Научная статья на тему 'Некоторые аспекты зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности'

Некоторые аспекты зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н. М.

In article some aspects of foreign experience of regulation of innovative activity are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Некоторые аспекты зарубежного опыта

регулирования инновационной деятельности

Ермакова Н.М. *

In article some aspects offoreign experience of regulation of innovative activity are considered.

Большинство стран мира строят свою экономическую и финансовую политику по пути инновационного развития, исходя из того, что решающим фактором экономического роста является не капитал, а технический прогресс, что впервые показал Р. Солоу. На материалах американской статистики почти за пятидесятилетний период (1909—1957 гг.) им доказано, что доля научно-технического прогресса в приросте продукции достигала 70 %, а в приросте производительности труда — 90 %. На долю семи высокоразвитых стран мира приходится 80—90 % всей наукоемкой продукции и практически весь ее экспорт. Переход к инновационному развитию является естественным выбором стран, осознавших грядущие природно-экологические вызовы. Ядро современных технологических укладов — интеллектуальный капитал, информационные системы и системы связи. Эти факторы определяют перспективу развития национальных экономик, их лидирующую или периферийную роль.

Наиболее общим информативным показателем уровня развития экономики является среднедушевой показатель ВВП. Производство ВВП на одного занятого в России в пять и более раз ниже, чем в развитых странах, в то время, как уровень образования и квалификация рабочей силы — почти такие же или выше. Следовательно, среднедушевой ВВП развитых стран, как критерий уровня и качества жизни, реально можно получить лишь на новых продуктах и новых технологиях с высокой добавленной стоимостью.

Часть исследователей отдавали преимущество именно технократической сто-

роне прогресса. Д. Белл полагал, что на смену старому устройству экономики и общества пришло информационное общество, в котором принципиально иная, чем ранее природа научно-технического прогресса, который базируется не на механической технике, а на интеллектуальной технологии.

Передовые страны, которые вовремя переориентировали свою экономику на использование новых передовых технологий, получили в результате значительные конкурентные преимущества перед государствами, сохранившими в качестве основы староукладное производство. Правильный выбор приоритетов научно-технической политики и активная инновационная деятельность способствуют созданию и завоевыванию новых рыночных ниш, а также более эффективному использованию имеющихся в стране общественных ресурсов.

Согласно оценкам Global Insight World Industry Service, ведущей базы данных о производстве в 70 странах, на которые приходится в общей сложности 97 % всей мировой экономической активности, глобальный рынок высокотехнологичных товаров рос за период формирования пятого технологического уклада с 1980 по 2001 гг. в целом почти в три раза быстрее, чем рынок других товаров обрабатывающей промышленности, — примерно на 6,5 % в год (с учетом инфляции) по сравнению с 2,4 %. Доля высокотехнологичных отраслей в общем объеме производства товаров обрабатывающей промышленности увеличилась с 7,7 % в 1980 г. до 15,8 % к 2001 г. Таким образом высокотехнологичные отрасли промыш-

Кандидат экономических наук.

СЧ

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ш VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

ленности пятого технологического уклада стали к началу нового века движущей силой мирового экономического роста.

Большинство ведущих зарубежных индустриальных стран связывает свое экономическое будущее с развитием приоритетных направлений наукоемкого производства на основе пятого технологического уклада уже на протяжении двух десятилетий, концентрируя на этих направлениях значительные ресурсы государства и частного сектора. Так, в 1980 г. высокие технологии обеспечивали лишь около 7,3 % национального производства в Японии. В 1999 г. этот показатель достиг 15,8 %. В США аналогичный показатель вырос с 10 до 20,9%, а в Великобритании — с 9 до 17 %. Еще более резкий скачок в структуре производства произошел в новых индустриальных странах. Например, Тайвань увеличил долю наукоемких отраслей в общей структуре производства за тот же период с 8,2 до 29,2 %.

Следует отметить, что в ряде ведущих индустриальных стран в настоящее время идет активная подготовка к освоению новых технологий следующего — шестого уклада, которые могут стать доминирующими в промышленности индустриальных стран после 2020 г.

