Е. В. Шавина
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С ВЕДУЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛОБАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
В статье проанализированы условия развития инновационной экономики в России. В качестве ключевого фактора предлагается рассматривать участие глобальных корпораций, которые являются технологическими лидерами в современном мире. Автором предложена модель развития инновационной экономики РФ с ведущей ролью глобальных корпораций.
Ключевые слова и словосочетания: инновационная экономика, инновации, глобальная корпорация, ПИИ.
Инновационная экономика - гарантия прочного, независимого и безопасного положения российской экономики в мировом хозяйстве. Интеллектуальные товары и наукоемкая продукция стали определяющими в производстве и международном обмене. По прогнозам зарубежных и российских экспертов, это устойчивая тенденция на обозримую перспективу1.
К условиям развития инновационной экономики в России относятся:
- интеграция науки, производства, образования и рынка;
- формирование и дальнейшая постоянная модернизация инновационной инфраструктуры;
- создание системы мотивации инновационной деятельности различных субъектов экономики;
- активизация трансфера знаний и технологий между отраслями экономики и экономическими субъектами;
- международное сотрудничество в области научной и инновационной деятельности;
- формирование национальной инновационной системы (НИС), гарантирующей инновационный вектор развития экономики.
В России сдвиг в сторону инновационной экономики уже наметился. Однако по совокупности близких по смыслу показателей наша страна в 23 раза уступает среднемировому уровню поддержки инновационной экономики, поскольку частный капитал уклоняется от вложений в знания.
Повышение конкурентоспособности российских предприятий на основе их технологического переоснащения и развития наукоемких отраслей является одной из самых актуальных проблем российской экономики. В связи с этим возникает необходимость в получении компаниями доступа к передовым технологиям. Одновременно повышается степень открытости национальных экономик, что обостряет конкуренцию и вынуждает искать новые конкурентные преимущества, как правило, связанные с инновационными решениями.
Интересно оценить масштабы инвестиций в развитие инновационной
1 См.: Фоломьев А. Н. Переход к инновационному типу развития экономики: кейз-стади. -8-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во РАГС, 2011.
экономики в России по принятой в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методике. Однако сделать это очень сложно из-за отсутствия необходимой статистики. Оценить инвестиции в знания представляется возможным только на основе некоторых косвенных сведений. Единственный нужный показатель, который удалось найти в официальном издании «Россия в цифрах», выпускаемом Федеральной службой государственной статистики, - это внутренние затраты на исследования и разработки (НИОКР). В 1992 г. они составляли 0,74% ВВП и, как видно из таблицы, в 2010 г. выросли не только в фактических ценах, но и в процентном отношении.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки*
1992 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.):
в фактичес-
ки действовавших це- 140,6 12149,5 76697,1 230785,2 371080,3 431073,2 485834,3 523377,2
нах
в постоян-
ных ценах 3,22 2,49 3,32 4,54 5,57 5,49 6,07 5,87
1989 г.
в % к ВВП 0,74 0,85 1,05 1,07 1,12 1,04 1,25 1,16
* Источник: Россия в цифрах - 2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://gks. ru
Несмотря на положительную тенденцию в области затрат на НИОКР, Россия еще далека от мировых лидеров. Место России в глобальных инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране потенциалу. Например, по индексу глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. Россия заняла 67-е место в 2012 г., опустившись на одну позицию, что для нашей страны просто неприемлемо. По индексу сетевой готовности Россия находится на 54-м месте из 1441, а в глобальном инновационном индексе занимает 51-е место2. По общему числу патентных заявок на изобретения националь-
1 Всемирный экономический форум (World Economic Forum) опубликовал Индекс сетевой готовности 2013 года (Networked Readiness Index 2013), характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность. В докладе «Глобальный отчет о развитии информационных технологий 2013: Экономический рост и занятость в гиперсвязанном мире» представлены данные по 144 странам.
2 Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. Он рассчитан по методике международной бизнес-школы INSEAD, Франция. Исследование проводится с 2007 г. и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input); достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output). Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.
