И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, А. Б. Кузгибекова, Г. С. Кемелова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Карагандинский государственный медицинский университет
В ряду изменений, произошедших за последнее десятилетие в системе здравоохранения и медицинского образования в РК, наиболее значимыми являются перемены в финансировании. Суть этих изменений состоит в усилении финансовой активности, направленной на развитие и совершенствование здравоохранения и социального обеспечения согласно Закону Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. «Об образовании». Основными принципами финансирования образования в РК, в том числе и медицинского, являлись принципы эффективности и результативности, приоритетности, прозрачности, ответственности, разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов. Источниками финансирования медицинского образования, по данным, предоставленным медицинскими вузами и Министерством здравоохранения РК, в соответствии со статьей 61 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. «Об образовании РК», были: бюджетное финансирование государственных учреждений образования и государственного образовательного заказа, доходы от оказания платных услуг, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Анализ информации, представленной медицинскими организациями образования РК по разделу Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования РК «Совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования», подтвердил интенсивное и динамичное финансирование медицинского образования в РК.
Финансирование организаций медицинского образования осуществляется на основе учета контингента обучающихся в разрезе специальностей подготовки, форм обучения и нормативов, определяющих расходы на образование. Анализ индикатора «Результативность выполнения государственного заказа по подготовке специалиста с высшим медицинским образованием», по данным медицинских вузов РК, показал, что с 2005 по 2006 гг. имеет место положительная динамика в выполнении государственного заказа по подготовке специалистов с высшим медицинским образованием. По данным проведенного анализа, количество студентов, закончивших полный курс обучения в медицинском вузе и получивших диплом медицинского вуза, соответствовал количеству грантов, выделенных государством в год их поступления на первый курс. При этом следует
отметить, что во всех медицинских вузах РК - в Медицинском университете Астаны, Казахском национальном медицинском университете, Государственном медицинском университете г. Семей, Западно-Казахстанском медицинском университете, Южно-Казахстанской медицинской академии, Карагандинском государственном медицинском университете - в период с 2005 по 2006 г. и с 2008 по 2009 г. Из года в год отмечается увеличение набора студентов на первый курс (рис. 1).
■пи
2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2008-2009
□ АО "МУА" □ СГМУ ПЮКГМА □ КазНМУ □ ЗКГМУ □ КГМУ
Рис. 1. Динамика набора студентов в медицинские вузы
Уровень эффективности подготовки специалистов по направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение» в вузе, по данным анализа, соответствовал в среднем 94,2 %. Следовательно, в 94,2 % выпускники после окончания медицинского вуза и прохождения интернатуры приступали к работе по специальности. В остальных случаях декретный отпуск, уход за ребенком не позволял приступить к работе по специальности. Однако в последующие годы указанные лица приступали к трудовой деятельности по специальности. Переезд в другое государство снижал эффективность отдачи от специалиста, обучавшегося по государственному образовательному гранту в 1,9% случаев. На рис. 2 прослеживается положительная динамика в выполнении государственного заказа - подготовка специалистов по направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение» в медицинских вузах РК. Сравнительный анализ индикатора «Уровень эффективности подготовки специалистов по направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение» по медицинским вузам РК», выявил закономерность в виде увеличения количества выпускаемых медицинскими вузами специалистов, а вместе с этим, и увеличение трудоустроенных выпускников по всем специальностям, что свиде-
100Г
ИИ
2005-2006 2006-2007 2007-2008
2008-2009
□ АО "МУА" □ СГМУ ПЮКГМА □ КазНМУ □ ЗКГМУ □ КГМУ
Рис. 2. Выполнение государственного заказа по подготовке специалиста по направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение» в вузе
2007-2008 2008-2009
тельствует о повышении эффективности подготовки специалистов в настоящее время.
Сравнительный анализ данных медицинских вузов по индикатору «Удельный вес студентов, обучающихся на платной основе», позволил выявить преобладание студентов, обучавшихся на платной основе в 2005-2006 гг. В то время как в период 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 гг. отмечается обратная тенденция в виде снижения количества студентов, обучающихся на хоздоговорной основе. Например, в 2005-2006 гг. в ЮКГ-МА количество студентов, обучавшихся на платной основе, достигало 75,9% , в ЗКГМА - 65,8%. Однако в 2008-2009 гг. количество обучающихся на хоздоговорной основе снизилось в ЮКГМА до 56,1%, в ЗКГМА до 35,9%. В КГМА удельный вес студентов, обучающихся на платной основе в 2005-2006 гг., составил 60,5% в то время как в 2008-2009 г количество студентов, обучающихся на хоздоговорной основе, уменьшилось до 33,0%. Аналогичная ситуация имеет место в других медицинских вузах РК (рис. 3).
--47 75, 9
«-43/Г
39,7 71, 56
32 6
27,5 56,1
36,8
50-/ 403020 100
ПН
2005-2006 2006-2007
□ МЗ РК
35,9
34,1
30,1
27,6
29,9
2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009
-♦- АО ИМУАИ -■- СГМУ -А- ЮКГМА -*- КазНМУ -*- ЗКГМУ -•- КГМУ
Рис. 3. Удельный вес студентов, обучающихся на платной основе в вузе
Как представлено на рис. 4, всего студентов, обучающихся на платной основе в 2008-2009 гг., по данным МЗ РК, составило 29,8% по сравнению с 43,1% в 2005-2006 гг.
