Научная статья на тему 'Опыт развития национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан'

Опыт развития национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система оценки качества образования / национальный экзамен / мониторинг / assessment system of education / the national exams / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдиев Кали Сеильбекович, Примбетова Гульжан Серикбаевна

В статье дается описание национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан, история их развития, дискуссионные вопросы по данной проблеме, пути совершенствования инструментария измерения результатов обучения, формата экзаменов и мониторингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдиев Кали Сеильбекович, Примбетова Гульжан Серикбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DEVELOPMING NATIONAL EXAMINATIONS AND MONITORINGS OF SECONDARY EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article describes the national exams and monitoring of secondary education of the Republic of Kazakhstan, the history of its development. It discusses main questions on this issue, ways to improve the tools of measurement of learning outcomes, the format of examinations and monitorings.

Текст научной работы на тему «Опыт развития национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

ОПЫТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ И МОНИТОРИНГОВ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АБДИЕВ КАЛИ СЕИЛЬБЕКОВИЧ

Директор Национального центра тестирования, д-р пед. наук e-mail: [email protected] Астана, Республика Казахстан

ПРИМБЕТОВА ГУЛЬЖАН СЕРИКБАЕВНА

Руководитель управления по организации формирования тестовых заданий для среднего образования Национального центра тестирования, канд. пед. наук e-mail: [email protected] Астана, Республика Казахстан

АННОТАЦИЯ. В статье дается описание национальных экзаменов и мони-торингов среднего образования Республики Казахстан, история их развития, дискуссионные вопросы по данной проблеме, пути совершенствования инструментария измерения результатов обучения, формата экзаменов и мо-ниторингов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система оценки качества образования, национальный экзамен, мониторинг.

EXPERIENCE IN DEVELOPMING NATIONAL EXAMINATIONS AND MONITORINGS OF SECONDARY EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

KALI ABDIEV

Director of National Testing Center, Doctor of Science (Education) e-mail: [email protected] Astana, Republic of Kazakhstan

GULZHAN PRIMBETOVA

Head of Department for organization of test items development for secondary education, the National Testing Center, PhD in Education

e-mail: [email protected]

Astana, Republic of Kazakhstan

ABSTRACT. The article describes the national exams and monitoring of secondary education of the Republic of Kazakhstan, the history of its development. It discusses main questions on this issue, ways to improve the tools of measurement of learning outcomes, the format of examinations and monitorings.

KEYWORDS: quality assessment system of education, the national exams, monitoring.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно положениям Закона Республики Казахстан (далее - РК) «Об образовании»: «система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение; начальное образование; основное среднее образование; среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование); послесреднее образование; высшее образование; послевузовское образование» [1, глава 3, ст. 12]. Периоды обучения среднего образования распределены следующим образом: начальное образование - 4 года, основное среднее образование -5 лет, среднее образование - 2 года.

С целью осуществления государственного контроля в соответствии с Государственной программой развития образования на 2005-2010 годы создана Национальная система оценки качества образования (далее -НСОКО) [2]. На уровне среднего образования государственный контроль осуществляется в форме мониторингового исследования, национальных экзаменов, а также государственной аттестации школы. Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за проведением указанных выше мероприятий, является Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН РК). При этом все подведомственные организации МОН РК принимают участие при проведении мероприятий.

В инфраструктуру НСОКО входят: Министерство образования и науки, Комитет по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки, Национальный центр тестирования, Национальный центр образовательной статистики и оценки, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Центр Болонского процесса и академической мобильности, Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации.

Основные задачи, уровни Национальной системы оценки качества образования, виды государственного контроля представлены в предыдущей статье авторов [3].

В четырех из представленных видов государственного контроля уровень подготовленности обучающихся проверяется путем тестирования, это: Государственная аттестация организаций образования (высшее и среднее образование), Комплексное тестирование абитуриентов, Внеш-

няя оценка учебных достижений (высшее и среднее образование), Единое национальное тестирование.

Тестовые задания всех указанных выше мероприятий являются объектами государственного секрета, поэтому разрабатываются и хранятся в секретном режиме в НЦТ. База тестовых заданий формируется силами ведущих экспертов НЦТ и высококвалифицированных учителей РК, которые проходят подготовку по специальной программе по основам педагогических измерений.

Национальным экзаменом среднего образования является Единое национальное тестирование, а мониторинговым исследованием - Внешняя оценка учебных достижений.

