Научная статья на тему 'ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРОЭКСПОРТА'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРОЭКСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева О.В.

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной торговли агропродовольствием и сельскохозяйственным сырьем, с целью поиска и обоснования направлений его совершенствования. Особую актуальность данные вопросы приобретают в современный период, характеризующийся обострением санкционной борьбы на международном торговом пространстве, геополитической и внешнеэкономической нестабильностью. В этот период отмечается постоянное изменение / корректировка торгово-таможенного законодательства, введение новых ограничительных мер и пр., а также смена международных торговых партнеров и рынков сбыта. В России правительством определен курс на расширение экспортного присутствия на внешнем агропродовольственном рынке. Для этих целей был проработан и реализован приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». В результате - наша страна стала весомым игроком внешнеэкономического торгового пространства, закрепив за собой лидерство по экспорту зерна. Для сохранения достигнутого уровня в экспортной торговле сельхозсырьем и продовольствием, требуется активизация мер поддержки участников внешнеторговой деятельности. Отмечается, что система государственной поддержки экспортной деятельности должна включать в себя не только финансовые инструменты (страхование различного рода рисков, кредитование, предоставление госгарантий, налоговые льготы), но и нефинансовую составляющую (выставочная и ярморочная деятельность, консультирование, обучение, аналитика, торгово-дипломатическая поддержка и пр.). Важно, чтобы курс на развитие экспортной стратегии развития аграрного секторе не влиял на внутреннее потребление. В целях обеспечения продовольственной безопасности и усиления экономического потенциала страны государственная политика должна обеспечивать рост внутреннего производства качественной аграрной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIA: KEY ASPECTS OF REGULATION AND SUPPORT OF AGROEXPORT

The article deals with the issues of state regulation of foreign economic activity, in particular export trade in agricultural products and agricultural raw materials, in order to find and substantiate the directions of its improvement. These issues are of particular relevance in the modern period, characterized by the aggravation of the sanctions struggle in international trade, geopolitical and foreign economic instability. In this period we see a constant change / adjustment of trade and customs legislation, the introduction of new restrictive measures, etc., as well as a change of international trading partners and sales markets. Russian government has set a course to expand its export presence in the foreign agri-food market. For these purposes, the priority project "Export of agricultural products" was worked out and implemented. As a result, our country has become a significant player in the foreign economic trade space, having leadership in grain exports. In order to maintain the achieved level in the export trade of agricultural raw materials and food, it is necessary to intensify measures to support participants in foreign trade activities. It is noted that the system of state support for export activities should include not only financial instruments (insurance of various risks, lending, provision of state guarantees, tax benefits), but also a non-financial component (exhibition and fair activities, consulting, training, analytics, trade and diplomatic support, etc.). It is important that the course towards the development of an export strategy for the development of the agricultural sector does not affect domestic consumption. In order to ensure food security and strengthen the economic potential of the country, state policy should ensure the growth of domestic production of high-quality agricultural products.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРОЭКСПОРТА»

УДК / UDC 631.15: 339.564

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРОЭКСПОРТА

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIA: KEY ASPECTS OF REGULATION AND SUPPORT OF AGROEXPORT

Исаева O.B., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Isaeva O.V., Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», Ростовская область, Россия

Federal State Budget Scientific Institution "Federal Rostov Agricultural Research Centre", Rostov region, Russia E-mail: olga.isaeva-84@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной торговли агропродовольствием и сельскохозяйственным сырьем, с целью поиска и обоснования направлений его совершенствования. Особую актуальность данные вопросы приобретают в современный период, характеризующийся обострением санкционной борьбы на международном торговом пространстве, геополитической и внешнеэкономической нестабильностью. В этот период отмечается постоянное изменение / корректировка торгово-таможенного законодательства, введение новых ограничительных мер и пр., а также смена международных торговых партнеров и рынков сбыта. В России правительством определен курс на расширение экспортного присутствия на внешнем агропродовольственном рынке. Для этих целей был проработан и реализован приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». В результате - наша страна стала весомым игроком внешнеэкономического торгового пространства, закрепив за собой лидерство по экспорту зерна. Для сохранения достигнутого уровня в экспортной торговле сельхозсырьем и продовольствием, требуется активизация мер поддержки участников внешнеторговой деятельности. Отмечается, что система государственной поддержки экспортной деятельности должна включать в себя не только финансовые инструменты (страхование различного рода рисков, кредитование, предоставление госгарантий, налоговые льготы), но и нефинансовую составляющую (выставочная и ярморочная деятельность, консультирование, обучение, аналитика, торгово-дипломатическая поддержка и пр.). Важно, чтобы курс на развитие экспортной стратегии развития аграрного секторе не влиял на внутреннее потребление. В целях обеспечения продовольственной безопасности и усиления экономического потенциала страны государственная политика должна обеспечивать рост внутреннего производства качественной аграрной продукции.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт, агропродовольственная продукция, поддержка экспорта, внешняя торговля.