ными заявителями в 2011 г. Россия (26,5 тыс.) уступает Китаю (415,9 тыс.), Японии (287, 4 тыс.), США (247,7 тыс.), Корее (137,9 тыс.), Германии (47 тыс.) и другим странам1.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. значительно усложнил выход России на путь инновационного развития. Финансовое состояние некоторых предприятий серьезно ухудшилось, что служит преградой наращиванию доли негосударственного финансирования НИОКР. Государственные средства в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Нет достаточной заинтересованности во внедрении инноваций со стороны частного и государственного сектора. Уровень инновационной активности российских предприятий значительно уступает показателям других стран. В 2011 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,6% общего числа российских промышленных компаний (рис. 1). Для сравнения: в Германии их доля составляла около 80%, в Японии - 69%, в Канаде - 65%, в Финляндии, Франции, Эстонии - более 50%, в Бразилии - 38%, в Китае и США - более 20%2.
%
21 т 18 -15 -12 -
9 -6 -3 -0 -
10,6
9,6
9,8
10,3
10,5
9,3
-.....—
9,4 ♦
9,4 ♦
9,6 ♦
9,4 ♦
9,3
9,6 ♦
2000
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Удельный вес российских компаний, осуществлявших технологические инновации
Анализ инновационной сферы России показывает, что инновационная деятельность в настоящее время затруднена рядом проблем:
- разработчики научного знания не заинтересованы в их практическом внедрении;
- производители инновационной продукции ограничены в своих возможностях ввиду несовершенства законодательства в инновационной сфере и отсутствия системы стандартов, соответствующей инфраструктуры;
- потребители не заинтересованы в приобретении инновационных товаров и услуг;
- отсутствие стимулов для продвижения инноваций, прежде всего у инвесторов (посредников);
- само российское государство еще не стало государством развития.
1 Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
2 См.: Фоломьев А. Н. Переход к инновационному типу развития экономики: кейз-стади.
Вопрос о том, как ликвидировать отставание России в развитии инновационной экономики, еще несколько лет будет актуален. Автором предлагается взять ориентир на взаимодействие российских компаний и правительства с глобальными корпорациями (ГК) и стимулировать формирование собственных ГК из российских ТНК, которые будут выступать ключевым фактором развития инновационной экономики.
Сегодня ГК предстают в качестве непосредственных участников всего спектра мирохозяйственных связей, локомотивов глобальной экономики. Их деятельность охватывает практически все области народного хозяйства, в сферу их интересов входят страны во всех регионах мира. Многие ГК по своей экономической мощи сопоставимы с государствами - традиционными участниками международных экономических отношений. В процессе своей деятельности глобальные корпорации оказывают значительное влияние на экономическое развитие как материнских, так и принимающих стран и играют важнейшую роль в формировании их глобальной конкурентоспособности. Таким образом, рассмотрение ГК в качестве одного из основных проводников научно-технического прогресса (НТП) - важная задача для правительства любой страны. При этом нельзя не оценивать то влияние, которое эти корпорации могут оказать на принимающую страну.
Как показывает зарубежный опыт, развитые страны стараются усовершенствовать свои национальные инновационные системы за счет использования потенциала ГК, а развивающиеся - эффективно адаптировать выбор дальнейшей модели развития, которая бы способствовала интеграции в глобальную экономику и повышению конкурентоспособности РФ.
Обратимся к анализу влияния ГК на экономику России и непосредственно их роли в развитии инновационной экономики.
Наиболее важными направлениями повышения уровня инновационной активности, связанными с участием ГК в экономике России, по нашему мнению, являются:
- наращивание притока инвестиций в экономику, включая венчурные, посредством создания венчурных фондов ГК (формирование национальной венчурной системы);
- развитие инновационной инфраструктуры, использование опыта ГК в применении современных бизнес-технологий, таких, как франчайзинг, финансовый лизинг, приобретение лицензий и патентов, сопутствующих инновационному процессу;
- активизация международных инвестиционных и инновационных процессов с участием российских компаний, а также многостороннее научно-технологическое сотрудничество;
- эффективное использование государственных возможностей привлечения зарубежных инвестиций;
- стимулирование инновационной деятельности ГК, результаты которой могут использоваться в России;
- повышение эффективности финансирования приоритетных проектов с точки зрения роста конкурентоспособности.
