Научная статья на тему 'Удовлетворенность слушателей резидентуры учебным процессом в системе постдипломного образования'

Удовлетворенность слушателей резидентуры учебным процессом в системе постдипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / слушатели резидентуры / акушерство и гинекология. / questioning / listeners of residency / obstetrics and gynecology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж К. Ахметова, Ш К. Сармулдаева, Г Ж. Билибаева, А М. Аширбекова, Ж С. Әмірханова

В статье представлен анализ результатов анонимного анкетирования слушателей резидентуры специальности «Акушерство и гинекология, в том числе детская». Основными задачами данного исследования было оценить качество знаний, полученных слушателями резидентуры, по мнению самих резидентов, организацию учебного процесса, психологическую атмосферу кафедры, определить сильные и слабые стороны кафедры. В целом оценка качества знаний составляет хорошую и отличную (96,8%). Организация учебного процесса 83% оценена как удовлетворительная и абсолютно удовлетворительная. Психологическая атмосфера кафедры отмечена как доброжелательная в 93%. Сильными сторонами кафедры, по мнению респондентов, является профессионализм преподавательского состава, качество знаний, акцент на научно – исследовательскую деятельность, организация учебного процесса. Слабыми сторонами: ограниченное количество клинических баз, отсутствие академической мобильности и возможности выступать на международных семинарах и конференциях. В дальнейшем необходим подобный мониторинг для подробного изучения требований слушателей резидентуры к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж К. Ахметова, Ш К. Сармулдаева, Г Ж. Билибаева, А М. Аширбекова, Ж С. Әмірханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction of listeners of residency with educational process in the system of post-degree education

SUMMARY The analysis of results of anonymous questioning of listeners of residency of specialty “Obstetrics and Gynecology, including Nursery” is presented in article. The quality of knowledge gained by listeners of residency, according to residents, the organization of educational process, the psychological atmosphere of department was to estimate the main objectives of this research, to define strong and weaknesses of department. In general assessment of quality of knowledge makes good and excellent (96.8%). The organization of educational process of 83% is estimated as satisfactory and absolutely satisfactory. The psychological atmosphere of department is noted as benevolent in 93%. Strengths of department, according to respondents, is professionalism of teachers, quality of knowledge, emphasis on research activity, the organization of educational process. Weaknesses: the limited number of clinical bases, lack of the academic mobility and an opportunity to speak at the international seminars and conferences. Further similar monitoring is necessary for detailed studying of requirements of listeners of residency to educational process.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность слушателей резидентуры учебным процессом в системе постдипломного образования»

Раздел III. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.3:159-8

Ж.К. АХМЕТОВА*1, Ш.К. САРМУЛДАЕВА1, Г.Ж. БИЛИБАЕВА1, А.М. АШИРБЕКОВА1, Ж.С. ЭМ1РХАНОВА1

'Казахский медицинский университет непрерывного образования, Алматы, Казахстан

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ РЕЗИДЕНТУРЫ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ результатов анонимного анкетирования слушателей резидентуры специальности «Акушерство и гинекология, в том числе детская». Основными задачами данного исследования было оценить качество знаний, полученных слушателями резидентуры, по мнению самих резидентов, организацию учебного процесса, психологическую атмосферу кафедры, определить сильные и слабые стороны кафедры. В целом оценка качества знаний составляет хорошую и отличную (96,8%). Организация учебного процесса 83% оценена как удовлетворительная и абсолютно удовлетворительная. Психологическая атмосфера кафедры отмечена как доброжелательная в 93%. Сильными сторонами кафедры, по мнению респондентов, является профессионализм преподавательского состава, качество знаний, акцент на научно - исследовательскую деятельность, организация учебного процесса. Слабыми сторонами: ограниченное количество клинических баз, отсутствие академической мобильности и возможности выступать на международных семинарах и конференциях. В дальнейшем необходим подобный мониторинг для подробного изучения требований слушателей резидентуры к учебному процессу.

Ключевые слова: анкетирование, слушатели резидентуры, акушерство и гинекология.

Современные тенденции развития медицинского образования требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на доди-пломном, так и на последипломном уровне, что тесно взаимосвязано с формированием основных компетент-ностей преподавателей медицинских вузов и изменением отношения резидентов к освоению медицинской образовательной программы [9].

