Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович и другие СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
V7TK" ЧЧ1) S ICS2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
JJy-J |(сс) ЦД5? [This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. J(j 57145/27128482 2023 12 02 01 lfcá^^eiI^É(https://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
© Автор(ы) 2023
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры
экономики и менеджмента
Курский государственный медицинский университет 305033, Россия, Курск, serg-belyaev13@yandex.ru
AuthorID: 806692
SPIN: 6781-7835
ORCID: 0000-0002-8685-5995
ШКИЛЕВА Наталья Леонидовна, начальник управления правового обеспечения
Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова 305070, Россия, Курск, natali_046@mail.ru
AuthorID: 1202840
SPIN: 5079-7050
Аннотация. Изменение внешней политики России на фоне санкций и переход от импортозависимости к ориентации на экспорт актуализировали развитие и совершенствование правовой базы внешнеторговой деятельности, а также сформировали необходимость изменения подходов к государственному регулированию в соответствии с новыми условиями функционирования. Актуальная ситуация в сфере международной торговли характеризуется ростом для России внешних рисков и угроз, что во многом связано с сырьевой спецификой внешнеторговой деятельности страны. В ходе исследования проведена оценка динамики экспорта и политико-правовой аспект его государственного регулирования в России, выявлены сложившиеся особенности и направления совершенствования. Установлено, что объем экспорта страны в 2021 году достиг 492 млрд долл. США, что составляет 63 % от внешнеторгового оборота страны. Это свидетельствует о сохранении экспортной направленности внешнеторговой деятельности страны, что в непростых экономических и политических условиях актуализировало совершенствование подходов к государственному регулированию экспорта. В последние годы наблюдается усиление тенденции к переориентации экспортного потока страны с Запада на Восток, что продиктовано ухудшением взаимоотношений со странами ЕС и вводом антироссийских экономических санкций, затронувших также и внешнюю торговлю. В товарной структуре экспорта продолжают преобладать продукции топливно-энергетического комплекса, что свидетельствует о низко-диверсифицированной внешней торговле. В настоящее время государственное регулирование экспортной деятельности в России сводится к двум основным моментам: квотированию экспорта продукции АПК и усилению финансовой поддержки развития экспортно-ориентированных отраслей в условиях усиления санкций.
Ключевые слова: РФ, внешняя торговля, экспорт, правовая база, государственное регулирование, санкции.
IMPROVING STATE REGULATION OF EXPORTS IN RUSSIA: POLITICAL AND LEGAL ASPECT
© The Author(s) 2023
BELYAEV Sergey Aleksandrovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of economics and management
Kursk State Medical University 305033, Russia, Kursk, serg-belyaev13@yandex.ru SHKILEVA Natalia Leonidovna, head of the legal support department Kursk State Agrarian University named after I.I. Ivanova 305070, Russia, Kursk, natali_046@mail.ru
Abstract. The change in Russia's foreign policy against the background of sanctions and the transition from import dependence to export orientation actualized the development and improvement of the legal framework for foreign trade activities, as well as formed the need to change approaches to state regulation in accordance with the new operating conditions. The current situation in the field of international trade is characterized by an increase in external risks and threats for Russia, which is largely due to the raw material specifics of the country's foreign trade activity. The study assessed the dynamics of exports and the political and legal aspect of its state regulation in Russia, identified the existing features and areas of improvement. It is established that the volume of the country's exports in 2021 reached 492 billion US dollars, which is 63 % of the country's foreign trade turnover. This indicates the preservation of the export orientation of the country's foreign trade activity, which in difficult economic and political conditions actualized the improvement of approaches to state regulation of exports. In recent years, there has been an increasing trend towards the reorientation of the country's export flow from the West to the East, which is dictated by the deterioration of relations with EU countries and the introduction of anti-Russian economic sanctions, which also affected foreign trade. The commodity structure of exports continues to be dominated by products of the fuel and energy complex, which indicates a low-diversified foreign trade. Currently, state regulation of export activities in Russia boils down to two main points: quotas for the export of agricultural products and strengthening financial support for the development of export-oriented industries in the face of increased sanctions.