Характер государственного вмешательства в управление инновационными процессами связан в основном с необходимостью обеспечения инновационной безопасности, определения государственных научно-технических приоритетов и создания условий предпринимательства. Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной.

Сторонники неоклассических теорий считают, что со временем уровни экономического развития стран в условиях свободной конкуренции и открытых экономик выравниваются и государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Вместе с тем они не отрицают полезность выделения приоритетов в развитии экономики и подчеркивают необходимость использования конкурентных преимуществ страны. Сторонники теории кумулятивного роста исходят из увеличения или сохранения диспропорций в уровнях экономического развития стран, поэтому предлагают проводить активную государственную экономическую политику. Они считают, что государство должно стимулировать экономическое развитие перспективных отраслей и экономики страны в целом.

Для поддержания высоких темпов экономического роста странам с «догоняющими» экономиками (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Мексика, Китай и др.) приходится большую часть национального дохода направлять в инвестиции. Накопленный в последние десятилетия опыт развития стран с «догоняющими» экономиками показывает, что эти страны успешно использовали различные модели экономического развития: либеральную (Сингапур, Гонконг), смешанную (Япония, Южная Корея, Тайвань), очаговую, когда либеральная экономика создавалась в основном только в свободных экономических зонах (Китай).

Для решения задач, которые ставит постиндустриальное развитие, инвестирование имеет принципиально иной характер. Традиционное инвестирование — вложение средств в сложившийся уровень техники и технологий, независимо от масштаба может закреплять техническую и технологическую отсталость страны. Необходимо инновационное инвестирование, наивысшая эффективность реализации которого достигается в рамках национальной инновационной системы.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой (Россия) особое значение имеет диверсификация экономики. Остановимся на зарубежном опыте диверсификации. Успешно осуществили диверсификацию структуры экономики Япония, Китай, Южная Корея и Индия. При этом Япония решила задачу восстановления промышленности после войны. Китай, Индия и Южная Корея решали задачу индустриализации, будучи аграрными странами. Выделялись два крайних типа политики в зависимости от этапов развития: активное государственное регулирование рыночной экономки и либерализация командной экономики. Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы.

В России назрела необходимость ускоренной модернизации и диверсификации промышленности. Инвестиции в основном идут в топливную промышленность, электроэнергетику и металлургическую отрасль. Инвестиционная стратегия Российской Федерации призвана решать эту фундаментальную проблему путем инициирования инвестиционных

потоков в высокотехнологичные отрасли, включая информатику, инновационные предприятия, инфраструктуру инновационной экономики. Одновременно в инвестиционной стратегии поставлена цель направлять повышенные государственные инвестиции в образование, науку, здравоохранение, обеспечение безопасности, то есть развитие человеческого капитала как основного фактора развития современной экономики знаний.

Отдельной инвестиционной стратегии Российской Федерации не существует, но она присутствует в общей стратегии развития («Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу») и во всех частных концепциях, стратегиях и программах развития. Базой инвестиционной стратегии служат выбранные приоритеты развития, приоритетные отрасли и сферы развития. Приоритетами российской инвестиционной стратегии являются: формирование эффективной рыночной экономики; повышение качества жизни населения; создание инновационной экономики; диверсификация экономики и промышленности.

В современной экономике только эффективные производства, базирующиеся на инновациях и высоких технологиях, могут создать возможности для страны или региона с «догоняющей» экономикой приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Инновационная государственная политика Российской Федерации была сформирована: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.; в стратегии «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»; в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.»; в федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг.»; в «Перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники на период до 2010 г.».

Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные инновационные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах:

• динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;

• исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;

• автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций. К прямым методам экономического

регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство.

Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью. В Канаде прямое стимулирование НИОКР государством заключается в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и государственном финансировании НИОКР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих НИОКР совместно с частными компаниями. В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом в основном направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных ре-

сч

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СМ

О)

о о см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

шений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса. Среди налоговых льгот выделяются пять основных: скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР; отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях; создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов). Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т.к. оно закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3 % — в Японии (для электронных техники и оборудования), 50 % — в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10—15 % — в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании — освоенные или неосвоенные районы

страны) и 100 % — в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

Зарубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок — объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) — 150 %. В ряде стран, таких, как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

Приростная скидка определяется, исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка — 50 % имеет место во Франции, но она не может превышать 5 млн франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20 %. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы — дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50 % суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30 % для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20% исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИ-ОКР, имеется ограничение — данная льгота не должна превышать 10 % общих налоговых обязательств компании.

Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок — и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расхо-

дов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20 % для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше — соответственно 75, 35 и 50 %. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 % до 1 %. Потолок необлагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50 % — до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн фунтов стерлингов. Выделены бюджетные ассигнования под правительственные гранты в стартующие инновационные компании.

Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20 % в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6 % от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15 % от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списа-

ний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления. В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации — от 10 до 50 %. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15—18 %.

Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. В Германии в первый год может быть списано 40 % расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до трех лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование — в течение 4—5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно амортизировать за один год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до четырех лет равен 1,5; пять-шесть лет — 2; более шести лет — 2—2,5.

Законодательством США о государственной налоговой политике, например, сроки амортизации были увеличены, но в основном лишь на пассивную часть основных фондов — на здания и сооружения: до 31,5 года (ранее было 10—15 лет) для нежилых и 27,5 для жилых зданий. Но для активной их части амортизационное списание было еще более ускорено — так, при сроке списания в пять лет разрешено было в первые два года списывать до 64 % стоимости оборудования. Налоговая скидка на инвестиции сохранилась лишь для энергетического оборудования.

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство

сч

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СМ

О)

о о см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где безработица велика, эти затраты не облагаются налогами).

Помимо этого за рубежом общепринято стимулировать НИОКР правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований (в США в официальных правительственных документах капиталовложения в научно-технологическую сферу даже именуются «инвестициями в будущее», а сфера НИОКР рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов осуществления стратегических национальных целей).

К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. Так, например, в 90-х гг. в США был введен 100 % налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров.

Во Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта. Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение шести лет могут вести к уменьшению налогообложения.

В интересах активизации инновационной активности в экономически развитых зарубежных странах государство играет большую роль в создании социальной инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри страны.

На основе анализа роли инновационного финансирования в обеспечении конкурентоспособности и технологической безопасности государства можно сделать следующие выводы: 1. Инновационное развитие общества становится задачей государственной важности, в решении которой первостепенное место отведено инвестиционной составляющей.

2. Роль экономически развитых государств состоит в регулировании, стимулировании финансирования науки и технологий всех участников инновационного процесса.

3. Обеспечение государственной поддержки и стимулирование инновационного финансирования позволило таким странам, как США и Япония обеспечить конкурентоспособность в ведущих отраслях промышленности и занять лидирующие позиции на мировом рынке.

4. В целях обеспечения технологической безопасности государства особое значение придается финансированию высокотехнологичных направлений, таких, как нанотехнологии, генная инженерия, информационные технологии, биотехнологии.

В России, в первую очередь, необходимо законодательно закрепить определение инновационной деятельности, причем комплексно — и в законодательстве о науке, и в налоговом законодательстве, и других законодательных актах. Нужен пересмотр существующих норм стимулирования инновационной деятельности. В 2007 г. был принят федеральный закон, который несколько расширил круг налоговых льгот в области внедренческой деятельности научных организаций, при этом послабления коснулись налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и упрощенной системы налогообложения. Нерешенными остаются вопросы, связанные с предоставлением дополнительных преференций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций хотя бы на начальном этапе внедрения ими соответствующих разработок на рынок инновационной продукции.

Таким образом, как показывает опыт зарубежных стран, несмотря на общие закономерности, становление национальной инновационной системы в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные собственными социально-экономическими условиями и традициями. В любом случае, этот процесс требует единства действий и консолидации всех участников процесса — власти, бизнеса, научной и технической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.