Научная статья на тему 'Механизмы приема граждан в медицинские организации образования Республики и независимая оценка знаний абитуриентов, студентов, выпускников'

Механизмы приема граждан в медицинские организации образования Республики и независимая оценка знаний абитуриентов, студентов, выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н К. Хамзина, А С. Кусаинов, С Б. Мукашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы приема граждан в медицинские организации образования Республики и независимая оценка знаний абитуриентов, студентов, выпускников»

that the current Worldbank project on Kazakh Medical Education [http://wwwwds.worldbank.org/ exter-nal/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2006/10/17/000104615_20061017151946/Rendered/PDF/Project0Inform1cu ment1Concept0Stage.pdf] will provide further insights.

The workshop coincided with the 60th Anniversary of Karaganda State Medical University. A sumptuous celebratory dinner was attended by university staff, guests and alumni, many of whom had travelled from abroad to be in attendance. There was also plenty of entertainment, ranging from student performances to seasoned performers of national stature. For workshop participants (and workshop facilitators) this provided an opportunity to bond over dinner and dancing.

For us from Southampton, this was the third interaction with Kazakh medical teachers. Back in October 2007 the Ministry of Health had sponsored a three week long visit to the University of Southampton where delegates underwent in-depth training. A year later, in November 2008 we travelled to Kazakhstan to deliver a one-week workshop on assessment, curriculum development and leadership. Each time we were delighted to meet a group of enthusiastic and hard-working medical educators and it was a pleasure to work with them. However, this time - the workshop in October 2010 - was special. Firstly, we encountered some of the participants from previous workshops and we were delighted to hear of how they had adapted and implemented insights from previous training. Secondly, it became apparent that we were not merely here to teach, but also to learn about medical education in Kazakhstan and to be inspired by the dedication and commitment of the teachers we met.

Congratulation to our friends at the Kazakh National Medical University in Almaty on the 80th anniversary of their institution! We hope we will meet again and that we will continue the dialogue about medical education in both countries.

МЕХАНИЗМЫ ПРИЕМА ГРАЖДАН В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ И НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ, СТУДЕНТОВ, ВЫПУСКНИКОВ

Н.К. Хамзина, А.С. Кусаинова, С.Б. Мукашева

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, город Астана

Прием абитуриентов в медицинские вузы в Республике Казахстан осуществляется на конкурсной основе по общей схеме для всех поступающих в высшие учебные заведения, без учета специфики медицинского образования - сдача единого национального тестирования для выпускников школ текущего года и комплексного тестирования абитуриентов для выпускников школ прошлых лет. Отсутствует профессиональный отбор абитуриентов в медицинские вузы. В соответствии с действующей редакцией Закона Республики Казахстан «Об образовании» единое национальное тестирование — одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в организации образования, дающей послесреднее или высшее образование. Для поступления на медицинские специальности выпускники школ сдают профилирующий предмет - биологию. На специальность «фармация» - химия. В общую сумму баллов (в н. время - максимум 100 баллов) включены три обязательных предмета (математика, история Казахстана, казахский или русский язык) и один профилирующий.

До 2005 года пороговый уровень баллов для поступающих в медицинские вузы также был единым для всех вузов страны и составлял 40.

Практика прошлых лет показывает, что низкие требования к приему в медицинские вузы абитуриентов являются одной из причин снижения качества подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.

К настоящему времени в целях повышения требований к приему в медицинские организации образования, совместно с Министерством образования и науки РК (далее - МОН РК) достигнуты следующие результаты:

с 2005 года повышен пороговый уровень баллов для зачисления на платное отделение по медицинским специальностям и определен в 60 баллов (из 120) (на 20% выше, чем на немедицинские специальности);

с 2010 года увеличен проходной балл присуждения образовательного гранта на специальность «Общая медицина» до 55 баллов из 100 (на 5 баллов выше, чем другие специальности).

Соотношение приема по государственному образовательному гранту и договору за 6 лет в динамике представлено на схеме:

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

66

34

НТЬз"

74

Л

57

71

26

29

78

19

Е

72

28

2004- 2005- 2006- 2007- 2008- 2009- 20102005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

□ ПС по государственному бюджету

□ по договору

Итоги приема студентов в медицинские вузы по Республике на 2008-2009 учебный год Всего подано заявлений - 17 056.

