции. Промышленным кластерам свойственна профильная ориентация при достаточно простом организационном устройстве, а в инновационном кластере объединяющим моментом служит комфортный инновационный климат с многообразием форм сотрудничества его участников.
Инновационная политика ЮАР в отличие от остальных стран БРИКС была разработана еще до кризиса. Десятилетний план развития науки и ее материально-кадровой базы на 2008-2018 гг. «Инновационный путь к экономике знаний», подготовленный министерством науки и технологии и одобренный правительством, призван перевести экономику страны на вектор инновационного развития. В том числе повысить вклад научно-технического прогресса в экономический рост с 10 до 30 % и увеличить долю наукоемких и использующих передовые технологии отраслей в экспорте страны с 30 до 55 %.
Для содействия реализации намеченных планов создаются, в частности, национальные инновационное и космическое агентства. Они дополнят существующие структуры государственной поддержки науки и научные советы.
Научно-производственные и финансовые составляющие этого плана ускорения инновационного развития страны впечатляют. Предполагается, что Южная Африка, опираясь на свой экономический потенциал и богатейшие минеральные и биологические ресурсы, сможет совершить рывок в развитии наукоемких отраслей экономики, включая такие их компоненты, как ИТ, био- и нанотехнологии, фармацевтика, ядерная, «чистая» угольная и водородная энергетика, а также космические исследования. В соответствии с программой ассигнования на НИ-ОКР в ЮАР должны в ближайшие годы превысить 1 % ВВП (свыше 2 млрд долл.). К 2018 г. эти расходы намечено довести до 2 % ВВП.
В России в отличие от ЮАР в настоящее время все еще отсутствует четко сформулированная промышленная и научно-техническая политика, включающая источники финансирования инноваций и модернизации экономики. Анализ бюджетных потоков позволяет говорить о выделении средств (не более 2,5 % ВВП), которые могут быть направлены в ближайшее время на модернизацию и инновации в российской экономике (см. таблицу). Размер ин-
Укрупненные статьи доходов и расходов государственного бюджета РФ в 2012-2014 гг., в процентах к ВВП
Показатель 2012 2013 2014
Доходы федерального бюджета 16,5 16,1 17,4
Расходы на национальную безопасность и оборону 3,3 3 3,5
Расходы на социальную сферу 7,1 6,9 7,2
Расходы на заработную плату бюджетникам 2,7 2,7 3
Межбюджетные трансферты 0,9 0,9 1
Расходы на модернизацию 2,5 2,6 2,7
и инновации
вестиций в относительном выражении сопоставим с аналогичными инвестициями стран БРИКС. Однако в абсолютном выражении сильно отстает от них.
Также серьезно отличается от аналогичных показателей зарубежных стран российская структура финансирования научных исследований и разработок. Более 60 % всех ассигнований приходится на государственный сектор экономики, в то время как в ведущих странах мира (ЕС, США, Япония) от 50 до 80 % научно-технических разработок финансируется за счет негосударственного сектора экономики (рис. 4). Несмотря на то, что аналогичная тенденция наблюдается во всех стран БРИКС (доля государственных инвестиций варьируется от 70 до 90 %), исключение составляет Китай, который благодаря развитию промышленности смог увеличить долю частного сектора в расходах на НИОКР до 30 %.
Основная доля (более 30 %) российских НИОКР осваивается государственными научно-исследовательскими учреждениями. А доля исследований и разработок, проводимых вузами в России, незначительна (около 6 %) по сравнению с аналогичными показателями развитых стран (около 10 % - в Японии и США и 25 % - в европейских странах).
В структуре финансирования российских НИОКР существенная (около 10 %) доля отводится иностранным инвестициям. Для России по сравнению с остальными странами БРИКС наибольшее значение имеют механизмы прямого инвестирования, наиболее перспективными из которых являются:
- венчурное финансирование;
- проектное финансирование;
- концессионные соглашения.
Также стоит отметить, что для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций требуется устранение инфраструктурных ограничений в российской экономике путем перераспределения
Индия Япония ЕС Россия Китай Бразилия ЮАР
I Государственный сектор ■ Негосударственный сектор Сектор «остальной мир»
Рис. 4. Источники финансирования НИОКР в ведущих странах мира, в процентах к ВВП
бюджетных ресурсов в пользу развития и модернизации инфраструктуры, включая развитие транспорта, связи, энерго- и водоснабжения.
