Научная статья на тему 'Теоретические и методологические аспекты развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка'

Теоретические и методологические аспекты развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЭКСПОРТ / ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / AGROFOOD MARKET / EXPORT / IT IS EXPORT FOCUSED / DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отинова М.Е., Сальникова Е.В.

В статье рассмотрены теоретические аспекты осуществления внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе. Уточнено содержание таких категорий как «экспорт», «экспортно ориентированный агропродовольственный рынок». Специфика экспортно ориентированного агропродовольственного рынка заключается в необходимости удовлетворения экспортных потребностей при насыщении внутреннего рынка и обеспечения продовольственной безопасности страны. Указано, что основными причинами, способствующими активизации внешней торговли на региональном и федеральном уровнях, является неравномерность распределения человеческих, финансовых, природных и предпринимательских и интеллектуальных ресурсов. Показаны выгоды и риски осуществления экспортной деятельности в сельскохозяйственных организациях. В методологическом аспекте в статье выделены общеэкономические законы, принципы, факторы, обуславливающие развитие экспортно ориентированного агропродовольственного рынка, а также обобщены классические и современные теории внешней торговли, определяющие специфику его функционирования. В статье отмечается, что для развития экспортной деятельности в аграрных предприятиях необходимо достижения равновесия между внутренними и внешними потребностями в продукции АПК и производственными возможностями, что возможно при активном государственном регулировании внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и агропродовольственными товарами. Экспортная направленность агропродовольственного рынка предполагает достижение высокой эффективности экспортно ориентированных отраслей сельского хозяйства, производство высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам, что, в свою очередь, требует создания высокотехнологичной экспортно ориентированной инфраструктуры и формирования высококвалифицированного экспортно ориентированного класса аграрных предпринимателей. Показано, что в настоящее время мелкие и средние сельскохозяйственные организации не могут самостоятельно осуществлять экспортные торговые операции в силу недостатка финансовых ресурсов и профессиональной неграмотности в области внешнеэкономической деятельности. Предлагается разработка эффективного организационно-экономического механизма развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка, направленного на создание равных возможностей всем субъектам рынка для выхода на мировой агропродовольственный рынок, развитие экспортно ориентированной логистики, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере регулирования торговой деятельности, сертификации и стандартизации экспортируемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Отинова М.Е., Сальникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT IT IS EXPORT THE FOCUSED AGROFOOD MARKET

In article theoretical aspects of implementation of foreign economic activity in agro-industrial complex are considered. Content of such categories as "export" is specified, "it is export the focused agrofood market". Specifics it is export the focused agrofood market consists in need of satisfaction of export requirements at saturation of domestic market and ensuring food security of the country. It is specified that the main reasons promoting activization of foreign trade at the regional and federal levels is the unevenness of distribution of human, financial, natural and enterprise and intellectual resources. Benefits and risks of implementation of export activity in the agricultural organizations are shown. In methodological aspect in article the general economic laws, the principles, factors causing development are selected it is export the focused agrofood market and also the classical and modern theories of foreign trade defining specifics of its functioning are generalized. In article it is noted that in the agrarian enterprises it is necessary achievements of balance between the internal and external needs for agricultural products and production capabilities for development of export activity that is possible at active state regulation of foreign trade in agricultural raw materials and agrofood products. The export orientation of the agrofood market assumes achievement of high efficiency is export the focused branches of agriculture, production of the high-quality products meeting the international standards that, in turn, demands creation of hi-tech is export the focused infrastructure and formation highly skilled is export the focused class of agrarian businessmen. It is shown that now the small and average agricultural organizations cannot independently carry out export trade operations owing to a lack of financial resources and professional illiteracy in the field of foreign economic activity. Development of the effective organizational and economic mechanism of development is offered it is export the focused agrofood market directed to creation of equal opportunities to all subjects of the market for entry into the world agrofood market, development improvement of standard legal support in the sphere of regulation of trade activity, certification and standardization of the exported products is export the focused logistics.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические аспекты развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка»

УДК 339.5:338.43

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

ОТИНОВА М.Е.,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации»; e-mail: 01maryina@gmail.com, тел.: 8 (473) 222-99-40.

САЛЬНИКОВА Е.В.,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации»; e-mail: E.V.S.1978@yandex.ru, тел.: 8 (473) 222-99-40.

