Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов А.И.

Сложившаяся в последние годы ситуация с российским экспортом сельскохозяйственной и продовольственной продукцией свидетельствует о том, что стране необходима новая государственная экспортная политика в аграрной сфере экономики. Являясь частью государственной аграрной и внешнеторговой политики, она должна формироваться и реализовываться государством. Ее цель состоит в создании относительно благоприятных условий прежде всего для производителей и экспортеров отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Экспортная политика должна строиться на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров страны, быть «прозрачной», обладать динамизмом и реализовываться с использованием эффективных методов и системы мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в сфере экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. При этом государственная экспортная политика в аграрной сфере экономики должна рассматривать экспорт не изолированно и не как самоцель, а как составную часть общей национальной внешнеторговой политики и особенно федеральной аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF FORMATION RUSSIAN EXPORT POLICY IN THE AGRARIAN SPHERE OF THE ECONOMY

The situation that has developed in recent years with Russian exports of agricultural and food products indicates that the country needs a new state export policy in the agricultural sector of the economy. As part of the state agrarian and foreign trade policy, it must be formed and implemented by the state. Her goal is to create relatively favorable conditions, primarily for producers and exporters of domestic agricultural and food products. Export policy should be based on the observance of universally recognized principles and norms of international law, as well as obligations arising from international treaties of the country, be "transparent", have dynamism and be implemented using effective methods and a system of measures of state of regulation of foreign trade in the field of agricultural exports and food products. At the same time, the state export policy in the agrarian sphere of the economy should consider export not in isolation and not as an end in itself, but as an integral part of the general national foreign trade policy and especially the federal agrarian policy.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.564

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, главный научный сотрудник отдела территориально-отраслевого разделения труда ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: prognos@mail.ru; тел.: 8-499-195-60-33.

Реферат. Сложившаяся в последние годы ситуация с российским экспортом сельскохозяйственной и продовольственной продукцией свидетельствует о том, что стране необходима новая государственная экспортная политика в аграрной сфере экономики. Являясь частью государственной аграрной и внешнеторговой политики, она должна формироваться и реализовы-ваться государством. Ее цель состоит в создании относительно благоприятных условий прежде всего для производителей и экспортеров отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Экспортная политика должна строиться на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров страны, быть «прозрачной», обладать динамизмом и реализовываться с использованием эффективных методов и системы мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в сфере экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. При этом государственная экспортная политика в аграрной сфере экономики должна рассматривать экспорт не изолированно и не как самоцель, а как составную часть общей национальной внешнеторговой политики и особенно федеральной аграрной политики.

Ключевые слова: принципы, экспортная политика, аграрная политика, аграрная сфера экономики, сельское хозяйство, сельскохозяйственная и продовольственная продукция, формирование, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, экспорт, внешняя торговля, агропродовольственный рынок, государственная поддержка.

BASIC PRINCIPLES OF FORMATION RUSSIAN EXPORT POLICY IN THE AGRARIAN SPHERE OF THE ECONOMY

ALTUHOV A.I.,

Academician of the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher of the Division of Territorial and Sectoral Division of Labor of the department of the Federal State Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics"; е-mail: prognos@mail.ru, тел.: 8-499-195-60-33.

Essay. The situation that has developed in recent years with Russian exports of agricultural and food products indicates that the country needs a new state export policy in the agricultural sector of the economy. As part of the state agrarian and foreign trade policy, it must be formed and implemented by the state. Her goal is to create relatively favorable conditions, primarily for producers and exporters of domestic agricultural and food products. Export policy should be based on the observance of universally recognized principles and norms of international law, as well as obligations arising from international treaties of the country, be "transparent", have dynamism and be implemented using effective methods and a system of measures of state of regulation of foreign trade in the field of agricultural exports and food products. At the same time, the state export policy in the agrarian sphere of the economy should consider export not in isolation and not as an end in itself, but as an integral part of the general national foreign trade policy and especially the federal agrarian policy.

Keywords: principles, export policy, agrarian policy, agrarian sector of the economy, agriculture, agricultural and food products, formation, competitiveness, food security, export, foreign trade, agri-food market, government support.