Мониторинговые исследования в РК проводятся с целью отслеживания образовательного процесса по завершению начального и основного звена. Это позволяет своевременно вносить коррективы, создавать условия для улучшения результатов обучения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Промежуточный государственный контроль. Первым мониторинговым исследованием в РК на уровне среднего образования был Промежуточный государственный контроль (ПГК), который проводился с 2005 по 2011 год ежегодно. Объектами оценки ПГК были предметные знания учащихся 4-х и 9-х классов. Цель ПГК - проверка освоения обучающимися содержания образовательных программ.

Согласно Правилам проведения Промежуточного государственного контроля в организациях образования РК в данном мониторинговом исследовании принимала участие определенная выборка школ РК. Перечень предметов по ПГК и состав школ, подлежащих обязательному участию, ежегодно утверждался МОН РК. Количество школ-участниц ПГК ежегодно увеличивалось и к 2011 году достигло 90% школ РК.

Внешняя оценка учебных достижений. С 2012 года в Закон РК «Об образовании» были внесены изменения и дополнения, вследствие чего ПГК как мониторинговое исследование было исключено. Ему на замену был внедрен новый вид мониторинга - Внешняя оценка учебных достижений (далее - ВОУД).

Задачи ВОУД заключаются в осуществлении мониторинга учебных достижений обучающихся; оценке эффективности организации учебного процесса; проведении сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.

Участниками ВОУД до 2016 года являлись учащиеся 9-х классов, а с 2016 года в этом исследовании принимают участие и учащиеся 4-х классов. Выборка организаций образования составляет 10-20% школ РК от общего количества.

Выборка участников ВОУД репрезентативна относительно каждого региона (области). Результаты данной выборки могут быть распространены на всю совокупность учащихся данного региона (области) с учетом различных типов школ (сельские и городские, с казахским и русским языками обучения, гимназии, лицеи и т.д.).

Правила проведения ВОУД утверждены в едином документе как для среднего образования, так и для высшего образования, поэтому задачи сформулированы в общем виде. Кроме Правил проведения ВОУД, в РК имеются Правила осуществления образовательного мониторинга, в которых утверждены индикаторы для оценки качества (всего 131 индикатор для среднего и высшего образования). Результаты ВОУД входят в число этих индикаторов. В Правилах осуществления образовательного мониторинга описана трехуровневая иерархическая структура. Второй уровень мониторинга осуществляется районными (городскими) отделами образования, третий уровень проводится на уровне организаций образования. На втором и третьем уровнях используются только результаты школ, включенных в выборку, без распространения на общую совокупность. Результаты ВОУД репрезентативны только в областном разрезе (по видам школ (общеобразовательные, гимназии, для одаренных детей), языкам обучения и в разрезе город/село), поэтому такие результаты используются на первом уровне образовательного мониторинга.

В рамках ВОУД в 2012-2013 годах использовались задания на проверку предметных знаний учащихся, а в ВОУД-2014, согласно Национальному плану действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, наряду с заданиями на проверку предметных знаний были впервые использованы задания на проверку функциональной грамотности школьников. Тестовые задания для проверки предметных ЗУН учащихся разрабатываются в соответствии с учебными программами по общеобразовательным предметам и их содержание соответствует материалам учебников, утвержденных МОН РК.

Тестовые задания, использованные в ВОУД в 2012-2015 годах, были закрытой формой с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных. Количество тестовых заданий по каждому предмету - 20. Время тестирования - 120.

В 2016 году формат ВОУД был изменен следующим образом:

1) впервые в данном мониторинге принимали участие учащиеся начальной школы (4-й класс);

2) учащиеся 9-х классов тестировались не по четырем предметам, как это было в 2012-2015 годах, а по двум предметам. При этом казахский язык был для всех обязательным. Второй предмет распределялся таким образом, что у каждого учащегося была своя комбинация предметов.

Структура теста для учащихся начальной школы:

• 15 тестовых заданий по каждому предмету с одним правильным ответом;

• 2 текста по 3 тестовых задания к каждому тексту.

Структура теста для учащихся 9-х классов:

• по казахскому языку 15 тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа и 1 текст с 5 тестовыми заданиями;

• по другим предметам - 40 тестовых заданий. Из них 25 тестовых заданий с одним правильным ответом, 15 тестовых заданий с одним или несколькими правильными ответами.

С целью определения причин, влияющих на уровень подготовленности учащихся, в рамках ВОУД проводится фоновое обследование в форме анкетирования. Участники анкетирования: учителя, педагогический коллектив организаций образования, учащиеся и их родители. По итогам фонового обследования опубликован аналитический обзор «Факторы, влияющие на качество знаний учащихся 9-х классов» [4].