Keywords: Russian Federation, foreign trade, export, legal framework, state regulation, sanctions.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В условиях глобализации внешняя торговля становится одним из важных направлений экономической деятельности государства, при этом Россия не является исключением, поскольку высокий ресурсный потенциал страны формирует все необходимые предпосылки для развития внешнеторговой деятельности [1]. При этом, снижение импорта и развитие экспортно-ориентированной внешней торговли является приоритетом как в рам-
ках реализации стратегии национальной безопасности, так и с точки зрения оценки экспорта как одного из важных направлений доходов страны [2]. Традиционную основу экспортной деятельности России составляет продукция топливно-энергетического комплекса, на который приходится более половины от общего объемы вывозимой продукции, также ключевыми направлениями являются металлы и продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье [3; 4]. Несмотря на сохранение положительного сальдо торгового баланса, основным импорт-
BELYAEV Sergey Aleksandrovich and others IMPROVING STATE REGULATION OF EXPORTS ...
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
ным направлением являются машины и оборудование, удельный вес которых в структуре импорта составляет практически 50 %, кроме того, в страну ввозится большой объем продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сырья [5; 6]. В последние годы политический фактор начинает оказывать все большее влияние на развитие внешнеторговой деятельности, что актуализирует совершенствование системы государственного регулирования и ее правовой основы [7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Как отмечают исследователи [8; 9], изменение внешней политики России на фоне санкций и переход от им-портозависимости к ориентации на экспорт актуализировали развитие и совершенствование правовой базы внешнеторговой деятельности, а также сформировали необходимость изменения подходов к государственному регулированию в соответствии с новыми условиями функционирования. Актуальная ситуация в сфере международной торговли характеризуется ростом для России внешних рисков и угроз, что во многом связано с сырьевой спецификой внешнеторговой деятельности страны, а также низкой инвестиционной привлекательностью экономики для иностранного капитала [10; 11]. При этом для экспортно-ориентированных отраслей страны совершенствование правовой базы внешнеторговой деятельности и формирование эффективных механизмов государственного регулирования сегодня приобретает все большее значение как условие развития, однако, действенных комплексных мер в данном направлении предпринято так и не было [12; 13]. В последние годы был разработан ряд документов по развитию отдельных направлений внешнеторговой деятельности, в частности в сфере стимулирования участия российских компаний в международных цепочках создания стоимости, поощрения несырьевого неэнергетического экспорта, а также совершенствования таможенного администрирования [14; 15].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи - исследовать динамику экспорта и политико-правовой аспект его государственного регулирования в России, выявить сложившиеся особенности и направления совершенствования.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались данные ежегодного сборника «Таможенная служба Российской Федерации» об экспортной деятельности России и полученных бюджетных доходах от ее осуществления в период 2017-2021 гг. [16]. В рамках исследования на первом этапе дается оценка общих тенденций развития экспортной деятельности России в рассматриваемом периоде, а именно динамики объема экспорта и его доли в товарообороте страны, товарная и географическая структура экспорта. На втором этапе исследования дается оценка динамики бюджетных доходов России от экспорта и выявляются особенности государственного регулирования экспорта в качестве элемента правового обеспечения развития внешнеторговой деятельности. Анализ государственного регулирования экспорта в России проводился с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Внешнеторговая деятельность России является одним из важных направлений: в 2017 году объем товарооборота страны составлял 585 млрд долл. США, а к 2018 году вырос до 688 млрд долл. США. После периода спада внешней торговли в 2019-2020 гг. до 568 млрд долл.
США, в 2021 году отмечен рост до наибольшего значения - 785 млрд долл. США, что выше уровня базисного периода на 34 % (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика экспорта России и его доли во внешнеторговом обороте в 2017-2021 гг.
