УДК 332.14
З.А. Кошак
магистрант,
кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ
Аннотация. В статье исследуется механизм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Рассматривается особенности распределение субсидий на региональном уровне. Подчеркивается значительная роль государства в поддержке малого и среднего предпринимательства. Финансовая поддержка должна быть всесторонней и адресной и учитывать интересы не только самих малых предприятий, но и регионов: структуру отрасли, особенности и приоритеты развития (специализацию).
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регион, государственные гарантии, субсидии, финансовая поддержка, финансовый механизм.
Z.A. Koshak, Kuban State University, Krasnodar
IMPROVING FINANCIAL MECHANISMS TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION
Abstract. The article investigates the mechanism of financial support for small and medium-sized businesses at the regional level. The peculiarities of the distribution at the regional level of subsidies. It emphasizes the significant role of the state in support of small and medium-sized businesses. Financial support should be comprehensive and address and take into account the interests not only of the small companies, but also regions: industry structure, characteristics and development priorities (specialization).
Keywords: small and medium-sized enterprises, region, state guarantees, subsidy, financial support, financial mechanism.
Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) - важная составляющая российской экономики и социальной сферы: здесь сегодня трудится каждый четвертый, работающий в стране. Все больший интерес к развитию малого и среднего предпринимательства проявился на федеральном и был поддержан на региональном уровне, когда были существенно активизированы программы поддержки субъектов МСП.
В настоящее время государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях осуществляется при реализации следующих программ и мероприятий [3]:
- программа Министерства экономического развития РФ по государственной поддержке МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
- программы Министерства труда и социальной защиты РФ по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
- мероприятия Министерства сельского хозяйства РФ по поддержке субъектов МСП в агропромышленном комплексе;
- комплекс мер Министерства образования и науки РФ, направленных на поддержку МСП в научно-технической сфере.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 марта 2015 г. № 538-р
осуществляется разделение субсидий региональным бюджетам на поддержку малого и среднего предпринимательства. Всего в 2015 г. выделено 16,9 млрд руб. [4]
Предоставление субсидий регионам осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Разделение средств происходит относительно «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (на основании Постановления Правительства от 30 декабря 2014 года № 1605).
Распределение данных субсидий было подготовлено из расчёта доли постоянного населения в регионе по состоянию на 1 января отчётного года, уровня бюджетной обеспеченности и эффективности использования субсидии в 2013 году, по состоянию на 1 октября 2014 года.
Распределение осуществлялось следующим образом: Москва - 1,31 млрд руб., Московская область - 817,62 млн руб., Краснодарский край - 623,25 млн руб., Санкт-Петербург - 600,24 млн руб., Республика Крым - 237,80 млн руб. [7]
В 2015 году произошло внесение существенных изменений в программу господдержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Постановлением от 30 декабря 2014 г. № 1605 были утверждены новые «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
Распределение субсидий регионам в 2015 году будет осуществляться исходя из [5]:
- уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
- численности постоянно проживающего населения в регионе на 1 января отчетного финансового года;
- коэффициента потенциала развития сектора МСП в регионе;
- коэффициента эффективности мероприятий государственной поддержки МСП регионов в предыдущем году. При этом оценка эффективности будет проводиться по каждому мероприятию.
В целях определения размера субсидий регионы подразделяют на 4 категории в соответствии значений двух показателей:
- доля оборота предприятий в общем объеме оборота организаций, зарегистрированных на территории региона;
- доля городского населения в общей численности постоянного населения.
Для каждой категории регионов Правилами предусмотрен комплекс мероприятий поддержки, на которые предприятия могут подать заявку.
Необходимо отметить, что использование при расчете размера субсидии коэффициента эффективности по каждому мероприятию государственной поддержки в предыдущий период позволит в больших объемах финансировать регионы, выполняющие взятые
обязательства и реализующие мероприятия поддержки наиболее эффективно, и, одновременно, сокращать объемы регионам, нарушающим условия предоставления субсидий.
Рисунок 1 - Финансовые инструменты поддержки МСП Краснодарского края [9]
Невостребованные по итогам конкурсного отбора субсидии будут распределяться в качестве премиальной части регионам, достигшим наибольшей эффективности в реализации мероприятий в предыдущие периоды.
Ключевым моментом также является ужесточение мер финансовой ответственности по отношению к регионам, неэффективно использующим предоставленные субсидии.