Реферат. В статье рассмотрены теоретические аспекты осуществления внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе. Уточнено содержание таких категорий как «экспорт», «экспортно ориентированный агропродовольственный рынок». Специфика экспортно ориентированного агропродовольственного рынка заключается в необходимости удовлетворения экспортных потребностей при насыщении внутреннего рынка и обеспечения продовольственной безопасности страны. Указано, что основными причинами, способствующими активизации внешней торговли на региональном и федеральном уровнях, является неравномерность распределения человеческих, финансовых, природных и предпринимательских и интеллектуальных ресурсов. Показаны выгоды и риски осуществления экспортной деятельности в сельскохозяйственных организациях. В методологическом аспекте в статье выделены общеэкономические законы, принципы, факторы, обуславливающие развитие экспортно ориентированного агропродовольственного рынка, а также обобщены классические и современные теории внешней торговли, определяющие специфику его функционирования. В статье отмечается, что для развития экспортной деятельности в аграрных предприятиях необходимо достижения равновесия между внутренними и внешними потребностями в продукции АПК и производственными возможностями, что возможно при активном государственном регулировании внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и агропродовольственными товарами. Экспортная направленность агропродовольственного рынка предполагает достижение высокой эффективности экспортно ориентированных отраслей сельского хозяйства, производство высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам, что, в свою очередь, требует создания высокотехнологичной экспортно ориентированной инфраструктуры и формирования высококвалифицированного экспортно ориентированного класса аграрных предпринимателей. Показано, что в настоящее время мелкие и средние сельскохозяйственные организации не могут самостоятельно осуществлять экспортные торговые операции в силу недостатка финансовых ресурсов и профессиональной неграмотности в области внешнеэкономической деятельности. Предлагается разработка эффективного организационно-экономического механизма развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка, направленного на создание равных возможностей всем субъектам рынка для выхода на мировой агропродовольственный рынок, развитие экспортно ориентированной логистики, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере регулирования торговой деятельности, сертификации и стандартизации экспортируемой продукции.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, экспорт, экспортно ориентированный, экспорт, развитие внешней торговли.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT IT IS EXPORT THE FOCUSED AGROFOOD MARKET

OTINOVA M.E.,

candidate of Economic Sciences, associate professor, leading researcher of FGBNU "Research institute of economy and organization of agro-industrial complex of the Central Chernozem region of the Russian Federation"; e-mail: 01maryina@gmail.com, тел.: 8 (473) 222 99 40.

SALNIKOVA E.V.,

candidate of Economic Sciences, associate professor, leading researcher of FGBNU "Research institute of economy and organization of agro-industrial complex of the Central Chernozem region of the Russian Federation"; e-mail: E.V.S.1978@yandex.ru, ph.: 8 (950) 753 62 57.

Essay. In article theoretical aspects of implementation of foreign economic activity in agro-industrial complex are considered. Content of such categories as "export" is specified, "it is export the focused agrofood market". Specifics it is export the focused agrofood market consists in need of satisfaction of export requirements at saturation of domestic market and ensuring food security of the country. It is specified that the main reasons promoting activization of foreign trade at the regional and federal levels is the unevenness of distribution of human, financial, natural and enterprise and intellectual resources. Benefits and risks of implementation of export activity in the agricultural organizations are shown. In methodological aspect in article the general economic laws, the principles, factors causing development are selected it is export the focused agrofood market and also the classical and modern theories of foreign trade defining specifics of its functioning are generalized. In article it is noted that in the agrarian enterprises it is necessary achievements of balance between the internal and external needs for agricultural products and production capabilities for development of export activity that is possible at active state regulation of foreign trade in agricultural raw materials and agrofood products. The export orientation of the agrofood market assumes achievement of high efficiency is export the focused branches of agriculture, production of the high-quality products meeting the international standards that, in turn, demands creation of hi-tech is export the focused infrastructure and formation highly skilled is export the focused class of agrarian businessmen. It is shown that now the small and average agricultural organizations cannot independently carry out export trade operations owing to a lack of financial resources and professional illiteracy in the field of foreign economic activity. Development of the effective organizational and economic mechanism of development is offered it is export the focused agrofood market directed to creation of equal opportunities to all subjects of the market for entry into the world agrofood market, development improvement of standard legal support in the sphere of regulation of trade activity, certification and standardization of the exported products is export the focused logistics.

Keywords: the agrofood market, export, it is export focused, export, development of foreign trade.

Введение. Результативное развитие экспортно ориентированного рынка предполагает расширение присутствия на международных товарных рынках сельскохозяйственного сырья и продуктов питания российского производства за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции, с учетом сохранения продовольственной безопасности, что возможно при трансформации отраслевой аграрной структуры, направленной на удовлетворение как экспортных, так и внутренних потребностей рынка.