Введение. В современных условиях развитие отечественной экспортной деятельности в аграрной сфере экономики рассматривается как один из основных факторов повышения устойчивости и динамизма ее экономического роста, поскольку в мире продовольствие является не только мерилом благополучия любой нации. Оно становится одним из важнейших стратегических ресурсов и наиболее важным инструментом геополитики, и поэтому все чаще используется в виде достаточно эффективного средства в постоянном противоборстве государств, независимо от уровня их социально-экономического развития и геополитического положения.

Результаты исследования. Однако по-прежнему решающая роль в мировой торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем остается за экономически развитыми странами, которые руководствуются прежде всего сугубо своими экономическими и политическими интересами. В этом отношении не составляет исключения и Российская Федерация как один их крупных мировых производителей и одновременно экспортеров и импортеров сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, достигнутые в наращивании объема экспортных поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции на мировой агропродовольствен-ный рынок, в 2019 г. удельный вес Российской Федерации в ее мировом экспорте составил лишь 1,6%. В национальном объеме экспорта всех товаров доля экспортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия достигла 5,9%, что ниже мирового уровня на 2,5 процентных пунктов. По существу, масштабы российского экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья имеют сравнительно ограниченный характер.

По объемам экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции Россия находится на 20 месте в мире, значительно уступая США, Голландии, Германии, Бразилии и Китаю, занимающие лидирующие мировые позиции. Причем в Бразилии, Голландии и США удельный вес агропродовольст-венной продукции в национальном объеме экспорта был выше по сравнению с Россией. Кроме того, если в мире на долю экспортных поставок продукции с высокой степенью переработки приходился 31,1%, то в России -15,5%. По этому показателю она значительно уступала Германии, Китаю и Голландии.

В последние годы российский экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья приобрел во многом организованную форму и стал более активно поддерживаться государством. В стране созданы основы национальной системы государственной поддержки экспорта аграрной сферы экономики, которая во многом соответствует международным требованиям. В частности, приняты многие нормативные правовые документы, благодаря чему усилены и усовершенствованы действующие и созданы новые институты и более эффективные механизмы и схемы поддержки отечественного экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, увеличен объем бюджетных средств, направляемых на эти цели, что позволило определить основные направления деятельности в сфере поддержки экспорта продукции аграрной сферы экономики.

Однако, несмотря на определенные успехи в экспорте отдельных видов российских продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, который в 2020 г. впервые превысил их импорт, тем не менее его объемы не соответствуют аграрному потенциалу страны. Во многом это связано с государственной поддержкой экспорта, направленной на стимулирование развития агропромышленного производства и экспортной инфраструктуры, которая по-прежнему остается недостаточной. Она является одним из основных лимитирующих факторов наращивания российского экспортного потенциала сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Кроме того, несовершенна структура агропродоволь-ственного экспорта и система стимулирования его развития, хотя отечественным товаропроизводителям и экспортерам сельскохозяйственной и продовольственной продукции приходится конкурировать с транснациональными корпорациями и крупными иностранными компаниями.

Во втором десятилетии текущего столетия речь идет уже о системе поддержки отечественного аграрного экспорта, функционирующей в национальном масштабе со своим набором институтов, экономических механизмов и инструментов, а поддержка экспорта рассматривается как важнейшая составляющая государственной аграрной политики. Современная ситуация, сложившаяся с экспортом сельскохозяйственной и продовольственной продукции, свидетельствует о том, что стране уже давно была нужна новая государственная экспортная политика в аграрной сфере экономи-

ки, адекватная не только сложившимся условиям как на внутреннем, так и на внешнем аг-ропродовольственных рынках, но и возможным их изменениям, которые могут произойти в ближайшей и более отдаленной перспективе. Определяющая роль в ее формировании и реализации должна принадлежать государству, что подтверждается отечественной и многолетней практикой основных мировых стран-экспортеров, в которых развитие экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции является важнейшей частью государственной внешнеторговой и аграрной политики и проявляется в оказании экспорту своевременной законодательной, организационной, экономической и других видов поддержки.

