Научная статья на тему 'Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре. '

Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутривузовская система качества / процессный подход / компетентность / компетенция / INTRA-UNIVERSITY QUALITY SYSTEM / PROCESS APPROACH / COMPETENCY / COMPETENCE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орманбетова Н. Б.

Послевузовское медицинское образование является необходимым условием успешного развития системы здравоохранения и обеспечения качества медицинской помощи. Для подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения требуется реформа, предполагающая развитие системы послевузовского медицинского образования (резидентура) в качестве механизма системного партнерства вузов и практического здравоохранения. Следует пересмотреть требования к приему в резидентуру, систему финансирования образовательных программ резидентуры, механизмы оплаты труда преподавателей за клиническую деятельность, педагогическую нагрузку практических врачей. В программу подготовки предлагается включить обязательное научное исследование, которое должно проводиться на основе грантов. Успешная работа любой организации, в том числе и вуза, предусматривает постоянное совершенствование деятельности, ориентированное на улучшение качества. Неоднозначность процессов реформирования системы образования свидетельствует о необходимости разработки новых теоретических подходов к трактовке содержания процесса становления системы обеспечения качества вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орманбетова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase in efficiency of training of specialists of health care of the Republic of Kazakhstan in residency.

AFTER GRADUATEMEDICALEDUCATIONCAN BE FOUND AS NECESSARY CONDITION FOR SUCCESSFUL DEVELOPMENT SYSREM OF HEALTH CARE AND PROVISION QUALITY OF MEDICAL AID. IN ORDER TO PREPARE COMPETITIVE PROFESSIONALS OF HEALTH CARE, REFORM IS REQUIRED, WHICH INVOLVES THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION (RESIDENCY) AS A MECHANISM FOR A SYSTEM PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY AND PRACTICAL HEALTH CARE. IT IS NECESSARY TO REVISE THE SOURCES OF FUNDING FOR THE EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE RESIDENCY AND THE REQUIREMENTS FOR ADMISSION IN THE RESIDENCY.LT IS NECESSARY TO REVIEW THE REQUIREMENTS OF RESIDENCY, THE SYSTEM OF FINANCIAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF RESIDENCY, THE MECHANISM OF TEACHER'S PAYMENTS FOR CLINICAL ACTIVITY, PRACTICAL DOCTORS PEDAGOGICAL LOAD.TO THE TRAINING PROGRAM, A COMPULSORY SCIENTIFIC RESEARCH IS PROPOSED, CONDUCTED BASED ON GRANTS. FOR THE SUCCESSFUL WORK OF ANY ORGANIZATION, INCLUDING THE UNIVERSITY, IT IS NECESSARY TO IMPROVE THE ACTIVITIES, FOCUSED ON THE ENHANCEMENT OF THE QUALITY. AMBIGUITY OF THE PROCESSES OF REFORMING THE EDUCATION SYSTEM TESTIFIES THE NEED TO DEVELOP NEW THEORETICAL APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF THE CONTENT OF THE PROCESS OF ESTABLISHING THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF THE UNIVERSITY.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре. »

УДК 61:331.363(574)

Н.Б. Ормапбетова'*

'Республиканский клинический госпиталь инвалидов Отечественной войны,

г. Алматы, Казахстан

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕЗИДЕНТУРЕ

АННОТАЦИЯ

Послевузовское медицинское образование является необходимым условием успешного развития системы здравоохранения и обеспечения качества медицинской помощи. Для подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения требуется реформа, предполагающая развитие системы послевузовского медицинского образования (резидентура) в качестве механизма системного партнерства вузов и практического здравоохранения. Следует пересмотреть требования к приему в резидентуру, систему финансирования образовательных программ резидентуры, механизмы оплаты труда преподавателей за клиническую деятельность, педагогическую нагрузку практических врачей. В программу подготовки предлагается включить обязательное научное исследование, которое должно проводиться на основе грантов. Успешная работа любой организации, в том числе и вуза, предусматривает постоянное совершенствование деятельности, ориентированное на улучшение качества. Неоднозначность процессов реформирования системы образования свидетельствует о необходимости разработки новых теоретических подходов к трактовке содержания процесса становления системы обеспечения качества вуза.

