Научная статья на тему 'Реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан в период с 2006 по 2010 годы'

Реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан в период с 2006 по 2010 годы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан в период с 2006 по 2010 годы»

Для проведения итоговой аттестации выпускников медицинских вузов (6 курс) создается государственная аттестационная комиссия по каждой специальности. Состав государственной аттестационной комиссии (далее - ГАК) определяется вузом самостоятельно и утверждается приказом руководителя вуза. Председатель ГАК утверждается приказом МОН РК на календарный год. Вуз самостоятельно разрабатывает тестовые задания, их виды (открытые, закрытые, комбинированные тесты), технологию проведения тестирования. Анализ итогов ГАК показывает 100 % успеваемость, и высокие значения качественного показателя (в среднем 7580%).

Аттестация интернов также регламентируется вышеуказанным приказом МОН РК. По инициативе Министерства здравоохранения в целях усиления требований к качеству подготовки интернов, начиная с 2009 года, итоговое тестирование интернов осуществляется относительно независимыми экспертами (специалисты Министерства здравоохранения РК, управлений здравоохранения, ведущих преподавателей медицинских вузов страны).

Таким образом, в системе приема абитуриентов за последние 5 лет, специфика медицинского образования нашла свое отражение в повышении порогового была при зачислении в медицинские вузы и колледжи. В системе ПГК у медиков порог выше, чем у других специальностей.

В системе оценки выпускников также произошли изменения. Пилотное внедрение независимого тестирования выпускников доказало целесообразность отделения процесса обучения от процесса оценки знания и навыков выпускников медицинских вузов.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД С 2006 ПО 2010 ГОДЫ

Н.К. Хамзина, А.С. Кусаинова, Г.А. Дербисалина, Л.К. Сарсенова, А.Б. Жунусова, К.Ж. Байльдинова,

М.У. Анартаева, С.Б. Мукашева

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, город Астана

Во всем мире развитие экономики, становление рыночных отношений предполагает изменение политики государства в области образования. При этом система подготовки кадров в лидирующих странах строится не только на сегодняшних потребностях общества, государства и личности, но имеет так называемое опережающее развитие.

Признанная мировым сообществом, как государство с рыночной экономикой, наша республика предпринимает меры по модернизации национальной системы образования с целью приближения ее к потребностям развития экономики.

В соответствии с Посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438 и Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 разработана Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (далее - Концепция).

Целью Концепции является внедрение новой системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов с учетом приоритетов и особенностей здравоохранения республики, обеспечивающей конкурентоспособность специалистов.

Реализация этой цели предусматривает решение следующих задач:

1) изменение структуры и содержания программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров;

2) изменение принципов отбора и приема граждан в медицинские организации образования республики;

3) изменение системы оценки качества, уровня профессиональной компетенции и допуска к профессиональной деятельности;

4) внедрение аккредитации организаций образования с привлечением международных экспертов;

5) укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;

6) совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования.

Основные направления и механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществлялась по следующим направлениям:

I. Совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования;

II. Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики;

III. Совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;

IV. Совершенствование управления медицинским образованием, внедрение системы менеджмента качества;

V. Создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований;

VI. Повышение мотивации у студентов и преподавателей в достижении высоких результатов процесса обучения.

I. Совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования

В рамках реализации Концепции сформирована нормативная правовая база медицинского образования с учетом медицинской специфики. Внесены изменения в систему подготовки медицинских кадров, лицензирования и государственной аттестации. С целью приближения к международным стандартам образования внедрена система государственной аккредитации организаций медицинского и фармацевтического образования.

Законодательно закреплены вопросы управления и координации медицинского и фармацевтического образования.

До 2007 года вопросы разработки и утверждения нормативных правовых актов в области образования, в том числе медицинского, входили в компетенцию Министерства образования. К подготовке специалистов-медиков предъявлялись общие требования и подходы, не учитывающие специфику медицинского образования. С 2007 года функция координации и нормативно-правового сопровождения медицинского и фармацевтического образования законодательно закреплена за Министерством здравоохранения (далее - МЗ).

В действующем Законе РК от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» определена компетенция Министерства здравоохранения.

Законодательно определены обязательства организаций практического здравоохранения по предоставлению клинических баз медицинским организациям образования.

II. Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования рес-

публики

Отбор и прием граждан в организации образования в Казахстане осуществляется по результатам единого национального тестирования без учета медицинской специфики. По инициативе Министерства здравоохранения РК с 2005 года повышен пороговый уровень баллов для зачисления на платное отделение по медицинским специальностям до 60 баллов (из 120), что на 20 выше, чем на немедицинские специальности. С 2008 года повышен минимальный пороговый балл для зачисления в медицинские колледжи до 30 баллов для лиц, имеющих основное общее образование и до 40 баллов для лиц, имеющих среднее общее образование. С 2010 года увеличен минимальный пороговый балл присуждения образовательного гранта на специальность «Общая медицина» до 55 баллов (из 100), что на 5 выше, чем на другие специальности.

Ведется подготовительная работа по дальнейшему повышению требований к поступающим в медицинские вузы. Изучается возможность проведения психологического тестирования и собеседования с целью определения профессиональной пригодности.

III. Совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы меди-

цинских организаций образования

С целью укрепления материально-технической базы организаций медицинского и фармацевтического образования Министерством Здравоохранения проводится политика повышения стоимости обучения в медицинском вузе. С 2005 по 2009 год стоимость обучения по гранту увеличилась в 1,95 раза.

Разработаны и утверждены правила (методика) расчета стоимости обучения одного обучающегося, в которых предусмотрены расходы на приобретение учебников (печатных и электронных), работу в Интернете, содержание лабораторных животных, закуп реактивов и биоматериалов, оборудования, производственную практику студентов, заработную плату преподавателей и других сотрудников, оплату коммунальных услуг и прочие расходы.

2005-06 2006-07^ 2007-08 2008-09 2009-10 2010-11 Рис.1 Динамика роста стоимости подготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля

С целью улучшения практической подготовки студентов во всех государственных медицинских организациях образования созданы учебно-клинические центры, оснащенные современным учебным оборудованием: учебные симуляторы, тренажеры, лабораторное и медицинское оборудование. Общая сумма средств, выделенных на эти цели, составила в 2007 году 556,1 млн. тенге, в 2008 году - 499,9 млн.тенге. В 2010 году запланировано доукомплектование УКЦ на общую сумму 116,2 млн. тенге, по 19,4 млн. на вуз.

В целом на оснащение вузов учебным и медицинским оборудованием в рамках целевого трансферта было выделено 1,872 млн.тенге, в том числе 700 млн.тг на оснащение клиник 2 государственных медицинских вузов в 2006 году (СГМУ и ЗКГМУ).

С 2006 по 2009 годы на укрепление материально-технической базы в рамках стоимости гранта медицинскими вузами было затрачено средств на общую сумму 1951,3 млн.тг., из внебюджетных средств - 761,1 млн.тг

^.Совершенствование управления медицинским образованием, внедрение системы менеджмента качества

В рамках совершенствования управления медицинским образованием все государственные медицинские вузы сертифицированы в области системы менеджмента качества образования ИСО 9001:2000 (СТ РК ИСО 9001-2001).

В 2009 году проведена реорганизация государственных медицинских академий в медицинские университеты. Из 6 медицинских вузов 5 имеют статус университета. В настоящее время из 6 медицинских вузов 4 имеют организационно-правовую форму - Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, 1 вуз - Республиканское государственное казенное предприятие, 1 вуз является акционерным обществом.

Пересмотрена структура управления учебно-методическим процессом медицинских организаций образования: созданы структурные подразделения, отвечающие за координацию и унификацию учебно -методической работы (учебно-методический центры, управление, офис-регистратор и др.). В ряде вузов для внедрения инновационных образовательных технологий созданы специальные структурные подразделения.

Для координации внедрения инновационных технологий в медицинское образование и научно -исследовательскую деятельность в организациях высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования создано Товарищество с ограниченной ответственностью «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки» при Республиканском государственном предприятии на праве хозяйственного ведения «Институт развития здравоохранения».

V. Создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований

Реформирование структуры медицинского образования направлено на гармонизацию системы подготовки медицинских специалистов с Европейскими принципами 3 -уровневой системы высшего образования.