Вместе с тем, объем экспорта страны изменяется аналогичным образом: в базисном периоде показатель составлял 358 млрд долл. США, а к 2018 году вырос до 450 млрд долл. США. Спад объема экспорта России в 2020 году составил более четверти, а показатель снизился до 336 млрд долл. США. В 2021 году, на фоне устойчивой положительной динамики внешней торговли России, отмечается увеличение объема экспорта до 492 млрд долл. США, что выше уровня базисного периода на 37 %. Говоря о доле экспорта в структуре торгового оборота страны, можно отметить, что внешняя торговля является экспортно-направленной, поскольку доля экспорта является преобладающей. Так, в 2018 году показатель достиг наибольшего значения - 65 %, а к 2020 году снизился до минимальных 59 % на фоне вызванных пандемией ограничений. В 2021 году вновь наметился рост доли экспорта в структуре внешней торговли до 63 %.
При этом в товарной структуре экспорта преобладают товары ТЭК, доля которых хоть и снизилась до 54 %, но по-прежнему остается наибольшей. С целью формирования более сбалансированной товарной структуры экспорта, в 2018 году Президентом РФ была сформирована задача по усилению акцента на развитие экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Однако по состоянию на 2021 год существенных изменений в структуре экспорта не произошло. Вторую позицию в товарной структуре занимают металлы и изделия из них, на которые приходится около 10 % экспорта, а третьей по величине является продукция химической промышленности, доля которой выросла до 8 %. Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья к 2020 году вырос до максимальных 9 %, а к 2021 году снизился до 7 % (таблица 1).
Таблица 1 - Изменение товарной структуры экспорта России в 2017-2021 гг.
Значение, % Изменение, %
Структура экспорта 2017 2018 2019 2020 2021 В 2019г. к 2017 г. В 2021г. к 2019 г
Топливно-энергетические товары 59 64 62 50 54 3 -8
Металлы и изделия из них 10 10 9 10 10 -1 1
Продукция химической промышленности 7 6 6 7 S -1 2
Продовольственные товары и сырье 6 6 6 9 7 1
Машины и оборудование S 7 6 7 7 -2 1
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3 3 3 4 4 1
В географической структуре экспорта России в последние 5 лет отмечаются системные преобразования, обусловленные изменением политической ситуацией. При этом, общей тенденцией стало снижение доли внешнеторгового оборота со странами ЕС в пользу Ближнего Зарубежья и Востока. Основным внешнеторговым партнером РФ в последние 5 лет устойчиво является Китай, доля экспорта в который выросла с 15 % до практически 18 % к 2021 году. Также динамика к росту удельного веса экспорта отмечается для Турции, Кореи и Казахстана.
Вместе с тем, вторую и третью позиции по доле экспорта в географической структуре устойчиво занимают Германия и Нидерланды, удельный вес экспорта в которые к 2021 году существенно снизился и составил 7,3 % и 5,9 % соответственно. Относительно устойчивы-
8
OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; р-ШВЫ: 2309-1762
БЕЛЯЕВ Сергей Александрович и другие СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
ми странами-экспортерами являются Беларусь, США и Италия (таблица 2).
Таблица 2 - Изменение географической структуры экспорта России в 2017-2021 гг.
География экспорта Значение.0 Изменение, %
2017 2018 2019 2020 2021 В 2019г. к 2017г. В2021 г. к2019г.
Китай 15 16 16.6 13=3 17.9 1.6 1,3
Германия 9 9 8 7=4 7=3 -1 -0,7
Нидерланды 7 7 7=3 5 5=9 03 -1.4
Беларусь 5 5 5 5 4,9 -0,1
США 4 4 3,9 4,2 4,4 -0,1 0,5
Турция 4 4 3=9 3,7 4,2 -0,1 0,3
Италия 4 4 3,8 3=6 4 -0,2 0=2
Корея 3 4 3=7 3=5 3=8 0,7 0=1
Казахстан 3 3 2=9 3=4 3,3 -0,1 0,4
В целом, можно отметить, что несмотря на очевидную переориентацию экспортного потока страны с Запада на Восток, ключевые страны ЕС по-прежнему остаются важными торговыми партнерами, что во многом формирует особенности проводимой РФ государственной политики.