Протекающие в последнее время неблагоприятные геополитические процессы способствуют динамичному изменению конъюнктуры мирового агропродовольственного рынка, что в свою очередь влияет на товарную и географическую структуру российского экспорта

сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

На развитие внешнеэкономической деятельности в АПК оказывает большое влияние государственная политика. Вместе с тем, увеличение объемов экспорта агропродовольст-венной продукции зависит с одной стороны от имеющегося производственного потенциала отраслей АПК, а с другой стороны, от насыщенности внутреннего рынка основными продовольственными товарами и уровня платежеспособности населения. Несмотря на рост в последние годы натуральных объемов отечественного экспорта, в стоимостном выражении общий его объем сократился из-за резкого падения цен на ключевые товары. Однако ориентация на экспорт по-прежнему является перспективным направлением внешней торговли [1].

В этой связи развитие экспортно ориентированного рынка должно происходить на основе конкурентоспособного роста аграрного производства, обеспечивающего личное и производственное потребление внутри страны и спрос на внешнем рынке. Российский агропромышленный комплекс обладает реальными возможностями занять достойное место на международных агропродовольственных рынках.

Целью данной работы является раскрытие теоретико-методологических аспектов развития экспортно ориентированного агропродо-вольственного рынка.

Материал и методика исследования. Теоретико-методологической базой исследования выступили положения классической экономической теории, теории систем, эволюционной и институциональных теорий, труды отечественных и зарубежных ученых в области аграрной экономики, внешнеэкономической деятельности, нормативно-правовые акты РФ, регулирующие функционирование АПК и агропродовольственного рынка.

Методологической основой проведенного исследования послужил системный подход и метод диалектического познания, позволяющие рассмотреть закономерности и процессы развития во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Основная часть. Содержание категории «экспортно ориентированный агропродоволь-ственный рынок», на наш взгляд, можно раскрыть посредством применения таких методов экономических исследований, как анализ и синтез, а также индукция и дедукция.

Для начала разложим исследуемую категорию на составные части: рынок, агропродо-вольственный рынок, экспорт, экспортная ориентация.

Проведенные ранее многочисленные исследования по обоснованию категории «рынок» позволили на основе обобщения существующих определений представить рынок (в самом обобщенном виде) как систему организационно-экономических отношений между субъектами (производителями и потребителями) по поводу купли-продажи товаров.

В свою очередь, агропродовольственный рынок представляет собой открытую социально-экономическую систему, обеспечивающую производство необходимого объема аграрной продукции и продовольствия требуемой структуры, распределение ресурсов и обмен продовольствия, их потребление.

Максимальная действенность развития данного рынка проявляется в обеспечении по-

требностей в агропродовольственной продукции для продовольственных и технических целей, формирования страховых и резервных фондов, создании условий для получения доходов сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Элементами агропродовольственного рынка выступают рынки сельскохозяйственного сырья, аграрной продукции и продовольствия [2].

В настоящее время современную экономику не только государства, но даже региона нельзя представить без осуществления внешнеэкономической деятельности, неотъемлемым элементом которой является торговля, предполагающая, в свою очередь, реализацию экспортных и импортных операций.

Для достижения целей нашего исследования были обобщены различные определения категории «экспорт», что позволило понимать под экспортом объем (стоимость) товаров, вывезенных из страны за ее пределы. То есть основным критерием экспорта выступает факт пересечения границы экономической территории страны товаром [3-7].

Экспорт является одним из направлений внешней торговли страны. В качестве основной функции внешней торговли можно выделить обеспечение результативного взаимовыгодного сотрудничества субъектов, участвующих в процессах импорта и экспорта.

А главной причиной, стимулирующей регионы и государства к осуществлению внешней торговли, является неравномерность распределения ресурсов (трудовые (человеческие), финансовые (капитал) и природные ресурсы, предпринимательские способности (потенциал), знания). Таким образом, причин для осуществления внешней торговли может быть множество, и у каждого субъекта есть свое обоснование и стимулы для реализации данной деятельности.

Исследования теории и практики реализации экспортных операций позволили выделить основные выгоды (преимущества) для национальной экономики и риски (недостатки), для нивелирования которых необходима разработка ряда управленческих мероприятий (рисунок 1).

Экспортоориентированный рост аграрной экономики способствует усилению ее специализации, а проводимая экспортоориентиро-ванная политика приводит к положительному эффекту масштаба.

