Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/34EVN217.pdf
Статья опубликована 07.04.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Абышева А.В., Драгунова Л.В. Финансовая инфраструктура малого предпринимательства: региональный аспект // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/34EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 336.27
Абышева Анжелика Викторовна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, Тюмень1 Доцент кафедры «Финансов, денежного обращения и кредита»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Драгунова Лариса Васильевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, Тюмень Доцент кафедры «Финансов, денежного обращения и кредита»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Финансовая инфраструктура малого предпринимательства: региональный аспект
Аннотация. Одним из важных направлений социально-экономической политики России является поддержка развития малого бизнеса. Субъекты РФ разрабатывают и реализуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом социально-экономических, национальных, культурных и других особенностей. Цель статьи - определить степень развитости финансовой инфраструктуры малого предпринимательства в Тюменской области и ее влияния на развитие малого бизнеса. На основе проведенного исследования раскрыта динамика основных показателей деятельности малых предприятий, определены финансовые инструменты поддержки малого бизнеса, охарактеризована деятельность основных объектов инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе. Авторами определены источники финансирования и соответствующие объекты финансовой инфраструктуры, деятельность которых поддерживается за счет государственной программы поддержки малого предпринимательства Тюменской области. Сформулированы выводы о направлениях региональной финансовой политики поддержки субъектов малого бизнеса на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: малое предпринимательство; объекты инфраструктуры; региональная программа развития; финансовая поддержка
Малое предпринимательство - основа развития экономической и социальной стороны жизни населения и развития региона в целом. Благодаря малому бизнесу возможно улучшение
1 625003, г. Тюмень, ул. Ленина 16, каб. 210.
конкуренции на рынке, повышается количество занятого населения, используется больше новых технологий, создаются современные производства.
Исходя из своего удобного географического положения, разнообразным природным условиям, развивающейся инфраструктуре, Тюменская область имеет все шансы для динамичного развития малого предпринимательства.
Сектор малого предпринимательства в последние годы в Российской Федерации и на юге Тюменской области активно развивается. Согласно представленным данным в таблице количество малых предприятий в 2015 году превысило 242 тыс., что на 22.973 предприятия или на 9,47% больше, чем в 2010 году. На территории Уральского Федерального округа осуществляют свою деятельность 8,2% всех малых предприятий страны. На территории Тюменской области действует 30,5% всех малых предприятий Уральского Федерального округа. В Тюменской области малый бизнес распределен на территории юга области, а также входящих структурно в состав области, но функционирующих финансово самостоятельно Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа - 48,65%, 40,98%, 10,37% соответственно. Таким образом, юг области - лидер по количеству зарегистрированных малых предприятий.
Таблица
Количество малых предприятий (на 1 января)2
Территория 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 219688 231562 243069 234537 235579 242661
Уральский федеральный округ 14312 16540 20726 19786 18214 19978
Тюменская область, всего: 4633 5124 5801 5880 5866 6093
ХМАО 1928 2186 2396 2319 2254 2497
ЯНАО 484 540 622 622 600 632
Юг области 2221 2398 2783 2939 3012 2964
Составлено авторами
Оценка современного состояния малого предпринимательства Тюменской области говорит об эффективном функционировании и высоком уровне развития малого бизнеса в регионе. Однако, решающим значением развития малого бизнеса является повышение эффективности проводимой правительством и региональными органами власти политики по поддержке малого бизнеса в этом и других направлениях [1, 2, 6].
В целях реализации положений Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Тюменской области был принят аналогичный региональный закон, который закрепил полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), порядок создания и содержания региональной программы развития предпринимательства, а также порядок и формы оказания финансовой поддержки.
Государственная поддержка малого предпринимательства в Тюменской области реализуется Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, который тесно сотрудничает с фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», с Областным бизнес-инкубатором, с
2 Тюменская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2016. - 258 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat 15/Шт51а1/ге5оигсе5/7е82Ь2804сс82е^ЬЬ7аН"41е772е0ЬЬ/25145.р^, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Агентством стратегических инициатив, с Тюменским технопарком и другими. Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» был создан в 2013 г., его цель - создание возможностей бизнесу для реализации инвестиционных проектов и инициатив. До него данные функции выполнял Фонд развития и поддержки предпринимательства, который существовал с 2001 года, они вместе с 2010 по 2015 год выдали 423 целевых и инвестиционных займов на общую сумму 1951,6 млн. рублей.
