Научная статья на тему 'Государственное содействие инновациям в зарубежных странах'

Государственное содействие инновациям в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное содействие инновациям в зарубежных странах»

Государственное содействие инновациям в зарубежных странах

НЮ. Рудь

Кандидат экономических наук, доцент (Пятигорский государственный технологический университет, г. Пятигорск)

Инновации служат основой роста конкурентоспособности отдельных предприятий, отраслей и экономики в целом. По экспертным прогнозам, в течение ближайших 15 лет объем реализации продукции высокотехнологичных товаров в мире приблизится к 10 трлн долларов, а топливно-энергетических - достигнет лишь 1 трлн долларов. То есть уже существующий между этими секторами разрыв увеличится в 10 раз. Страны, способные предложить мировому рынку принципиально новые товары и услуги, получат колоссальные конкурентные преимущества, а остальные окажутся на периферии мировой экономики. [1].

Переход на инновационный путь развития тесно связан с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Как показывает мировой опыт, 80% всех научно-технических разработок осваивают малые фирмы через так называемые венчурные проекты. Мобильность малых фирм позволяет им быстрее перестраиваться на производство новой продукции. Эта деятельность должна быть целенаправленной, осуществляться с применением инструментария промышленной политики государства.

В странах Евросоюза в дополнение к помощи, оказываемой национальными правительствами, предприниматели получают финансовую помощь за счет бюджета ЕС. Вместе с тем правительства должны уведомлять Комиссию ЕС о национальных мерах поддержки и последней принадлежит право их разрешать, изменять или запрещать в зависимости от совместимости с принципами рыночной экономики и регулирования общего рынка.

В интересах сокращения конфликтных ситуаций Комиссия разработала унифицирован-

ные требования к национальному субсидированию отдельных отраслей хозяйства, которые могут служить ориентиром для инвестиционной и инновационной политики ЕС. К таким требованиям относятся разрешение на предоставление субсидий лишь в случаях, когда это оправдано социально-экономическими проблемами, для содействия долгосрочному решению последних и повышению эффективности предприятий, а также в целях создания новых предприятий и развития НИОКР [2].

Наиболее распространенными средствами государственной помощи являются следующие: прямые дотации предпринимателям, налоговые льготы, в том числе дифференцированное налогообложение в зависимости от размера предприятия, частичное освобождение и отсрочка в уплате налога, разрешение на создание необлагаемых налогом фондов и др., удешевленные и/или продленные кредиты и гарантии их получения, списание задолженности, привлечение государственных средств для совместного с частным капиталом финансирования проектов, обеспечение предприятий государственными заказами, гарантирующими рынок сбыта и помощь в области совершенствования управления предприятием и повышения квалификации его персонала.

Выбор тех или иных средств помощи осуществляется обычно на основе результатов исследований, позволяющих уяснить проблемы конкретных групп предпринимателей и рекомендовать оптимальные способы их решения. Наибольшие ассигнования выделяются предприятиям, помимо помощи сельскому хозяйству для поддержки инновационных промышленных компаний, расширяющим инвестиционную деятельность.

Основными формами поддержки промышленных компаний являются меры по содействию капиталовложениям, включая финансирование прединвестиционных обследований и технико-экономических обоснований, гарантирование инвестиций, распространяющееся обычно на некоммерческие риски (на случай войны, экспроприации собственности и т. д.), создание фискальных стимулов для развития инвестиционной активности, предоставление льготных кредитов, учреждение инвестиционных корпораций с государственным участием.

Поддержка оказывается главным образом предприятиям, осваивающим новые производственные технологии и новые виды продукции. Разрабатываются также специальные программы инвестиционной помощи национальным компаниям, осуществляющим капиталовложения за границей, или предусматривается такая помощь в общих программах стимулирования инвестиций.

Все большее внимание правительства развитых стран уделяют помощи инновационным малым предприятиям. Это связано не только с обострением конкуренции и стремлением крупных компаний к доминированию на рынке и, следовательно, с необходимостью поддерживать здоровую рыночную и социальную среду (создание новых рабочих мест), но и с тем, что в эпоху быстрого научно-технического прогресса у малых предприятий, активнее воспринимающих новую технологию и охотнее идущих на коммерческий риск, проявились широкие возможности инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности производства. В итоге можно говорить о новом этапе развития малого предпринимательства.