Помимо этого, экспортная направленность предполагает эффективность и конкурентоспособность отраслей, ориентированных на

экспорт, что, в свою очередь, подразумевает наличие высококвалифицированных работников, развитие науки, технологий и соответствующей инфраструктуры [8]. Однако, приоритетным условием функционирования экспортно ориентированного агропродовольственного рынка является существование реального спроса на производимую продукцию.

Как свидетельствуют проведенные теоретические исследования, главным мотиватором любой экспортной операции (как и различных коммерческих действий) выступает извлечение выгоды (получение прибыли), которую можно получить:

- при наличии внешнего спроса, ненасыщенности внешних рынков (т.е. рынок продавца, когда спрос существенно превышает предложение), отсутствии барьеров (обстоя-

тельств, затрудняющих их хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке) входа на рынок, что предполагает абсолютную гибкость и адаптивность рынка;

- если иметь и правильно использовать избыточный ресурс (мощность которого превышает потребность в нем) или обладать конкурентным преимуществом (низкие издержки, дифференциация продукции) в чем-либо.

Стоит отметить, что развитие агропродо-вольственного рынка, ориентированного на экспорт, подчинено влиянию общеэкономических законов, однако существует и определенная специфика в его функционировании, проявляющаяся через принципы, факторы, классические и современные теории внешней торговли (рисунок 2).

ЭКСПОРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЫНКА

Г

К

V

ВЫГОДЫ

:5

- активное использование имеющихся сравнительных преимуществ с последующей возможностью создания конкурентных преимуществ;

- возможность охватить большой рынок (значительную долю с многочисленными потребителями);

- сезонные преимущества;

- новый спрос на невостребованные на отечественном рынке товары;

- развитие бизнеса (повышение имиджа);

- приток в страну иностранной валюты (в случае активного платежного баланса), которая может направляться на развитие отечественных отраслей и создание рабочих мест;

- рост занятости, снижение безработицы за счет роста объемов производства, который повлечет увеличение спроса на труд;

- возможность получения эффекта масштаба (при недостаточной емкости национального рынка).

РИСКИ

- неустойчивость международной политической ситуации;

- незнание нормативно-правовой базы других стран;

- отсутствие достоверной, объективной, своевременной информации о внешних рынках;

- возможность потери и порчи товаров;

- зависимость от мирового рынка в плане возникновения торговых барьеров вследствие ценовой конкуренции;

- специализация на экспорте только одного вида продукции;

- ухудшение условий торговли в стране.

<1

/

Рисунок 1 - Выгоды и риски экспортной ориентации

ЗАКОНЫ развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка

Закон спроса

Закон предложения

Закон стоимости

ТЕОРИИ международной торговли

Меркантилистская теория

Теория абсолютных преимуществ

Стандартная модель международной торговли

Теория соотношения факторов производства

Теория «жизненного цикла продукта»

Теория внутриотраслевой международной торговли

Теория специфических факторов производства

Теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции)

Теория конкурентных преимуществ (теория международной конкурентоспособности наций)

Современные теории международной торговли

ПРИНЦИПЫразвития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка

Принципы развития рыночной экономики

Принципы маркетинга (ориентация на потребности, единство стратегии и тактики, сегментирование и позиционирование и др.)

Принципы логистики (техническая адекватность, инфраструктурная обеспеченность, пространственное соответствие и др.)

^ ФАКТОРЫ развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка

Внутренние: институциональные меры; тарифная, налоговая, валютная политики; географическое положение, уровень маркетингового потенциала, дифференцирован-ность экспортного производства

Внешние: внешняя политика государства; уровень развития мирового агропродовольственного рынка, формирование транснациональных агропромышленных компаний; обеспеченность ресурсами для производства аграрной продукции (природно-климатическими, земельными др.); уровень научно-технического развития АПК

Рисунок 2 - Теоретико-методологические положения развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка [10-13]

Сущность экспортной ориентации как процесса состоит в движении и открытости экономической системы, с одной стороны, а с другой стороны, в сближении при этом движении определенных макроэкономических систем стран и регионов, поддержании экономических отношений.

В итоге экспортно ориентированный рынок можно рассматривать как совокупность экономических отношений самостоятельных субъектов сложной интегрируемой системы, с помощью которых регулируется производство и сбыт, удовлетворяются внутренние потребности в сельскохозяйственной продукции и потребности экспорта. В сложившихся условиях трансформации аграрной структуры и для развития экспортной деятельности необходимо достижение равновесия между внутренними и внешними потребностями в продукции АПК и производственными возможностями.

