Научная статья на тему 'Фонд микрофинансирования в развитии малого и среднего бизнеса в регионе'

Фонд микрофинансирования в развитии малого и среднего бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SERVICES / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CREDIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Александр Александрович

Цель статьи проанализировать современное состояние результатов деятельности регионального фонда как инструмента микрофинансирования, позволяющий стимулировать и поддерживать развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Автор обосновывает, что Фонды микрофинансирования позволяют предоставлять сравнительно небольших займы субъектам малого и среднего бизнеса, которым банковские услуги недоступны в силу того, что заемщики не соответствуют требованиям традиционной финансовой системы. Структурированы основные направления отраслевой структуры гарантийной поддержки по объему предоставленных поручительств. Результаты исследования могут стать основой для разработки стимулирующих направлений поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROFINANCE FUND IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION

The purpose of the article is to analyze the current state of the results of the regional fund's activities as a microfinance tool, which allows stimulating and supporting the development of small and medium-sized businesses in the region. The author justifies that the Microfinance Funds allow to provide relatively small loans to small and medium-sized business entities that do not have access to banking services due to the fact that borrowers do not meet the requirements of the traditional financial system. The main directions of the branch structure of the guarantee support for the volume of provided guarantees are structured. The results of the research can form the basis for the development of stimulating directions for supporting small and medium-sized businesses in the region.

Текст научной работы на тему «Фонд микрофинансирования в развитии малого и среднего бизнеса в регионе»

УДК: 336.63

Воронин Александр Александрович - магистрант, Среднерусский институт управления филиал - Российской академии народного хозяйства и государственой службы при Президенте РФ, (Российская Федерация, Орёл), e-mail: alexvoron123@efndex.ru

ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Цель статьи- проанализировать современное состояние результатов деятельности регионального фонда как инструмента микрофинансирования, позволяющий стимулировать и поддерживать развитие малого и среднего бизнеса в регионе.

Автор обосновывает, что Фонды микрофинансирования позволяют предоставлять сравнительно небольших займы субъектам малого и среднего бизнеса, которым банковские услуги недоступны в силу того, что заемщики не соответствуют требованиям традиционной финансовой системы. Структурированы основные направления отраслевой структуры гарантийной поддержки по объему предоставленных поручительств. Результаты исследования могут стать основой для разработки стимулирующих направлений поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионе.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовый рынок, финансовые услуги, кредитные организации.

VORONIN AA. - Master student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: alexvoron123@efndex.ru

MICROFINANCE FUND IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION

The purpose of the article is to analyze the current state of the results of the regional fund's activities as a microfinance tool, which allows stimulating and supporting the development of small and medium-sized businesses in the region.

The author justifies that the Microfinance Funds allow to provide relatively small loans to small and medium-sized business entities that do not have access to banking services due to the fact that borrowers do not meet the requirements of the traditional financial system. The main directions of the branch structure of the guarantee support for the volume of provided guarantees are

structured. The results of the research can form the basis for the development of stimulating directions for supporting small and medium-sized businesses in the region.

Keywords, financial literacy, financial market, financial services, credit organizations.

В настоящее время успешное развитие бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности бизнеса финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Микрофинансирование - это реальный и доступный инструмент развития малого предпринимательства, помощь начинающим бизнесменам, которые открывают свой бизнес или хотят его расширить.

Цель микрофинансирования - это создание высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых и средних предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накоплении капитала.

Деятельность микрофинансовых организаций регламентируется Федеральным законом от 02.07.2012 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», приказом Минфина России №-42н от 30.03.2012 г. «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов», Федеральным законом № 353-ФЭ от

21.12.2013 г. «О потребительском кредите (займе)» [1;3;7]. Надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России.

Преимущество микрофинансирования от иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства состоит в том, что оно направлено не только на поддержку бизнеса, но и на развитие и стимулирование предпринимательской инициативы граждан, содействие самозанятости безработных и развитие уже созданных микропредприятий.

В Орловской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 26 909 единиц, в том числе: 75 единиц - средние предприятия, 974 единицы - малые предприятия, 8310 единиц - микропредприятия, 17 550 единиц - индивидуальные предприниматели. Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства составила 61,2 тыс. единиц.

Оборот малых и средних предприятий (без индивидуальных предпринимателей) за 2017 год составил 161,6 млрд рублей, что выше значения показателя 2016 года на 13,2%.

За 2017 год объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орлов-

ской области от субъектов малого предпринимательства, уплачиваемых по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу, патентной системе налогообложения составил 1 млрд 493,2 млн. рублей или 104,1 % к 2016 году.