Финансирование НИОКР в западноевропейских странах, как и во многих других, осуществляется преимущественно частным сектором, но и правительство оказывает предприятиям в этом существенную помощь. Наибольшее и примерно равное участие в источниках финансирования НИОКР принимают правительства Италии и Франции (по 13%); значительно меньшее участие - принимает правительство ФРГ. В этой стране ежегодно расходуются максимальные суммы на НИОКР в Западной Европе: в конце 90-х годов - свыше 20 млрд. долл. (в США и Канаде соответствующая доля находится примерно в тех же пре-

делах, как в западноевропейских странах, а в Японии составляет немногим более 1%). Поскольку перечисленные страны являются основными инвесторами в НИОКР в Европе, средняя доля их правительств в финансировании этой сферы - около 10% - может считаться уровнем государственного финансирования НИОКР в ЕС.

В процессе роста притока ПИИ и смены технологических укладов в рамках отдельных стран формируются и развиваются национальные инновационные системы (НИС). НИС

- это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ -мелкие и крупные компании, университеты, государственные лаборатории, технопарки и бизнес-инкубаторы. Другая часть НИС - это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [3].

Приоритетное отношение государства к развитию науки на протяжении нескольких десятилетий оказало сильный и глубокий кумулятивный эффект: усилились позиции государства в научно-технической сфере, изменились традиционные механизмы взаимодействия отдельных секторов НИС, повысилась роль науки в общественно-экономическом развитии.

Определение и ранжирование приоритетов научно-технического развития и принятие решений о финансировании крупных государственных программ прочно встроено в политический, законодательный и бюджетный процесс развитых стран. Соответствующие механизмы согласования интересов предполагают участие влиятельных политических сил и наиболее весомых участников инновационного процесса - представителей министерств и ведомств, финансирующих инновационные разработка (ИР), крупных корпораций - подрядчиков, мелких наукоемких компаний, интересы которых, как правило, хорошо представлены в парламентах, а также лидеров научного сообщества. Эти процессы в последнее десятилетие все более активно опираются на разнообразные аналитические методы - прогнозирование по методу Дельфи; составление перечней критических технологий, привлекающих боль-

шое число экспертов из научного сообщества. Примерно теми же подходами руководствуются ТНК при инвестировании в сферу НИОКР того или иного региона/страны [4].

Важной функцией государства в развитых странах стало создание благоприятных условий для инновационной деятельности предпринимательского сектора. Для реализации этой функции используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

- включение затрат на ИР частного сектора в себестоимость продукции;

- списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;

- применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и на привлечение малого и среднего предпринимательства к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

- льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, включая проекты с участием глобальных ТНК, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования;

- безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для малого и среднего предпринимательства), а также для создания научной инфраструктуры в регионах.

Рассматривая перспективы притока ПИИ в инновационную сферу конкретной страны следует отметить, что в целом объемы и приоритеты научных исследований в корпоративном секторе определяются задачами поддержания конкурентоспособности и лишь в небольшой степени зависят от установок государственных ведомств. Часть исследований в научных центрах транснациональных корпораций, прежде всего в аэрокосмической области и в производстве вооружений, поддерживается государством, но доля государственного заказа в целом и в большинстве отраслей не является решающей.

В настоящее время создаются и развиваются разнообразные центры передачи технологии или инновационные центры, техноло-

гические парки, инкубаторы новых технологий, содействующие отбору перспективных научных разработок и распространению новых технологий в интересах мелкого и среднего бизнеса. На этом же уровне испробованы и во многих случаях оказались успешными другие формы взаимодействия ТНК, ученых и мелких предпринимателей, например венчурные механизмы финансирования. При этом активно ведутся зарубежные исследования через филиалы ТНК, осуществляющие ПИИ в сферу НИОКР в ключевых зарубежных странах.