В России наращивание экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья должно стать одним из стратегических направлений развития аграрной сферы экономики и ее отдельных подотраслей, особенно экспортно-ориентированных, продукция которых постоянно востребована на мировом агропродовольственном рынке. При этом тенденции мировой торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем и современные условия функционирования мировой продовольственной системы свидетельствуют, что дальнейшее развитие российского экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия следует рассматривать с позиции учета одновременного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов, основными из которых являются:

- значительные потенциальные возможности наращивания производства отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, традиционно конкурентоспособных и постоянно востребованных на мировом агропродовольственном рынке;

- максимальное использование существующих и формирование новых конкурентных преимуществ аграрного потенциала, прежде всего, тех российских регионов, которые во многом обеспечивают национальную продовольственную безопасность и формируют экспортные ресурсы продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;

- уровень и масштабы использования инновационных технологий в аграрной сфере экономики вообще и в сельском хозяйстве в частности, возможности перевода его отдельных подотраслей на инновационно-инвестиционную модель развития;

- состояние и возможности развития внутреннего агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, особенно ориентированных на экспорт их продукции;

- надежное обеспечение национальной продовольственной безопасности, возможность ускоренного импортозамещения в рациональных размерах по отдельным видам сельскохозяйственной и продовольственной продукции, основным и оборотным средствам производства;

- товарная и географическая направленность внешней торговли отечественными продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем с учетом перспективы их развития, а также конъюнктуры продуктовых сегментов мирового агропродовольственного рынка;

- возможные перспективы участия страны в мировой торговле отдельными видами сельскохозяйственной и продовольственной продукцией, в региональных и международных интеграционных объединениях, особенно расположенных на постсоветском экономическом пространстве.

Наращивание усилий государства по поддержке отечественного экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, использование более эффективного организационно-экономического механизма, направленного на стимулирование его развития невозможно без разработки и реализации четкой национальной экспортной политики в аграрной сфере экономики. В этой связи экспортная политика в отношении развития российского экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции, безусловно, являясь частью государственной аграрной и внешнеторговой политики, должна формироваться и реализоваться государством. Ее цель состоит в создании относительно благоприятных условий прежде всего для производителей и экспортеров отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Она должна строиться на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров страны, быть «прозрачной», обладать динамизмом и реализовываться с использованием эффективных методов и системы мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности вообще и в сфере экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, в частности.

Национальная экспортная политика в аграрной сфере экономики должна представлять собой упорядоченную деятельность государства и применяемые им совокупность принципов и систему мер при решении проблем, связанных с развитием отечественного экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Хотя в последнее время в стране сложился определенный набор федеральных нормативных правовых актов, однако в силу ряда причин они не представляют собой единой системы формирования и реализации более взвешенной экспортной политики в аграрной сфере экономики. Безусловно, успешно решать задачи этой политики можно, только опираясь на такие основополагающие принципы, как:

- комплексный и динамичный характер деятельности по поддержке экспорта, предполагающий взаимодополнение и взаимодействие различных уровней (федерального, отраслевого, регионального и муниципального), форматов и системы мер поддержки для получения синергического эффекта;

- интегрированность экономической деятельности по поддержке экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции в решении актуальных задач модернизации, диверсификации и повышения динамизма развития аграрной сферы экономики м ее отдельных отраслей;

- создание конкурентоспособной и доступной для широкой массы отечественных товаропроизводителей национальной системы поддержки экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- сочетание системного, универсального и индивидуального подходов в деятельности по организации и поддержке экспорта в целях создания общих благоприятных условий для его развития при одновременном учете специфических потребностей в поддержке различных категорий отечественных производителей и экспортеров сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- относительно четкое «разделение труда» и зон ответственности государственных и общественных структур, институтов развития в сфере поддержки отечественного экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции при усилении координации этой деятельности в межведомственном и общенациональном форматах;

- последовательное наращивание возможностей региональной и зарубежной инфраструктуры поддержки и продвижения отече-

ственного экспорта для обеспечения более широкого охвата, оперативности и адресности экономической деятельности по поддержке экспорта отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции отечественного производства;

- обеспеченность российских организаций достаточным для решения задач по развитию экспортной деятельности набором универсальных и одновременно специальных мер, механизмов и инструментов поддержки и продвижения отечественного экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внешние рынки;

- концентрация организационных усилий и финансовых средств на наиболее перспективных, растущих экспортных возможностях и нишах для страны - таргетирование экспортных рынков с учетом имеющегося экспортного потенциала и конкурентных преимуществ отечественного экспорта отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;

- мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества в сфере внешнеторговой деятельности для продвижения и защиты экономических интересов российских экспортеров на внешних рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- разработка и внедрение в практику экономической деятельности государственных структур и институтов развития в сфере поддержки экспорта системы натуральных и стоимостных показателей оценки эффективности их работы;

- активная вовлеченность вовлеченность отечественных предпринимателей и их объединений в процесс разработки оценки эффективности системы мер государственной поддержки экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;

- своевременная информационная и статистическая обеспеченность деятельности по развитию отечественного экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции для определения направлений и системы мер ее совершенствования путем проведения на регулярной основе соответствующих исследований, аналитического и статистического мониторинга, обследований организаций-экспортеров [1. - С. 39].