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Итоговая аттестация выпускников школы проводится в форме традиционных экзаменов и Единого национального тестирования (далее - ЕНТ).

Традиционные экзамены выпускники 11-х классов сдают в устной и письменной формах по предметам, которые ежегодно утверждаются приказом министра образования и науки РК. Количество участников таких

экзаменов составляет около 25-30% от общего количества выпускников. Выпускники школ, желающие в текущем учебном году поступать в вузы РК, в обязательном порядке сдают ЕНТ. Единое национальное тестирование совмещает в себе два экзамена: итоговую аттестацию школьников и вступительные экзамены в вузы.

Участниками ЕНТ являются выпускники школ текущего учебного года. Выпускники школ, не принимавшие участие в ЕНТ, не имеют права поступать в вузы РК. Они могут поступить в зарубежные вузы (вузы дальнего и ближнего зарубежья) либо в колледжи на общих основаниях. Участники ЕНТ сдают данный экзамен в пунктах проведения ЕНТ (далее - ПП ЕНТ), которые расположены и функционируют в областных, районных центрах. Общее количество ПП ЕНТ - 165, из них 154 - филиалы НЦТ, остальные девять содержатся за счет местного бюджета.

ЕНТ проводится с 2004 года. С тех пор прошло более 10 лет, и в формат проведения ЕНТ вносились определенные изменения. Данная форма контроля из года в год совершенствуется с учетом мировой тенденции. Изменения формата ЕНТ отражены в таблице 1.

«ЕНТ проводится на казахском или русском языках по пяти предметам: казахскому или русскому языку (язык обучения), математике, истории Казахстана, казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языку в школах с казахским языком обучения и одному из предметов по выбору, в зависимости от выбранной специальности. Для выпускников, поступающих на творческие специальности, требующие специальной или творческой подготовки, предмет по выбору - произвольный» [5].

В рамках ЕНТ проверяются предметные знания учащихся, то есть усвоение выпускниками школ Государственного общеобязательного стандарта образования (далее - ГОСО). По каждому предмету предлагается 25 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных. ЕНТ проводится в один день. Время тестирования - 3 часа 30 минут. Результаты тестирования становятся доступными участникам ЕНТ в тот же вечер, после тестирования. Они вывешиваются в ПП ЕНТ и направляются

Таблица 1. Изменения формата ЕНТ за 2004-2016 годы.

Годы Кол-во предметов Кол-во тестовых заданий Общее время на тестирование Общее кол-во баллов

2004-2007 4 30 3 часа 120

2008 5 25 3 часа 125

2009-2016 5 25 3,5 часа 125

в школы. С 2015 года свои результаты учащиеся могут узнать на сайте НЦТ путем ввода личных данных.

В случае несогласия учащегося с результатами тестирования на следующий день после тестирования выпускник может подать апелляцию в местную апелляционную комиссию. В том случае, если местная апелляционная комиссия примет положительное решение по заявлению участника ЕНТ, его заявление направляется в Республиканскую комиссию по рассмотрению апелляций. В противном случае заявителя уведомляют о том, что его заявление отклонено и ему балл не присуждается. Решение Республиканской комиссии по рассмотрению апелляций во время ЕНТ является окончательным и пересмотру не подлежит.

Выпускники, не набравшие пороговый балл, лишались права поступления в высшие учебные заведения РК в текущем году. В последующие годы при желании им предоставлялось право сдать Комплексное тестирование абитуриентов (далее - КТА). С 2016 года участникам ЕНТ, не набравшим пороговый балл, дается возможность участия в повторном тестировании. В случае положительного результата они могут быть зачислены в платные отделения вузов РК.

Комплексное тестирование абитуриентов. КТА проводится для абитуриентов прошлых лет, выпускников колледжей текущего года, выпускников общеобразовательных школ, не принявших участие в ЕНТ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, выпускников республиканских музыкальных школ-интернатов, окончивших учебные заведения за рубежом.

На сегодняшний день КТА проводится по четырем предметам: казахский / русский язык, математика, история Казахстана, предмет по выбору. По каждому предмету так же, как в ЕНТ, 25 тестовых заданий, направленных на проверку предметных знаний абитуриентов. Форма заданий - закрытая форма с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных. Результаты становятся доступными участникам КТА в день тестирования во второй половине дня.

Обучение в вузах РК осуществляется на платной и бесплатной основе (государственный грант), поэтому по итогам ЕНТ и КТА абитуриенты могут принять участие в конкурсе по присуждению образовательных государственных грантов.