Модернизирована структура подготовки кадров со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Высшее и послевузовское медицинское и фармацевтическое образование представлено базовым медицинским образованием (БМО) продолжительностью 5+2 года, бакалавриатом сроком 4-5 лет в зависимости от специальности, резидентурой, магистратурой и докторантурой (PhD).

Высшее профессиональное образование представлено 4 специальностями бакалавриата: «Общая медицина», «Фармация», «Общественное здравоохранение», «Медико -профилактическое дело».

Подготовка специалистов клинического профиля (общая медицина, стоматология) проводится по схеме: БМО (5+2) и резидентура.

Изменение содержания образования, внедрение новых образовательных технологий

Подготовка специалистов регламентируется Государственными общеобязательными стандартами образования (ГОСО), которые устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки. В рамках реализации Концепции разработаны и утверждены:

- ГОСО по 6 специальностям высшего медицинского и фармацевтического образования

- ГОСО по 9 специальностям среднего медицинского и фармацевтического образования

- ГОСО по 5 специальностям магистратуры и 3 специальностям докторантуры PhD

- ГСО по 49 специальностям резидентуры

- ГСДО по 56 специальностям дополнительного высшего профессионального образования

- ГСДО по 8 специальностям дополнительного среднего профессионального образования

- ГСДО для преподавателей колледжей

В целях улучшения практической подготовки выпускников медицинских высших учебных заведений, а также готовности к самостоятельной врачебной деятельности разработано и утверждено «Положение об интернатуре».

Послевузовское образование является высшим уровнем системы непрерывного образования и включает резидентуру, магистратуру и докторантуру (PhD). Впервые разработано и утверждено «Положение о рези-дентуре», регламентирующее подготовку специалистов узкого направления.

Особенности ГОСО-2006 специальностей базового медицинского образования:

- Компетентностный подход.

- Наличие обязательного компонента и компонента по выбору.

- Наличие обязательного для всех специальностей блока общеобразовательных дисциплин (в т.ч. социология, основы права и пр.)

- Блок БД (базовые дисциплины) представлен фундаментальными медико-биологическими дисциплинами.

- Междисциплинарный подход в изучении базовых дисциплин на третьем курсе (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы и т.д )

- Появление новых предметов (коммуникативные навыки, введение в клинику, основы доказательной медицины, визуальная диагностика).

- На 4 и 5 курсах «Общей медицины» 7 специальных дисциплин (СД) будут изучаться по принципу ротации (внутренние болезни; хирургия; акушерство и гинекология; педиатрия; ОВП; неврология, психиатрия, наркология; скорая неотложная помощь).

- После 5 курса, есть возможность завершить обучение с выдачей документа с присвоением академической степени бакалавр медицины (организатор, менеджер, преподаватель медико-биологических дисциплин и пр.) без права клинической практики.

- Двухгодичная интернатура - в рамках базового медицинского образования по 6 основным клиническим специальностям: хирургия, терапия, акушерство, педиатрия, общая врачебная практика (ОВП), гигиена и эпидемиология.

- Диплом врача выдается после 7 курса.

- Выпускники интернатуры по ОВП и гигиене-эпидемиологии могут приступить к самостоятельной клинической деятельности. Все остальные специалисты должны продолжить обучение в резидентуре (от 2 до 4 лет)

В рамках поэтапного внедрения ГОСО базового медицинского образования разработаны Типовые учебные программы по всем дисциплинам 1 -4 курсов высшего специального образования и бакалавриата.

Для оценки качества подготовки выпускников медицинских вузов с 2010 года начато пилотное внедрение независимой экзаменации выпускников интернатуры.

Сертификация и лицензирование специалистов Система сертификации, регистрации и лицензирования медицинского персонала предусматривает возможность государственного контроля профессиональной подготовки.

Для регламентирования и регулирования процесса сертификации и лицензирования специалистов разработаны нормативные документы:

•Номенклатура медицинских и фармацевтических специальностей;

•Перечень клинических специальностей подготовки в интернатуре и резидентуре;

•Квалификационные характеристики медицинских работников с учетом новых требований к уровню

профессиональной компетенции медицинских кадров; •Государственный стандарт образования «Резидентура. Основные положения»; •Правила проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения.

Введена процедура сертификации, определяющей допуск специалистов к самостоятельной клинической деятельности, после интернатуры - по некоторым клиническим специальностям, после резидентуры - по узким специальностям. Сертификация предполагает сдачу экзамена по избранной специальности.