Ключевые слова: внутривузовская система качества, процессный подход, компетентность, компетенция.

Послевузовское медицинское образование - резидентура является фазой медицинского обучения, во время которой врачи получают опыт после завершения базовой медицинской подготовки. В соответствии с Законом РК "Об образовании" (№ 319-3 от 27.07.2007 г. сг. 22) освоение профессиональной учебной программы резидентуры является обязательным условием допуска к клинической практике граждан, получивших высшее медицинское образование по клиническим специальностям.

Приоритетной целью любого вуза является обеспечение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Построение внутривузовской системы обеспечения качества предполагает использование специальных инструментов взаимодействия вузов с целевыми группами потребителей.

Механизмы и модели оценки качества образовательных программ резидентуры, реализуемых организациями образования и науки, различны: вузы, сертифицируют свои системы менеджмента качества на соответствие

международным стандартам ИСО 9001:2008, некоторые научные центры ориентируются на модель делового совершенства ЕРОМ. Организации образования и науки объединяет нацеленность на результат.

Цель исследования - провести сравнение системы подготовки специалистов здравоохранения в резидснтурс Республики Казахстан и Израиля, разработать рекомендации по повышению качества подготовки выпускников резидентуры Республики Казахстан.

Методы исследования. Аналитическое исследование, включающее обзор публикаций в сфере обеспечения качества медицинского образования в Республике Казахстан и международном образовательном пространстве.

Краткое описание и результаты работы. "Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования" - это официальные документы Болонского процесса, утверждаемые на конференциях министров образования стран европейского пространства, которые используются аккредитационными агентствами.

Стандарты специализированной аккредитации послевузовской подготовки врачей в рези-дентуре разработаны в соответствии с Кодексом "О здоровье народа и системе здравоохранения"; Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О техническом регулировании"; нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РК: Международными стандартами Всемирной федерации медицинского образования по улучшению качества последипломного медицинского образования, европейскими стандартами и руководящими принципами с учетом национальных и региональных нужд и приоритетов системы здравоохранения Казахстана.

Казахстанскими инструментамии гарантии качества послевузовского медицинского обра-18

зования являются:

• лицензирование;

• государственный контроль - создание вертикали контроля качества - аттестация;

• аккредитация;

• рейтинги;

• признание документов об образовании;

• независимое тестирование выпускников резидентуры;

• сертификация и присвоение квалификации.

На сегодняшний день аккредитовано 78 образовательных программ резидентуры в 7 организациях образования (рис. 1) и 45 образовательных программ в 13 организациях науки (рис. 2).

КазН М У КГМУ ЗКГМУ ГМУ ЮКГФА НУО МКТУ

г.Семей КРМУ

Рис. 1. Количество аккредитованных программ резидентуры в организациях образования (медицинские вузы) Республики Казахстан

-у® # # ^ ^ /

Рис. 2. Количество аккредитованных программ резидентуры в организациях науки (научные центры) Республики Казахстан

nazik.ormanbetova@mail.ru \ 0|

Несмотря на национальную систему оценки качества подготовки в резидентуре, можно ли утверждать, что специалисты, получившие свидетельство об окончании резидентуры и сертификат специалиста, действительно способны поддерживать достойный уровень современного здравоохранения? Ответ на этот вопрос кроется в сравнении систем подготовки врачей в Казахстане и других странах, например, в Израиле.

При поступлении в резидентуру Казахстана для участия в конкурсе интерн должен сдать экзамены по одному из европейских иностранных языков, набрав не менее 30 баллов, и по специальной дисциплине, набрав не менее 50 баллов. В противоположность этому в Израиле требуются огромные усилия, чтобы быть принятым для прохождения специализации. Там нет такого условия, что, если врач способен заплатить за свое обучение, конкурс уже не нужен: оплата за обучение (резидентуру) от частных лиц не принимается, да и сумма за обучение слишком велика. Кроме того, каждый заведующий отделением должен выплачивать солидную страховку и в среднем - половину стипендии врачу, который принят в резидентуру, из фондов своего отделения. Поэтому требуется не только найти организацию, которая будет выплачивать стипендию, но и убедить руководителя, что этот врач заслуживает доверия и на него можно рассчитывать. Таким образом, создаются трудные конкурсные условия, и бороться есть за что, поскольку врач-специалист в Израиле имеет высокий социальный статус и получает зарплату намного выше средней зарплаты в стране. Счастливчиков, пробившихся в резидентуру, ждет тяжелейшая работа с высоким напряжением как физических, так и моральных сил [1].

Во время обучения в Казахстане образовательная программа резидентуры формируется на основе типовых учебных планов с нормативными сроками от 2 до 4 лет. Освоенными считаются дисциплины, по которым сданы экзамены с оценками от 50 до 100 баллов. Экзамен, как правило, проводится методом тестирования или собеседования, что предполагает оценку только когнитивных компетенций. Формирование индивидуального учебного плана носит формальный характер.

Обучение в резидентуре в Израиле составляет 3-6 лет. Каждый резидент обязан предо-

ставить законченную научную работу по прикладной базовой дисциплине (иммунология, биохимия, патогистология и т.д.), иметь ротацию не менее полугода по смежным дисциплинам. Каждый резидент должен работать дежурным врачом в своем и приемном отделении. А чтобы получить разрешение на дежурство, следует пройти курсы и сдать экзамен но реанимации, включающий теоретическую и практическую части [2]. Врачи, проходящие специализацию, помимо лечебной работы ведут научные исследования: как минимум ежемесячно докладывают клинические случаи и выполняют обзор мировой литературы по теме доклада, участвуют в ежемесячных научных конференциях. Таким образом, после работы, кроме изучения объемных руководств по специальности, нужно много читать на английском языке. Никто не предполагает параллельный перевод, потому что все врачи обязаны знать иностранный язык на высоком уровне [3].

Для получения доступа к пракгической деятельности выпускник резидентуры должен иметь сертификат специалиста, пройдя тестирование по специальности и имея практические навыки по неотложной помощи. Чтобы получить лицензию специалиста в Израиле, необходимо успешно сдать 2 этапа лицензионного экзамена. Первый - в виде теста, состоящего из 150 вопросов, включающих кроме распространенных и редкие заболевания, и вопросы по базовым дисциплинам. Второй этап устный экзамен, состоящий из 4-х разделов, где с каждым экзаменующимся беседуют по 2 ведущих эксперта страны в этой области.

Таким образом, каждый будущий врач-специалист проходит через собеседование с 8 экзаменаторами. Для объективности оценки обязательно в качестве экзаменаторов привлекаются независимые специалисты. Если какой-либо из разделов экзамена не пройден, экзамен не сдан, и следующая (и единственная оставшаяся) попытка будет возможна только через 1 год. Например, если будущий спсциа-лист-дерматолог (не патологоанатом) из четырех представленных гистологических препаратов в двух случаях поставил неправильный диагноз, экзамен считается проваленным. Плохое знание английского языка не позволяет многим врачам из других стран подтвердить квалификацию врача в Израиле [4].

Руководителями отделений в израильских клиниках в подавляющем большинстве - профессора, и значительная часть штатных врачей крупных клиник являются профессорами, и все без исключения выполняют какие-либо научные исследования на международном уров-не [5].

В Казахстане деятельность практического здравоохранения и деятельность медицинских организаций образования отделены друг от друга. Хотя преподаватели клинических кафедр ведут клиническую деятельность на клинических базах, они составляют незначительную часть практикующих специалистов. Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава кафедр медицинских вузов не занимаются исследованиями на уровне мировых достижений в медицине.

Сложным вопросом является финансовое обеспечение такой специализации. Вероятно, она должна складываться из частного взноса, зарплаты во время врачебной практики и, таким образом, должен стимулироваться инте-

рес к научным исследованиям, и тогда уровень стипендии или зарплаты врачей на специализацию частично будет зависеть от способностей и активности обучаемого.