The article deals with the issues of state regulation of foreign economic activity, in particular export trade in agricultural products and agricultural raw materials, in order to find and substantiate the directions of its improvement. These issues are of particular relevance in the modern period, characterized by the aggravation of the sanctions struggle in international trade, geopolitical and foreign economic instability. In this period we see a constant change / adjustment of trade and customs legislation, the introduction of new restrictive measures, etc., as well as a change of international trading partners and sales markets. Russian government has set a course to expand its export presence in the foreign agri-food market. For these purposes, the priority project "Export of agricultural products" was worked out and implemented. As a result, our country has become a significant player in the foreign economic trade space, having leadership in grain exports. In order to maintain the achieved level in the export trade of agricultural raw materials and food, it is necessary to intensify measures to support participants in foreign trade activities. It is noted that the system of state support for export activities should include not only financial instruments (insurance of various risks, lending, provision of state guarantees, tax benefits), but also a non-financial component (exhibition and fair activities, consulting, training, analytics, trade and diplomatic support, etc.).

It is important that the course towards the development of an export strategy for the development of the agricultural sector does not affect domestic consumption. In order to ensure food security and strengthen the economic potential of the country, state policy should ensure the growth of domestic production of high-quality agricultural products. Key words: foreign economic activity, exports, agri-food products, export support, foreign trade.

Введение. В современном мире внешнеэкономическая деятельность любого государства является важной и неотъемлемой частью развития отраслей национальной экономики, связанной с выходом всех участников рыночных отношений на международные торговые площадки, в том числе агропродовольственные. С целью стимулирования экспортной деятельности сельхозтоваропроизводителей и упрощения процедуры выхода агроэкспортеров на внешние рынки был утвержден приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», определяющий целевые ориентиры поставок сельскохозяйственной продукции за рубеж [1].

Следует отметить, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере АПК должно быть направлено, в первую очередь, на сокращение зависимости страны от импортных продуктов питания и расширение экспортного присутствия на внешних продовольственных рынках с учетом защиты интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей [2-4]. Для этого необходима проработка гибкой таможенно-тарифной политики, поддержка экспорта, привлечение и поощрение инвестиций в агропромышленную сферу.

Цель исследования: на основе анализа современного состояния государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в аграрной отрасли предложить направления по ее совершенствованию, отражающие актуальные меры и направления поддержки агроэкспортной деятельности.

Основная часть. В условиях формирования нового мирохозяйственного уклада, расширения внешнеторгового сотрудничества и усиления процессов глобализации особо остро стоят вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности и торговых отношений с иностранными партнерами. Ориентиром совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере АПК должно стать развитие экспорта агропродовольственных товаров высокого качества без ущерба внутренней продовольственной безопасности страны, защита интересов отечественных агроэкспертеров, повышение престижа страны на международных торговых площадках как надежного партнера и пр.

После введения санкционной политики со стороны зарубежных стран и принятия ответных мер со стороны России, произошло «перекроение» системы торгово-экономического сотрудничества. С одной стороны, некоторые годами налаженные связи были разрушены, с другой, появились новые торговые партнеры с потенциальными экспортными рынками. Однако объемы внешней торговли значительно изменились. По данным Федеральной таможенной службы внешнеторговый оборот после 2014 г. сократился более чем на 30 % и к 2020 г. уровень досанкционного периода так и не достигнут. В структуре внешней торговли по группам стран за период 2014-2020 гг. изменения не произошли, порядка 88 % приходится на страны Дальнего зарубежья [5].

В России с 2017 г. реализуется приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», задача которого - рост объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия и доведение целевого показателя до 34 млрд долл. в 2024 г., до - 45 млрд долл. в 2030 г., скорректированный Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В первой редакции проекта

была поставлена амбициозная цель достижения целевого показателя по поставкам сельскохозяйственной продукции за рубеж на уровне 45 млрд долл. к 2024 г. В целом реализация данного проекта способствовала росту экспортных объемов, в 2020 г. экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия составил 30,6 млрд долл. США (в 2014 г. - 18,9 млрд долл. США), в 2021 г. -более 37 млрд долл. США (рис. 1).

37,1

30,6

24,9

15

10 5 0

2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 1 - Российский экспорт агропродовольственной продукции, млрд долл.

США (составлено автором по [5, 6])

В связи активной государственной позицией, отражающей в том числе ориентиры на расширение международных экспортных рынков, требуется совершенствование системы госрегулирования внешнеэкономической деятельности в аграрной отрасли, содержащей актуальные меры и направления поддержки агроэкспортной деятельности.