Экономическая ситуация, сложившаяся в российском агропромышленном комплексе, и задачи, поставленные Правительством РФ по расширению экспортно ориентированной деятельности, требуют формирования определенных правовых условий, а также ресурсной базы, которая определяется во многом сложившейся аграрной структурой.

Следует отметить, что за период с 2000 по 2017 годы российский экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос в 12,8 раз, выросла и его доля в общем экспорте с 1,6 до 5,8 %. Наибольший удельный вес в экспорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья занимают злаки -32,5%, рыба свежая и мороженая - 13,7% и масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции - 7,7% [9].

Для развития экспортно ориентированного рынка необходимо нивелировать отрицательные факторы, препятствующие развитию отраслей АПК, и использовать мировой опыт по развитию экспортной деятельности (предоставление льготных кредитов, подготовка предпринимателей к зарубежным конкурентам, реализация мероприятий по продвижению продукции на экспорт, формирование условий для результативного взаимодействия субъектов экспортных операций) [14,15].

Экспортная деятельность оказывает большое влияние на темпы экономического роста и способствует эффективной интеграции страны в мировое хозяйство. Экспорт, в частности, можно определенным образом соотнести с потенциалом, а именно скрытой способностью обеспечивать достижение поставленных стратегиче-

ских целей и решения проблем общественного развития.

Специфика реализации экспортной деятельности в аграрной экономике обусловлена ограниченными возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей быстрое реагировать на изменение рыночной конъюнктуры вследствие наличия временного лага, связанного с определенной продолжительностью биологических циклов производства продукции растениеводства и животноводства. Для изменения товарной номенклатуры сельскохозяйственного производства должен пройти как минимум год, при этом агротехнические требования к оптимальной структуре посевных площадей, природно-климатические условия не позволяют кардинально изменить состав выращиваемой продукции.

Поэтому важным является выявление деструктивных факторов, внешних и внутренних угроз, а также рисков, препятствующих развитию экспортной деятельности в АПК. Это, в свою очередь, позволит наметить перспективы расширения экспортных сегментов с учетом протекающих трансформационных процессов в аграрном производстве и обеспечения продовольственной безопасности.

В настоящее время развитие экспортной деятельности в АПК возможно только на базе крупного производства, мелкие и средние сельхозтоваропроизводители не могут самостоятельно заниматься экспортом произведенной продукции по причине недостаточного финансирования, отсутствия опыта осуществления экспортных операций, существования барьеров, препятствующих доступу к соответствующей инфраструктуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи необходим эффективный механизм, включающий комплекс организационно-правовых и экономических инструментов, направленных на стимулирование экспортной деятельности и сближение уровней государственной поддержки всех форм хозяйствования в целях создания равных возможностей для аграрных производителей и выхода их на мировой агропродовольственный рынок, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых товарных рынках, развитие экспортно ориентированной логистики и внедрение логистических цифровых технологий.

Кроме того, целесообразно совершенствование нормативно-правового обеспечения развития экспортно ориентированного агропродо-вольственного рынка, в частности, в сфере регулирования торговой деятельности, сертифи-

кации и стандартизации экспортируемой продукции.

Важно, при выборе приоритетных направлений развития экспортно ориентированного аг-ропродовольственного рынка важно соблюдать сбалансированность развития отраслевой аграрной структуры регионов, учитывающей самообеспечение населения продовольственными товарами, насыщение емкости внутреннего рынка товарами и интенсивное развитие экспортной составляющей за счет выпуска эксклюзивной продукции, характерной для данного региона.

В дополнение к этому не лишним будет обращение к известным теориям, базирующимся

на различных аспектах международной торговли и позволяющим странам определиться с направлениями своей внешней торговли, адаптируя теорию к современной практике. При этом стоит помнить о некоторой ограниченности их практического применения вследствие наличия определенных достоинств и недостатков, учет которых на практике, а также адаптация разработанных теорий международной торговли к современной действительности (внешней и внутренней среде стран и регионов), к особенностям и специфике каждого из участников внешнеторговых операций будет способствовать наилучшему достижению поставленных целей и более эффективному результату.

Список использованных источников

1. Акканина Н.В., Романюк М.А. Развитие российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия: проблемы и перспективы для внутреннего и внешнего рынков // Экспортный потенциал АПК России: состояние и перспективы. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никоно-ва, 2017. - С.443.