Таким образом, четко прослеживается тенденция уменьшения студентов, обучающихся на платной основе. При этом следует отметить, что значительная часть (97,8%) студентов обучалась на платной основе на основании двусторонних договоров (родители-вуз), и только в 2,2% студенты обучались на основании трехсторонних договоров с акиматами, органами здравоохране-
Рис. 4. Удельный вес студентов, обучающихся на платной основе в медицинских вузах
ния, другими организациями.
По данным сравнительного анализа выявлено превалирование трехсторонних договоров в АО «МУАстана», КазНМУ, КГМА значительно реже - в ЮКГМА, СКМА. Преобладание студентов, обучающихся на платной основе в 2005-2006 гг., позволяло руководителям вузов решать финансовые вопросы обучения и укреплять материально-техническую базу вуза в связи с недостаточным финансированием, однако в связи с тем, что в настоящее время финансирование медицинских организаций образования значительно улучшилось, имеет место снижение распространенности двусторонних договоров в медицинских вузах. Иначе говоря, уменьшение приема студентов на договорную форму обучения, зачастую с низким базовым уровнем знаний, позволяет повысить не только требования при приеме в медицинские ВУЗы, но и качество подготовки специалиста.
Анализ индикатора «Удельный вес студентов, обучающихся по государственному образовательному гранту в медицинском вузе» показал преобладание во всех медицинских вузах РК студентов, обучающихся по государственному образовательному гранту (табл 1)
Сравнительный анализ данных, представленных медицинскими вузами, выявил превалирование государственных образовательных грантов в КазНМУ, КГМА, АО «МУ Астана» (65% и более) (рис. 5).
По данным Министерства Здравоохранения РК с 2005-2006 гг. четко прослеживается тенденция увеличения количества государственных образовательных грантов (рис. 6).
При этом важно отметить, что стоимость обучения 1 студента по специальности «меди-
Таблица 1.
Удельный вес студентов, обучающихся по государственному образовательному гранту
в медицинском вузе
Наименование вуза 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009
« МУА» 56,9 61,1 63,2 70,1
СКГМА 43,4 50,4 51,9 63,1
ЮКГМА 24,4 28,4 33,5 43,8
КАЗНМУ 52,5 60,2 67,3 72,4
ЗКГМА 33,7 40,3 46,3 64,1
КГМА 38,8 48,5 58,2 66,9
цина» в медицинских вузах составила в 2006 г. 191 200 тн, в 2007 г. - 263 000 тн, в 2008 г. -
80 70' 60 50' 40 30 20 100
2005-2006
2006-2007
2007-2008
2008-2009
□ АО "МУА" □ СГМУ □ ЮКГМА □ КазНМУ □ ЗКГМУ □ КГМУ
Рис. 5. Удельный вес студентов, обучающихся по государственному образовательному гранту в медицинском вузе
282 200 тн (рис 7). Следовательно, увеличение количества государственных образовательных грантов сопровождается увеличением расходов на обучение одного студента по государственному образовательному гранту, при этом эти расхо-
80
70/" 60/" 50'" 40
30/" 20/" 10/ 0 —
□ МЗ FK
2005-2006
2006-2007
2007-2008
2008-2009
Рис. 6. Удельный вес студентов, обучающихся по государственным образовательным грантом в РК
ды не предусматривают средства на создание соответствующей материально-технической базы, оснащение теоретических и клинических кафедр. В стоимости обучения студентов предусмотрена заработная плата профессорско-преподавательского состава, расходы на приобретение учебно-методической литературы, в том
□ МЗ FK
pi-
/ А-
1
1
W
2005-2006
2006-2007
2007-2008
2008-2009
Рис. 7. Стоимость обучения в медицинских вузах (по годам)
числе электронных учебников, оборудования, средств материально-технического оснащения, инвентаря, наглядных пособий, работу в «Интернете» и т.д. Исходя из этого, следует отметить, что ежегодное увеличение стоимости обучения в медицинском вузе осуществляется с увеличением расходов на обучение.
Таким образом, анализ данных медицинских вузов РК и МЗ РК по индикаторам раздела Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования РК «Совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования» показал, что на современном этапе определяется тенденция улучшения финансирования медицинских организаций образования РК. На основании этого имеет место увеличение эффективности подготовки специалистов по направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение», повышение результативности выполнения государственного заказа по подготовке специалистов с медицинским образованием, а также отмечено внедрение современных образовательных технологий, укрепление материально-технической базы организаций медицинского образования с учетом международных требований.
Поступила 03.12.09
I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, A. B. Kuzgibekova, G. S. Kemelova PERFECTION OF FINANCING OF THE MEDICAL EDUCATION IN REPUBLIC OF KAZAHSTAN
In article significant changes in financing of system of public health services and a medical education are noted. On concrete examples it is shown, that at the present stage the tendency of improvement of financing of the medical organisations of formation RK is defined, allocation of the state grants increases, the material base taking into account the international requirements becomes stronger.
I. Р. КYлмаFамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, А. Б. Кузпбекова, Г. С. Кемелова КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1М БЕРУД1 КАРЖЫЛАНДЫРУДЫ ЖЕТ1ЛД1РУ
Макалада елiмiздегi денсаулык сактау саласындагы жэне медициналык 6miM берудеп елеулi езгерктер атап керсеттген. К,аз1рп кезечде Казакстан Республикасында медициналык 6miM беру уйымдарында каржыландырудыч жаксаруы, мемлекетпк гранттарды белудщ артуы, халыкаралык талаптарды ескере отырып, материалдык-техникалык базаныч ныгайтылуы накты мысалдар аркылы берiлген.