Несмотря на постоянно меняющиеся социально -экономические условия, повышение качества жизни, развитие инновационных технологий, свободный доступ к любым информационным ресурсам, на сегодняшний день сохраняется высокий уровень материнской и перинатальной смертности. Также растет число женщин всех возрастных групп с генитальной и экстрагенитальной патологией. Все эти условия диктуют нам необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, а также постоянное профессиональное совершенствование. Развитие современной медицины определяют профессиональные знания и опыт врача, техническая грамотность, способность осваивать инновационные технологии, нравственные качества, умение работать в команде [5,6]. Подготовка в резидентуре является одним из необходимых видов послевузовского обучения, без которого выпускники с дипломом о высшем медицинском обра* [email protected]

зовании не могут быть допущены к самостоятельной профессиональной деятельности [3]. Совершенствование качества подготовки специалистов на этапе прохождения резидентуры является наиболее актуальной проблемой последипломного медицинского образования [1, 4]. Учебный процесс со слушателями резидентуры должен быть максимально приближенным к условиям практической деятельности врача, что эффективно повышает уровень их теоретических знаний и способность к самостоятельному решению конкретных практических вопросов [2]. Не мало важным является изучение науки и ее развитие. Резидент знакомится с научными проблемами и задачами, стоящими перед современной медициной и способами их решения [7]. Обучение направлено на формирование навыка практического применения полученных теоретических знаний.

Политика повышения привлекательности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в сочетании с качественным управлением своими ресурсами является целью для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования. В системе дополнительного профессионального образования потребитель играет инициативную роль, и влияет на степень его удовлетворенности. Значимость удов-

казахский медицинский i

у1 /университет непрерывного

^^^^ / образования

летворенности потребителя как показатель качества образовательных услуг определяет лояльность потребителей. В свою очередь лояльность потребителей образовательных услуг выражается в наборе резидентов акушер-гинекологов и сохранении его состава, численности и т.д. Это аргументируется тем, что степень и уровень сохранения потребителей служит самым точным критерием качества, отражающим способность вуза удерживать своих клиентов, непрерывно обеспечивая их желаемой ценностью. Таким образом, удовлетворенность потребителей образовательных услуг выступает показателем качества образования и фактором, способствующим повышению качества образовательной услуги [8].

Цель работы: оценить качество обучения в рези-дентуре по специальности «Акушерство и гинекологии, в том числе детская» на кафедре акушерства и гинекологии Казахского медицинского университета непрерывного образования (КазМУНО) с позиций субъектов обучения, путем анализа результатов анонимного анкетирования слушателей резидентуры.

Задачи:

1. Определить уровень и качество предоставления знаний на кафедре акушерства и гинекологии по оценке слушателей резидентуры;

2. Оценить удовлетворенность слушателей рези-дентуры организацией и возможностями учебного процесса;

3. Оценить психологическую атмосферу и комфорт на кафедре;

4. Выделить сильные и слабые стороны обучения, по мнению врачей - резидентов;

5. Определить пути и методы дальнейшего развития учебного процесса на кафедре.

Материал и методы. В опросе приняли участие 65 слушатели резидентуры 2 и 3 года обучения. Из них резиденты 2 года обучения проходили обучение по дисциплине «Гинекология в стационаре-2» на клинических базах Городского центра репродукции человека, Института репродуктивной медицины, ЭКО Мед, АМКБ - отделение гинекологии, а также резиденты 3 года обучения проходили обучение по дисциплине «Акушерство в стационаре-2» на клинических базах кафедры Родильный дом №2, городской перинатальный центр, городской клинической больнице №1, родильном отделении. Полученные данные анализировали методами вариационной статистики, корреляционного многофакторного анализа с использованием программы «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анкет показал, что подавляющее большинство (96,8%) респондентов оценивали свою подготовку на данных дисциплинах как хорошую и отличную.

На вопрос «Почему вы выбрали эту кафедру?» большинство резидентов ответили 67,6% (44) что на кафедре дают хорошее образование, и 32,3% (21) слышали много хорошего (Рисунок 1).

Рисунок 1. Почему вы выбрали эту кафедру?