Внедрение аккредитации медицинских организаций образования с привлечением независимых

экспертов

С целью гармонизации системы обеспечения качества медицинского и фармацевтического образования с международными требованиями внедрена система аккредитации. Совместно с Национальным аккредита-ционным центром Министерства образования и науки Республики Казахстан разработаны и утверждены Стандарты институциональной аккредитации медицинских организаций образования. Стандарты основаны на международных Стандартах улучшения качества медицинского образования Всемирной Федерации Медицинского Образования. 5 медицинских вузов из 6 подали заявку на проведение институциональной аккредитации, из них 1 вуз аккредитован, 3 вуза прошли этап самооценки.

VI. Повышение мотивации у обучающихся и преподавателей в достижении высоких результатов

процесса обучения

Государством принимаются меры по стимулированию преподавательской деятельности, поддержке новаторства. Министерством здравоохранения выделяются гранты для повышения квалификации лучших педагогов в ведущих университетах мира (Израиль, Англия, США, Дания, Сингапур, Австрия, Австралия). Обучено новым образовательным технологиям за рубежом всего - 177 ППС. Обучено внутри страны с приглашением международных экспертов 382 преподавателя медицинских вузов.

Изменение организационно-правовой формы вузов и переход на право хозяйственного ведения предоставило вузам большую финансовую свободу. Разработана система дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов в зависимости от качества оказываемых образовательных услуг.

Таким образом, с момента реализации реформы медицинского и фармацевтического образования осуществляется огромная работа. Создается нормативно-правовая база, существенно укрепляется материально-техническая база организации образования. Начато обучение преподавателей. Внедряется аккредитация медицинских вузов. С целью успешного продвижения реформы и совершенствования медицинского и фармацевтического образования проводится анализ всех достижений и проблем, для выработки дальнейшей стратегии развития медицинского и фармацевтического образования.

УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Н.К. Хамзина, А.С. Кусаинова, С.Б. Мукашева

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, город Астана

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» 1999 года центральным органом государственного управления в области образования являлось Министерство образования, здравоохранения, культуры и спорта Республики Казахстан, так как Комитет по вопросам здравоохранения входил в состав названного министерства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1999 года была введена система тестирования и грантового финансирования высшего образования, в том числе и медицинских вузов. Стоимость обучения по государственному образовательному гранту была одинаковой по всем специальностям и составляла 80000 тыс. тенге.

Формирование студенческого контингента высших учебных заведений осуществлялось посредством бюджетного финансирования, размещения государственного заказа на подготовку кадров (государственные образовательные гранты и государственные образовательные кредиты), а так же оплаты обучения за счет собственных средств граждан и иных источников в соответствие с Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан.

Согласно «Инструкции по планированию расходов на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием и расчета расходов на обучение одного студента» МОН РК был определен порядок планирования расходов на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по статьям затрат и порядок расчета расходов на обучение одного студента.

Расходы на обучение одного студента определялись путем деления общих расходов на приведенный контингент студентов и утверждались ежегодно принимаемым Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных образовательных заказов на подготовку специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием».

Государственный заказ на гранты по медицинским и фармацевтическим специальностям отражен в таблице 1.

Таблица 1. Соотношение количества и стоимости грантов по медицинским и фармацевтическим специально-

стям

Прием Гранты Стоимость гранта (тенге)

в 1999 году 1050 80000

в 2000 году 1050 80900

в 2001 году 1345 84000

в 2002 году 1545 103700

в 2003 году 1592 109000

С 1999 по 2001 года функционирует самостоятельное Агентство по делам здравоохранения. 17 октября 2001 года Указом Президента Республики Казахстан было создано Министерство здравоохранения Республики Казахстан. C 2003 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О системе здравоохранения» Министерство здравоохранения Республики Казахстан является центральным уполномоченным органом в области здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования.

Министерству здравоохранения РК были подведомственны 6 государственных медицинских вузов. Частные вузы и медицинские факультеты подчинялись Министерству образования и науки РК. В 2003 году были закрыты медицинские факультеты в непрофильных университетах.

Финансирование медицинских вузов осуществлялось в рамках образовательных грантов. Стоимость гранта определялась в соответствии с приказом Министерства образования и науки РК и была идентична стои-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.