Научная статья на тему 'Анализ результатов мониторинга реализации направления Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан «Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования Республики»'

Анализ результатов мониторинга реализации направления Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан «Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования Республики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, Ф Н. Нурманбетова, Ш С. Калиева, В П. Риклефс

The analysis of results of Kazakhstan medical schools faculty and first year students questioning presented in this article. This analysis was carried out within the framework of monitoring of realization of the Programme for Reform and Improvement of Medical and Pharmaceutical Education of the Republic of Kazakhstan. The analysis of results of questioning has shown, that medical teachers and medical students support activities of Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan on introduction of new approaches of selection and intake of citizens to the Kazakhstan medical schools and agree with necessity of modification and additions for uniform State system of students intake to the high schools of the Republic of Kazakhstan that not taking into account now the specificity of medical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, Ф Н. Нурманбетова, Ш С. Калиева, В П. Риклефс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MONITORING RESULTS OF REALIZATION OF DIRECTION «IMPLEMENTATION OF NEW APPROACHES TO SELECTION AND INTAKE OF CITIZENS TO THE KAZAKHSTAN MEDICAL SCHOOLS» OF THE PROGRAMME FOR REFORM AND IMPROVEMENT OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Мақалада Қазақстан Республикасының медициналық және фармацевтикалық білімін қайта құру Концепциясының бағытын жүзеге асыру мониторингісінің аясында өткізілген Қазақстан Республикасының медициналық жооларының ПОҚ мен I курс студенттерін анкеталау нәтижесін сараптау ұсынылған. Анкеталау нәтижелерін сараптау медициналық жооның білім алушылары мен оқытушылары республиканың медициналық білім беру ұйымдарына азаматтарды саралау және қабылдаудың жаңа әдістерін енгізу бойынша ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің шараларын қолдайтынын және қазіргі кездегі медициналық білім берудің ерекшелігін есепке алмайтын ҚР жооларына студенттерді бірыңғай мемлекеттік жүйеге қабылдауға өзгертулер мен қосымшаларды енгізу қажеттілігіне келісетінін көрсетті.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов мониторинга реализации направления Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан «Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования Республики»»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, В. П. Риклефс

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОТБОРУ И ПРИЕМУ ГРАЖДАН В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ»

Карагандинский государственный медицинский университет

Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики определено в Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (РК) [1] как основное направление реформирования процедуры отбора и приема абитуриентов для обучения в медицинские вузы, которая должна быть нацелена на выбор высокомотивированных кандидатов с предшествующим образованием и естественнонаучной подготовкой, предоставляющей возможность и способность обучаться в медицинском вузе.

Прием в высшие учебные заведения РК осуществляется согласно Типовым правилам приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 19 декабря 2007 г. №638 [3]. В 2009 г. в данный нормативный документ внесен ряд изменений (приказ Министра образования и науки РК от 5 июня 2009 г. №271, зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 22 июня 2009 г. №5707). В Типовых правилах приема в вузы приведены новые названия Национального центра тестирования, а также некоторых вузов, указанных в приложении 1 документа. Пункт 8 Типовых правил приема в вузы дополнен абзацем вторым: «Прием иностранных граждан на обучение на иностранном языке на платной основе осуществляется по результатам комплексного тестирования, проводимого высшими учебными заведениями на языке обучения». Из Типовых правил приема в вузы исключен раздел 3 «Порядок присуждения образовательных грантов». Данный раздел включен в «Правила присуждения образовательных грантов», утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 г. №58 (с учетом внесенных изменений от 19 февраля 2009 г. №194).