Активное развитие внешнеторговой деятельности в России актуализировало формирование эффективной системы государственного регулирования, опирающейся на правовую базу и комплекс различных институтов внутри страны. К числу основных нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) в России, в настоящее время относят (рисунок 2):
-1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСРЕГУЛБРОВАНИЯ ВЭД |
1 Международные договоры н соглашения России п £.4ЭСс третьей страной
2. Наднациональные (меж&]народные) нормативные правовые акты в рамках ЕАЭС • ТНВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС • Договор о Евразийском экономическом союзе и Таможенный кодекс ЕАЭС • Акты Высшего Евразийского экономического совета • Акты Евразийского межправительственного совета • Акты Евразийской экономической комиссии и пр.
3. Национальные нормативные правовые акты в одласпш внешней торговлп • ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» • ФЗ от 03.0S.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерапин и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерапин-:! • Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тариф ем и др.
4. Указы Президента РФ в области внешней торговли к таможенного дела • Указ Президента РФ от 16.12.2015 №628 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины» • Указ Президента РФ от 11.05.2006 №473 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы Федеральной таможенной службы» и др.
5. Постановлення и Распоряжения Правительства РФ е одласпш внешней торговли • Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 №809 «О Федеральной таможенной службе» • Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р <Обугверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» и др.
6. Ведомственные нормативные правовые акты в области внешней торговли и таможенного дела • Приказы и Письма ФТС России • Инструкции ЦБ РФ
регулирования относится нетарифное (лицензирование, квотирование, ценовые преференции и пр.) и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Лицензирование и квотирование экспорта в международной торговле применяется тогда, когда это необходимо в рамках возникающих дефицитов товаров на локальных рынках, экономических, политических условий или состояния платежных отношений. Например, в 2020 году Минэкономразвития РФ ввело квоту на экспорт пшеницы - до 8 млн т, а на рожь, ячмень и кукурузу - до 3 млн т. Отдельного внимания заслуживает таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поскольку получаемые от этого средства составляют важную часть неналоговых бюджетных доходов страны. При осуществлении экспорта товаров из России уплачиваются вывозные таможенные пошлины, которые составляют экспортную часть бюджетных доходов страны. При этом размер ставок таможенных пошлин дифференцирован и утверждается Правительством России.
Общий объем экспортной составляющей внешнеторговых доходов федерального бюджета в 2017 году составлял 1968,3 млрд руб., а к 2018 году вырос на 54 % - до 3025,7 млрд руб. В 2019-2020 гг. отмечен существенный спад бюджетных доходов от экспорта на фоне начавшейся пандемии, в результате чего к 2020 году показатель составил 1148,1 млрд руб., что втрое ниже уровня наиболее результативного 2018 года. В 2021 году наметилась положительная динамика к росту бюджетных доходов от экспорта на фоне роста объемов внешнеторговой деятельности, в результате показатель составил 2526,4 млрд руб., что выше уровня предыдущего года более чем в 2 раза. Говоря о доле бюджетных доходов от экспорта в общем объеме доходов бюджета страны от внешней торговли, стоит отметить, что в 2017-2018 гг. показатель вырос с 43 % до 50 %, а затем к 2020 году снизился до 24%, что является наименьшим уровнем. В 2021 году отмечен рост доли доходов бюджета от экспорта до 35 % в общей структуре (рисунок 3).
Рисунок 2 - Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России
В целом, можно отметить, что правовая база внешней торговли РФ является обширной и включает как международные нормативно-правовые акты в рамках участия в ЕАЭС, так и целый ряд национальных законодательных актов - от Федеральных законов (ФЗ) до Указов Президента РФ и Постановлений, Распоряжений Правительства РФ. Кроме того, к институциональной основе развития внешней торговли в РФ относятся различные профильные ведомства и институты, принимающие непосредственное участие в регулировании внешнеторговой деятельности, такие как Федеральная Таможенная служба (ФТС), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Россельхознадзор России и т. д. Также существуют и прочие коммерческие и некоммерческие организации и структуры, оказывающие поддержку развития экспорта, такие как, например, АО «РЭЦ» (Российский экспортный центр), Хартия добросовестных участников ВЭД и Общественный совет при ФТС России.