Средний балл оценки качества обучения на профильной кафедре составлял 4,35±0,55 (табл. №1). Резиденты отметили высокое качество лекций на кафедре (средний балл 4,55±0,50), семинарских и практических занятий (средний балл 4,20±0,65), а также эффективную подготовку к тестовому экзамену (средний балл 4,29±0,63).

Таблица №1. SWOT анализ

Сильные стороны кафедры Организованность, умение поддерживать дисциплину, хорошая атмосфера. Сильная взаимопомощь. Уделяют пристальное внимание научной работе. Стараются максимально дать знания по профессиональным и практическим навыкам, профессионализм. Компетентность. Доброжелательное отношение к резидентам, хорошо обучают, сильные клинические базы, сильный состав ППС

Слабые стороны кафедры Количество клинических баз ограниченно, нет академической мобильности. Отсутствие поездок резидентов на международные конференции и семинары

Пожелания кафедре Процветания и побольше клинических баз, упорства в достижении целей, дальнейшего расширения, поменьше конференций, добавить цикл онкогинекологии, побольше клинических баз по экстренной гинекологии, побольше лекций, проводить конференции на международном уровне

На вопрос «Укажите, насколько Вам необходимы ют свою подготовку как на 5 баллов, и средний коэф-знания по следующим дисциплинам?» отметили что фициент составляет 64,88% (Рисунок 2). по всем указанным дисциплинам резиденты оценива- Резиденты 2 и 3 года обучения оценивают свое

качество подготовки по дисциплинам Акушерство и гинекология поликлиническая, акушерство в стационаре, гинекология в стационаре, детская гинекология и компонент по выбору на 4 и 5 баллов, что составляет средний коэффициент 56,28% как на 5 баллов и 35, 64% на 4 балла (Рисунок 3).

Рисунок 2. Укажите, насколько Вам необходимы знания по следующим дисциплинам?

Компонент по выбору

Дет.гин. Гинек. в стац.

Ак-во в стац

Ак-во и гин. поликл

□ 1 балл ■ 2 балла

□ 3 балла

□ 4 балла

□ 5 баллов

Большинство опрошенных, абсолютно удовлетворены или удовлетворены организацией учебного процесса и материально - техническим оснащением, предоставляемых кафедрой (Рисунок 5).

Рисунок 5. Удовлетворенность материально-технической базой кафедры и образовательными ресурсами

На вопрос «Удовлетворены ли вы организацией учебного процесса» большинство резидентов ответили, что удовлетворены 38% (25) и абсолютно удовлетворены 46% (30) (Рисунок 6).

0% 50% 100%

Рисунок 3. Оценка качество подготовки

Рисунок 6. Удовлетворенность организацией учебного процесса

По данным анкетирования резиденты оценили профессиональный уровень преподавателей как высокий 95,4% (62) и средний 4,6% (3) (Рисунок 4).

А также резиденты кафедры акушерства и гинекологии отметили морально-нравственную атмосферу кафедры отметили как доброжелательную 92,4% (60), и нейтральную 7,6% (5) (Рисунок 7).

Рисунок 4. Профессиональный уровень преподавателей

нейтральная ■ доброжелательная

Рисунок 7. Моральная нравственность

ai^^sj казахский медицинский i

у1 /университет непрерывного

^^^^ / образования

Выводы

1. Таким образом, слушатели резидентуры по специальности «Акушерство и гинекология, в том числе детская», в целом, дают положительную оценку уровню преподавания и качеству полученных знаний;

2. Организацию учебного процесса, материально - технические возможности баз также оценивают положительно;

3. Резиденты отмечают доброжелательную атмосферу на кафедре, поддержание хорошей дисциплины, необходимую поддержку и помощь со стороны преподавательского состава.

4. Качество образования, уровень профессионализма преподавателей, психологический комфорт, дисциплина, возможность обучения практическим навыкам, акцент на научно -исследовательскую деятельность, отмечены резидентами как сильные стороны кафедры. Недостатками, по мнению резидентов, является - ограниченное количество клинических баз, отсутствие академической мобильности и возможности посещения международных конференций и семинаров.

5. Запланировано продолжение мониторинга изучения требований слушателей резидентуры на основании анкетирования на уровне профильной кафедры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колюбакина, Л.В. Анализ показателей успеваемости врачей-интернов специальности «Педиатрия» на профильной кафедре [Текст]// Materials of XI international research and practice conference «Trends of modern science - 2014», (Sheffield, May 30 - June 7, 2014). - P. 75-77.