В современных условиях формирование и реализацию национальной экспортной политики в отношении развития отечественного экспорта сельскохозяйственной и продоволь-

ственной продукции следует базировать на научно обоснованных принципах. К основным из них в первую очередь необходимо отнести комплексный характер формирования и развития национальной экспортной политики в аграрной сфере экономики. Он предполагает рассмотрение в неразрывной связи производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, функционирование внутреннего агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, обеспечение продовольственной безопасности и развитие внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем как единую, динамичную и довольно сложную систему. В этой связи национальная экспортная политика в отношении сельскохозяйственной и продовольственной продукции требует сбалансированного подхода к развитию и структурным изменениям в производстве, обмене, распределении и потреблении продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, исходя из оценки современного состояния и перспективы развития АПК и особенно его базовой отрасли - сельского хозяйства, объективного учета их возможностей в надежном обеспечении продовольственной безопасности страны, создании в необходимых размерах экспортных ресурсов отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, постоянно востребованных на мировом агропродовольственном рынке.

С одной стороны, принцип комплексности формирования и реализации национальной экспортной политики в аграрной сфере экономики должен учитывать взаимосвязь макроэкономической ситуации в стране, развития агропромышленного производства и его внешнеторговой деятельности, а с другой - ее прямое и косвенное воздействие на АПК и экономику прежде всего через реализацию государственной аграрной и внешнеторговой политики. В свою очередь, это требует комплексного и относительно сбалансированного подхода к формированию и реализации национальной экспортной политики в отношении развития отечественного экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, что предполагает всесторонний учет влияния на него разного рода внутренних и внешних факторов, а следовательно, использования сценарного и вариантного подходов, особенно программно-целевого метода, в решении проблем внешнеторговой деятельности с сельскохозяйственной и продовольственной продукцией.

Государственная экспортная политика должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и опираться на вполне достаточное и предсказуемое финансирование ее реализации, а также на полноценную и стабильную законодательную базу в сфере внешнеторговой деятельности с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. При этом национальная экспортная политика в отношении развития экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции, как, впрочем, и всякая другая государственная политика, должна быть ограничена определенными временными пределами, в рамках которых ее основные положения должны быть объективными, результативными и вполне реализуемыми на практике. Поэтому она должна быть не только максимально объективной, гибкой, понятной и эффективной, но и учитывать в полной мере конкретную социально-экономическую ситуацию в стране и особенно в ее аграрной сфере экономики и в первую очередь - в сельском хозяйстве.

Проводимая государством экспортная политика в отношении отечественного экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции должна иметь не только комплексный характер, но одновременно быть относительно стабильной и корректироваться лишь при значительных изменениях внутренних и внешних социально-экономических условий. Более того, она должна быть понятной и конкретной для всех, кто непосредственно или косвенно принимает участие во внешней торговле российскими продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем и прежде всего для сельскохозяйственных товаропроизводителей, создающих саму первооснову для устойчивого наращивания экспортных ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства.

Учитывая огромный аграрный потенциал страны, ее активное и возрастающее участие в мировой торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем в качестве крупного нетто-экспортера, формирование и реализация национальной экспортной политики в аграрной сфере экономики должны исходить в первую очередь из принципа обеспечения продовольственной безопасности, а также развития экспорта конкурентоспособных и постоянно востребованных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на мировом агропродовольст-венном рынке.

Однако развивая отечественный экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции, не следует сдерживать функционирование внутреннего агропродовольствен-ного рынка, не допускать дестабилизацию его ценовой конъюнктуры. Кроме того, он не должен носить преимущественно сырьевой характер. Поэтому ключевым условием увеличения отечественного экспорта является возможность не только доступа на новые рынки сбыта сельскохозяйственной и продовольственной продукции, но и сохранения и укрепления своей ниши, для чего необходимо стимулировать производство качественных и конкурентоспособных их видов, пользующихся постоянным спросом на мировом агропро-довольственном рынке. Одновременно необходимо обеспечить продвижение на мировом агропродовольственном рынке отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, используя в большей мере кооперативные принципы и механизмы распределения доходов от осуществления внешнеэкономической деятельности, способствующей прежде всего повышению доходности и устойчивости развития сельскохозяйственного производства.

