Изменение организационно-правовой формы вузов и переход на право хозяйственного ведения предоставило вузам большую финансовую свободу. Разработана система дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов в зависимости от качества оказываемых образовательных услуг.
Таким образом, с момента реализации реформы медицинского и фармацевтического образования осуществляется огромная работа. Создается нормативно-правовая база, существенно укрепляется материально-техническая база организации образования. Начато обучение преподавателей. Внедряется аккредитация медицинских вузов. С целью успешного продвижения реформы и совершенствования медицинского и фармацевтического образования проводится анализ всех достижений и проблем, для выработки дальнейшей стратегии развития медицинского и фармацевтического образования.
УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Н.К. Хамзина, А.С. Кусаинова, С.Б. Мукашева
Министерство здравоохранения Республики Казахстан, город Астана
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» 1999 года центральным органом государственного управления в области образования являлось Министерство образования, здравоохранения, культуры и спорта Республики Казахстан, так как Комитет по вопросам здравоохранения входил в состав названного министерства
С 1999 года была введена система тестирования и грантового финансирования высшего образования, в том числе и медицинских вузов. Стоимость обучения по государственному образовательному гранту была одинаковой по всем специальностям и составляла 80000 тыс. тенге.
Формирование студенческого контингента высших учебных заведений осуществлялось посредством бюджетного финансирования, размещения государственного заказа на подготовку кадров (государственные образовательные гранты и государственные образовательные кредиты), а так же оплаты обучения за счет собственных средств граждан и иных источников в соответствие с Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан.
Согласно «Инструкции по планированию расходов на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием и расчета расходов на обучение одного студента» МОН РК был определен порядок планирования расходов на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по статьям затрат и порядок расчета расходов на обучение одного студента.
Расходы на обучение одного студента определялись путем деления общих расходов на приведенный контингент студентов и утверждались ежегодно принимаемым Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных образовательных заказов на подготовку специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием».
Государственный заказ на гранты по медицинским и фармацевтическим специальностям отражен в таблице 1.
Таблица 1. Соотношение количества и стоимости грантов по медицинским и фармацевтическим специально-
стям
Прием Гранты Стоимость гранта (тенге)
в 1999 году 1050 80000
в 2000 году 1050 80900
в 2001 году 1345 84000
в 2002 году 1545 103700
в 2003 году 1592 109000
С 1999 по 2001 года функционирует самостоятельное Агентство по делам здравоохранения. 17 октября 2001 года Указом Президента Республики Казахстан было создано Министерство здравоохранения Республики Казахстан. С 2003 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О системе здравоохранения» Министерство здравоохранения Республики Казахстан является центральным уполномоченным органом в области здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования.
Министерству здравоохранения РК были подведомственны 6 государственных медицинских вузов. Частные вузы и медицинские факультеты подчинялись Министерству образования и науки РК. В 2003 году были закрыты медицинские факультеты в непрофильных университетах.
Финансирование медицинских вузов осуществлялось в рамках образовательных грантов. Стоимость гранта определялась в соответствии с приказом Министерства образования и науки РК и была идентична стои-
мости по другим специальностям. Медицинские вузы осуществляли набор не только на грантовой (государственной) основе, но и на договорной основе. Количество грантов и договорных студентов представлено на рисунке 1.
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
□ грант □ договор
Рисунок 1. Прием обучающихся на грант и договор
В дальнейшем периоде система додипломной подготовки начала претерпевать серьезные изменения. Указом Президента РК от 18.09.2004 г. № 1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы. В целях повышения качества медицинского и фармацевтического образовании разработана и утверждена в 2006 году Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК. В ней предусмотрено создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований.
В соответствии с Законом РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года определена компетенция Министерства здравоохранения РК по координации медицинского и фармацевтического образования: разработка и утверждение государственных общеобязательных стандартов медицинского и фармацевтического образования соответствующих уровней, утверждение типовых образовательных учебных программ и типовых учебных планов всех уровней; проведение государственной аттестации организаций медицинского и фармацевтического образования; утверждение перечня клинических специальностей подготовки в интернатуре, Положения об интернатуре; утверждение перечня клинических специальностей подготовки в резидентуре; утверждение Положения о резидентуре.