2. Сальникова Е.В., Чернышева И.И. Концептуальные положения развития инфраструктуры агропродовольственного рынка // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. - № 1 (40). -С. 77-81.

3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2011. - С. 1432 (1472 с.).

4. Экономика и право: Большой толковый словарь-справочник. - 2-е изд., доп и перераб. / авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2003. - С. 842 (868 с.)

5. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - С. 576 (608 с.)

6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М: Советская энциклопедия, 1982. - С. 1533 (1600 с.)

7. Глобальная экономика. Энциклопедия / под ред. И.М. Куликова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 811 (920 с.)

8. Хвостова И.Е., Смолякова Е.Е. Роль экспорта и условий торговли в стране с ресурсной зависимостью // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - 42 (228). - С. 24-35.

9. Российский статистический ежегодник 2018: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2018 - 694 с.

10. Сельцовский В.Л. Концептуальные основы теорий международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 12 (Декабрь). - С. 3-13.

11. Закшевский В.Г., Чарыкова О.Г. Повышение конкурентоспособности АПК региона - основа развития экспорта // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 9. - С. 2-8.

12. Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика // Российский внешнеэкономический вестник. - 2006. - №1 (Январь). - С. 16.

13. Найденова Н.В., Шкрябина А.Е. Эволюция теорий и концепций внешней торговли в экономических исследованиях ХХ века // Вестник СГСЭУ. - 2018. - № 4 (73). - С. 36-39.

14. Афонина В.Е. О повышении экспортного потенциала АПК России // Экспортный потенциал АПК России: состояние и перспективы. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2017. -С. 443.

15. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Актуальность и реальное состояние им-портозамещения в растениеводстве Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 7. - С. 47-52.

List of used sources

1. Akkanina N.V., Romaniuk M.A. Development of the Russian export of agricultural raw materials and food: problems and prospects for the internal and external markets//the Export potential of agrarian and industrial complex of Russia: state and prospects. - M.: VIAPI of A.A. Nikonov, 2017. -P. 443.

2. Salnikova E.V., Chernysheva I.I. Conceptual provisions of development of infrastructure of the agrofood market//Region: systems, economy, management. - 2018. - No. 1 (40). - P. 77-81.

3. The big economic dictionary / under the editorship of A.N. Azriliyan. - the 7th prod., additional - M.: Institute of new economy, 2011. - P. 1432 (1472 p.).

4. Economy and right: Big sensible dictionary reference. - the 2nd prod., top and reslave. / a bus -сост. L.P. Kurakov, V.L. Kurakov. - M.: Higher education institution and school, 2003. - P. 842 (868 p.)

5. Dictionary of foreign words. - the 13th prod., stereotype. - M.: Russian language, 1986. - P. 576 (608 p.).

6. Soviet encyclopedic dictionary / chapter of an edition A.M. Prokhorov. - М.: With. Encyclopedia, 1982. - P. 1533 (1600 p.).

7. Global economy. The encyclopedia / under the editorship of I.M. Kulikov. - M.: Finance and statistics, 2011. - P. 811 (920 p.).

8. Hvostova I.E., Smolyakova E.E. A role of export and terms of trade in the country with resource dependence//Financial analytics: problems and decisions. - 2014. - 42 (228). - P. 24-35.

9. Russian statistical year-book of 2018: To become. сб. / Rosstat. - M.'s P76, 2018 - 694 p.

10. Seltsovsky V.L. Conceptual bases of theories of international trade//Russian external economic messenger. - 2008. - No. 12 (December). - P. 3-13.

11. Zakshevsky V.G., Charykova O.G. Improving competitiveness of agrarian and industrial complex of the region - an export development basis//Rural economics of Russia. - 2017. - No. 9. - P. 2-8.

12. Borodin K.G. Theories of international trade and trade policy//Russian external economic messenger. - 2006. - No. 1 (January). - P. 16.

13. Naidyonova N.V., Shkryabina A.E. Evolution of theories and concepts of foreign trade in economic researches of the XX century//the SGSEU Bulletin. - 2018. - No. 4 (73). - Page 36-39.

14. Afonina V.E. About increase in the export potential of agrarian and industrial complex of Russia // Export potential of agrarian and industrial complex of Russia: state and prospects. - M.: VIAPI of A.A. Nikonov, 2017. - P. 443.

15. Semykin V.A., Pigorev I.Y., Soloshenko V.M. Actuality and actual state of import substitution in plant growing in the Kursk region // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. -№ 7. - P. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.