Зачислено на 1 сентября 2008 года, всего 5568 человек: 4487 - человек на обучение по гранту; 1083 - на обучение по договору.

Вузы Выбран вуз аби- Количество зачисленных студентов:

туриентами

Всего по гранту по договору

КазНМУ 4877 1633 1364 269

КГМА 3352 972 797 175

КазГМА 2092 690 579 1 1 1

СГМА 2206 744 629 115

ЗКГМА 2144 688 556 132

ЮКГМА 1649 462 362 100

КМУ 363 171 79 92

МКТУ 349 193 113 80

Медицинский центр 24 15 8 7

«Эмили». Институт

сестринского дела

17056 5568 4487 1083

Средние баллы в разрезе медицинских специальностей

Сестринское дело 62,19

Общественное здравоохранение 65,65

Фармация 66,97

Общая медицина 65,13

Стоматология 66,54

Итоги приема студентов в медицинские вузы по Республике на 2009-2010 учебный год

Всего подано заявлений - 14 520.

Зачислено на 1 сентября 2009 года, всего 6391 человек: 5 000 - человек на обучение по гранту; 1 391 - на обучение по договору.

Специальность Количество зачисленных студентов

Всего по гранту по договору

Общая медицина 4 345 3 403 942

Стоматология 448 128 320

Общественное здравоохранение 1 015 913 102

Фармация 262 237 25

Сестринское дело 321 319 2

ИТОГО: 6 391 5 000 (78%) 1 391 (22%)

ВУЗы Количество зачисленных студентов

Всего по гранту по договору

КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова 1 933 1 660 273

Карагандинский государственный медицинский 1 060 767 293

университет

АО «Медицинский университет Астана» 898 785 113

ЗКГМУ имени Марата Оспанова 694 507 187

Государственный медицинский университет г. Семей 729 570 159

Южно-Казахстанская государственная медицинская 609 576 33

академия

Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави 254 110 144

НУО "Казахстанский медицинский университет" 214 25 189

ИТОГО: 6 391 5 000 1 391

Средние баллы в разрезе медицинских специальностей

Сестринское дело 68,4

Общественное здравоохранение 76,6

Фармация 71,8

Общая медицина 79,3

Стоматология 86,8

Итоги приема студентов в медицинские вузы по Республике на 2010-2011 учебный год

Всего подано заявлений - 27 214.

Зачислено на 1 сентября 2009 года, всего 6898 человек: 4975 - человек на обучение по гранту; 1923 - на обучение по договору.

Специальность Количество зачисленных студентов

Всего по гранту по договору

Общая медицина 4637 3477 1160

Стоматология 523 120 403

Общественное здравоохранение 827 726 101

Фармация 277 206 71

Сестринское дело 363 288 75

Медико-профилактическое дело 271 158 113

ИТОГО: 6898 4975 (72%) 1923 (28%)

ВУЗы Количество зачисленных студентов

Всего по гранту по договору

КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова 1379 999 380

Карагандинский государственный медицинский 1036 802 234

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет

АО «Медицинский университет Астана» 1463 1258 205

ЗКГМУ имени Марата Оспанова 801 507 294

Государственный медицинский университет г. Семей 706 538 168

Южно-Казахстанская государственная 577 499 78

фармацевтическая академия

Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави 465 237 228

НУО "Казахстанско-Российский медицинский 438 134 304

университет"

Медицинский центр «Эмили». Институт сестрин- 33 1 32

ского дела

ИТОГО: 6898 4975 1923

Средние баллы в разрезе медицинских специальностей

Сестринское дело 68,4

Общественное здравоохранение 76,6

Фармация 71,8

Общая медицина 79,3

Стоматология 86,8

Медико-профилактическое дело 87,0

Динамика проходного балла для присуждения государственного образовательного гранта в течение последних 3 лет в целом свидетельствует о повышении минимального порогового уровня для поступления в медицинский ВУЗ. Таким образом, в системе приема абитуриентов за последние 5 лет произошли изменения -специфика медицинского образования нашла свое отражение в величине итогового балла при зачислении.