2. Мишутина, О.Л., Волченкова, Г.В. Результаты анкетирования врачей-интернов и ординаторов по стоматологии с целью изучения требований и запросов потребительских услуг [Текст] // Электронный математический и медикобиологический журнал. - 2013. - Том 12, Вып. 1. - С. 24-26.

3. Об опыте оптимизации обучения педиатров в интернатуре / Н.В. Нагорная, М.П. Лимаренко, Г.И. Баешко [и др.] // Здоровье ребенка. - 2008. - № 3. - С. 122-127.

4. Обучение интернов-педиатров как управляемый процесс / Л.А. Безруков, Е.К. Колоскова, В.С. Хильчевская // Пробл. пит. педiатрii та вищо! мед. освгги: зб. наук. праць, присвячених пам'яп професора Ю.М.Вгтебського. -Донецьк, 2008. - С. 232- 235. 5. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; отв. ред. Крымский С.Б. - К.: Наукова думка, 1989. - 200 с.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения (на примере студентов-психологов). Томск: Триада 2000; 186.

7. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2002.

8. Величко Н.Ю., Тординава И.К., Беляева Е.В., Крипон Н.С. Удовлетворенность потребителей образовательных услуг как фактор, способствующий повышению качества услуги, где год и номер журнала?

9. Т. Л. Кремнева Традиции и инновации в подготовке специалистов социальной работы в странах британского содружества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №10(1). - Р. 45-57.

ТYЙIНДI

Акушерлт жэне гинекология, онын шшде балалар гинекологиясы мамандыгы резиденттершщ анони1м^ сауалнамасынын нэтежиелерш талдау карастырылады. Зерттеудщ непзп максаттары тындаушы резидент-тердщ ездершщ пiкiрлерi аркылы, алган б^мдершщ сапасын жэне оку YPДiсiн уйымдастыру, кафедранын психологиялык атмосферасын, кафедранын жэне элаз тустарын айкындау болып табылады. Жалпы алганда 6miM сапасынын багасы жаксы жэне ете жаксы (96,8) пайызды курайды. Оку YPДiсiн уйымдастыру 83 пайыз жагдайда канагаттандырарлык жэне толык канагаттандырарлык жагдайда багаланган. Кафедранын психологиялык атмосферасы 93 пайыз жагдайда i3ri ниетпен, мейiрiмдi деп багаланган. Кафедранын кYштi тустары ретшде,респонденттердщ пiкiрлерi бойынша окытушылар курамынын кэаби бiлiктiлiгi, бiлiм сапасы, гылыми-зерттеу саласына баса назар аудару, оку YPДiсiн тамаша уйымдастыру болып табылады. Элаз тустары: клиникалык базалардын санынын аздыгы, академиялык мобильдiлiктiн жоктыгы жэне халыкаралык се-минарлар мен конференцияларга катысу мYмкiндiктiн шектеулiгi. Болашакта резиденттердщ бiлiм беру про-цесiне койылатын талаптарын егжей-тегжейлi зерттеу Yшiн осындай бакылау жYргiзiп отыру кажет.

Юлт сездер: сауалнама, резидентура тындаушылары, акушерлт жэне гинекология.

SUMMARY

The analysis of results of anonymous questioning of listeners of residency of specialty "Obstetrics and Gynecology, including Nursery" is presented in article. The quality of knowledge gained by listeners of residency, according to residents, the organization of educational process, the psychological atmosphere of department was to estimate the main objectives of this research, to define strong and weaknesses of department. In general assessment of quality of knowledge makes good and excellent (96.8%). The organization of educational process of 83% is estimated as satisfactory and absolutely satisfactory. The psychological atmosphere of department is noted as benevolent in 93%. Strengths of department, according to respondents, is professionalism of teachers, quality of knowledge, emphasis on research activity, the organization of educational process. Weaknesses: the limited number of clinical bases, lack of the academic mobility and an opportunity to speak at the international seminars and conferences. Further similar monitoring is necessary for detailed studying of requirements of listeners of residency to educational process.

Keywords: questioning, listeners of residency, obstetrics and gynecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.