В 2009 г. ЕНТ совместило экзамен на получение аттестата о среднем образовании и экзамен для поступления в высшие учебные заведения и колледжи. В обязательном порядке сдают ЕНТ претенденты на знак «Алтын белп» и аттестат о среднем образовании с отличием. Для вы-

пускников, не желающих участвовать в ЕНТ, традиционно в школах проходят итоговые экзамены. Тестирование проводилось по 5 предметам: язык обучения, математика, история Казахстана, казахский язык для школ с негосударственным языком обучения (русский язык для школ с казахским языком обучения) и предмет по выбору, который при поступлении в вуз определяет выбор будущей специальности выпускника. Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» государственный и русский языки являются обязательными предметами ЕНТ для получения аттестата о среднем образовании. Количество тестовых заданий по каждому предмету - 25. В 2009 г. увеличено время тестирования на 30 мин, и, следовательно, на проведение ЕНТ отводится 3,5 астрономических часа, т.е. 210 мин. Результаты ЕНТ оцениваются по 125-балльной системе и оценки по пятибалльной системе для получения аттестата об общем среднем образовании. Перевод баллов в оценки проводится Государственной комиссией (ГК) в соответствии со шкалой, установленной Министерством образования и науки РК. Выпускникам, сдавшим ЕНТ, выдаются: сертификат о результатах ЕНТ по трем обязательным предметам (язык обучения, история Казахстана и математика) и одному предмету по выбору; аттестат об общем среднем образовании. Сумма баллов сертификата для участия в конкурсах на государственные образовательные гранты или для поступления на платное обучение не должна быть ниже 45 баллов (пороговый уровень). Пересдача ЕНТ не разрешается [2].

В 2009 г. Комплексное тестирование для поступающих в вузы проводилось по 4 предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана и предмету по выбору (география, физика, биология, химия, казак эдебиет (русская литература), иностранный язык). Количество тестовых заданий по каждому предмету - 25. Всего тестовых заданий - 100. Комплексное тестирование абитуриентов проводится для выпускников прошлых лет, школьников, обучавшихся по линии международного обмена за рубежом и не принявших участие в ЕНТ, а также выпускников средних общеобразовательных учебных заведений с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, выпускников республиканских му-зыкальных школ-интернатов, начальных и средних профессиональных учебных заведений; лиц, окончивших учебные заведения за рубежом [3].

Для выпускников, избравших специальности, требующие специальной или творческой подготовки, предмет по выбору - произвольный. При приеме в вузы и колледжи для таких выпускников установлены специальные или творческие экзамены, которые проводились приемными комиссиями избранных ими учебных заведений.

Таким образом, анализ текущего состояния по приему граждан в высшие учебные заведения РК показал, что в 2009 г. прием абитури-

ентов для обучения в медицинские вузы проводился по общей схеме без учета специфики медицинского образования. Предметом по выбору и профильным предметом для абитуриентов, желавших поступить в медицинские вузы, определена биология. Претенденты сдавали следующие предметы: русский (казахский) язык, историю Казахстана, математику, биологию. Такие предметы, как химия, физика в ЕНТ включены не были.

Медицинское образование во всех странах - это процесс длительного и непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления на медицинский факультет и продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности. Обучение в медицинском вузе требует от кандидатов высокой мотивации к будущей профессии и соответствующей допрофессиональной подготовки по естественно-научным дисциплинам, которые являются базой для освоения биомедицинских и клинических наук. В связи с этим к отбору и приему кандидатов для обучения в медицинские вузы необходимо подходить с учетом специфики медицинского образования, а не по общей схеме, которая в настоящее время законодательно закреплена в Республике Казахстан. Во многих странах мира разработаны и внедрены четкие критерии и определен перечень требований к поступающим в медицинский вуз, основанных на выявлении потенциально подготовленных и мотивированных претендентов.