В 2015 г. произошло снижение мероприятий поддержки МСП в регионах по двум направлениям, а именно [8]:
- формирование положительного образа предпринимателя и популяризация роли предпринимательства;
- компенсация части затрат предприятий на участие в международных и межрегиональных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
Краснодарский край занимает второе место по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса. В Краснодарском крае предусмотрено более 50 форм программ поддержки предпринимателей - помощь инвесторам, субсидии малому и среднему предпринимательству, обширная поддержка аграриев. Программа поддержки малого и среднего бизнеса на 2015 год составила более 600 млн руб., что является хорошим результатом, а также 3 место в Российской Федерации и сотни рабочих мест [6].
В Краснодарском крае финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется с помощью следующих инструментов (рис. 1).
В 2014 году идет активное развитие малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. Количество предприятий МСП в 2014 году составило 282 204 единицы, количество работающих на этих предприятиях составило 602 497 человек, оборот этих предприятий составил 1 605 877,2 млн руб. (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае [6]
Показатели Единица измерения отчет оценка прогноз
2014 год 2015 год 2016 год
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства единиц 282 204 282 933 283 702
Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства - всего человек 602 497 572 341 575 591
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства - всего млн руб. 1605877,2 1754458,6 1873681,5
По данным таблицы 2 видно, что наибольшей количество предприятий в оптовой и розничной торговле - 133 235 единиц, соответственно там трудится наибольшее количество человек - 218 377 чел. и оборот составил 993 120,4 млн руб. Далее идут предприятия производящие операции с недвижимым имуществом - 34 928 единиц. Третье место принадлежит предприятиям транспорта и связи - 27 930 единиц. Занятость в этой отрасли составила 37 497 человек. Таким образом, ситуация в отраслевой структуре МСП Краснодарского края не меняется последние 7 лет: в 2009 г. в оптовой и розничной торговле было занято 36,4% малых предприятий (1 место), в секторе операций с недвижимостью - 16,6% (2 место) [1]. При этом объемы финансовой поддержки МСП увеличились в 2,5 раза. В прогнозе на 2016 г отраслевая структура МСП не меняется.
Таблица 2 - Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в отраслевом разрезе [6]
Показатели Единица измерения отчет оценка прогноз
2014 год 2015 год 2016 год
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства -всего единиц 282 204 282 933 283 702
в том числе по разделам видов экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых единиц 283 284 285
Обрабатывающие производства единиц 16 516 16 529 16 596
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды единиц 363 364 366
Строительство единиц 18 105 18 189 18 266
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования единиц 133 235 133 515 133 803
Транспорт и связь единиц 27 930 28 164 28 238
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг единиц 34 928 34 899 34 999
Прочие виды экономической деятельности единиц 50 844 50 989 51 149
Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства - всего человек 602 497 572 341 575 591
в том числе по разделам видов экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых человек 3 502 3 522 3 548
Обрабатывающие производства человек 81 333 79 740 80 248
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды человек 4 745 4 775 4 940
Строительство человек 70 509 69 775 70 146
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования человек 218 377 201 391 202 228
Транспорт и связь человек 37 497 34 720 34 920
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг человек 71 300 69 026 69 427
Прочие виды экономической деятельности человек 115 234 109 392 110 134
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства - всего млн руб. 1 605 877,2 1 754 458,6 1 873 681,5
в том числе по разделам видов экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых млн руб. 5 134,2 7 754,3 6 300,8
Обрабатывающие производства млн руб. 138 496,1 145 240,4 155 099,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млн руб. 6 109,0 6 594,5 7 191,1
Строительство млн руб. 133 906,1 134 456,9 142 811,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования млн руб. 993 120,4 1 096 859,1 1 171 020,7
Транспорт и связь млн руб. 57 766,9 63 393,3 67 747,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг млн руб. 100 185,4 111 299,1 119 049,8
Прочие виды экономической деятельности млн руб. 171 159,2 190 861,0 204 461,0
В 2014 году 54,4% малых и средних предприятий Кубани отметили снижение финансовой стабильности, выяснили специалисты Аналитического центра МСП Банка в ходе исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса». Хуже всего себя чувствуют строительные и торговые компании, а вот сельскохозяйственные предприятия отмечают лучшее положение [6].