Приоритетной целью развития данного вида государственной поддержки должно стать значительное усиление конкурентных преимуществ агроэкспортеров на международных торговых площадках и расширение сегментных позиций (товарных групп) на внешнем рынке [7-9]. Следует отметить, что поддержка экспортной деятельности должна осуществляться весь период жизненного цикла продукта (услуги): с этапа создания экспортного товара до момента его реализации.

В целях выполнения приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» для стимулирования развития экспортной деятельности в аграрной отрасли необходимо вести работы по таким направлениям, как:

- налаживание политических и экономических контактов между государствами-партнерами;

- расширение и совершенствование системы государственной поддержки агроэкспорта;

- разработка и при необходимости корректировка единого механизма финансовой поддержки экспортеров, который будет понятным и прозрачным для участников внешней торговли;

- проведение маркетинговых исследований отдельных категорий продуктов, обладающих наиболее выгодными конкурентными преимуществами на внешних рынках, и изучение потенциала развития отдельных рыночных сегментов;

- нивелирование отдельных торговых противоречий в вопросах таможенно-тарифного регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля, преодоления технических барьеров в торговле и пр.;

- устранение административных препятствий и принятие унифицированного регламента проведения экспортных процедур и пр.

40

35 30 25 20

18,9

17,1

С учетом взятых на себя обязательств по сокращению прямого субсидирования экспортной деятельности в России в рамках подписанного Соглашения с ВТО, следует более активно развивать следующие направления: предоставление экспортных кредитов, гарантий, страхование; повышение имиджа страны, маркетинговое сопровождение и поддержка; помощь в организации технического сопровождения и обучающих (образовательных) мероприятий экспортеров; исследования международных агропродовольственных рынков с различным уровнем детализации и сегментации.

Система поддержки экспортной деятельности на государственном уровне включает в себя финансовую и нефинансовую составляющую (рис. 2). К финансовой поддержке относятся:

- страхование от различного рода рисков: объективных рисков (риски природного и техногенного характера); политических и социально-политических рисков (изменение в социально-политическом строе, нормативно-правовой базе и др.); рыночных рисков (инфляционные изменения, волатильность национальной валюты, изменение рыночной конъюнктуры и пр.); проектных рисков (низкая обеспеченность высококвалифицированными кадрами, оборудованием, материалами) и др.;

- кредитование экспортной деятельности (льготное кредитование, предоставление субсидий на возмещение части затрат экспортерам на уплату процентов по кредитам; инвестиционные кредиты, несвязные кредиты);

- государственная гарантийная поддержка;

- налоговые льготы (предоставление «налоговых каникул», снижение налоговых ставок, возможность возврата уплаченных налогов).

Нефинансовая поддержка агроэкспорта включает: выставочно-ярморочную деятельность, обеспечивающую налаживание деловых контактов и связей с потенциальными партнерами; информационно-консультационную поддержку, включающую проведение маркетинговых исследований рынка, оказание юридической консультации, обучающих мероприятий; торгово-дипломатическую поддержку; создание особых экономических зон со специальным режимом таможенного регулирования.

В целях поддержки потенциальных экспортеров аграрной продукции актуальным направлением является создание единой государственной системы информационной поддержки экспорта, в которую должны быть включены следующие элементы:

- база данных торговой статистики в разрезе рыночного сегмента, категории товара, отдельного региона, страны;

- система действующих тарифов;

- данные по утвержденным тарифным квотам;

- меры и направления торговой защиты;

- информационная база актуальных санитарных и фитосанитарных мер, а также применяемых технических барьеров в торговле;

- регламенты проведения экспортных процедур;

- информация о существующих международных стандартах;

- результаты маркетинговых исследований по вопросам потенциальных агроэкспортных возможностей.

При этом необходимо поддерживать актуальность информации по вышеназванным элементам; формировать базу данных в разрезе стран, которые уже являются торговыми партерами нашей страны или могут стать таковыми в обозримом будущем. В части формирования данных о санитарных и фитосанитарных нормах, технических барьеров торговли, процедур оформления сопроводительной документации и пр. информация должна отражаться заранее, до планируемых сроков утверждения с целью определения возможности подготовки/адаптации агроэкспортеров к новым «правилам игры» на международных торговых площадках.

ч ...И

Финансовая поддержка агроэкспорта

Страхование экспортной деятельности

Экспортное кредитование

Предоставление го суд ар ств енных гарантий экспортерам

я Нефинансовая 1 поддержка | агроэкспорта

О | _

В ы став оч но -ярмор оч ная деятельность

И нформадионно -консультационная поддержка

Торгово - диплом атиче екая поддержка

Пр едо ставл енне налоговых льгот

Создание особых экономических зон

Рисунок 2 - Общая система государственной поддержки агроэкспорта

(разработано автором)

При формировании единой государственной системы информационной поддержки экспорта должна учитываться возможность преемственности информации с базами данных международных информационных систем ВТО, ФАО, ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) и др.