В связи с этим, наибольший интерес представляет изучение мнения профессорско-преподавательского состава и обучающихся по вопросам внедрения новых подходов к отбору и приему абитуриентов в медицинские организации образования РК в рамках проведения мониторинга реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования РК. Проведен опрос студентов I курса и преподавателей из 6 государственных медицинских вузов РК и медицинского факультета Международного Казахско-Турецкого университета им. А. Ясави (МКТУ). Всего в опросе участвовало 1 508 студентов I курса и 714 преподавателей. Были проанкетированы 231 студент первого курса Казахского национального медицинского университета (КазНМУ), 247 студентов Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ), 196 студентов Медицинского университета г. Астаны (МУА), 200 студентов Государственного медицинского университета г. Семей (ГМУС), 413 студентов Западно-Казахстанского государственного медицинского университета (ЗКГМУ), 119 студентов Южно-Казахстанской государственной медицинской академии (ЮКГМА) и 102 студента МКТУ по специальностям «Общая медицина», «Фармация», «Общественное здравоохранение» и «Стоматология». Средний возраст студентов составил (18,53±0,06) лет, (73,25±0,03)% составили девушки и (26,75±0,03)% - юноши. В опросе профессорско-

преподавательского состава приняли участие 67 преподавателей КазНМУ, 86 - КГМУ, 94 - МУ Астана, 42 - СГМУ, 276 - ЗКГМУ, 100 - ЮКГМА, 49 - МКТУ; в возрасте до 30 лет -(23,39±0,02)%, 30-50 лет - (46,50±0,02)%, старше 50 лет - (29,97±0,02)%, со стажем работы в вузе до 10 лет - (38,80±0,02)%, 10-20 лет -(30,11±0,02)%, свыше 20 лет - (27,45±0,02)%. Из всех ППС, участвовавших в опросе, членов национальной и общественных академий наук РК - (1,12±0,00)%, докторов наук - (6,44±0,01)%, кандидатов наук - (33,19±0,02)%, магистров наук - (2,80±0,01)%, профессоров -(7,84±0,01)%, доцентов - (28,15±0,02)%, ППС без степени - (41,88±0,02)%.

Результаты анкетирования студентов и ППС представлены на рис 1.

Анализ анкетирования ППС подтвердил отсутствие действующей системы по отбору и приему абитуриентов на основании разработанных вузом дополнительных требований (установленный вузом балл ЕНТ/КТА при поступлении, внедрение собеседования/интервью, рассмотрение рекомендательных писем школ или колледжей и др.) к отбору и приему психологически подготовленных и высокомотивированных абитуриентов для обучения в медицинском вузе: более половины опрошенных ((61,06±0,02)%) не были осведомлены о наличии в вузе подобных требований.

Анкетирование также показало, что приём абитуриентов для обучения в медицинские вузы проводится по общей схеме без учета специфики медицинского образования и отсутствует взаимосвязь между уровнем довузовской подготовки выпускников средних школ и уровнем успеваемости их на 1 курсе по результатам итогового контроля. Участникам опроса было предложено оценить по пятибалльной шкале, насколько балл ЕНТ отражает уровень естественно-научной подготовки абитуриентов. Средний балл оценки по данному вопросу был наименьшим из всех предложенных в анкете вопросов и составил всего (2,78±0,04). На вопрос насколько успеваемость студентов по итогам первого курса обучения в вузе взаимосвязана с баллом ЕНТ/КТА при поступлении в вуз был получен средний балл (2,96±0,05). На вопрос о степени удовлетворённости требованиями к поступлению в медицинский вуз, установленными Типовыми правилами приёма в вузы РК, средний балл по результатам опроса ППС составил (3,02±0,04).

Большая часть опрошенных считает, что для улучшения качества подготовки студентов медицинского вуза и уменьшения количества плохо успевающих студентов и студентов, отчисляющихся по собственному желанию, необходимо внедрить действенную систему собеседования/интервью для отбора абитуриентов приёмными комиссиями медицинских вузов, что позволит принимать более подготовленных и мотивированных к обучению в медицинском вузе абиту-

Вопросы анкеты для ППС

1. Определите степень Вашей удовлетворенности требованиями к поступлению в медицинский вуз, установленные Типовыми правилами приема в вузы РК

2. Как Вы оцениваете необходимость разработки и внедрения дополнительных требований вуза для отбора и приема абитуриентов (установленный вузом балл ЕНТ/КТА при поступлении, внедрение собеседования/интервью)