Подводя итоги к вышеизложенному, отметим, что форма тестовых заданий ЕНТ, КТА, государственной аттестации одинаковая. Если не брать во внимание периодичность проведения мероприятий, их значимость (статус), то нужно отметить, что объект оценивания у всех вышеперечис-

ленных мероприятий тоже один, это достижение ожидаемых результатов обучения, описанных в ГОСО. Единственный вид государственного контроля, где используются тестовые задания, отличающиеся от заданий других мероприятий по содержанию и форме, это ВОУД. В рамках ВОУД помимо предметных знаний, умений, навыков учащихся оценивается функциональная грамотность школьников.

ЕНТ является экзаменом с высокой ставкой, по этой причине изменения в его формат вносятся поэтапно. С 2012 года по математике в тест были включены задания логического характера: 2012-2014 годы - по одному заданию в варианте теста, с 2015 года - по два задания в варианте теста. В перспективе в варианты тестов будут включены задания на проверку функциональной грамотности школьников по следующим предметам: математика, география, физика, химия, биология. Аналогичные изменения коснутся и КТА, так как по итогам этих двух экзаменов проводится один общий конкурс на присуждение государственных грантов. Следовательно, результаты этих экзаменов должны быть сопоставимы и сравнимы.

В НЦТ для ознакомления общественности с формами и содержанием заданий, форматом экзаменов издаются учебно-методические пособия, публикуются пресс-релизы, статьи. Вместе с тем учащиеся в течение всего учебного года на добровольной основе в ПП ЕНТ могут пройти пробное тестирование. Во многих ПП ЕНТ пробное тестирование проводится по технологии ЕНТ в специальных аудиториях для того, чтобы максимально приблизить саму процедуру прохождения тестирования к реальному экзамену.

Результаты мониторинговых исследований и национальных экзаменов используются для разработки стратегических планов и программ развития системы образования в целом, а также на уровне каждого региона для развития конкретных образовательных учреждений и т.д. Более подробно направления использования результатов мониторинговых исследований и экзаменов описаны в предыдущей статье авторов [3].

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

В 2012 году Ассоциацией социологов и политологов Казахстана был проведен социологический опрос «Отношение общественности к Единому национальному тестированию». По итогам опроса получены следующие результаты: основная масса участников опроса (69%) относится

к ЕНТ лояльно и воспринимает его как приемлемую и успешную форму оценки уровня знаний учащихся, более четверти (26,6%) настроены критически и требуют его замены. Среди положительных изменений, связанных с переходом к системе ЕНТ, респонденты указывают на возможность поступления в вуз в местах проживания (42,3%), упрощение процедуры поступления в вуз (39,9%).

В Государственной программе развития образования на 20112020 годы [6] отмечено, что «претенденты на получение высшего образования будут сдавать дополнительные профильные экзамены в форме независимого национального тестирования». Следовательно, возникает необходимость в изменении формата ЕНТ.

Указанное выше направление развития ЕНТ выбрано в результате анализа существующей ситуации. Проведенный анализ позволил выявить круг проблем:

1) неполный охват ЕНТ выпускников школ. Анализ, проводимый НЦТ ежегодно по итогам ЕНТ, показал, что в ЕНТ в среднем принимают участие 70-75% выпускников школ. Соответственно, 25-30% выпускников школ сдают традиционные экзамены в своих школах. Подобная тенденция наблюдается в течение всего периода существования ЕНТ. Следовательно, при создавшейся ситуации невозможно сделать выводы о качестве среднего образования по стране в целом;

2) оценивание результатов обучения школьников без учета профиля оканчиваемого учебного заведения. Данная проблема имеет место при проведении ЕНТ, когда создается единая база заданий на основе ГОСО, учебных программ по общеобразовательным предметам. При этом учащиеся общеобразовательных школ сдают ЕНТ вместе с выпускниками Республиканской физико-математической школы, лицеев, гимназий. Известно, что в этих учебных заведениях конкретные предметы изучаются углубленно, но проверить их достижения специальными заданиями невозможно, так как согласно положениям нормативных документов ЕНТ должны быть созданы равные условия для всех участников;

3) высокая социальная нагрузка. ЕНТ является экзаменом с высокими ставками, так как от его результатов зависит очень многое. ЕНТ совмещает в себе два экзамена: выпускной экзамен по окончании школы и вступительные экзамены в вузы. Соответственно, от его результатов зависит итоговая оценка за усвоение школьной программы, подтверждение знака «Алтын белп» (знак отличия в учебе), доступ к высшему образованию. Вместе с тем участники ЕНТ и КТА имеют право на получение государ-