В перспективе увеличение объемов российского экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья должно достигаться как за счет наращивания экспортных ресурсов, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, так и путем обеспечения доступа к экспортным рынкам отечественных товаропроизводителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Для этого предстоит осуществить переход от политики импортозамещения к развитию экспортно-ориентированной политики с учетом специфики происходящих трансформационных процессов в аграрной сфере страны и тенденций на мировом агропродовольственном рынке, преодоления разного рода форс-мажорных обстоятельств, вызовов и угроз.

Национальная экспортная политика в аграрной сфере экономики должна быть направлена на развитие существующих и открытие новых рынков сбыта своей продукции за счет расширения видового разнообразия и географии экспортных поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также на преодоление разного рода препятствий и рисков при их экспортных поставках. При этом активное участие страны в мировой торговле продовольственными товарами и

сельскохозяйственным сырьем должно исходить в первую очередь из принципа продовольственной самодостаточности и самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Поэтому по-прежнему важна ориентация АПК на решение проблемы национальной продовольственной безопасности, несмотря на существенные положительные подвижки в обеспечении населения отечественным продовольствием в последние годы. При такой ситуации, учитывая значительные различия между уровнем развития отечественной аграрной сферой экономики и стран, занимающих доминирующее положение на мировом агро-продовольственном рынке, неизбежно соблюдение принципа аграрного протекционизма в первую очередь по отношению к ведению сельского хозяйства и особенно к тем его подотраслям, значительная часть продукции которых пока поступает по импорту.

Поскольку экспортная политика в отношении развития экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции должна носить комплексный характер, то основная цель всех ее мер в конечном счете должна сводиться к наиболее полному обеспечению страны продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем отечественного производства, а, следовательно, дополнять и конкретизировать в первую очередь национальную аграрную и внешнеторговую политику. В этой связи государству необходимо соблюдать принцип особой приоритетности сельского хозяйства, как наиболее уязвимой экономически и одновременно высокозависимой от неблагоприятных погодных условий отрасли экономики, но во многом традиционно являющейся первоосновой надежного обеспечения продовольственной безопасности и создания без ущерба для внутреннего потребления необходимых экспортных ресурсов сельскохозяйственной и продовольственной продукции. В первую очередь, он должен подкрепляться соответствующей государственной поддержкой, соразмерно с ее объемом и возможным достижением поставленных перед отраслью приоритетных целей и решаемых задач вообще и развитием экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в частности.

Национальная экспортная политика в аграрной сфере, являясь составной частью государственной аграрной и внешнеторговой политики, должна реализовываться не спонтанно, а целенаправленно, посредством осущест-

вления государством системы тактических и стратегических мер и опираться на научно обоснованную стратегию развития аграрной сферы экономики и базироваться на развитой законодательной основе. Поэтому основным принципом экспортной политики является то обстоятельство, что она должна носить государственный характер, обеспечивать относительно равную доступность государственной поддержки для всех участников внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере экономики и ее адресность, гарантировать в полном объеме исполнение государственных обязательств.

В условиях сохранения еще значительной части населения страны с низкими уровнями доходов и при недостаточных объемах производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приводящих к потреблению пищевых продуктов ниже рекомендуемых рациональных норм, увеличение экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья должно происходить поэтапно, по мере развития их производства, учета текущей и перспективной конъюнктуры и не в ущерб эффективному функционированию отдельных продуктовых сегментов внутреннего агропродовольствен-ного рынка.