Особое внимание при создании и реализации инновационной составляющей в российской экономике уделяется малым и средним предприятиям (МСП). В РФ создан «инновационный лифт» для непрерывного финансирования российскими институтами развития инновационных проектов МСП на всех стадиях их становления. В соответствии с данным механизмом функции «генераторов» проектов, отбирающих наиболее перспективные разработки отечественных специалистов, взяли на себя Росмолодежь, Российская венчурная компания (РВК), ОАО «Роснано» и Агентство стратегических инициатив (АСИ). Информационную поддержку в рамках соглашения оказывают организации «ОПОРА России» и «Российская ассоциация венчурного инвестирования». В 2010 г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданный для поддержки молодежных инновационных проектов, оказал содействие 44 заявкам на общую сумму 50 млн руб. Восемь из этих проектов взял для дальнейшего сопровождения Фонд посевных инвестиций РВК. Еще 13 перспективных разработок с требуемым объемом инвестиций в 14,3 млрд руб. были приняты ОАО «Роснано». Свыше 30 других проектов находятся там на рассмотрении. На следующей стадии инновационные проекты должен подхватывать Российский банк развития. Им разработана программа «Финансирование для инноваций и модернизации», кредит по которой признанные перспективными проекты могут получить через 130 банков-партнеров во всех частях страны. Сами эти банки финансируются под 1/3 ставки рефинанси-
рования Банка России, а конечному потребителю эти деньги обходятся не более чем в 10 % годовых. Верхним этажом «инновационного лифта» является площадка рынка инноваций и инвестиций, созданная ММВБ. В 2010 г. на данный рынок выведено восемь новых эмитентов, а общий объем привлеченных ими на рынке средств составил 2,6 млрд руб.
Анализ опыта стран группы БРИКС позволяет определить новые формы и инструменты развития. Инновациям необходимо уделить большее внимание, чтобы применить имеющуюся передовую практику в условиях российской экономики. По мнению авторов, следует выделить следующие направления работы:
- формирование стратегических инициатив для промышленной политики страны на федеральном уровне, обеспечивающей развитие инновационных отраслей российской промышленности в регионах и определение передовых отраслей для модернизации (авиастроение и вертолетостроение, судостроение, вооружение, программное обеспечение, образовательные услуги, атомная энергетика, биотехнологии);
- создание атласа инновационных и приоритетных проектов, позволяющего сформировать кластерные территории, развивающие определенную направленность деятельности таких образований и формирующие соответствующую инфраструктуру для будущего долгосрочного развития;
- увеличение внутренних затрат на инновационные исследования и разработки в стране (вложения всех экономических агентов, включая систему образования, некоммерческий и государственный сектора, бизнес и зарубежные гранты и инвестиции) в зависимости от конкретного результата в следующей пропорции: 70 % инвестирует бизнес, 30 % - государство;
- перенос центра ответственности как основной движущей силы инновационного технологического развития с государства на бизнес путем законодательного освобождения средств, направленных на инновационные разработки (выведение из-под налогообложения наравне с закреплением обязательств предприятий достичь 20 % доли инноваци-
онной продукции в общей выручке предприятия в течение трех лет);
- создание отраслевых фондов, формирующихся за счет отчислений предприятий из выручки (1-3 %) на последующее финансирование НИОКР и объединенных в федеральном фонде технологического развития (следует также предусмотреть освобождение данных средств из-под налогообложения);
- обеспечение поэтапного выстраивания инструментов развития и поддержки инноваций на всех стадиях их вызревания: от зарождения идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок с помощью объединения усилий государства, науки и бизнеса в разработке и производстве уникальной продукции технологического развития.
По мнению авторов, для создания полноценных инновационных институтов и структур в России необходимо:
- организовать масштабную подготовку научных кадров на основе передовых разработок науки и техники;
- улучшить качество отечественных НИОКР за счет совместных вложений и разработок государственного и частного секторов;
- постоянно совершенствовать механизм международного информационного обмена по инновационным достижениям со странами БРИКС для повышения конкурентоспособности в мировой экономике.
Список литературы
1. Международный финансовый рынок: учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой. М.: Магистр. 2007.
2. Петрикова Е. М. Платежный баланс России: учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова. М.: Изд. РЭА. 2007.
3. Balance of payments and International Investment Position Manual (Draft). 6th ed. Statistics Department IMF. December 2008.
4. International Financial Statistics - IFS Yearbook English Edition. IMF. Washington D. C. 2011.
5. URL: http://www. imf. org.