Поглощая потенциального или реального конкурента или сливаясь с ним, ТНК приобретают и соответствующие научно-исследовательские подразделения. В наукоемкой области это особенно характерно для фармакологии, отраслей связи, биотехнологии. Для этих же отраслей свойственна и другая глобальная тенденция - формирование разнообразных неформальных соглашений, альянсов для проведения совместных научных исследований, реализации наиболее рискованных наукоемких проектов. Взаимодействие двух указанных тенденций приводит к формированию нового типа рыночной экономики, которую можно назвать “аль-янсовым капитализмом”. Одно из его проявлений заключается в том, что компания не может достичь своих глобальных целей без кооперации с другими экономическими единицами.

Перевод научно-технологической деятельности фирм за границу вызывает обеспокоенность руководства стран базирования, поскольку они опасаются ослабления собственного научного и технологического потенциала и конкурентоспособности в результате утечки технологий, относительного сужения национальной базы исследований. Каждая страна самостоятельно определяет приемлемый баланс интересов, степень возможного взаимодействия с ИР комплексами ТНК в разных отраслях, но общей тенденцией последних десятилетий является расширение масштабов и повышение скорости этого взаимодействия во всех развитых странах.

Исследовательские лаборатории японских компаний, расположенные в странах Европы, Азии и в США, решают все задачи, указанные в типологиях зарубежных ИР: адаптация экспортной продукции к иностранным рынкам, разработка новых товаров для этих рынков, оказание технологической поддержки за-

рубежным предприятиям, обеспечение доступа к передовой зарубежной научно-технической информации, использование квалифицированных научно-инженерных кадров. Японские ТНК лидируют среди компаний других стран по объему ИР, осуществляемых их филиалами в США. Так, Matsushita, один из мировых лидеров по производству бытовой электроники, имеет на территории США около 20 научноисследовательских учреждений. Один из самых современных Panasonk Digital Center наглядно отражает современные подходы к глобализации. Центр функционирует одновременно в качестве венчурного фонда и инкубатора для организации нового бизнеса.

Новая волна интернационализации НИОКР за пределами стран Триады (США, Западная Европа, Япония) предоставляет новые возможности предприятиям и фирмам России, других стран с переходной экономикой, равно как и наиболее продвинутым государствам из числа развивающихся стран, подсоединиться к сетям НИОКР мировых ТНК. Однако на самом деле разрыв технологического и инновационного потенциала между этими странами и ПРС продолжает углубляться. Важнейшей проблемой выступает задача сокращения этого разрыва.

Опыт стран, успешно сотрудничающих с ТНК в сфере НИОКР, показывает, что последние, при выборе национальной площадки для проведения разработок, руководствуются, в первую очередь, готовностью принимающих стран создать благоприятные законодательные и инфраструктурные условия и в гораздо меньшей степени ориентируются на т.н. унаследованный из прошлого опыт принимающих стран. Острая конкуренция в новых областях науки и техники, превратившихся в особо прибыльную сферу предпринимательской деятельности, вносит изменения в технологическую политику ТНК, включая политику ПИИ, которая во все большей степени приобретает международный характер.

Целенаправленная и в известном смысле творческая государственная политика принимающей страны приобретает растущее значение фактора управления процессами притока ПИИ от иностранных ТНК в сферу НИОКР. Стимулирование инновационного процесса лежит в основе экономического роста. Проблема точной количественной оценки степени кор-

реляции между процессами инновации и экономическим ростом дебатируется в научных и практических кругах. Вместе с тем, общепризнано, что за редким исключением, практически ни одна страна не добилась устойчивого экономического роста без масштабных вложений в сферу НИОКР. Поэтому продвижение инновационного процесса на национальном уровне должно стать важным приоритетом государственной политики.

Глобализация усиливает важность разработки и проведения такой политики на национальном уровне. Большая свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы увеличивает конкурентное давление на национальные фирмы, независимо от размеров и степени их транснационализации. В новой обстановке глобальной конкуренции инновации являются жизненно важным элементом выживания и роста конкурентоспособности фирм.