Как показывает российская практика, основными экспортерами являются крупные сельскохозяйственные формирования. Для малых форм хозяйствования данное направление деятельности является непосильным в связи с высокими издержками, отсутствием административного ресурса. Однако в данном случае участниками агроэкспортной деятельности могут выступить сельхозпотребкооперативы, консолидирующие производственный ресурс малого агробизнеса на отдельной территории (регионе).

Выводы. Резюмируя вышесказанное можно сделать следующие выводы. Взятый государством курс на расширение экспортного присутствия на международных рынках, в том числе агропродовольственных, требуют проработки мер и направлений государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Усовершенствованная система должна обеспечивать:

- поддержку на всех этапах проведения экспортной сделки: финансовую, консультационную, аналитическую, маркетинговую и пр.;

- сокращение бюрократических препонов и оптимизация документооборота экспортных операций;

- обеспечение равных условий выхода на экспортные рынки для крупного, малого и среднего агробизнеса;

- исключение разночтений и противоречий агроэкспортной деятельности в вопросах таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного контроля и пр.;

- равные возможности получения поддержки (финансовой и нефинансовой) различными категориями хозяйств без бюрократических проволочек;

- продвижение отечественной продукции на внешние рынки, популяризацию и узнаваемость российских экспортных товаров.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» // URL: http://government.ru/projects/selection/652/ (дата обращения: 19.05.2022).

2. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Авдеев М.В. Современные тенденции развития внешней торговли агропродовольственной продукции в России // АПК: экономика, управление. 2020. № 5. С. 4-15. DOI: 10.33305/205-4.

3. Новые приоритеты отечественной внешнеэкономической деятельности: от замещения импорта к развитию экспорта / В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Л.А. Косогорова, Е.В. Кулабухова // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 272-275.

4. Lavrikova Yu.G., Andreeva E.L., Ratner A.V. The impact of foreign economic activity on regional development: comparative analysis of Russian and foreign experience // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. T. 13. № 6. C. 54-67. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.3.

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 19.05.2022).

6. Официальный сайг Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России (АГРОЭКСПОРТ) // URL: https://aemcx.ru/ (дата обращения: 19.05.2022).

7. Арабян М.С., Тер-Гукасян Н.В. Особенности финансирования экспорта во внешней торговле: элементы стимулирования экспорта и участие Внешэкономбанка в экспортных сделках // Таможенное дело. 2019. № 2. С. 14-17.

8. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия) // URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 19.05.2022).

9. Коваль А.А., Левашенко А.Д. Поддержка агроэкспорта в России: системный подход // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 12. С. 10-14.

REFERENCES

1. Prioritetnyy proekt «Eksport produktsii APK» // URL: http://government.ru/projects/selection/652/ (data obrashcheniya: 19.05.2022).

2. Ushachev I.G., Maslova V.V., Avdeev M.V. Sovremennye tendentsii razvitiya vneshney torgovli agroprodovolstvennoy produktsii v Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. 2020. № 5. S. 4-15. DOI: 10.33305/205-4.

3. Novye prioritety otechestvennoy vneshneekonomicheskoy deyatelnosti: ot zameshcheniya importa k razvitiyu eksporta / V.K. Krutikov, T.V. Dorozhkina, L.A. Kosogorova, Ye.V. Kulabukhova // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2019. № 8 (109). S. 272-275.

4. Lavrikova Yu.G., Andreeva E.L., Ratner A.V. The impact of foreign economic activity on regional development: comparative analysis of Russian and foreign experience // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. T. 13. № 6. S. 54-67. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.3.

5. Ofitsialnyy sayt Federalnoy tamozhennoy sluzhby // URL: https://customs.gov.ru/ (data obrashcheniya: 19.05.2022).

6. Ofitsialnyy sayt Federalnogo tsentra razvitiya eksporta produktsii APK Minselkhoza Rossii (AGROEKSPORT) // URL: https://aemcx.ru/ (data obrashcheniya: 19.05.2022).

7. Arabyan M.S., Ter-Gukasyan N.V. Osobennosti finansirovaniya eksporta vo vneshney torgovle: elementy stimulirovaniya eksporta i uchastie Vneshekonombanka v eksportnykh sdelkakh // Tamozhennoe delo. 2019. № 2. S. 14-17.

8. Svodnyy obzor o merakh i mekhanizmakh podderzhki eksporta selskokhozyaystvennoy produktsii i prodovolstviya, primenyaemykh v gosudarstvakh-chlenakh Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i vedushchikh stranakh-eksporterakh selskokhozyaystvennoy produktsii i prodovolstviya) // URL: http://www.eurasiancommission.org/ (data obrashcheniya: 19.05.2022).

9. Koval A.A., Levashenko A.D. Podderzhka agroeksporta v Rossii: sistemnyy podkhod // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2017. T. 24. № 12. S. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.