3. Оцените, в какой степени ЕНТ отражает уровень естественнонаучной подготовки абитуриентов, необходимый для обучения в медицинском вузе

4. Как Вы оцениваете необходимость введения в ЕНТ вопросов по естественнонаучным дисциплинам (химии, физики, биологии) для поступления в медицинский вуз_

5. Оцените, насколько успеваемость студентов по итогам 1 курса обучения в вузе взаимосвязана с баллом ЕНТ/КТА при поступлении

6. Определите степень важности увеличения проходного балла (порога) для абитуриентов, желающих обучаться на платной основе в медицинском вузе

7. Как Вы оцениваете важность для вуза внедрения собеседования/интервью для отбора абитуриентов приемной комиссией вуза

8. Оцените, позволит ли вузу проведение собеседования/интервью с абитуриентами принимать более подготовленных и мотивированных к обучению в мед. вузе абитуриентов

9. Оцените, позволит ли внедрение дополнительных требований вуза к отбору и приему абитуриентов (установленный вузом балл ЕНТ/КТА при поступлении, внедрение собеседования/интервью, рассмотрение рекомендаций) уменьшить количество студентов, отчисленных по собственному желанию

4

3,9

3.8

3.7

3.6

3.5

3.4 3,3 3,2 3,1

3

2.9

2.8

2.7

2.6

2.5

426 Номер вопроса

Рис. 1 Результаты анкетирования ППС по вопросам внедрения новых подходов к отбору и приему абитуриентов в медицинские организации образования Республики Казахстан

риентов. Также опрошенные считают, что необходимо увеличить проходной балл (порог) для абитуриентов, желающих обучаться в медицинском вузе на платной основе, так как большая часть данных студентов имеют, как правило, слабую допрофессиональную подготовку и мотивацию к обучению. Для усиления контингента принимаемых абитуриентов, по мнению ППС, необходимо также внести предложение в МОН РК о включении в ЕНТ естественно-научных дисциплин, таких как химия и физика, что позволит определять уровень естественно-научной подготовки абитуриентов, необходимой для обучения в медицинском вузе. Средний балл по результатам опроса по данным вопросам составил от (3,88±0,05) до (з,49±0,05), что статистически достоверно (р<0,01) отличалось от среднего балла на вопросы об удовлетворённости требованиями к поступлению в медицинский вуз, установленными Типовыми правилами приёма в вузы РК.

Результаты анкетирования студентов подтвердили выводы, полученные при анализе опроса ППС (рис. 2).

Студенты, так же как и профессорско-преподавательский состав, на первое место ставят важность внедрения собеседования и интервью

для определения мотивации и подготовленности к обучению в медицинском вузе и отбора абитуриентов, способных к обучению в медицинском вузе. В отличие от преподавателей студенты удовлетворены условиями приема в вуз по проходному баллу и менее заинтересованы во внедрении дополнительных требований со стороны вуза . Данный факт может быть объяснен тем, что опрашиваемые студенты уже приняты и обучаются в вузе и в связи с этим удовлетворены условиями приема. Однако мнение преподавателей и студентов относительно необходимости получения допрофессиональной подготовки по естественно-научному направлению и включению в ЕНТ естественно-научных дисциплин (химии, физики, биологии) совпадают - средний балл ответов как ППС, так и студентов по данным вопросам имеют один и тот же ранг.

При изучении рангового положения среднего балла по вопросам о достаточности уровня довузовской подготовки студентов по биологии, органической химии, физике и математики, а также важности данных предметов для поступления в медицинский вуз определяется тенденция к минимальному или максимальному рангу этих вопросов - при ранжировании среднего балла

3

5

9

8

7

Вопросы анкеты для студентов

1. Оцените степень Вашей удовлетворенности условиями приема для поступления в медицинский вуз (проходной балл)

2. Как Вы оцениваете достаточность полученной профориентационной информации о медицинском образовании, реформе медицинского образования в РК, об обучении в медицинском вузе?