На данном этапе развития важную роль для России играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ) ГК, которые имеют позитивное значение, прежде
всего как фактор подъема экономики за счет привлечения современных технологий и рыночного опыта, по ряду причин:
1) медленное формирование внутреннего рынка инноваций. В России затруднено привлечение международных финансовых институтов в сферу высоких технологий на приемлемых условиях, в то время как инвестиционные ресурсы инновационного характера ограничены. Реальный приток иностранных инновационных инвестиций уступает потребностям в них (он ниже, чем у конкурирующих с Россией на мировом рынке других стран БРИКС и ряда стран Восточной Европы);
2) риски, связанные с вложениями в инновационную сферу России (ряд таких условий, как ожидаемая прибыль, емкость рынка, размеры собственности, ликвидность активов, не обеспечиваются в полной мере);
3) снижение доли ПИИ по сравнению с другими формами вложений (ПИИ нередко оказываются менее рентабельными и более рискованными по сравнению с кредитной формой вложений). В структуре иностранных инвестиций велика доля прочих инвестиций, формируемых за счет займов и кредитов. В 2012 г. в экономику России поступило 154 570 млн долларов иностранных инвестиций, из которых около 87% составляли прочие инвестиции, осуществляемые на возвратно-долговой основе, 12% - ПИИ и менее 2% - портфельные. Как правило, инновационные возможности зарубежных кредитов ограничены (часто оговаривается порядок использования финансовых средств, невыгодных для предприятий).
Государство как важный субъект инновационной экономики призвано контролировать и стимулировать деятельность других субъектов. Остановимся подробнее на проблеме взаимодействия государства с ГК и российскими ТНК в целях вовлечения их в инновационную деятельность.
Прежде чем говорить о размещении инвестиций таких корпораций в создание и внедрение инноваций, нужно представить реальные возможности внедрения новых технологий в нашей стране. Учитывая, что основной для России по-прежнему остается сырьевая отрасль, то можно выделить следующие направления использования доходов, получаемых от экспорта сырья:
- изъятие рентных доходов и их перераспределение в высокотехнологичные отрасли, что будет стимулировать корпорации искать новые источники прибыли в традиционных отраслях;
- предоставление недорогих отечественных долгосрочных кредитов на инновационные цели (обновление оборудования, доля внедрения новых технологий и научных достижений и пр.);
- создание условий, при которых корпорации не смогут бесконтрольно увеличивать издержки и занижать прибыль, а за счет внедрения новых технологий будут вынуждены снижать затраты;
- создание конкурентной среды (путем закупки технологических цепочек и компаний других стран), которая будет побуждать ГК и отечественные ТНК создавать вокруг себя небольшие предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, как это делается за рубежом (Ford Motors, General Electric и др.).
Создание и поддержка центров трансфера технологий, каковыми могут выступать в настоящее время ГК, которые способны обеспечить связь отече-
ственных разработчиков инновационной продукции с мировым рынком высоких технологий, представляются важными направлениями в рамках формирования инновационной экономики в России.
Теперь перейдем к построению модели развития инновационной экономики РФ с ведущей ролью ГК. Эта модель будет основываться на анализе перспективной государственной инновационной политики и мерах государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
Впервые официальная точка зрения правительства России нашла свое отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в марте 2002 г., основные положения которого заключались в следующем:
- необходимо оказать помощь российским разработчикам во встраивании в мировой венчурный рынок капитала;
- необходимо создание условий для здоровой коммерциализации прикладной науки в самой стране, в том числе путем создания совместных предприятий в России и за рубежом;
- нецелесообразно восстанавливать модель НТП прошлых лет.
Вместе с тем при реализации поставленных задач возникли объективные причины, препятствующие непосредственному переходу российской экономики к модели инновационного развития, основанной на полном вхождении ее в глобальное экономическое пространство:
1. Построенные еще в советское время промышленные предприятия и сформированные на их базе отрасли промышленности предлагают государству защитить их протекционистскими мерами, ограничив тем самым зарубежную конкуренцию таможенными барьерами и поддержав экспорт субсидированием и низкими тарифами на услуги и продукцию естественных монополий.