Основополагающим для дальнейшего развития малого предпринимательства региона является сформированная и эффективно действующая финансовая инфраструктура поддержки [3, 7, 9].
На основе разработанной государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2020 года», осуществляется финансирование всех мероприятий в области создания как благоприятных условий для субъектов малого бизнеса, так и поддержку их деятельности. Данная программа ставит перед собой две главные задачи - это содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание необходимых условий для повышения объема выпуска конкурентоспособной продукции малого бизнеса, а также продвижения данной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Для решения первой задачи с 2015 года начали осуществляться следующие мероприятия: создание и развитие Центра поддержки предпринимательства, развитие центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, а также активное развитие молодежного предпринимательства.
Объем финансирования мероприятия по развитию инфраструктуры в 2015 году был равен 10,263 млн. руб., в 2016 году наблюдалось сокращение на 4,8% и составил 9,772 млн. руб., в 2018 - 2020 годах планируется ежегодно на данное мероприятие направлять по 10,188 млн. руб. Так, в рамках данного мероприятия в 2015 году Областной бизнес-инкубатор осуществил 854 консультации для субъектов малого бизнеса, Центр поддержки предпринимательства - 4788 консультаций, Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП - 403.
В рамках организации и проведения конференций и форумов для субъектов МСП в 2015 году было проведено 2 мероприятия, на которые затратили 2,87 млн. руб., в 2016 году - 3 мероприятия на общую сумму 6,51 млн. рублей. Благодаря образовательным курсам для 350 школьников и 1500 студентов региона, проведенным в 2015-2016 годах, которые направлены на формирование основ предпринимательской деятельности, происходит содействие развитию молодежного предпринимательства.
Для решения второй задачи разработаны и реализуются ряд мероприятий: возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита - в 2015 году государственная финансовая поддержка оказана на общую сумму 3,383 млн. руб., в 2017-2020 годах планируется ежегодно направлять на данный вид поддержки 20,579 млн. руб.; субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга - за 2015 год оказана государственная поддержка 139 субъектам малого предпринимательства в размере 23,454 млн. руб. [4, 8].
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства Тюменской области представлена следующими структурами: Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», Гарантийный фондом; Фондом микрофинансирования Тюменской области; ГБУ Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор»; Центром координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; Технопарком «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа».
Так, в рамках программы «Гарантийный фонд» Инвестиционное агентство Тюменской области предоставляет поручительства субъектам малого предпринимательства по их обязательствам перед банками, участвующими в программе (ОАО «МДМ Банк», ОАО «Банк УРАЛСИБ», Банк СБРР, Инвестиционный торговый банк и др.). Размер одного поручительства Инвестиционного агентства не может превышать 50% от суммы обязательств в части возврата фактически полученных сумм кредита и процентов, но не более 14 млн. рублей; поручительство Инвестиционного агентства предоставляется по кредитам со сроком от 1 года до 5 лет и является платным (2% от суммы предоставляемого поручительства). За 2010-2015 годы фондом выдано 276 поручительств на сумму 790,6 млн. руб.
Фонд микрофинансирования Тюменской области действует с декабря 2010 года с целью повышения доступности финансовых ресурсов для бизнеса, в том числе и для начинающих предпринимателей. Микрозаймы выдаются на сумму до одного миллиона рублей под 10% годовых, на срок до 36 месяцев. За 2010-2015 годы фондом было выдано 2429 микрозаймов на сумму 1123,8 млн. руб.
В 2016 году начал функционировать и Региональный фонд развития промышленности, через который проходят проекты по созданию новых производств в городах Тюменской области.