Министерством здравоохранения Республики Казахстан пересмотрена нормативная правовая база, регламентирующая вопросы медицинского образования, разработаны новые стандарты образования, гармонизированные с международными требованиями. Поэтапно увеличен прием студентов по медицинским специальностям по гранту до 5000 человек, во всех ВУЗах созданы учебно-клинические центры, современные лаборатории, академии преобразованы в университеты. Сейчас активно внедряются новые образовательные технологии, продолжается обучение профессорско-преподавательского состава в ведущих медицинских университетах и образовательных центрах мира. Разработаны стандарты аккредитации, до 2013 года планируется провести аккредитацию всех ВУЗов.
В целях обеспечения и внедрения инновационных технологий в медицинское образование и научно -исследовательскую деятельность в организациях высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования создан Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки.
В целях повышения качества подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, а также в целях обоснования финансово-экономических расчетов стоимости обучения одного студента, аспиранта и клинического ординатора (магистранта) в рамках государственного заказа, рационального использования высшими медицинскими организациями образования и науки средств, выделяемых из республиканского бюджета на подготовку специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, в 2004 году разработаны и внедрены правила (методика) расчета стоимости обучения одного обучающегося. В последних предусмотрены расходы на приобретение учебников (печатных и электронных), на работу в Интернете, содержание лабораторных животных, закуп реактивов и биоматериалов, оборудования, производственную практику студентов, на заработную плату преподавателей и других сотрудников, на оплату коммунальных услуг и прочие расходы.
С этого времени начинается период дифференцированного перехода к финансированию медицинского образования.
С 2005 года поэтапно увеличен прием в медицинские вузы (с 2245 до 5000 грантов в 2009, 2010 гг.).
Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы предусмотрено увеличение стоимости обучения специалиста по медицинским и фармацевтическим специальностям.
Таким образом, средние расходы на обучение 1 студента с высшим профессиональным образованием по специальности «медицина» в медицинских ВУЗах в 2004 году составляли 133000 тенге, в 2005 и 2006 году -191200 тенге, 2007 году - 261000 тенге, 2008 году - 263000 тенге, 2009 году - 318178 тыс тенге, в 2010 году -336900 тенге.
Таблица 2. Соотношение количества и стоимости грантов по медицинским и фармацевтическим специальностям
Прием Гранты Договор Стоимость гранта (в тенге)
в 2004 году 1745 3420 133000
в 2005 году 2245 1724 172600
в 2006 году 3488 1244 191200
в 2007 году 3978 1675 261600
в 2008 году 4487 1083 263000
в 2009 году 4953 1391 318200
в 2010 году 5000 (план) 336900
Прием в медицинские вузы по договору в соотношении с приемом по государственному образовательному гранту в динамике с 2000 по 2009 год снизился с 67 % до 22 %, так, например, в 2005-2006 г. в ЮК-ГМА количество студентов, обучавшихся на платной основе составило 75,9% , в ЗКГМУ - 65,8%, в КГМУ -60,5 % , а в 2008-2009 г. соответственно в ЮКГМА - 56,1%, в ЗКГМУ - 35,9%, КГМУ - 33,0%.
60,5
51,5 ~-в-41,7
>М7 -— 53,7 33
75,9 -— 39,7 "- 32,6 35,9
71,56 66,4 -—х 27,5 56,1
---34,1 - 30,1 ~---■ 27,6
♦-43,1- - ♦ 38 9
---♦ 29,9
2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009
-♦-АО "МУА" —■— СГМУ ЮКГМА -х- КазНМУ ЗКГМУ КГМУ
Рисунок 2. Удельный вес студентов обучающихся на платной основе в вузе
С принятием Государственной программы с 2005 года впервые появляется бюджетная программа по созданию и оснащению учебно-клинических центров. Для укрепления материально-технической базы медицинских организаций образования выделены бюджетные средства с 2006 по 2010 годы на сумму 1 875 608,5 тенге:
2006 год - 683 376,6 тыс. тенге (оснащение собственных клиник при двух академиях);
2007 год - 576 079,6 тыс. тенге (закуп учебного оборудования для создания и оснащения современным оборудованием (муляжи, фантомы, тренажеры) учебно-клинических центров при 6 государственных вузах. Приобретены 6 комплектов обучающего оборудования по педиатрии, терапии, акушерству и гинекологии, хирургии и анестезиологии и реанимации, общей врачебной практике);
2008 год - 499 957,3 тыс. тенге (приобретено современное лабораторное оборудование для изучения базовых теоретических дисциплин, а также медицинское оборудование для оснащения клинических кафедр вузов);
2009 год - секвестрация бюджета
2010 год - 116 195,0 тыс. тенге.