2. Особый запрос на государственную политику предъявляют крупные российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ), успешно адаптирующиеся к условиям работы на открытом рынке и имеющие, как правило, сырьевую специализацию. Данные компании сталкиваются с предельными нагрузками на инфраструктурное хозяйство страны, с изъятиями в бюджет значительной доли природно-сырьевой ренты и невозможностью разделить бюджетное бремя с другими налогоплательщиками. Поэтому ИБГ предъявляют требование к государству о создании для них преференций как для ведущего сектора экономики - «национальных чемпионов».
3. Весьма влиятельно в России так называемое технологическое лобби, выступающее за государственный протекционизм инновационным разработкам и внедрению новых технологий. Озабоченное утратой своих позиций как разработчика и продавца технологий, оно требует технологического протекционизма, преференций для российских НИОКР.
4. Особую группу агентов, заинтересованных в определении государственной позиции по отношению к национальной промышленности, составляют представители того сектора российской экономики, который вполне адаптировался к жизни в глобальном рынке. Они настаивают на отказе от жесткой промышленной политики и на переходе к преимущественно косвенному государственному управлению экономикой при помощи институциональных (регулятивных) мер.
За исключением последней группы причин все остальные противодействуют активному вовлечению ГК в инновационное становление страны.
Для реализации поставленных задач Министерством промышленности, науки и технологий РФ были выделены основные направления инновационного развития, куда вошли авиационная и космическая техника, военная и спецтехника, информационные, телекоммуникационные технологии, электроника, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, производственные технологии, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.
Практически во всех указанных областях на мировом рынке доминируют ГК, что позволяет сделать вывод о необходимости привлечения таких корпораций для развития инновационной экономики России.
Если судить не по заявлениям, а по фактическому состоянию дел, то на настоящий момент говорить об окончательном выборе направления государственной политики не приходится. Фактически страна до сих пор стоит перед выбором двух направлений развития: политика, ориентированная на самостоятельное развитие страны, и политика, направленная на встраивание страны в глобальную экономику на основе обеспечения конкурентоспособности отдельных высокотехнологичных отраслей промышленности.
Для реализации и регулирования вхождения страны в глобальное экономическое пространство могут использоваться следующие механизмы государственного регулирования инновационных процессов:
- аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности (определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов);
- стимулирование инноваций;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры;
- институциональное обеспечение инновационных процессов, в том числе создание правовой базы инновационных процессов;
- регулирование социально-экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций).
Сложность объекта и широта спектра аспектов регулирования обусловливают необходимость разработки государственной инновационной политики - комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности как прямыми, так и косвенными методами.
К прямым методам относятся финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной
деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т. д.). Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего значительно меньшими размерами бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, что особенно актуально для современной России.
Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует выделить:
- различные налоговые льготы (включая уменьшение НДС и налога с продаж), льготное налогообложение дивидендов и прибыли и пр.;
- государственную поддержку финансового лизинга1и франчайзинга2;
- государственное страхование венчурного предпринимательства, позволяющего создать необходимую инвестиционную базу для инновационного бизнеса.
По нашему мнению, в основу проводимых мероприятий по развитию инновационной экономики России необходимо положить выводы о том, что ГК являются лидерами в области инноваций. Они способны сыграть важную роль в формировании инновационной экономики принимающей страны. Однако привлекать ГК нужно не во все сферы экономики, так как в России есть отрасли, в которых функционируют мощные российские корпорации, которые уже зарекомендовали себя на мировом рынке. В этом случае государство должно их активно поддерживать в проведении инновационной деятельности и создавать условия для их трансформации в ГК. Модель развития инновационной экономики РФ с ведущей ролью ГК представлена на рис. 2.
Инновационная экономика в России может быть сформирована только в условиях учета всех мировых тенденций. Причем важной тенденцией, по нашему мнению, является глобализация инновационной деятельности. С этой точки зрения роль ГК в процессе развития значительна.