При разработке программы поддержки малого предпринимательства также были учтены риски, с которыми могут столкнуться региональные власти в рамках исполнения программы: ухудшение социально-политической обстановки как в стране в целом, так и в регионе; изменения в законодательстве, которые могут привести к ухудшению условий осуществления предпринимательской деятельности; ухудшение инвестиционного климата в регионе; нехватка собственных финансовых ресурсов у малых организаций или невозможность привлечения ими заемных средств в результате отсутствия залоговых средств или высоких процентных ставок по кредитам [5, 10]. С целью минимизации рисков разработан рад мероприятий, таких как: предоставление целевых займов и субсидий по возмещению части затрат на оплату по договорам кредита, а также активное развитие деятельности гарантийного и микрофинансового фондов.
Общая сумма финансовой поддержки за период 2011-2016 годов составила 2.738 млн. рублей, в том числе финансирование из областного бюджета составило 1.658,5 млн. руб. (60,5% от общей суммы финансирования), остальная сумма была предоставлена из федерального бюджета 1.079,5 млн. руб. в виде межбюджетных трансфертов (39,5% от общей суммы финансирования). 3
Таким образом, в Тюменской области создана развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, объекты которой осуществляют целенаправленную финансовую поддержку. Развитие малых предприятий способствует созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, а также формированию региональных и местных товарных рынков. Правительство Тюменской области оказывает обширную поддержку малого бизнеса, который реализует инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития региона. В ближайшем будущем планируется развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства благодаря созданию промышленных парков и особых экономических зон регионального значения, а также поддержка инвестиционных проектов Тюменской области, направленных на создание промышленного производства и развитие придорожного сервиса.
3 Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/gosprogramm/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большухина, И.С. Финансовый механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. - 2014. - №40. - С. 17-26.
2. Вершинин, А.П. Малый бизнес: поддержка и оценка развития в регионе // Вестник Волжского университета им. Татищева. - 2014. - №1. - С. 177-184.
3. Зиганшина, А.И. Необходимость государственного финансового регулирования института малого предпринимательства // Финансы и кредит. - 2012. - №36. - С. 65-70.
4. Мавлетдинова, М. Господдержка по-тюменски: оборудование в лизинг и деньги на развитие. Комсомольская правда. Тюмень. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tumen.kp.ru/daily/26322.4/3206277/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности: монография / Буздалина О.Б. - М.: Дашков и К, 2015. - 86 с.: ISBN 978-5-394-02595-2.
6. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики: монография / Морковина С.С., Бугаков В.М., Зиновьева И.С. -Воронеж: ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2014. - 276 с.: ISBN 978-5-7994-0628-8
7. Симакова, Е.К. Система инфраструктурного обеспечения финансирования предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. - 2013. - №12. - С. 27-33.
8. Синицкая, З.В Тюменской области доработают программу поддержки малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://72.ru/text/newsline/193088463294464.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
9. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография / под общ.ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. - 188 с.: ISBN 978-5-91306-063-1
10. Технологии финансирования деятельности малых организаций: монография / Морозко НИ. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 319 с.: ISBN 978-5-16-105109-2.
Abysheva Angelica Victorovna
Tyumen state university, Russia, Tyumen E-mail: [email protected]
Dragunova Larisa Vasilevna
Tyumen state university, Russia, Tyumen E-mail: [email protected]
Financial infrastructure of small business: regional aspect
Abstract. One of the important directions of social-economic policy of Russia is to support the development of small business. The subjects of the Russian Federation develop and implement program of support of small and average business taking into account socio-economic, national, cultural and other features. The purpose of this article is to determine the degree of development of the financial infrastructure of small entrepreneurship in the Tyumen region and its impact on small business development. On the basis of this study revealed the dynamics of the main indicators of activity of small enterprises, the amount of financial support tools of small businesses, described the activities of major financial infrastructure of small business support in the region. The authors identified sources of Finance and related financial infrastructure, the activities of which is supported by the state program of support of small entrepreneurship of the Tyumen region. Conclusions about the directions of the regional financial policy of support of subjects of small business for the medium term.
Keywords: small business; infrastructure; regional development program; financial support