В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в настоящее время к числу основных мер государственного
Рисунок 3 - Динамика объема и удельного веса доходов федерального бюджета России от экспортной
деятельности в общем объеме ВЭД в 2017-2021 гг.
Развитие экспортно-направленной внешнеторговой деятельности является стратегической задачей, успешная реализация которой позволит повысить как объем неналоговых бюджетных доходов страны, так и будет способствовать экономическому росту за счет повышения деловой активности предприятий-экспортеров. Поэтому кроме методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования важное значение также имеют и экономические методы государственного стимулирования развития экспорта. К числу основных мероприятий в данном направлении можно отнести непосредственное стимулирование развития экспортного производства на основе прямого и косвенного государственного финансирования предприятий-экспортеров, оказание содействия в страхование экспортёров и их кредитования на льготных условиях, а также осуществление постоянной информационной и консультативной поддержки. Также одним из перспективных направлений развития экспортной деятельности является стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику России, что позволит усилить интеграцию и снизить существующие международные ограничения._
BELYAEV Sergey Aleksandrovich and others IMPROVING STATE REGULATION OF EXPORTS ..
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. О политико-правовых аспектах государственного регулирования экспорта в России пишут многие авторы [17; 18], указывая на то обстоятельство, что все экспортеры подвержены повышенным рискам, связанным в первую очередь с волатильностью курсов валют, цен на энергоресурсы и процентных ставок, что актуализировало формирование правовой базы финансовой поддержки экспортно-ориентированных предприятий и отраслей. При этом, отмечается, что все сформированные инструменты государственной поддержки по своей сути являются субсидиями, поскольку они предполагают компенсацию той или иной части понесенных затрат, либо же предоставление денежных дотаций экспортерам отдельных видов продукции, чаще всего высокотехнологичной и технически сложной. Также в качестве направлений государственной поддержки экспорта могут быть софи-нансирование экспортно-ориентированных проектов и льготное кредитование [19; 20].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Несмотря на спад экспортной деятельности России в 2019-2020 гг. на фоне начавшейся пандемии и последовавшего кризиса, в 2021 году возобновилась положительная динамика, в результате чего объем экспорта страны вырос до 492 млрд долл. США, что составляет 63 % от внешнеторгового оборота страны. Это свидетельствует о сохранении экспортной направленности внешнеторговой деятельности страны, что в непростых экономических и политических условиях актуализировало совершенствование подходов к государственному регулированию экспорта. Говоря о географии экспорта России, стоит отметить усиление тенденции к переориентации экспортного потока страны с Запада на Восток, что продиктовано ухудшением взаимоотношений со странами ЕС и вводом антироссийских экономических санкций, затронувших также и внешнюю торговлю. При этом, в товарной структуре экспорта продолжает преобладать продукции топливно-энергетического комплекса, на долю которой приходится более половины от общего объема вывозимых товаров. Стоит отметить, что заданный Президентом РФ курс на активное развитие экспорта несырьевых неэнергетических товаров с целью формирования более сбалансированной структуры внешней торговли к 2021 году выполнен так и не был, что является следствием недостаточного развития соответствующих отраслей промышленности, способных производить конкурентоспособную продукцию в объемах, достаточных для покрытия не только внутренних потребностей, но и для выхода на внешний рынок. В целом, говоря о бюджетных доходах страны от экспорта, получаемых в виде вывозных пошлин, необходимо отметить тот факт, что наибольший доход был получен в 2018 году - более 3 трлн руб., а после спада 2019-2020 годов, в 2021 году доход бюджета от экспорта вырос до 2,5 трлн руб.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В настоящее время государственное регулирование экспортной деятельности в России сводится к двум основным моментам: квотированию экспорта продукции АПК и усилению финансовой поддержки развития экспортно-ориентированных отраслей в условиях усиления санкций. Ухудшение внешнеполитической ситуации в совокупности с вводом продовольственного эмбарго способствовали изменению подходов к объемам экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции, что актуализировало меры нетарифного регулирования, в результате чего были введены квоты на отдельные виды агропродукции. При этом, усиление «недружественности» и ввод санкций в отношении ключевых отраслей страны со стороны основных стран-партнеров по внешней торговле приводит к необходимости пересмотра внешнеторговой политики России с целью повышения географической и товарной диверсификации. По нашему мнению, в текущей обстановке первостепенной задачей становится осуществление государственной финан-
совой поддержки наиболее перспективных экспортно-ориентированных отраслей, которые прежде не получали должного внимания и финансирования, но вместе с тем имеют большой экспортный потенциал. Это позволит сбалансировать товарную структуру экспортного потока страны, тем самым снизив зависимость общего объема экспорта и, соответственно, доходов страны от волатильности экспортных цен и спроса на ключевые виды экспортируемых товаров, особенно попадающих по санкции стран ЕС, которые несмотря на активное развитие партнерства с востоком, по-прежнему играют немаловажную роль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вартанян М.А. Современные особенности внешней торговли РФ // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020. № S3. С. 24-28.