3. Как Вы оцениваете степень необходимости разработки и внедрения дополнительных требований вуза для отбора и приема абитуриентов (установленный вузом балл ЕНТ/КТА при поступлении, проведение собеседования/интервью)?

4. Отражает ли ЕНТ/КТА уровень Вашей подготовки, необходимой для обучения в медицинском вузе?

5. Оцените степень необходимости введения ЕНТ/КТА вопросов по естественно-научным дисциплинам (химии, физики, биологии)

6. Оцените, насколько Ваша успеваемость на 1 курсе обучения в медицинском вузе взаимосвязана с баллом ЕНТ/КТА

7. Определите степень необходимости в Вашей подготовке по естественнонаучному направлению (специальная довузовская подготовка или профильные классы гимназии) для поступления в медицинский вуз

8. Оцените, достаточны ли Ваши полученные знания в средней школе для обучения на 1 курсе медицинского вуза

9. Оцените, необходимо ли проведение собеседования интервью при поступлении в медицинский вуз для определения Вашей личной мотивации и подготовленности к обучению в медицинском вузе

10. Считаете ли Вы, что проведение собеседования и определенный вузом проходной балл ЕНТ/КТА при поступлении абитуриентов, позволят в будущем уменьшить количество студентов, отчисленных по собственному желанию?

Оцените, насколько достаточен Ваш уровень подготовки для обучения в медицинском вузе по следующим дисциплинам?

11. Биология

12. Органическая химия

13. Физика

14. Математика

Оцените важность следующих предметов для поступления в медицинский вуз:

15. Биология

16. Органическая химия

17. Физика

18. Математика

Номер вопроса

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов первого курса по вопросам внедрения новых подходов к отбору

ответов на все вопросы анкеты по величине, данные вопросы занимают или первое или последнее положение, что свидетельствует о важности данных вопросов для опрошенных. Студенты отмечают особую важность биологии и органической химии для поступления в медицинский вуз и отмечают достаточный уровень своих знаний по биологии, что скорее всего объясняется тем, что биология является профилирующим предметом для поступления в медицинский вуз и включена в ЕНТ/КТА. Однако студенты отмечают недостаточность подготовки по органической химии: средний балл ответов по данному вопросу занимает седьмой ранг. Характерно, что средний балл по вопросам о достаточности подготовки студентов по математике и физике, а также о важности данных дисциплин для поступления в медицинский вуз минимален по сравнению с от-

ветами на другие вопросы.

Анализ опыта ведущих зарубежных медицинских вузов по отбору и приёму кандидатов показывает, что хотя вопросы по математике и физике включаются во вступительные экзамены, они носят прикладной характер, позволяющий оценить уровень логического мышления (математика) и понимание физических процессов, происходящих в биологических системах (физика). Вопросы по математике, включённые в ЕНТ/КТА, отражают лишь уровень непосредственных знаний разделов математики, но не уровень логического мышления, а вопросы по органической химии и физике в ЕНТ/КТА не включены. Для приема хорошо подготовленных и мотивированных абитуриентов в медицинские вузы следует рекомендовать вузам РК разработать собственные дополнительные требования

1 8

1 3

1 4

1 7

4

6

1 2

3

5

7

2

8

1 0

6

1

1 5

для поступления в виде проведения отдельного экзамена, включающего вопросы по органической химии, биологической физике и математической логике или рассмотреть возможность пересмотра государственных требований для поступающих в медицинские вузы с учетом специфики медицинского образования, одним из которых может быть модификация вопросов по математике, включённых в ЕНТ/КТА, в направлении оценки навыков логического мышления, а не вычислительных способностей абитуриентов и включения вопросов по физике и химии.