Таким образом, предложенная модель включает в себя важнейшие сферы российской экономики, такие, как рынок, производство, наука и образование, объединение которых представляется необходимым этапом формирования инновационной экономики России. ГК оказывают влияние на каждую из этих сфер.
ГК и рынок. ГК, являясь лидерами в производстве инновационных товаров и услуг, смогут предоставить на российские рынки новейшую продукцию и технологии. Кроме того, они могут предложить высококвалифицированных специалистов, свой капитал, способствовать созданию новых отраслей и рабочих мест. Входя на российский рынок, ГК увеличивают конкуренцию, что будет вытеснять с рынка неконкурентоспособные предприятия и побуждать отечественные предприятия к осуществлению инновационной деятельно-
1 Под финансовым лизингом понимается ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителей с последующей их передачей во временное пользование за установленную плату.
2 Франчайзинг - это право на создание инновационных предприятий, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре.
сти, дабы повысить их конкурентоспособность. В свою очередь российские рынки будут предлагать ГК отечественных специалистов и различные производственные ресурсы.
Результаты фундаментальных исследований; научные публикации и статьи сотрудников
Рис. 2. Модель развития инновационной экономики России с ведущей ролью ГК
ГК и производство. Сфере производства ГК могут предложить новые модели организации и управления производством, основанные на инновационных решениях, которые доказали свою состоятельность в глобальном масштабе; технологические новинки, которых нет в России, но которые могут быть важны в процессе производства новых видов продукции и оказании новых видов услуг. Создание технологических альянсов ГК с местными компаниями может рассматриваться как способ коллективной защиты технологических прорывов небольшой группой партнеров.
ГК и наука. Безусловно, важными представляются научные разработки и фундаментальные исследования ГК для российской научной сферы. Научные публикации и статьи сотрудников ГК позволят отечественной науке быть
в курсе глобальных научных тенденций и учитывать опыт других стран в осуществлении НИОКР и коммерциализации знаний. Финансирование фундаментальных исследований и опытно-конструкторских работ - важный пункт участия ГК в развитии российской науки. Сотрудничество ГК с НИИ и научными лабораториями позволит активизировать инновационную деятельность в России по части создания новых знаний, промышленных образцов и технологий. ГК могут предоставить рабочие места научным сотрудникам (разных возрастных категорий, в том числе и молодым специалистам, которых неохотно берут на работу отечественные корпорации) в своих исследовательских подразделениях. Причем уровень оплаты труда, как правило, выше в таких корпорациях, поэтому российские специалисты будут активно пользоваться этой возможностью.
ГК и образование. Проведение научно-практических конференций с участием ГК, предоставление ими грантов и стипендий для российских компаний и отдельных исследователей, обучение отечественных специалистов -сотрудников подразделений ГК будут благоприятно влиять на повышение общего уровня образования в стране. В свою очередь ГК будут получать высококвалифицированных специалистов, которые хорошо знают местную среду, в которой функционирует ГК.
Предлагаемая модель взаимодействия с ГК в рамках развития инновационной экономики в России важна в тех отраслях, в которых у нас нет крупных ТНК, ориентированных на внешние рынки. Такими отраслями могут быть информационные, телекоммуникационные отрасли, электроника; новые материалы и химическая промышленность; транспорт; экология и рациональное природопользование и др.
В настоящее время российская экономика проходит адаптацию к новым реалиям инновационной экономики в условиях глобализационных процессов. Возрождение экономики страны, повышение конкурентоспособности российской продукции и создание благоприятного имиджа России в глобальной экономике немыслимы без притока ПИИ ГК, прежде всего в наукоемкие и высокотехнологические отрасли России. Помимо всего прочего России нужно взращивать собственных «национальных чемпионов», которые будут способны достойно представлять Россию на мировом рынке. Для этого необходимо разработать четкую и продуманную государственную политику, направленную на развитие и использование существующего научно-технического потенциала российской экономики.
Список литературы
1. Альхименко О. Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 5 (48).
2. Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
3. Фоломьев А. Н. Переход к инновационному типу развития экономики: кейз-стади. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во РАГС, 2011.