ственного гранта для обучения в вузе. Кроме оценки знаний выпускников школ, по результатам ЕНТ оценивают работу учителя, школы. Перечисленные выше факторы являются основной причиной, из-за которой создается стрессовая ситуация для всех участников ЕНТ;

4) заучивание материалов предметов ЕНТ в ущерб другим школьным предметам. Данная проблема тесно связана с предыдущей проблемой. Из-за того, что от результатов ЕНТ зависит очень многое, учебный процесс в выпускных классах перестраивается таким образом, что в последние годы обучения в школе происходит «натаскивание» учащихся по предметам ЕНТ;

5) комплект предметов ЕНТ не отражает специфику будущей специальности в полной мере. На сегодняшний день из пяти предметов ЕНТ только один предмет является предметом по выбору, который соответствует выбранной профессии. Но анализ показал, что одного профильного предмета для отбора абитуриентов в высшие учебные заведения недостаточно. Для успешного их обучения в вузе по выбранной специальности необходимо сдать как минимум два профильных предмета. К примеру, для поступления на медицинские специальности на сегодняшний день предметом по выбору является биология, но для обучения в медицинских вузах необходимо хорошо знать и химию, и т.д.

Пути решения выявленных проблем исследователи видят в раздельном проведении выпускных экзаменов по окончании школы и вступительных экзаменов в вузы.

Для итоговой аттестации школьников на основании кластеризации учебных заведений подготовить отдельные базы тестовых заданий для всех существующих типов с учетом их специфики. Параметры кластеризации могут быть следующими: статус (гимназия, казахско-турецкий лицей, школа-лицей и др.); специфика учреждения (школа республиканского значения, школа для одаренных детей в музыке, в спорте и т. д.); местонахождение (сельская школа, школа столичного города), отдаленность от центра (малокомплектная школа и т.д.).

При подготовке к проведению вступительных экзаменов в высшие учебные заведения: сформировать базу тестовых заданий для проверки уровня подготовленности абитуриентов по профильным предметам в соответствии со специальностями высшего образования. Содержание заданий должно соответствовать требованиям высших учебных заведений к уровню подготовленности абитуриентов к обучению по данной специальности.

ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

НСОКО РК как целостная система выполняет свою функцию на достаточно хорошем уровне. Все подведомственные организации МОН РК, которые являются структурными элементами НСОКО, выполняют свою миссию. Все подведомственные организации принимают участие в разработке ГОСО, экспертизе учебников и учебно-методических комплексов, в разработке и экспертизе тестовых заданий для национальных экзаменов и мониторингов.

На пути к совершенствованию НСОКО проводится анализ проводимых мероприятий, выявляются проблемы и пути их решения. Одним из примеров проделанной работы в этом направлении является изменение сути и содержания национальных мониторинговых исследований на уровне среднего и высшего образования, когда акцент с применения жестких мер по результатам мониторинга перенесен на выработку рекомендаций по повышению качества образования в целом и в отдельных вузах, школах в частности. Дальнейшее развитие НСОКО предполагает внесение изменений в формат национальных экзаменов, а именно изменение содержания и формы заданий.

Обо всех изменениях в национальных экзаменах и мониторингах ученые, учителя, учащиеся, родители и т.д. могут узнать из докладов на конференциях, статей в научно-методических журналах, газетах, пресс-релизов на сайте НЦТ, публикаций в социальных сетях на странице НЦТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Об образовании : Закон РК от 27.07.2007 № 319-Ш ЗРК // Юрист [Электронный ресурс] : комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. - Режим доступа : http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30118747.

2) Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: принципы и перспективы развития / Ж. Туймебаев, Т. Балыкбаев, И. Сагиндиков [и др.]. - Астана : Сарыарка, 2007.

3) Абдиев, К. Национальная система оценки качества образования РК: описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий // Качество образования в Евразии. - 2014. - № 2. - С. 59-69.

4) Култуманова, А. Ж. Анализ результатов исследования «Факторы, влияющие на качество знаний учащихся 9-х классов» : аналитич. доклад / А. Ж. Култуманова, Г. А. Ногайбаева, Г. К. Кусиденова. - Астана : НЦОСО, 2012. - 71 с.

5) Об утверждении Правил проведения единого национального тестирования и внесении изменения в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» : приказ министра образования и науки РК от 05.12.2011 № 506 // Юрист [Электронный ресурс] : комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. - Режим доступа : http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31117458.

6) Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы : Указ Президента РК от 07.12.2010 № 1118 // [Сайт премьер-министра РК] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.primeminister.kz/page/article_item-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.