Таким образом, начиная с 2003 года, Министерство здравоохранения стало центральным уполномоченным органом в области медицинского и фармацевтического образования. Центральным уполномоченным органом в области образования является Министерство образования и науки РК, которое определяет политику в области образования, осуществляет лицензирование высшего образования (в том числе медицинского и фармацевтического). Министерство здравоохранения, имея в своей структуре Департамент науки и человеческих ресурсов, осуществляет координацию деятельности медицинских образовательных организаций (вузов и сузов), АГИУВ и ВШОЗ.
Являясь администратором бюджетной программы по образованию, Министерство здравоохранения несет ответственность за качество предоставленных образовательных услуг.
С целью повышения эффективности функционирования организаций образования, обеспечения транспарентности управления планируется введение в них корпоративного управления в виде наблюдательных советов.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
К.А. Тулебаев, К.К. Тогузбаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, С.А. Амиреев
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Для совершенствования медицинского образования разработана образовательная программа для бакалавров на базе ГОСО - РК-3.08.386-2006 по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение». В основе программы заложен компетентностно-ориентированный подход обучения. Ключевые компоненты компетенции будущих специалистов общественного здравоохранения конкретизированы по курсам и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход к образовательному процессу.
Ключевые слова: компетенции, высшее медицинское образование, общественное здравоохранение, новые подходы в обучении.
В Казахстане в области образования сформулирована серьезная задача, направленная на повышение качества подготовки специалистов различного профиля, в том числе врачей разных специальностей. Для решения этой задачи были разработаны и внедрены в 2006 году Государственные общеобязательные стандарты образования. Однако в настоящее время назрела необходимость создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении студентов с учетом специфики медицинского вуза.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы, с преимущественной трансляцией знаний и формированием навыков, на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [1, 2].
На современном этапе очевидна необходимость совершенствования медицинского образования в Казахстане по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение». В первую очередь, это касается подготовки бакалавров, поскольку сфера деятельности специалиста по «гигиене и эпидемиологии» и «организатора общественного здравоохранения» весьма широка - это здравоохранение, образование, наука, социальная защита. При этом объектами профессиональной деятельности бакалавров по указанной специальности являются как взрослое, так и детское население, а предметом - общественное здоровье; организация и менеджмент здравоохранения; условия окружающей среды; условия труда, учебы и быта людей; продукты питания; товары промышленного производства; нормативно-правовое законодательство в области здравоохранения, санитарные нормы и правила (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП) [3].
Руководствуясь основными программными документами, принятыми в стране в сфере образования, здравоохранения, среди которых «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы», «Государственной программой развития образования в РК на 2005-2010 гг.», а также «Стратегией развития КазНМУ», «Политикой и целью КазНМУ в области качества», направленных на создание эффективной модели казахстанского медицинского образования и вхождение в Болонский процесс, т.е. интеграцию в «Европу знаний», согласно решению Ученого Совета КазНМУ им. С.Д. Асфедиярова была разработана на базе ГОСО- РК-3.08.386-2006 образовательная программа по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение», основанная на компетентностно-ориентированном подходе обучения студентов.
Особенностью этой программы является то, что ключевые компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, непрерывное обучение) указанных специалистов конкретизированы по уровням обучения и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход в обучении и профессиональное развитие будущих специалистов из курса в курс. Результаты образования согласно государственного общеобязательного стандарта (что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным) были проанализированы и распределены по дисциплинам и курсам обучения, что позволило нам разработать типовой