Поскольку наращивать отечественный экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья предполагается преимущественного за счет крупного бизнеса, то необходимо его объемы увязать с экономическими интересами малого и среднего предпринимательства, развития всех форм сельской кооперации, для чего требуется существенное улучшение регулирования внешнеторговой деятельности с сельскохозяйственной и продовольственной продукцией. Так, согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 22 декабря 2020 г. №446-ФЗ), государственное регулирование внешнеторговой деятельности применительно к аграрной сфере экономики должно базироваться на таких основных принципах, как:

- защита государством прав и законных экономических интересов всех участников внешнеторговой деятельности с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, а также производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, надежное обеспечение продовольственной безопасности страны;

- относительно равный доступ производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции и ее экспортеров к их внешним рынкам сбыта;

- сбалансированность ресурсов, выделяемых государством на развитие экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, и поставленных перед ним круг решаемых задач на ближайшую и более отдаленную перспективу;

- равенство всех участников внешнеторговой деятельности, взаимность в отношении другого государства или их группы, а также единство системы и методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в сфере развития экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции на всей территории страны;

- выбор наиболее эффективных мер регулирования внешнеторговой деятельности в аграрной сфере экономики для достижения цели экспортной политики, исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам и экономике страны;

- обоснованность и объективность применения системы мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в сфере экспорта отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- постепенное сближение национальных экспортных политик в аграрной сфере экономики в рамках Союзного государства, государств-членов Евразийского экономического союза, направленное прежде всего на ослабление конкуренции между ними на отдельных продуктовых сегментах мирового агропродо-вольственного рынка.

Кроме диверсификации отечественного экспорта при поддержке государства одновременно потребуется создание развитой инфраструктуры и надежного логистического обеспечения для наращивания экспортных поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также для перехода от текущей к более устойчивой модели развития аграрной сферы экономики и особенно ее базовой отрасли - сельского хозяйства. В этой связи важно осуществить постепенный переход от традиционной ориентации сельского хозяйства на увеличение производства продукции во всех его подотраслях к более активному встраиванию отдельных из них в международное разделение труда в агропромышленном производстве, использование его преимуществ.

Формирование комплексной национальной системы поддержки отечественного экспорта в аграрной сфере экономики должно опираться на финансовые, организационные, маркетинговые, информационные, торгово-политические инструменты его стимулирования для получения синергического эффекта, что позволит усилить позиции страны на перспективных внешних рынках продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, соблюдать и укреплять ее национальные интересы.

Дополнительные трудности в формировании национальной экспортной политики в отношении развития экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вносит недостаточная проработка вопросов перспектив развития аграрной сферы экономики вследствие недооценки теоретических обоснований и практической реализации государством современной аграрной политики, исследованию ее фундаментальных основ и стратегической направленности, выявлению и определению базовых целей и широкого круга решаемых приоритетных задач. Однако фактически в стране не существует целостной системы мер национальной аграрной политики, несмотря на почти тридцатилетний период рыночных преобразований в аграрной сфере экономики, что во многом связано с отсутствием официального документа о государственной аграрной политике.

Аграрная политика во многом не способна в полной мере консолидировать усилия государственной власти, науки и бизнес-сообщества для устойчивого развития аграрной сферы экономики, повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом агропродовольственных рынках. Поэтому необходима разработка новой национальной аграрной политики и придания ей официального государственного статуса со своей системой управления, прогнозирования, планирования и координации, реальным государственным финансированием.

Согласно статьи 7 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на 12 принципах [2]. К ним относятся принципы: единства и целостности; разграничения полномочий; преемственности и непрерывности; сбалансированности системы стратегического планирования; результативности и эффективности стратегического планирования; ответственности участников стра-

тегического планирования; прозрачности стратегического планирования; реалистичности; ресурсной обеспеченности; измеряемости целей; соответствия показателей целям; программно-целевой. Многие из этих принципов вполне применимы при планировании и внешнеэкономической деятельности с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, а, следовательно, и к формированию национальной экспортной политики в отношении отечественной продукции аграрной сферы экономики с учетом специфики ее разработки и реализации.

Чтобы в полной мере задействовать аграрный потенциал страны для наращивания экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, формирование национальной экспортной политики в аграрной сфере экономики должно базироваться на научных принципах, строиться и подчиняться закономерностям, осуществляться государством с учетом их требований, социально-экономических условий, перспектив развития аграрной сферы и экономики страны. Для этого необходимо придерживаться прежде всего таких основополагающих принципов, как: оптимальность, эффективность, системность. Это возможно при использовании индикативного планирования разного рода программ, которые, в частности, должны иметь четкую формулировку цели и подчинение ей всех мероприятий и отвечать таким требованиям, как: комплексность и системность содержания, подкрепленного межотраслевым и межрегиональным подходом, материально-техническим, кадровым, научным, законодательным и организационно-экономическим обеспечением;

приоритетность выбора направлений реализации цели в наиболее короткие сроки и при наиболее эффективном использовании мероприятий.