2. Горыня Е.В., Колпак Е.П., Гасратова Н.А. Динамика внешней торговли РФ // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7-1 (121). С. 126-132.
3. Наджафова М.Н. К вопросам развития внешней торговли РФ в условиях санкций //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 236-239.
4. Исаева А.Г. Товарная и географическая структура внешней торговли РФ //Актуальные вопросы науки. 2019. № 54. С. 35-41.
5. Мигачева О.М., Лановенко И.В., Семина А.Г. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-2 (82). С. 110-115.
6. Горшенина Е.В. Импорт важнейших продовольственных товаров в РФ, 2010-2019 гг. // Экономические исследования. 2021. № 3.
7. Корниенко Е.Л. Тенденции и результаты внешней торговли Российской Федерации за период 2013-2020 гг. // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 16. № 2. С. 7-20.
8. Беляев С.А. Тенденции развития внешней торговли России в условиях пандемии коронавируса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 59-62.
9. Пулатова М.А. Современное состояние системы таможенных платежей, оказывающее влияние на развитие внешней торговли РФ // Дневник науки. 2020. № 4 (40). С. 48.
10. Беляев С.А. Внешняя торговля России со странами Европы в условиях санкций: оценка динамики и перспектив // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 71-74.
11. Путрикова Ю.А. Анализ особенностей государственного регулирования внешней торговли услугами в РФ // Научно-исследовательский центр «TechnicalInnovations». 2022. № 9-1. С. 74-78.
12. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В. Улучшение транспортно-логисти-ческой инфраструктуры как основа повышения эффективности и диверсификации экспорта российского зерна // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 7. С. 141-147.
13. Управление развитием АПК на основе инструментов государственной поддержки / Зюкин Д.А., Святова О.В., Скрипкина Е.В., Латышева З.И., Лисицына Ю.В. //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 5. С. 207-213.
14. Богачев Ю.С., Трифонов П.В. Механизмы создания экспортно-ориентированных секторов в базовых отраслях экономики РФ // Самоуправление. 2021. № 1 (123). С. 153-156.
15.Азнагулова У.У. Цели и принципы внешнеторговой политики России //Экономика и социум. 2018. № 6 (49). С. 72-75.
16. Федеральная таможенная служба. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/ results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 07.06.2023).
17. Корнеева А.В., Корнеев Г.У. Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. № 2 (79). С. 24-35.
18. Зюкин Д.А., Беляев С.А. Влияние кризисных явлений в экономике на агропродовольственный экспорт региона //Вестник НГИЭИ. 2022. № 2 (129). С. 65-74.
19. Мелентьева В.В., Марьина Л.А., Татарникова М.А. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2022. № 1 (35). С. 26-29.
20. Беляев С.А., Пахомова Е.В. Особенности и роль экспортной политики в контексте управления экономическим развитием регионов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 4. С. 167-173.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests Received date: 02.05.2023 Revised date: 28.05.2023 Accepted date: 27.06.2023
10
OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC