Научная статья на тему 'Итоги проведения аттестации выпускников резидентуры в республике Казахстан'

Итоги проведения аттестации выпускников резидентуры в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б С. Имашева, А Н. Смаилова, Ф Н. Ержанова, М А. Граф, Л Ж. Карсакбаева

The authors concluded that the certification of the resident can be a tool for independent assessment of the quality of knowledge and skills. Attestation can be taken as a basis for further development of the external evaluation of educational achievements in medical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б С. Имашева, А Н. Смаилова, Ф Н. Ержанова, М А. Граф, Л Ж. Карсакбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXAMINATION OF RESIDENCY GRADUATES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Мақала авторлары резиденттерді аттестаттауды өткізу білім мен дағдылардың сапасын тәуелсіз бағалаудың құралы бола алады деген қорытынды жасаған. Өткізілген аттестаттауды медициналық білім берудегі оқу жетістіктерінің сыртқы бағалау жүйесін одан әрі дамытуға негіз ретінде қабылдауға болады

Текст научной работы на тему «Итоги проведения аттестации выпускников резидентуры в республике Казахстан»

B. S. Imasheva, A. O. Baydyusenova, L. Zh. Karsakbayeva, K. K. Dosmambetova, G. A. Derbisalina, A. A. Kauysheva, S. R. Alibekov, Z. A. Baygozhina

EXPERIENCE OF INDEPENDENT EVALUATION OF KNOWLEDGE OF BACHELORS SPECIALTY «NURSING» AND GRADUATES-PHARMACIST IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

An independent estimate for the exams conducted in the Republic of Kazakhstan for the first time, so it requires a future revision of the regulatory frameworks needed training programs, monitoring skills of the faculty and students in kachestvaznanii medical educational institutions.

Б. С. Имашева, А. О. Байдюсенова, Л. Ж. Карсакбаева, К. К. Досмамбетова, Г. А. Дербисалина, А. А. Кауышева, С. Р. Алибеков, З. А. Байгожина

ОПЫТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» И ВЫПУСКНИКОВ-ПРОВИЗОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Независимая оценка при сдаче экзаменов проводилась в Республике Казахстан впервые, поэтому она требует в будущем пересмотра нормативных баз, необходимых учебных программ, контроля квалификации профессорско-преподавательского состава и качества знаний обучающихся в медицинских образовательных организациях.

Б. С. Имашева, А. Н. Смаилова, Ф. Н. Ержанова, М. А. Граф, Л. Ж. Карсакбаева, А. К. Ешманова, Н. Т. Аханзарипова

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ РЕЗИДЕНТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки

В послании Президента Республики Казахстан к народу «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» (январь 2012 г.) указывается, что в республике необходимо создать независимую систему подтверждения квалификации - «Государство не должно одновременно предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество. Закончив медицинский институт, выпускник еще не становится врачом...» [1].

Законодательно резидентура в Казахстане определена как форма получения послевузовского углубленного медицинского образования (с 2014 г. обязательная по всем клиническим специальностям), образовательные программы которой предполагают клиническую направленность обучения и углубленную подготовку по соответствующей специальности.

В целях повышения качества медицинского образования посредством объективной оценки уровня теоретической подготовки специалистов и повышения ответственности профессорско-преподавательского состава за качественную подготовку слушателей по приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) №402 от 17.06.2011 г. Департаментом науки и человеческих ресурсов МЗ РК и Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки была проведена первая государственная аттестация (Аттестация) слуша-

телей резидентуры 2009-2011 гг. выпуска.

Аттестации осуществлялась в два этапа. На первом этапе с целью определения уровня освоенных практических навыков в процессе обучения в резидентуре аттестационной комиссией проводилась проверка портфолио слушателей резидентуры согласно инструктивному письму №8 [2]. Основными замечаниями при проверке портфолио явились невыполнение в полном объеме перечня практических навыков в соответствии с Государственным стандартом образования резидентуры 2009 г. [3], а также несоответствие количества выполненных практических навыков и списка пациентов.