Планируется увеличить объем налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в консолидированный бюджет Орловской области, что составит 913,5 млн. рублей (на 21,8% к 2017 году).

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области осуществляется в рамках реализации государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года № 353.

В 2017 году в соответствии с соглашением с Минэкономразвития России в бюджет Орловской области поступило 59 млн. 340 тыс. рублей из федерального бюджета, при софинансировании из областного бюджета в размере 3 млн. 780 тыс. рублей. Соотношение софинансирования составило 94 % на 6 %. Данные средства были направлены на реализацию таких мероприятий региональной программы поддержки предпринимательства, как развитие системы микрофинансирования, развитие центров поддержки предпринимательства, кластерного развития, поддержки экспорта, субсидирование муниципальных программ

моногородов.

В 2017 году на 41 млн. рублей была увеличена капитализация государственной микрофинансовой организации (некоммерческая организация микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования Орловской области»). Из данных средств 38 млн. 700 тыс. рублей были выделены из федерального бюджета.

Займы фонда микрофинансирования могут быть направлены предпринимателями на пополнение оборотных средств, капитальные вложения, на рефинансирование ранее полученных банковских кредитов. Фондом разработаны и утверждены семь порядков предоставления микрозаймов, по которым процентная ставка начинается от 4 % годовых и зависит от уровня средней заработной платы на предприятии и целей займа. За 2017 год фонд предоставил 471 микрозайм на общую сумму 440,3 млн. рублей. Всего субъектами малого предпринимательства, получившими микрозаймы Фонда микрофинансирования в 2017 году создано рабочих мест - 183, сохранено рабочих мест - 2 306 (рис.1).

С ноября 2017 года максимальная сумма займа для пополнения оборотных средств увеличена с 1 млн. до 3 млн. рублей. Филиалы фонда работают в городе Ливны и с 2017 года в городе Мценск.

В соответствии с требованиями Минэкономразвития России фонд микрофинансирования прошел рейтинговую оценку.

Рисунок 1 - Отраслевая структура гарантийной поддержки по объему предоставленных поручительств

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Фонду рейтинг надежности микрофинансовой организации: «Очень высокий уровень надежности».

Планируется в 2018 году заключить 150 договоры займов на сумму 172 млн.. руб. Текущая капитализация фонда составляет 399 млн. рублей.

Основной услугой регионального гарантийного фонда является предоставление гарантий и поручительств по банковским кредитам и договорам лизинга.

Поручительство предоставляется по договорам, заключенным на срок не менее 1 года в сумме более 1 млн. рублей. Общая сумма поручительства на одно юридическое лицо или индивидуального предпринимателя может составлять до 30 млн. рублей. Фонд сотрудничает с десятью банками.

В прошлом году Фондом было предоставлено 64 поручительства на общую сумму 191,5 миллионов рублей, что позволило получить предпринимателям в банках кредиты на общую сумму 1 млрд 826,5 миллионов рублей, (рис.2)

В 2017 году Гарантийный фонд заключил два договора поручительства в рамках продукта «Прямая гарантия», выдаваемого совместно с АО «Корпорация «МОП», на общую сумму предоставленных поручительств 30,5 млн. рублей, что позволило привлечь кредитные средства в объеме 1,45 млрд рублей. Получателями поддержки гарантийного фонда создано 54 новых рабочих места.

Следует отметить, что с 2017 года орловский гарантийный фонд стал давать гарантии по микрозаймам, полученным предпринимателями в фонде микрофинансирования.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

■ Количество предоставленных гарантий (шт.) ■ Сумма предоставленных гарантий (млн. руб.) и Объем полученных кредитов (млн. руб.)

Рисунок 2 - Развитие системы гарантий и поручительств в рамках деятелности Фонда поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области

Одним из основных истоников привлечения финансовых инвестиций для малого и среднего бизнеса по-прежнему яляются кредиты. Перечислим основные преимущества получения кредита в банке под поручительство Фонда:

- возможность получения кредита при отсутствии собственного достаточного обеспечения по нему;

- простота схемы получения поручительства;

- отсутствие необходимости сбора отдельного пакета документов для Фонда;

- быстрота принятия решения о предоставлении поручительства (до 3 рабочих дней);

- критерии предоставления поручительства Фондом являются простыми и понятными и в целом соответствуют критериям выдачи кредита самими банками.

Орловский гарантийный фонд лидирует в стране по двум показателям: по сумме выданных кредитов под поручительства фонда (1 млрд 550 млн. руб.) и по степени влияния фонда на выдачу кредитных ресурсов для малого бизнеса в регионе (20,3 %).

Основной объем финансирования мероприятий государственной поддержки ежегодно направляется на развитие организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

На осуществление деятельности центра кластерного развития было направлено порядка 6,5 млн. рублей. В 2017 году была разработана и утверждена Правительством области Стратегия развития IT-кпастера Орловской области. Новый IT-Кластер должен стать новой «точкой роста» региональной экономики, способной

положительно влиять на социально- экономические показатели.

На сегодняшний день в Орловской области созданы четыре кластера: ГЛО-НАСС, приборостроения и электроники, туристский и кластер информационных технологий, в состав которых входят более ста участников. В минувшем году через центр кластерного развития государственную поддержку получили 64 субъекта малого и среднего предпринимательства.

На развитие центра поддержки предпринимательства направлено 5,8 ммилли-онов рублей. В центре оказываются услуги по проведению обучающих мероприятий, оказываются консультации по вопросам государственной регистрации бизнеса, выбора системы налогообложения, постановки на учет во внебюджетных фондах, услуги по бухгалтерскому, кадровому и юридическому сопровождению. В целях расширения предоставления консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в 2017 году созданы представительства центра поддержки предпринимательства в городах Мценск и Ливны.

В целях обучения субъектов МОП по вопросам развития предпринимательства в текущем году организовано проведение бесплатных тренингов по программам обучения акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». В 2017 году проведено 8 семинаров.

За минувший год центром предостав-

лено более 2,5 тысяч услуг, государственную поддержку получили более 1 100 субъектов предпринимательской деятельности.

Одним из востребованных информационных ресурсов центра среди предпринимателей является сайт Инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Орловской области шл/у.твЬ-orel.ru. В 2018 году планируется провести ребрендинг сайта. Новая версия сайта станет более информативной и удобной для пользователей и соответствует современным тенденциям веб- дизайна.

Центром поддержки предпринимательства разработано и внедрено мобильное приложение «ЦПП Орел», целью которого является информирование пользователей об актуальных бизнес - новостях и мероприятиях, проводимых Центром посредством мобильных гаджетов. «ЦПП Орел» позволит пользователям отправлять заявки на участие в мероприятиях Центра прямо из приложения, что станет удобной опцией для предпринимателей.

На осуществление деятельности регионального центра поддержки экспорта было направлено 3,2 млн. рублей. Центр занимается консультационной и финансовой поддержкой внешнеэкономической деятельности, а также содействует экспортно- ориентированным организациям в выходе на международные рынки.

За 2017 год предоставлено более 300 услуг, государственную поддержку получили 116 субъектов предпринимательской деятельности. При содействии центра предпринимателями было заключено

18 экспортных контактов на поставку в Казахстан, Абхазию и Беларусь метизной продукции. В рамках мероприятия по субсидированию муниципальных программ поддержки предпринимательства моногородов был проведен конкурсный отбор по субсидированию первоначального взноса по договорам лизинга оборудования.

По итогам конкурса четырем предпринимателям, работающим в моногороде, были направлены субсидии в общем объеме 5,7 млн. рублей.

Получателями субсидий, а также получателями поддержки центров кластерного развития, поддержки предпринимателей и поддержки экспорта 2017 года в орловской области создано 127 новых рабочих мест.

В 2017 году в рамках региональной программы впервые был проведен конкурсный отбор по субсидированию части затрат, связанных с продвижением товаров собственного производства на внутренние и внешние рынки. По итогам конкурса была предоставлена субсидия одному субъекту МСП - производителю оборудования в размере более 1 млн. рублей.

Ежегодно в Орловской области проводятся мероприятия, направленные на снижение налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса.

Действуют региональный закон о применении пониженной налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в размере 5 % и региональный закон о «налоговых каникулах» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимате-

лей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

В 2017 году действующий закон «О патентной системе налогообложения» был значительно усовершенствован, а именно:

- расширен пятью новыми видами деятельности, в отношении которых может применяться патентная система. Таких видов деятельности теперь 78, из них 15 дополнительно введены регионом;

- потенциально возможный к получению предпринимателем годовой доход снижен на 10% по всем видам предпринимательской деятельности, за исключением нескольких видов предпринимательской деятельности, связанных с оказанием автотранспортных услуг;

- дополнительно еще на 10 % снижены потенциально возможные годовые доходы для тех, кто ведет свою деятельность в муниципальном образовании (за исключением городов Орёл, Мценск, Ливны, Орловского, Мценского и Ливенского районов).

В декабре 2017 года принят закон, предусматривающий снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения по объекту налогообложения «доходы» до 3 % (при полной ставке 6 %) для предпринимателей, работающих в сферах разработки программного обеспечения, научных исследований и разработок в области естественных и технических наук. Также

данная ставка установлена для тех, кто ведет свою деятельность в сферах ветеринарии, предоставления образовательных услуг, а также услуг в области здравоохранения и социальной сферы.

Также проведится работа по привлечению средств субсидий федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. В первую очередь, средства направляются на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, а именно на увеличение капитализации фонда микрофинансирования, на развитие центра поддержки предпринимательства, центра кластерного развития и центра экспорта. Также, не менее 10 % от средств федеральной субсидии будут направлены на предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в монопрофильном муниципальном образовании город Мценск.

В целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в 2018 году на базе областного МФЦ будут созданы первые окна «МФЦ для бизнеса», где предприниматели, по принципу «единого окна» смогут получить более 50 государственных и муниципальных услуг.

В перспективе в рамках поддержки развития малого и среднего бизнеса планируется создать единый Центр оказания услуг для бизнеса на базе банка, который обеспечит предоставление полного спектра услуг субъектам МСП - не только государственных и муниципальных, но и услуг организаций инфраструктуры поддержки

МСП, услуг АО «Корпорация «МСП», финансово- кредитных, страховых организаций, услуг органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо- , газо-, тепло- и электроснабжения.

Библиография:

1.3иганшина Е.А., Пуговкина Ю.А., Са-мородова A.C., Барбарская М.Н. Основные аспекты функционирования рынка микрофинансирования на территории Российской Федерации// II Наука и образование: новое время. 2017,- №3(20). -С. 145-150.

2. Центральный банк РФ. Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций / Информационно-аналитические материалы микрофинансирования [Электронные данные 2015]. - URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/supervision/revie w_mfo_110516.pdf/ (дата обращения: 17.04.2017).

3.Приказ Минфина России от 30.03.2012 N 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2012 N24300) [Электронные данные]. - URL: http://www.consuitant.ru/document/cons_doc _LAW_130292/ (дата обращения: 17.04.2017).

4.Декарт (ЮК «ДЕКАРТ») - юридическая компания [Электронные данные]. -

URL: https://idekart.ru/articles/305783 (дата обращения: 17.04.2017).

5. Данные Департамента финансов Орловской области.

6. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (таблицы 45, 65 приложения 41): Федеральный закон от 19.12.2016 № 415- ФЗII Официальный интернет портал II http://pravo.gov.ru. -21.12.2016.

7. Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (Статья 1, Приложение 11): Закон Орловской области от 30.11.2017 № 2177- 03 (ред. от 06.03.2018) II Официальный интернет портал II http://pravo.gov.ru. -01.12.2017; Орловская правда, - №26.-13.03.2018.

References:

IZiganshina Е.А., Pugovkina YU.A., Sa-morodova A.S., Barbarskaya M.N. Osnovnye aspekty funkcionirovaniya rynka mikrofinansirovaniya na terri-torii Rossijskoj FederaciiII II Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017. - № 3 (20). - S. 145- 150. (In Russ.)

2. Central'nyj bank RF. Obzor klyu-chevyh pokazatelej mikrofinansovyh organizacij I In-formacionno-analiticheskie materialy mikrofi-nan-sirovaniya [EHIektronnyedannye 2015]. -URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/ supervi-sion/review_mfo_110516.pdf/ (data obrash-cheniya: 17.04.2017). (In Russ.)

3.Prikaz Minfina Rossii ot 30.03.2012 № 42n «Ob utverzhdenii chis-lovyh znachenij i poryadka rascheta ehko-nomicheskih norma-tivov dostatochnosti sobstvennyh sredstv i lik-

vidnosti dlya mikrofinansovyh organizacij, pri-vle-kayushchih denezhnye sredstva fizi-cheskih lie i yuridicheskih lie v vide zajmov» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.05.2012 N24300) [EHIektronnye dan-nye], - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_130292/ (data obrash-cheniya: 17.04.2017). (In Russ.)

4.Dekart (YUK «DEKART») - yuridiche-skaya kompaniya [EHIektronnye dannye], -URL: https://idekart.ru/articles/305783 (data obrashcheniya: 17.04.2017).

5. Dannye Departamenta finansov Or-lovskoj oblasti. (In Russ.)

6. O federal'nom byudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov (tablicy 45, 65 prilozheniya 41): Federal'nyj zakon ot

19.12.2016 № 415- FZ II Oficial'nyj internet portal II http://pravo.gov.ru.-21.12.2016.

7. Ob oblastnom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov (Stat'ya 1, Prilozhenie 11): Zakon Orlov-skoj oblasti ot

30.11.2017 № 2177- OZ (red. ot 06.03.2018) II Oficial'nyj in-ternet portal II http://pravo.gov.ru. -01.12.2017; Orlovskaya pravda. - № 26. - 13.03.2018. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.