Безусловно, основополагающие принципы национальной аграрной государственной политики развития экспорта в аграрной сфере экономики требуют конкретизации по отношению к формированию экспортной политики продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. В этой связи целевой направленностью государственной экспортной политики должно стать использование экспорта как одного из основных стимулов для наращивания производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции и создания необходимых ее экспортных ресурсов без ущерба для национальных интересов,

надежного обеспечения продовольственной безопасности, укрепления экономики прежде всего сельского хозяйства, эффективного функционирования внутреннего агропродо-вольственного рынка, достижения более выгодных для отечественных экспортеров внешних рынков сбыта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, активного их продвижения на мировой рынок.

Увеличение российского экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции и повышение их удельного веса в общем объеме мировой торговли является одним из стратегических направлений совершенствования экспортной политики страны в аграрной сфере экономики. Она должна базироваться на рациональном использовании значительного аграрного потенциала, применении эффективных механизмов государственной поддержки и стимулирования производства и реализации конкурентоспособных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на мировом рынке, развивая существующие и открывая новые рынки сбыта, преодолевая разного рода препятствия и барьеры на пути наращивания экспортных ресурсов сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Государственная экспортная политика должна рассматривать экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции не изолированно и не как самоцель, а как составную часть общей национальной внешнеторговой политики и особенно федеральный аграрной политики, тесно увязанной с развитием внутреннего агропродовольственного рынка, возможностями наращивания экспортного потенциала прежде всего сельского хозяйства. При этом развитие экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья не должно создавать ситуацию, подрывающую внутренний агропродовольственный рынок, нарушать систему продовольственного снабжения страны и ее отдельных регионов, формирование в необходимых размерах страховых фондов и государственных резервов, а также учитывать платежеспособный спрос и улучшение структуры питания населения, наиболее вероятные колебания производства

сельскохозяйственной продукции в стране и конъюнктуру мирового агропродовольствен-ного рынка и его продуктовых сегментов, совершенствование экспортных операций с сельскохозяйственной и продовольственной продукцией. Причем национальная экспортная политика должна не только опираться на современную государственную аграрную политику, но и конкретизировать ее отдельные позиции, связанные с внешнеэкономической деятельностью в аграрной сфере экономики.

Выводы. В перспективе невозможно эффективно развивать аграрную сферу экономики без ее активного участия во внешнеторговой деятельности, роль которой будет неуклонно возрастать, особенно в наращивании экспорта конкурентоспособной и постоянно востребованной сельскохозяйственной и продовольственной продукции на мировом агро-продовольственном рынке. В такой ситуации требуется целенаправленная и эффективная работа всех его участников по развитию экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Ее эффективность во многом будет определяться реализацией экспортной политики, проводимой государством в аграрной сфере экономики, направленной на укрепление существующих и открытие новых рынков сбыта, преодоление разного рода барьеров и препятствий на пути движения отечественной экспортной сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Традиционно громадный аграрный потенциал страны следует рассматривать как национальное достояние и как наиболее крупный источник ее богатства. Рационально его используя, можно снять не только все многочисленные вопросы надежного обеспечения населения отечественным качественным и экономически доступным продовольствием, но устойчиво развивать экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, что мультипликативно окажет значительное положительное влияние на аграрную сферу и экономику страны, ее экономическое и геополитическое положение, позволит внести достойный вклад и в решение мировой продовольственной проблемы, которая в перспективе будет только обостряться [3. - С. 682].

Список использованных источников

1. Алтухов А.И. Развитию российского экспорта зерна необходима экспортная политика // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2021. - № 5. - С. 39.

2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г. № 264-ФЗ).

3. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России: монография. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - С. 461, 462.

4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 22 декабря 2020 года № 446-ФЗ).

Spisok ispol'zovannyh istochnikov

1. Altuhov A.I. Razvitiyu rossijskogo eksporta zerna neobhodima eksportnaya politika // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve. - 2021. - № 5. - S. 39.

2. Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ (v redakcii ot 31.07.2020 g. № 264-FZ).

3. Altuhov A.I. Paradigma prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii: monografiya. - M.: Fond «Kadrovyj rezerv», 2019. - S. 461, 462.

4. Federal'nyj zakon «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deya-tel'nosti» (v redakcii ot 22 dekabrya 2020 goda № 446-FZ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.