Как свидетельствует опыт многих стран, для развития инфраструктуры инноваций необходимо разрабатывать и внедрять национальные инновационные системы (НИС). Исследования [5] показывают, что для эффективного функционирования НИС требуется наличие адекватной системы инновационных институтов, включающей, в широком смысле, организацию, законодательную базу и структуру стимулирования процессов НИОКР.

Основными целями государственной политики России в области инноваций могут стать: создание институциональной основы стимулирования инноваций на национальных предприятиях, фирмах и в учреждениях, занятых в сфере технологий. Возможность коммерциализации результатов НИОКР, проводимых частными фирмами, университетами или правительственными агентствами, зависит от факторов, находящихся в ведении политики государства. К таким факторам можно отнести уровень профессионально-технического образования, стимулы для частного бизнеса принимать на себя риски по НИОКР, качество работы задействованных государственных учреждений, доступ к венчурному финансированию и капиталу, антимонопольную политику по поддержанию справедливой конкуренции на национальном рынке [6]. Государство может также принимать меры по гармонизации деятельности различных участников НИС.

Особое внимание при создании НИС России следует уделить четырем аспектам: наличие, умеренная стоимость и высокий уровень квалификации человеческого ресурса; активная роль государства в сфере НИОКР; удовлетворительная степень защиты интеллектуальной собственности; действенная антимонопольная политика.

Общепринято полагать, что усилия правительств принимающих стран в указанных направлениях должны быть целенаправленными и должны отражать сравнительные преимущества конкретной страны в конкретной сфере, имея в виду целевую технологическую специализацию и планируемую траекторию перспективного развития страны.

В этом контексте российская политика привлечения ПИИ должна отражать указанные перспективы, желаемые результаты и последствия таких инвестиций. Селективная государственная политика может включать целевое инвестирование, требования к проведению и стимулы осуществления разработок, создание научных и технопарков. Наконец, правительство принимающей ПИИ страны должно проводить осмысленную политику поддержки национального предпринимательского сектора в намеченных направлениях, в частности, через проведение внятной промышленной политики и поддержки критически важных для экономики отраслей, включая поддержку задействованного в данных отраслях малого и среднего предпринимательства.

Литература:

1. Economic Report of the President Transmitted to the Congress. 01.02.2000. Wash., 2000. P. 207.

2. Казанцев С.В. Структура иностранных инвестиций в России. // “Всероссийский экономический журнал”, 2006-04-30, сс. 53-67.

3. Ленчук Е.Б. Проблемы перехода к инновационной модели развития в странах постсоветского пространства.// “Проблемы прогнозирования”, 2006-08-31, сс. 126-144.

4. Edquist, Charles System of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. - London: Pinter, 1997.

5. D.C. North. Institutions, Institutional Change and Economic Performance.-Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

6. Andersson, Thomas “Linking national science, technology and innovation policies with FDI policies”. Paper presented at UNCTAD Expert Meeting on FDI and Development, Geneva, 24-26 January 2005.

7. J. Metcalfe. Stan Technology systems and technology policy in an evolutionary framework, Cambridge Journal of Economics, 19, 1, 1995, 25-46.

8. Европейский Союз: факты и комментарии, Выпуск 30, сентябрь-ноябрь 2002 г.

9. Лукашин Ю., Рахлина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России.// “МЭ и МО”, №°6, 2006, сс. 87-94.

Грузия заработала 30 миллионов на экспорте сосновых шишек

В Министерстве окружающей среды и природных ресурсов Грузии прошел аукцион, на который были выставлены лицензии на экспорт сосновых шишек. Общая сумма, полученная государством, составила 53,9 миллиона лари (32,2 миллиона долларов).

Всего в аукционе приняли участие 12 компаний. Названия победителей не уточняются. Срок действия полученных ими лицензий составляет 20 лет, ранее они выдавались только на пять лет.

Как отметили в министерстве, качество семян сосновых шишек, экспортируемых из Грузии, известно во всем мире. Основными регионами для сбора шишек являются Рача-Лечхуми на северо-западе страны и Боржомское ущелье.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.