Факультет 2008 год 2009 год 2010 год

Общая медицина 65,13 79,3 84,9

Стоматология 66,54 86,8 93,6

Сестринское дело 62,19 68,4 76,8

Общественное здравоохранение 65,65 76,6 83,5

Фармация 66,97 71,8 85,8

Медико-профилактическое дело - - 87,0

Средний балл по медицинским специ- 65,3 76,6 85,3

альностям

В системе промежуточного государственного контроля (ПГК) у медиков порог выше, чем у других специальностей. С 2006 года повышен пороговый уровень прохождения ПГК по медицинским специальностям, равный 50% и в 2008 году равный 60% (проводится после 3 курса, в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися отдельных дисциплин).

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» промежуточный государственный контроль — это один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством обучения. Порядок проведения данного контроля регламентирован приказом МОН РК от 20 ноября 2007 года N561. Организации образования, в которых 7 % обучающихся не преодолели по результатам процедуры ПГК пороговый уровень по 25 % и более специальностям, подлежат внеочередной государственной аттестации.

Порядок проведения итоговой аттестации выпускников вузов (для медицинских - 6 курс) регламентирован приказом МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях». Согласно приказу итоговая аттестация обучающихся проводится по формам, определенным государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО). Обучающиеся должны сдать все государственные экзамены в строгом соответствии с рабочим учебным планом и программами.

Для проведения итоговой аттестации выпускников медицинских вузов (6 курс) создается государственная аттестационная комиссия по каждой специальности. Состав государственной аттестационной комиссии (далее - ГАК) определяется вузом самостоятельно и утверждается приказом руководителя вуза. Председатель ГАК утверждается приказом МОН РК на календарный год. Вуз самостоятельно разрабатывает тестовые задания, их виды (открытые, закрытые, комбинированные тесты), технологию проведения тестирования. Анализ итогов ГАК показывает 100 % успеваемость, и высокие значения качественного показателя (в среднем 7580%).

Аттестация интернов также регламентируется вышеуказанным приказом МОН РК. По инициативе Министерства здравоохранения в целях усиления требований к качеству подготовки интернов, начиная с 2009 года, итоговое тестирование интернов осуществляется относительно независимыми экспертами (специалисты Министерства здравоохранения РК, управлений здравоохранения, ведущих преподавателей медицинских вузов страны).

Таким образом, в системе приема абитуриентов за последние 5 лет, специфика медицинского образования нашла свое отражение в повышении порогового была при зачислении в медицинские вузы и колледжи. В системе ПГК у медиков порог выше, чем у других специальностей.

В системе оценки выпускников также произошли изменения. Пилотное внедрение независимого тестирования выпускников доказало целесообразность отделения процесса обучения от процесса оценки знания и навыков выпускников медицинских вузов.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД С 2006 ПО 2010 ГОДЫ

Н.К. Хамзина, А.С. Кусаинова, Г.А. Дербисалина, Л.К. Сарсенова, А.Б. Жунусова, К.Ж. Байльдинова,

М.У. Анартаева, С.Б. Мукашева

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, город Астана

Во всем мире развитие экономики, становление рыночных отношений предполагает изменение политики государства в области образования. При этом система подготовки кадров в лидирующих странах строится не только на сегодняшних потребностях общества, государства и личности, но имеет так называемое опережающее развитие.

Признанная мировым сообществом, как государство с рыночной экономикой, наша республика предпринимает меры по модернизации национальной системы образования с целью приближения ее к потребностям развития экономики.

В соответствии с Посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438 и Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 разработана Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (далее - Концепция).

Целью Концепции является внедрение новой системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов с учетом приоритетов и особенностей здравоохранения республики, обеспечивающей конкурентоспособность специалистов.

Реализация этой цели предусматривает решение следующих задач:

1) изменение структуры и содержания программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров;

2) изменение принципов отбора и приема граждан в медицинские организации образования республики;

3) изменение системы оценки качества, уровня профессиональной компетенции и допуска к профессиональной деятельности;

4) внедрение аккредитации организаций образования с привлечением международных экспертов;

5) укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;

6) совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования.

Основные направления и механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществлялась по следующим направлениям:

I. Совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования;

II. Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики;

III. Совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.