Таким образом, мониторинг реализации направления Концепции «Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики» и анализ анкетирования ППС и студентов медицинских вузов РК показал, что обучающиеся и преподаватели поддерживают мероприятия Министерства здравоохранения РК по внедрению новых подходов к отбору и приему абитуриентов в медицинские вузы, запланированные в Концепции, и согласны с необходимостью внесения изменений и дополнений в единую государственную систему приема студентов в вузы Рк, не учитывающей в настоящее время специфику медицинского образования. Анализ результатов мониторинга и анкетирования подтвердил, что задержка реализации реформы среднего и послесреднего образования, препятствующей углубленной допрофес-сиональной подготовке по естественно-научному направлению выпускников школ и колледжей,

желающих поступать в медицинские вузы, отсутствие действующей системы собеседования и рекомендаций, рассмотрения рекомендательных писем, не позволяет проводить полноценный отбор и прием высокомотивированных и психологически подготовленных абитуриентов в медицинские вузы. Следует отметить положительную динамику в реализации политики Министерства здравоохранения РК по увеличению мест для абитуриентов, поступающих на обучение в медицинские вузы по государственному образовательному заказу и уменьшению количества абитуриентов, обучающихся на платной основе, что позволит усилить контингент обучающихся в медицинских вузах для подготовки квалифицированных специалистов для системы здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан» Постановление Правительства РК от 24 апреля 2006 г. №317

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан /www.edu. gov.kz

3. «Типовые правила приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан» Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан» от 19 декабря 2007 г. №638 (с изменениями и дополнениями от 5 июня 2009 г. №271)

Поступила 03.12.09

I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, S. S. Kalieva, V. P. Riklefs

THE ANALYSIS OF MONITORING RESULTS OF REALIZATION OF DIRECTION «IMPLEMENTATION OF NEW APPROACHES TO SELECTION AND INTAKE OF CITIZENS TO THE KAZAKHSTAN MEDICAL SCHOOLS» OF THE PROGRAMME FOR REFORM AND IMPROVEMENT OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The analysis of results of Kazakhstan medical schools faculty and first year students questioning presented in this article. This analysis was carried out within the framework of monitoring of realization of the Programme for Reform and Improvement of Medical and Pharmaceutical Education of the Republic of Kazakhstan. The analysis of results of questioning has shown, that medical teachers and medical students support activities of Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan on introduction of new approaches of selection and intake of citizens to the Kazakhstan medical schools and agree with necessity of modification and additions for uniform State system of students intake to the high schools of the Republic of Kazakhstan that not taking into account now the specificity of medical education.

И. Р. K^MaFaM6eTOB, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, В. П. Риклефс «РЕСПУБЛИКАНЫК МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1М БЕРУ ¥ЙЫМДАРЫНА АЗАМАТТАРДЫ САРАЛАУ Ж6НЕ КАБЫЛДАУРА ЖАКА ЭД1СТЕРД1 ЕНГ1ЗУ» КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫК МЕДИЦИНА-ЛЫК Ж6НЕ ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК Б1Л1М1Н КАЙТА К¥РУ КОНЦЕПЦИЯСЫНЫК БАРЫТЫН ЖУЗЕГЕ АСЫРУ МОНИТОРИНГ1С1Н1К Н6ТИЖЕЛЕР1Н САРАПТАУ

Макалада Казакстан Республикасыныч медициналык жэне фармацевтикалык 6miMiH кайта к¥РУ Кон-цепциясыныч барытын жYзеге асыру мониторинпанщ аясында вткiзiлген Казакстан Республикасыныч медициналык жооларыныч ПОК мен I курс студенттер^ анкеталау нэтижесш сараптау усынылран. Анкеталау нэ-тижелер^ сараптау медициналык жооныч бiлiм алушылары мен окытушылары республиканыч медициналык б^м беру уйымдарына азаматтарды саралау жэне кабылдаудыч жача эдiстерiн енгiзу бойынша КР Денсау-лык сактау министрлИнщ шараларын колдайтынын жэне казiргi кездеп медициналык бiлiм берудiч ерекше-лИн есепке алмайтын КР жооларына студенттердi бiрычFай мемлекеттiк жYЙеге кабылдаура взгертулер мен косымшаларды енгiзу кажеттiлiгiне келкетУн кврсеттi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.