Вывод ы

Анализ качества подготовки в резиденту-ре Республики Казахстан выявил следующие проблемы, требующие решения:

♦ отсутствие эффективного взаимодействия медицинских организаций и медицинских вузов;

♦ низкий уровень вовлеченности преподавателей клинических кафедр в практическое здравоохранение, а практических врачей -в образовательный процесс;

♦ низкий уровень научной активности на клинических базах медицинских вузов;

♦ несовершенная система финансирования программ резидентуры, отсутствие гибких механизмов оплаты труда преподавателей за клиническую деятельность, педагогической нагрузки практических врачей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Руководство по использованию ECTS, 2015. - 69 с.

2 The European Recognition Manual for Higher Education Institutions Practical guidelines for credential evaluators and admissions officers to provide fair and flexible recognition of foreign degrees and studies abroad Second edition, 2016. - 152 p.

3 The European Higher Education Area in 2015: Implementation Report. - 304 p.

4 Trends 2015:Learning and Teaching in European Universities by Andres Ursock. - 133 p.

5 A Tuning Guide to Formulating Degree Programme Profiles Including Programme Competences and Programme Learning Outcomes. - 97 p.

6 Coleman C.A., Appy S. Health literacy teaching in US medical schools, 2010 // Family Medicine. - 2012. - Vol. 44, № 7. - P. 504-507 https://www.hindawi.com/jovutials/ijim/2015/129187/ref/

7 BlumenthaI DM, Bernard K, Bohnen J, Bohmer R. Addressing the leadership gap in medicine: residents' need for systematic leadership development training //AcadMed. - 2012. - Vol. 87(4). -P. 513-522, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22361800

ТУЙ1Н

>Kofapfbi оку орнынан кеРинп медициналык 6Ln¡м беру-денсаулык, сактау жуйесшщ жэне медициналык кемек сапасымен камтамасыз ету, ceiri дамуына кажетл жагдай болып табылады. Бэсекеге кабтетн денсаулык сактау мамандарын дайындау ywiH реформа кажет, практикалык денсаулык сактау жэне медициналык жогаргы оку орнынан кейшп 6miM бе руд i (резидентура) дамытуды жогаргы оку орныныц cepiirrecTiK жуйеашц механизм!не болжау. Резидентура кабылдау талабын, резидентура батдарламасыньщ 6miM бе руд i каржыландыру жуйеан, практикалык дэр1герлердщ педагогикапык жуктемесш, окытушылардыц

naz ik. or man be to va @,mail. ru

103

клиникалык кызметЫе ецбек акы телеу механихмЫ кайта карастырылуы кажет. Даярлау багдарламасына грант непзтде журпзтген мшдеттелген гылыми зерттеу жумысын енпзуге усыныс жасау. Кез келген уйымньщ, соныц ¡шшде жогаргы оку орнын сапасын жаксарту ушж унем1 уздюсй жеттд1ру кажет. BiniM жуйесжщ б1рмэнд1 емес реформалануы жогаргы оку орнында сапа жуйеамен камтамасыз ету барысында жаца теориялык тэст эз1рлеуд1 куэландырады.

Туйшд1 сездер: жогаргы оку орныныц ¡шю сапа жуйеа, удер1ст1к, 6iniKTiniK, кузырет.

After graduatemedicaleducationcan be found as necessary condition for successful development sysrem of health care and provision quality of medical aid. In order to prepare competitive professionals of health care, reform is required, which involves the development of the system of postgraduate medical education (residency) as a mechanism for a system partnership of the university and practical health care. It is necessary to revise the sources of funding for the educational programs of the residency and the requirements for admission in the residency.lt is necessary to review the requirements of residency, the system of financial educational programs of residency, the mechanism of teacher's payments for clinical activity, practical doctors pedagogical load.To the training program, a compulsory scientific research is proposed, conducted based on grants. For the successful work of any organization, including the university, it is necessary to improve the activities, focused on the enhancement of the quality. Ambiguity of the processes of reforming the education system testifies the need to develop new theoretical approaches to the interpretation of the content of the process of establishing the quality assurance system of the university.

Key words: intra-university quality system, process approach, competency, competence.

SUMMURY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.