Второй этап заключался в проведении единого тестирования, организованного согласно Инструкции по проведению итоговой государственной аттестации слушателей резидентуры [4].

В Аттестации приняли участие 133 резидента по 22 специальностям из 16 организаций медицинской науки и высших учебных заведений (рис. 1). Около 50% резидентов прошли обучение в высших учебных заведениях (вуз). В разрезе организаций наибольшее количество резидентов были из Алматинского государственного университета усовершенствования врачей - 31 и Медицинского университета Астана - 20. Среди научно-исследовательских институтов наибольшее количество выпускников резидентуры в НИИкардиологии и внутренних болезней - 8, Научном центре педиатрии и детской хирургии и Научном центре акушерства, гинекологии и пери-натологии по 7 резидентов (табл. 1).

По итогам тестирования 12,1% слушателей резидентуры набрали более 86 баллов («отлично»), 41,6% экзаменующихся - от 70 до 85 баллов («хорошо»), 33,3% слушателей - 60-69 баллов («удовлетворительно») и 13% резидентов набрали до 59 баллов («неудовлетворительно»).

Высокий средний балл 90 был характерен для слушателей Научного национального центра материнства и детства, среди вузов - для Запад-

Рис. 1. Распределение резидентов по регионам

Таблица 1.

Показатели по специальностям и среднему баллу в разрезе организаций

Наименование организации Всего специальностей Количество резидентов Средний балл по организации

г. Алматы

Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней (НИИКиВБ) 3 8 57,62

Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии (РНПЦ ППиН) 1 2 63

Научно-исследовательский кожно-венерологический институт (НИКВИ) 1 3 63

Научный центр педиатрии и детской хирургии (НЦПиДХ) 1 7 68

Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии (НЦ АГиП) 2 7 70,6

Казахстанско-Российский медицинский университет (КРМУ) 1 2 82

Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова (КазНМУ) 8 14 70,14

Научно-исследовательский институт онкологии и радиологии (КазНИОиР) 2 7 71,8

Алматинский государственный университет усовершенствования врачей (АГИУВ) 12 31 62,9

г. Астана

Медицинская академия Астана (МУА) 7 20 73,95

Национальный научный медицинский центр (ННМЦ) 1 1 58

Научный центр материнства и детства (НЦМиД) 1 1 90

Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний (НЦГТиПЗ) 1 1 85

Карагандинский государственный медицинский университет (КГМУ) 3 3 70,33

г. Актобе

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Оспанова (ЗКГМУ) 1 5 83,8

г. Семей

Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании (РНПЦ МСПН) 1 4 67,5

Государственный медицинский университет г. Семей (ГМУС) 6 16 79,9

но-Казахстанского государственного медицинского университета (83,8), а наименьший балл - для Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней (всего 57,6 балла) (рис. 2).

Для анализа показателей в разрезе специальностей были выбраны специальности с наибольшим количеством резидентов - «онколо-

гия» (17), «педиатрия» (26) и «дерматовенерология» (13) (табл. 2).

Средний балл по специальности «педиатрия» составил 73,03. Более 60% резидентов по данной специальности являются выпускниками вузов, средний балл которых составляет 76, в то время как среди НИИ этот показатель - 68,3. Наибольший средний показатель

Рис. 2. Средний балл государственной аттестации (тесты) слушателей резидентуры в разрезе регионов и организаций

Таблица 2.

Средний балл государственной аттестации (тесты) слушателей резидентуры в разрезе специальностей

Специальность Ср. Кол-во Специальность Ср. Кол-во рези-

балл резидентов балл дентов

Онкология 75 17 Психиатрия 65,7 7

Судебная медицина 72 2 Фтизиатрия 75,3 3

Лучевая диагностика 51,28 7 Аллергология и иммунология 65 1

Педиатрия 73,03 26 Ревматология 85,6 3

ВОП 62,75 8 Клиническая фармакология 69 2

Стоматология 66 3 Нефрология 79 1

Гастроэнтерология 68,25 4 Эндокринология 75,8 5

Инфекционные заболевания 71 6 Неонтология 69 1

Нервные болезни 65 11 Дерматовенероло-гия 77 13

Медицина труда 85 1 Медицинская генетика 75,4 5

Терапия 50,4 6 Патологическая анатомия 88 1

Специальность "Онкология", среднпп балл

90 80 70 бО 50 40 ЗО 20 Ю О

83

111111

< I ГУ IV К'а^ТЧТТОР ТСРТЧ/ГТ/ К ячТЧЛ/ГТ.' К'ГТЧТ^ N Г- Л

Рис. 3. Средний балл государственной аттестации (тесты) слушателей резидентуры по специальности «педиатрия»

СГМУ ЗКГМУ НЦПиДХ НЦАГмП КазНМУ АГНУВ MVA Рис. 4. Средний балл государственной аттестации (тесты) слушателей резидентуры по специальности «онкология»

среди всех организаций был характерен для Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. М. Оспанова - 83,8, среди научных организаций - для Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии (69). Наименьший показатель среднего балла отмечен для Алматинского государственного института усовершенствования врачей, он составил 51 балл.

По специальности «онкология» средний показатель составил 75, наибольший показатель в 84,5 балла принадлежит Медицинской академии Астана, наименьший показатель 63 относится к Карагандинскому государственному медицинскому университету. Единственная научная организация, в которой проходили обучение в 2009-2011 гг. по этой специальности - Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии (73,2).

Средний балл по специальности «дерматовенерология» составил 77. Наибольший показатель продемонстрировали выпускники ре-зидентуры Семипалатинского государственного медицинского университета - 83,66, тогда как

наименьший показатель составил 62,5. Для НИИ средний показатель был 63, для вузов - 81,2.

Таким образом, результаты показали, что проведение аттестации резидентов может стать инструментом независимой оценки качества знаний и навыков. Проведенную аттестацию можно принять за основу для дальнейшего развития системы внешней оценки учебных достижений в медицинском образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан народу «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» (январь 2012 г.)

2. Инструктивное письмо №8 по разработке учебно-методической документации на кафедрах медицинских и фармацевтических вузов РК, осуществляющих подготовку по резидентуре 2010 г.

3. Государственный стандарт образования Республики Казахстан, приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 июля 2009 года №387.

4. Инструкция по проведению государственной аттестации слушателей резидентуры 2011 г.

B. S. Imasheva, A. N. Smailova, F. N. Yerzhanova, M. A. Graf, L. Zh. Karsakbayeva, A. K. Yeshmanova, N. T. Akhanzaripova

RESULTS OF EXAMINATION OF RESIDENCY GRADUATES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The authors concluded that the certification of the resident can be a tool for independent assessment of the quality of knowledge and skills. Attestation can be taken as a basis for further development of the external evaluation of educational achievements in medical education.

Б. С. Имашева, А. Н. Смаилова, Ф. Н. Ержанова, М. А .Граф, Л. Ж. Карсакбаева, А. К. Ешманова, Н. Т. Аханзарипова

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА РЕЗИДЕНТУРАНЫ Б1Т1РУШ1ЛЕРД1 АТТЕСТАТТАУДЫ 6ТК1ЗУДЩ КОРЫТЫНДЫЛАРЫ

Макала авторлары резиденттердi атгестаттауды етюзу 6miM мен дардылардык сапасын тэуелаз баралаудык куралы бола алады деген корытынды жасаран. бтюзшген аттестаттауды медициналык 6miM берудеп оку же"пспктермщ сырткы баралау жYЙесiн одан эрi дамытура непз ре™де кабылдаура болады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.