Представители МСП Кубани в целом настроены пессимистично и негативно отмечают изменения в сфере бизнес-климата. В частности, более половины опрошенных предпринимателей заявили об ухудшении условий ведения бизнеса.
За 2014 год малый бизнес вложил в экономику Кубани 25,9 млрд рублей. Но, по мнению экспертов, пока что он продолжает играть социальную функцию, а основную долю рынка занимают крупные предприятия.
Общая численность занятых на малых предприятиях Краснодарского края составила 213,5 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам малых предприятий края в 2014 году, составила более 16 тыс. рублей, однако этот показатель ниже среднемесячной заработной платы сложившейся в целом по краю [6].
Бизнес на Кубани недостаточно осведомлен о мерах поддержки. Существенной проблемой является недоступность финансовых ресурсов, бизнес нуждается в дешёвых длинных деньгах. Проблему кредитования предлагается решить проектным финансированием производств в виде выпуска проектных облигаций. Президент РФ дал указания главе Центра Банка России по проработке данных предложений.
Финансовые ресурсы не доступны для МСП в связи с завышенной ставкой в 17%, несмотря на то, что с начала года удалось добиться снижения ключевой ставки Центробанка до 11,5%. Проблему недоступности кредитования можно решить проектным финансированием производств. Для этого необходимо выпустить проектные облигации, использовать новые механизмы для лизинговых компаний. Банки, представленные на Кубани, должны использовать заработанные средства для развития бизнеса региона.
Участились жалобы на невыплаты по качественно исполненным контрактам. Это подрывает доверие к власти, влечет закрытие предприятий, увольнение людей, замедляется рост ВРП.
Итак, обобщим проблемы, которые тормозят развитие малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, и которые не могут быть решены в течение одного финансового года:
- разграничение муниципальных образований Краснодарского края по уровню развития малого и среднего предпринимательства;
- банковское кредитование для создаваемых МСП все также не доступно;
- недостаточный объем финансовых ресурсов в местных бюджетах, определенных для МСП;
- нет квалифицированных специалистов для осуществления консультаций по вопросам МСП;
- продукция МСП является не конкурентоспособной;
- отсутствие высококвалифицированных кадров у МСП.
Для повышения эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае автором разработаны следующие рекомендации:
- предлагается разработать новый инструментарий в механизме государственной поддержки субъектов МСП. Разработанный инструментарий предполагает, что для определения объемов федеральных субсидий для субъектов РФ Минэкономразвития совместно с федеральными министерствами разрабатывает показатели мониторинга уровня развития МСП по ключевым направлениям государственной поддержки. По каждому субъекту РФ Минэкономразвития рассчитывает сводные индексы уровня развития МСП и интегральный индекс, определяются перспективы этого развития;
- предлагается повысить роль субъектов РФ в определении направлений развития МСП на их территориях. Подразумевается, что Минэкономразвития РФ будет утверждать несколько широких направлений развития МСП в России. При этом «внутри» направлений не должно быть ограничений по видам мероприятий, каждый регион должен иметь право самостоятельно определять мероприятия государственной поддержки субъектов МСП на своей территории в рамках обозначенных направлений;
- предоставление налоговых каникул для МСП;
- увеличение объемов финансирования МСП неторгового сектора: производственных, инновационных и экспортно-ориентированных малых предприятий [2];
- предоставить долгосрочные займы (на срок более года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала;
- совершенствовать механизм микрокредитования субъектов МСП как эффективный инструмент, обеспечивающий увеличение и упрощение доступа к кредитным ресурсам;
- развитие лизинга как основной формы финансовой поддержки МСП;
- предлагается переместить проведение конкурсных отборов на более ранние сроки. В этом случае на момент проведения конкурса на региональном уровне субъекту МСП ещё не будет известна точная сумма получения средств, но будет понятна его «доля» при поступлении федеральной субсидии в регион.
Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4. С. 42-50.
2. Александрин Ю.Н. Государственная инновационная политика в сфере малого предпринимательства: критерии и показатели эффективности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 4. С. 16-27.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http:// http://base.garant.ru (дата обращения: 04.04.2016).
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.03.2015 № 538-р (ред. от 18.07.2015) «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 (ред. от 26.12.2015) «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году».
6. Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края [Электронный ресурс]. URL: http://mbkuban.ru/useful3.html (дата обращения: 04.04.2016).
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.04.2016).
8. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/ (дата обращения: 04.04.2016).
9. Министерство экономического развития [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 04.04.2016).